Курсовая работа: Механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Устройство государственной
власти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципа разделения властей
1.2 Принцип разделения властей в
Российской Федерации
ГЛАВА 2. Законодательная
ветвь власти в Российской Федерации
2.1 Общая характеристика законодательной
власти в России
2.2 Роль Федерального Собрания в законотворчестве
ГЛАВА 3. Исполнительная ветвь власти в
Российской Федерации
3.1 Правительство Российской Федерации
3.2 Роль Правительства в реализации
государственной власти в Российской Федерации
ГЛАВА 4. Судебная ветвь власти в Российской
Федерации
4.1 Судебная система Российской
Федерации
4.2 Конституционный Суд Российской
Федерации и Конституционные (уставные) суды
субъектов Российской Федерации
4.3 Система судов общей компетенции
4.4 Система Арбитражных судов Российской
Федерации
4.5 Мировые Судьи субъектов Российской
Федерации
ГЛАВА 5. Президент Российской Федерации
в системе государственной власти
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
государственная власть
законодательная судебная президент
Введение
Провозглашенные
Конституцией Российской Федерации 1993 года новые начала организации
современного Российского государства, вытекающие из его определения как
демократического, правового и социального (ст. 4), дали новый виток развитию
государственной власти в стране. До недавнего времени вся государственная
власть была сконцентрирована в руках партийного аппарата. После распада
Советского Союза Россия пошла по пути западной цивилизации, отказавшись от
тоталитарного прошлого и провозгласив создание правового либерального
государства. В механизм осуществления государственной власти вводится система
«сдержек и противовесов». Теперь основой механизма осуществления государственной
власти является принцип разделения властей на несколько ветвей:
законодательную, исполнительную и судебную.
При этом происходит не
просто отделение законодательной, исполнительной и судебной власти друг от
друга и разделение их компетенции, но создаются такие условия, чтобы они,
действуя самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе
системы взаимных «сдержек и противовесов».
Первоочередной задачей
правового государства является создание такого государственного аппарата,
который сможет воплотить принципы правового государства в жизнь. Конституцией
Российской Федерации закреплены эти принципы, но реально правовое государство
может существовать только тогда, когда они будут осуществлены на практике. И,
прежде всего это связано с эффективным, целенаправленным и законным
осуществлением государственной власти.
Обеспечить защиту прав
и свобод человека, верховенство закона и взаимную ответственность граждан и
государства, должен государственный аппарат. К сожалению, существует еще немало
недостатков в деятельности различных государственных органов, осуществляющих
государственную власть в Российской Федерации, которые зачастую нарушают
конституционные принципы, создавая препятствия на пути построения правового
российского государства.
Президент Российской
Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от
17 мая 2003 г. акцентировал внимание на необходимость укрепления Российской
государственности, указав на малоэффективность государственного аппарата, его
неподготовленность к выработке и реализации решений, адекватных современным
потребностям страны, на необходимость разграничения полномочий между различными
уровнями власти. Так, констатирует Президент Российской Федерации: «бюрократия
сегодня обладает огромными полномочиями. Находящееся в ее руках количество
полномочий не соответствует качеству власти.»[1].
Объект курсовой работы:
механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации.
Предмет курсовой
работы: система «сдержек» и «противовесов», в рамках которой осуществляется
государственная власть в Российской Федерации.
Цель курсовой работы
изучить механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации и
рассмотреть сложившуюся в стране систему «сдержек» и «противовесов».
Задачи курсовой работы:
-
В
общих чертах охарактеризовать систему разделения властей в Российской
Федерации.
-
Рассмотреть
роль Федерального Собрания, Правительства, Судебной системы и Президента в
механизме осуществления государственной власти в Российской Федерации.
Теоретическую основу
исследования составляют учебная литература по теории государства и права,
учебная литература по конституционному праву, а так же статьи в периодических
изданиях посвящённые государственному аппарату Российской Федерации и принципу
разделения властей.
Нормативную базу
исследования составляют Конституция РФ, Федеральные Конституционные Законы,
регулирующие деятельность федеральных органов власти, постановления
Государственной Думы и Совета Федерации.
Методологическую основу
исследования составляют:
– общенаучные методы:
анализ, сравнение;
– специальные методы:
системный,
структурно-функциональный, исторический.
Структура работы
отражает поставленные задачи, состоит из введения, пяти глав и заключения.
Глава
1. Устройство государственной власти в Российской Федерации
1.1 Развитие принципа
разделения властей
Многие античные и
средневековые философы отмечали, что деятельность государства неоднородна и
содержит в себе несколько видов: законодательную деятельность, исполнение
законов или управление и правосудие.
В XVII веке к этому
вопросу обратился английский философ Джон Локк. Он пришёл к выводам, что цель
государства это сохранение свободы и собственности, приобретенной посредством
труда. Для их защиты государственная власть должна делиться на законодательную,
исполнительную и союзную. Разработанное Джоном Локком учение о государстве было
приспособлением теории к форме управления, которая установилась в Англии в
результате революции 1688 г. Теорию Локка именуют «гибкой моделью» разделения
властей. Она основана на сотрудничестве и взаимодействии властей при
верховенстве одной из них. Джон Локк отдавал приоритет законодательной власти,
но не абсолютизировал её. Остальные власти должны подчиняться ей. В настоящеё
время эта система характерна для стран с парламентской формой правления.
Французский философ и
историк Шарль-Луи Монтескье, свою теорию «разделения властей» связал с теорией
естественного и неотъемлемого права. По его мнению, в идеально устроенном
государстве нет концентрации власти у одного органа или должностного лица. В
таком государстве существуют три независящие друг от друга власти: законодательная,
исполнительная и судебная. Какое-либо объединение их в руках одного органа или
лица неизбежно ведет к злоупотреблениям и несовместимы с политической свободой
личности. Эту модель принято считать «жесткой» формой разделения властей. Для
их современного развития характерны некоторые общие черты. Одна из них состоит
в усилении правительственной власти; что касается другой, то она проявляется в
усилении средств воздействия различных органов власти друг на друга. Эта модель
характерна для стран с президентской формой правления.
Первые шаги по
реализации теории разделения властей в России были сделаны лишь в начале XX
века. Сторонниками разделения властей в России были М.М. Сперанский, А.П.
Куницин (профессор Санкт-Петербургского университета в 1817-1819 гг.),
декабрист П.И. Пестель. Но идеи Локка и Монтескье рассматривались и
воспринимались ими с учетом реалий Российской империи (верховенство «данной
богом» императорской власти).
Но с установлением
советской власти все попытки реализации этого принципа были отвергнуты.
Разделение властей было объявлено инструментом осуществления власти буржуазией.
Концепция разделения властей, как буржуазный институт, марксизмом отвергалась.
В период существования СССР вся власть принадлежала Советам. Советы являлись
одновременно законодательными, исполнительными и контрольными органами власти.
Советы формировали подотчётные исполнительные органы, самостоятельно решали
любой вопрос, относящийся к ведению исполнительного органа. Первым реальным
шагом к введению в СССР системы разделения властей было учреждение в марте 1991
года поста Президента СССР. Почти в это же время учреждается пост Президента
РСФСР. Однако в условиях слабости гражданских институтов, отсутствия
гражданского общества и традиций демократического конституционного правления
организовать эффективную систему так и не удалось. Сначала (1991 - 1993) власть
Советов доминировала над исполнительной властью, опираясь на конституционные
нормы о своем "верховенстве". С ликвидацией системы Советов и
принятием Конституции РФ, наоборот, исполнительная власть получила перевес над
законодательной властью.
1.2 Принцип разделения
властей в Российской Федерации
Для того чтобы
исключить возможность противоправного захвата власти, принцип разделение
властей в Российской Федерации закрепляется в качестве основы конституционного
строя. Этот принцип характеризует механизм осуществления государственной власти
в Российской Федерации, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов
Российской Федерации. Государственная власть в Российской Федерации
осуществляется на основе разделения власти на законодательную, исполнительную и
судебную.[2]
При этом происходит не просто отделение законодательной, исполнительной и
судебной власти друг от друга, но создаются такие условия, чтобы они, действуя
самостоятельно, могли взаимно контролировать друг друга на основе системы
взаимных «сдержек и противовесов». Взаимодействие ветвей власти в режиме
взаимных «сдержек» и юридических ограничений, предотвращает преобладание эгоистических
интересов в государственной деятельности и узурпацию власти, целенаправленно
поддерживая равновесие в обществе и устойчивость государственно-правовой жизни.[3]
В соответствии с
положениями Конституции государственная власть в Российской Федерации
осуществляется Президентом, Федеральным Собранием, судами и Правительством РФ.
Конституция закрепляет определенную самостоятельность каждого государственного
органа при осуществлении принадлежащих ему полномочий и обеспечивает такой
баланс полномочий каждой ветви государственной власти, который исключает
возможность перенесения властных полномочий, а тем болеё всей полноты власти,
на одного из них. Ни одна из трех ветвей власти не имеёт права вмешиваться в
прерогативы другой власти, а тем болеё сливаться с другой властью.
Конституционная система
Российской Федерации предусматривает правовые способы сдерживания каждой власти
другими властями. К таким «противовесам» следует отнести:
-
срочность
полномочий выборных должностных лиц или государственных органов различных
уровней;
-
несовместимость
депутатского мандата с занятием должности в аппарате управления;
-
право
конструктивного вето на законопроекты;
-
право
постановки вопроса о конструктивном роспуске Государственной Думы;
-
контроль
за законодательным (представительным) органом государственной власти,
осуществляемый избирателями в ходе выборов;
-
конструктивный
вотум недоверия Правительству Российской Федерации со стороны Государственной
Думы;
-
независимость
судейского корпуса.
Сочетание единства и
разделения государственной власти в Российской Федерации выражается:
-
в
закрепление особого статуса Президента РФ;
-
в
установлении различных форм взаимодействия внутри системы органов, относящихся
к одной ветви власти (между палатами Федерального Собрания РФ, между
Правительством РФ и иными федеральными органами исполнительной власти, внутри
системы федеральных судов);
-
в
установление механизмов взаимодействия и взаимного влияния Президента РФ, Палат
федерального собрания РФ, Правительства РФ и федеральных судов друг на друга;
Проанализировав
нормативную базу[4]
и практику её реализации, отношения, складывающиеся между указанными субъектами
можно сгруппировать по следующим направлениям:
-
отношения
в сфере законодательства,
-
отношения
в сфере формирования государственных органов, назначение на государственные
должности и освобождение от них,
-
отношения
в сфере осуществления парламентского контроля,
-
отношения
в сфере обеспечения обороны и безопасности государства,
-
отношения
в сфере реализации внешней политики государства,
В каждой из указанных
сфер осуществляется взаимодействие органов, представляющих ту или иную ветвь
власти и Президента РФ.
Взаимодействие,
взаимный контроль и ответственность федеральных органов государственной власти
призваны обеспечить их согласованное функционирование. Однако, как показывает
практический опыт функционирования государственной власти в России, обладая
относительной независимостью, и сдерживая друг друга в своей деятельности,
государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга. К сожалению,
существует еще немало недостатков в деятельности различных государственных
органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые
зачастую нарушают конституционные принципы, создавая препятствия на пути
построения правового российского государства. В отношениях между законодательной
и исполнительной ветвями власти, равно как и в отношениях с другими ветвями
власти, неизменно превалирует исполнительная власть в «союзе» с президентской.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|