на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации

Курсовая работа: Механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Устройство государственной власти в Российской Федерации

1.1 Развитие принципа разделения властей

1.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации

ГЛАВА 2. Законодательная ветвь власти в Российской Федерации

2.1 Общая характеристика законодательной власти в России

2.2 Роль Федерального Собрания в законотворчестве

ГЛАВА 3. Исполнительная ветвь власти в Российской Федерации

3.1 Правительство Российской Федерации

3.2 Роль Правительства в реализации государственной власти в Российской Федерации

ГЛАВА 4. Судебная ветвь власти в Российской Федерации

4.1 Судебная система Российской Федерации

4.2 Конституционный Суд Российской Федерации и Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

4.3 Система судов общей компетенции

4.4 Система Арбитражных судов Российской Федерации

4.5 Мировые Судьи субъектов Российской Федерации

ГЛАВА 5. Президент Российской Федерации в системе государственной власти

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

государственная власть законодательная судебная президент


Введение

Провозглашенные Конституцией Российской Федерации 1993 года новые начала организации современного Российского государства, вытекающие из его определения как демократического, правового и социального (ст. 4), дали новый виток развитию государственной власти в стране. До недавнего времени вся государственная власть была сконцентрирована в руках партийного аппарата. После распада Советского Союза Россия пошла по пути западной цивилизации, отказавшись от тоталитарного прошлого и провозгласив создание правового либерального государства. В механизм осуществления государственной власти вводится система «сдержек и противовесов». Теперь основой механизма осуществления государственной власти является принцип разделения властей на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную.

При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга и разделение их компетенции, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов».

Первоочередной задачей правового государства является создание такого государственного аппарата, который сможет воплотить принципы правового государства в жизнь. Конституцией Российской Федерации закреплены эти принципы, но реально правовое государство может существовать только тогда, когда они будут осуществлены на практике. И, прежде всего это связано с эффективным, целенаправленным и законным осуществлением государственной власти.

Обеспечить защиту прав и свобод человека, верховенство закона и взаимную ответственность граждан и государства, должен государственный аппарат. К сожалению, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия на пути построения правового российского государства.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 17 мая 2003 г. акцентировал внимание на необходимость укрепления Российской государственности, указав на малоэффективность государственного аппарата, его неподготовленность к выработке и реализации решений, адекватных современным потребностям страны, на необходимость разграничения полномочий между различными уровнями власти. Так, констатирует Президент Российской Федерации: «бюрократия сегодня обладает огромными полномочиями. Находящееся в ее руках количество полномочий не соответствует качеству власти.»[1].

Объект курсовой работы: механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации.

Предмет курсовой работы: система «сдержек» и «противовесов», в рамках которой осуществляется государственная власть в Российской Федерации.

Цель курсовой работы изучить механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации и рассмотреть сложившуюся в стране систему «сдержек» и «противовесов».

Задачи курсовой работы:

-  В общих чертах охарактеризовать систему разделения властей в Российской Федерации.

-  Рассмотреть роль Федерального Собрания, Правительства, Судебной системы и Президента в механизме осуществления государственной власти в Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составляют учебная литература по теории государства и права, учебная литература по конституционному праву, а так же статьи в периодических изданиях посвящённые государственному аппарату Российской Федерации и принципу разделения властей.

Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, Федеральные Конституционные Законы, регулирующие деятельность федеральных органов власти, постановления Государственной Думы и Совета Федерации.

Методологическую основу исследования составляют:

– общенаучные методы: анализ, сравнение;

– специальные методы: системный, структурно-функциональный, исторический.

Структура работы отражает поставленные задачи, состоит из введения, пяти глав и заключения.


Глава 1. Устройство государственной власти в Российской Федерации

1.1 Развитие принципа разделения властей

Многие античные и средневековые философы отмечали, что деятельность государства неоднородна и содержит в себе несколько видов: законодательную деятельность, исполнение законов или управление и правосудие.

В XVII веке к этому вопросу обратился английский философ Джон Локк. Он пришёл к выводам, что цель государства это сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством труда. Для их защиты государственная власть должна делиться на законодательную, исполнительную и союзную. Разработанное Джоном Локком учение о государстве было приспособлением теории к форме управления, которая установилась в Англии в результате революции 1688 г. Теорию Локка именуют «гибкой моделью» разделения властей. Она основана на сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве одной из них. Джон Локк отдавал приоритет законодательной власти, но не абсолютизировал её. Остальные власти должны подчиняться ей. В настоящеё время эта система характерна для стран с парламентской формой правления.

Французский философ и историк Шарль-Луи Монтескье, свою теорию «разделения властей» связал с теорией естественного и неотъемлемого права. По его мнению, в идеально устроенном государстве нет концентрации власти у одного органа или должностного лица. В таком государстве существуют три независящие друг от друга власти: законодательная, исполнительная и судебная. Какое-либо объединение их в руках одного органа или лица неизбежно ведет к злоупотреблениям и несовместимы с политической свободой личности. Эту модель принято считать «жесткой» формой разделения властей. Для их современного развития характерны некоторые общие черты. Одна из них состоит в усилении правительственной власти; что касается другой, то она проявляется в усилении средств воздействия различных органов власти друг на друга. Эта модель характерна для стран с президентской формой правления.

Первые шаги по реализации теории разделения властей в России были сделаны лишь в начале XX века. Сторонниками разделения властей в России были М.М. Сперанский, А.П. Куницин (профессор Санкт-Петербургского университета в 1817-1819 гг.), декабрист П.И. Пестель. Но идеи Локка и Монтескье рассматривались и воспринимались ими с учетом реалий Российской империи (верховенство «данной богом» императорской власти).

Но с установлением советской власти все попытки реализации этого принципа были отвергнуты. Разделение властей было объявлено инструментом осуществления власти буржуазией. Концепция разделения властей, как буржуазный институт, марксизмом отвергалась. В период существования СССР вся власть принадлежала Советам. Советы являлись одновременно законодательными, исполнительными и контрольными органами власти. Советы формировали подотчётные исполнительные органы, самостоятельно решали любой вопрос, относящийся к ведению исполнительного органа. Первым реальным шагом к введению в СССР системы разделения властей было учреждение в марте 1991 года поста Президента СССР. Почти в это же время учреждается пост Президента РСФСР. Однако в условиях слабости гражданских институтов, отсутствия гражданского общества и традиций демократического конституционного правления организовать эффективную систему так и не удалось. Сначала (1991 - 1993) власть Советов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные нормы о своем "верховенстве". С ликвидацией системы Советов и принятием Конституции РФ, наоборот, исполнительная власть получила перевес над законодательной властью.


1.2 Принцип разделения властей в Российской Федерации

Для того чтобы исключить возможность противоправного захвата власти, принцип разделение властей в Российской Федерации закрепляется в качестве основы конституционного строя. Этот принцип характеризует механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную.[2] При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы взаимных «сдержек и противовесов». Взаимодействие ветвей власти в режиме взаимных «сдержек» и юридических ограничений, предотвращает преобладание эгоистических интересов в государственной деятельности и узурпацию власти, целенаправленно поддерживая равновесие в обществе и устойчивость государственно-правовой жизни.[3]

В соответствии с положениями Конституции государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, судами и Правительством РФ. Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий и обеспечивает такой баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает возможность перенесения властных полномочий, а тем болеё всей полноты власти, на одного из них. Ни одна из трех ветвей власти не имеёт права вмешиваться в прерогативы другой власти, а тем болеё сливаться с другой властью.

Конституционная система Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти другими властями. К таким «противовесам» следует отнести:

-  срочность полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных уровней;

-  несовместимость депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;

-  право конструктивного вето на законопроекты;

-  право постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы;

-  контроль за законодательным (представительным) органом государственной власти, осуществляемый избирателями в ходе выборов;

-  конструктивный вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной Думы;

-  независимость судейского корпуса.

Сочетание единства и разделения государственной власти в Российской Федерации выражается:

-  в закрепление особого статуса Президента РФ;

-  в установлении различных форм взаимодействия внутри системы органов, относящихся к одной ветви власти (между палатами Федерального Собрания РФ, между Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, внутри системы федеральных судов);

-  в установление механизмов взаимодействия и взаимного влияния Президента РФ, Палат федерального собрания РФ, Правительства РФ и федеральных судов друг на друга;

Проанализировав нормативную базу[4] и практику её реализации, отношения, складывающиеся между указанными субъектами можно сгруппировать по следующим направлениям:

-  отношения в сфере законодательства,

-  отношения в сфере формирования государственных органов, назначение на государственные должности и освобождение от них,

-  отношения в сфере осуществления парламентского контроля,

-  отношения в сфере обеспечения обороны и безопасности государства,

-  отношения в сфере реализации внешней политики государства,

В каждой из указанных сфер осуществляется взаимодействие органов, представляющих ту или иную ветвь власти и Президента РФ.

Взаимодействие, взаимный контроль и ответственность федеральных органов государственной власти призваны обеспечить их согласованное функционирование. Однако, как показывает практический опыт функционирования государственной власти в России, обладая относительной независимостью, и сдерживая друг друга в своей деятельности, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. К сожалению, существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия на пути построения правового российского государства. В отношениях между законодательной и исполнительной ветвями власти, равно как и в отношениях с другими ветвями власти, неизменно превалирует исполнительная власть в «союзе» с президентской.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.