на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Личные права и свободы

Кодексом предусмотрены меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. В случаях, прямо предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, в целях пресечения административных правонарушений, когда исчерпаны другие меры воздействия, установления личности, составления протокола об административном правонарушении при невозможности составления его на месте, если составление протокола является обязательным, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях допускаются административное задержание лица, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов (ст. 18.7 КоАП).

По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы.

О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их заменяющих, обязательно (ст. 18.5 КоАП).

Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может производиться лишь органами (должностными лицами), уполномоченными на то законодательством Республики Беларусь в пределах своей компетенции. Кодексом установлены сроки административного задержания. Административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может длиться не более трех часов. В исключительных случаях, в связи с особой необходимостью законодательными актами Республики Беларусь могут быть установлены иные сроки административного задержания.

Лица, нарушившие пограничный режим или режим в пунктах пропуска через государственную границу Республики Беларусь либо совершившие правонарушение, связанное с проникновением на специально охраняемые территории и объекты, могут быть задержаны на срок до трех часов для составления протокола, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения - до трех суток с сообщением об этом письменно прокурору в течение двадцати четырех часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушители не имеют документов, удостоверяющих их личность.

Лица, совершившие мелкое хулиганство, нарушение порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, торговлю в неустановленных местах, незаконную продажу товаров или иных предметов или мелкую спекуляцию, могут быть задержаны до рассмотрения дела народным судьей или начальником (заместителем начальника) органа внутренних дел.

Более строгие меры, связанные с ограничением свободы, предусмотрены уголовно-процессуальным и уголовным законодательством.

Задержание состоит в фактическом задержании лица, доставлении его в орган уголовного преследования и в кратковременном содержании под стражей в местах и условиях, определенных законом.

Уголовно-процессуальным кодексом предусмотрен порядок задержания подозреваемого в совершении преступления.

Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, имеет право обжаловать действия лица, производящего дознание, следователя или прокурора, давать объяснения и заявлять ходатайства.

О всяком случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, орган дознания обязан составить протокол с указанием оснований, мотивов, дня и часа, года и месяца, места задержания, объяснений задержанного, времени составления протокола и в течение двадцати четырех часов сделать письменное сообщение прокурору. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и задержанным. В течение сорока восьми часов с момента получения извещения о произведенном задержании прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного.

Согласно ст. 116 УПК к подозреваемому или обвиняемому могут быть применены меры пресечения - это принудительные меры, применяемые к подозреваемому или обвиняемому для предотвращения совершения ими общественно опасных деяний, предусмотренных уголовным законом, или действий, препятствующих производству по уголовному делу, а также для обеспечения исполнения приговора.

Мерами пресечения являются:

1) подписка о невыезде и надлежащем поведении;

2) личное поручительство;

3) передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части;

4) отдача несовершеннолетнего под присмотр;

5) залог;

6) домашний арест;

7) заключение под стражу (ст. 116 УПК). В качестве новой меры предусмотрен домашний арест. Домашний арест заключается в изоляции подозреваемого или обвиняемого от общества без содержания его под стражей, но с применением правоограничений, определенных прокурором или его заместителем.

Особую специфику имеет заключение под стражу. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется лишь в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет. К лицам, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, мера пресечения в виде заключения под стражу может быть применена по мотивам одной лишь тяжести преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, если они не имеют постоянного места жительства на территории Республики Беларусь или не установлена их личность либо они скрылись от органов уголовного преследования или суда.

В постановлении (определении) о применении данной меры пресечения должны быть изложены основания и мотивы, в силу которых возникла необходимость в заключении подозреваемого или обвиняемого под стражу.

Статья 22 Конституции посвящена принципу равноправия, однако в полной мере в ней не раскрывается этот принцип.

Провозглашенное в Конституции равенство всех перед законом означает закрепление юридического равенства. Дискриминация недопустима.

Равенство перед законом следует рассматривать как равноправие граждан независимо от пола, расы, национальности, происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, места жительства, отношения к религии и других обстоятельств.

Вместе с тем равноправие не исключает с учетом фактического неравенства проявления государством особой заботы о лицах, которые в силу определенных, не зависящих от них, обстоятельств не в состоянии наравне конкурировать с другими лицами. Это может учитываться в законодательстве. Ограничения прав и свобод не должны быть произвольными, они могут вытекать из природы данного права, быть обусловлены потребностями развития демократического общества, необходимостью обеспечения прав и свобод других лиц.

Ряд международных документов посвящен предупреждению дискриминации (см. Декларацию о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (провозглашена резолюцией 36/55 Генеральной Ассамблеи ООН от 25 ноября 1981 г.), Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации (принята резолюцией 2106А (XX) Генеральной Ассамблеи ООН от 21 декабря 1965 г., Конвенцию о дискриминации в области труда и занятий (принята 25 июня 1958 г. Генеральной конференцией МОТ), Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (принята 14 декабря 1960 г. Генеральной Конференцией ООН по вопросам образования, науки и культуры).

Исходя из фактического неравенства граждан, законодатель (Парламент), иные субъекты правотворческой деятельности устанавливают дополнительную юридическую защиту отдельных категорий лиц в зависимости от возраста, пола и других обстоятельств.

В статье 29 Конституции гражданам гарантируется неприкосновенность жилища. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище против воли проживающих в нем лиц. Неприкосновенность жилища - это, по существу, гарантия права человека на личную (частную) жизнь.

Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

Обыск, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные и иные отправления, прослушивание и запись переговоров могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных уголовно-процессуальным законодательством. Так, согласно ст. 208 УПК следователь, имея достаточные основания полагать, что в каком-либо помещении или ином месте, или у какого-либо лица находятся орудия преступления, предметы, документы и ценности, а также другие предметы или документы, имеющие значение для уголовного дела, может произвести обыск для их отыскания и изъятия. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц, а также трупов.

Обыск производится по мотивированному постановлению следователя и только с санкции прокурора или его заместителя. В случаях, не терпящих отлагательства, обыск может быть произведен без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в течение 24 часов о произведенном обыске (см. ст. 210 УПК).

Конституционный Суд считает допустимым наделение уполномоченных должностных лиц правом на беспрепятственный доступ к электрическим и теплоиспользующим установкам независимо от места их нахождения только при наличии аварий, пожаров либо представляющих угрозу жизни людей ситуаций. В иных случаях порядок доступа к таким установкам должен определяться договорами, заключенными между сторонами в соответствии с законодательством.

Без свободы передвижения не может быть свободы личности. Конституция закрепляет право граждан свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно. В данном случае речь идет о свободе граждан Беларуси; иностранцы и лица без гражданства ограничены в праве на иммиграцию в Беларусь.

Согласно ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, ратифицированного Республикой Беларусь, каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную. Упомянутые выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех, которые предусмотрены законом, необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья, нравственности населения или прав и свобод других и совместимы с признаваемыми в указанном Пакте другими правами. Никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну.

Право на свободу передвижения предполагает право свободно передвигаться внутри государства и выбирать место жительства, а также право выезжать из страны и возвращаться обратно.

Что касается первого аспекта, то в Республике Беларусь, как и в некоторых других государствах СНГ, соответствующее законодательство еще не усовершенствовано таким образом, чтобы в максимальной степени обеспечить реализацию этого права.

В ст. 30 Конституции, как уже отмечалось, закреплено право граждан Беларуси покидать ее пределы и беспрепятственно возвращаться обратно. Данная конституционная норма получила свое развитие в ряде нормативных актов, и в частности, в Законе от 2 июня 1993 г. "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь". Согласно этому Закону гражданин Республики Беларусь не может быть лишен права на выезд из Республики Беларусь. Это право в соответствии с указанным Законом может быть лишь временно ограничено.

Так, граждане до выезда за границу на постоянное жительство обязаны исполнить имущественные обязанности перед лицами, на которых распространяется юрисдикция Республики Беларусь. Они вправе сохранять за собой на территории Беларуси жилье и другое имущество, принадлежащее им на праве собственности, кроме земли.

Вместе с тем выезд за границу гражданину на основании ст. 5 названного закона может быть временно ограничен, если:

1) он владеет сведениями, составляющими государственную тайну, - до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду;

2) против него возбуждено уголовное дело - до окончания производства по делу;

3) он осужден за совершение преступления - до отбытия наказания или освобождения от наказания;

4) он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом, - до исполнения обязательств;

5) к нему предъявлен иск - до окончания производства по делу;

6) он сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов;

7) он приписан к призывному участку и подлежит призыву в назначенное время на действительную срочную военную службу - до прохождения срочной военной службы или до освобождения от нее в соответствии с законом.

Согласно Закону "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь" лица, не достигшие 18-летнего возраста, могут выезжать из Республики Беларусь по нотариально заверенному ходатайству законных представителей или в их сопровождении. При отсутствии согласия одного из родителей выезд несовершеннолетнего может быть разрешен на основании решения суда.

Выезд за границу на постоянное жительство детей в возрасте от 14 до 18 лет может быть осуществлен при наличии их согласия, изложенного в письменной форме и нотариально удостоверенного.

Граждане, признанные судом недееспособными, имеют право выезжать за границу только в сопровождении своих законных представителей.

Декретом Президента Республики Беларусь от 24 августа 1999 г. N 33 "О некоторых мерах по совершенствованию порядка выезда из Республики Беларусь" установлено, что граждане Республики Беларусь, не достигшие 18-летнего возраста (далее - несовершеннолетние), могут выезжать из Республики Беларусь с письменного согласия законных представителей или в их сопровождении, если иное не предусмотрено настоящим Декретом. При отсутствии письменного согласия одного из законных представителей выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего может быть разрешен на основании решения суда.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.