на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Механизм осуществления государственной власти в Российской Федерации

Полномочия президента в сфере государственной деятельности:

-  Полномочия в законотворческой сфере: Президент РФ обладает правом внесения предложений о пересмотре и поправках к Конституции РФ, правом законодательной инициативы, причем законопроекты, внесенные Президентом РФ в качестве срочных, подлежат внеочередному рассмотрению на заседании Государственной Думы; Президент РФ подписывает и обнародует принятые федеральные законы; вправе в четырнадцатидневный срок с момента поступления закона отклонить его (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ), мотивировав такое отклонение[19]; вето Президента является основанием для нового рассмотрения отклоненного закона (для доработки закона с учетом возражений Президента и нового принятия закона в измененной редакции либо для преодоления вето Президента путем одобрения закона в прежней редакции большинством голосов).

-  Полномочия в сфере формирования или участия в формировании государственных органов и назначения должностных лиц: круг государственных органов и должностных лиц, формируемых (назначаемых) Президентом непосредственно либо с его участием (по его представлению).

-  Полномочия в сфере организации исполнительной власти: определение структуры, формирование, организация работы и осуществление руководства деятельностью, отмена либо приостановлении действия актов, прекращение полномочий органов исполнительной власти.

-  Полномочия в сфере обороны и безопасности: Президент РФ утверждает военную доктрину Российской Федерации; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ; является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; в предусмотренных Конституцией случаях Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом обеим палатам федерального парламента.

-  Полномочия во внешнеполитической сфере: Президент РФ определяет основные направления внешней политики государства; осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; Президент подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

-  Представительские полномочия, вытекающие из статуса Президента как главы государства: Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях[20]; решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища; производит награждения государственными наградами РФ; присваивает почетные звания РФ и высшие специальные звания; определяет соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы[21]; утверждает реестр должностей федеральной государственной службы, устанавливает содержание и порядок ведения реестра федеральных государственных служащих Российской Федерации, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр государственных служащих Российской Федерации; осуществляет помилование; обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении дел в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; назначает общероссийский.

Конституция РФ предусматривает различные формы реализации полномочий Президента РФ:

-  издание актов – указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории Российской Федерации; реализация президентских полномочий оформляется в основном указами, которые могут носить нормативный и ненормативный характер; нормативные указы Президент РФ вправе издавать также по вопросам ведения Российской Федерации впредь до вступления в силу соответствующего федерального закона, при условии непротиворечия издаваемого указа Конституции РФ и действующим федеральным законам, кроме случаев, когда сама Конституция РФ исключает нормотворчество Президента, требуя для решения конкретного вопроса принятия именно федерального конституционного закона либо федерального закона;

-  создание органов при Президенте вспомогательного, консультативного, совещательного характера, обеспечивающих реализацию президентских полномочий. К числу таких органов относятся, Администрация Президента РФ и Совет Безопасности РФ.

Анализ конституционно-правового статуса Президента РФ показывает, что Конституция РФ задает лишь основные параметры полномочий Президента РФ. Как орган, осуществляющий наряду с другими органами, государственную власть и призванный обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, Президент РФ зачастую выходит за пределы тех полномочий, которые прямо указаны в Конституции РФ (например, в случаях издания нормативных указов по предметам ведения Российской Федерации, требующих законодательного регулирования или привлечения органов государственной власти субъектов РФ к конституционно-правовой ответственности). В то же время расширительное толкование полномочий Президента РФ, которое получило распространение и в российском законодательстве, и в практике Конституционного Суда РФ, имеет свои пределы: акты и действия Президента РФ должны осуществляться в рамках его конституционно-правового статуса и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Рассматривая конституционные полномочия Президента РФ как главы государства, полномочия, описывающие его роль в формировании и деятельности правительственно-административных органов, и, особенно, полномочия в отношениях с Государственной Думой и нормотворческие полномочия, а также прибавив к этому чрезмерную сложность предусмотренной в ст.93 Конституции РФ процедуры отрешения Президента от должности можно сделать вывод о потенциальной угрозе демократии со стороны Президента.


Заключение

В результате проделанного исследования, можно сделать вывод, что в Российской Федерации сложился успешно функционирующий механизм осуществления государственной власти. Каждая ветвь власти обладает специфическим набором средств воздействия на другие ветви власти. Каждая ветвь власти играет свою строго определенную роль в системе сдержек и противовесов, ни одна ветвь власти не может взять на себя исполнение полномочий другой ветви власти, принадлежащих ей от природы. Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в общей пирамиде власти взаимозависимы.

Однако основное противоречие принципу разделения властей заключается в несбалансированном соотношении законодательной и исполнительной ветвей власти. Полномочия, осуществляемые Президентом с одной стороны, и полномочия, исполняемые Правительством с другой, в совокупности образуют своеобразную дуалистическую природу исполнительной власти. Данная ветвь власти сочетает в себе президентские полномочия и полномочия, осуществляемые исполнительной властью.

Можно констатировать, что в настоящее время принцип разделения властей, провозглашенный в Конституции Российской Федерации, не содержит достаточно взаимосдерживающих полномочий высших органов государственной власти, что в итоге приводит к их дисбалансу и сосредоточению значительного объема власти в руках главы государства. Федеральное Собрание Российской Федерации с трудом оказывает воздействие на исполнительную власть и на Президента. Сказывается отсутствие действенных рычагов влияния на функционирование исполнительной власти, например, возможность осуществления парламентом контрольных полномочий за деятельностью Правительства и трудность процедуры отставки Правительства (в конечном счете, решающая роль в решение этого вопроса остаётся за президентом).

Назрела необходимость в конкретизации и разграничении полномочий между законодательной и исполнительной властью, основанных на реальной системе сдержек и противовесов. Так как сложившаяся в стране ситуация препятствует развитию демократии в стране и становлению правового государства.


Библиография

1)  Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2005. – 63 с.

2)  О Конституционном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст. закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) / Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=106439

3)  О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст. закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) / Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=93499

4)  О Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст. закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) / Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108739

5)  О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД / Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/

6)  О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление от 30 января 2002 г. N 33-СФ / Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglsovet/

7)  Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: учеб. для вузов / М.В. Баглай, 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. - 784 с.

8)  Борисов, Г.А. Теория государства и права [Текст]: учебник / Г.А. Борисов – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.

9)  Булаков, О.Н. Парламентское право России [Текст]: курс лекций / О.Н. Булаков, И.Н. Рязанцев под. общ. ред. доктора юрид. наук О. Н. Булакова – М.: Юстицинформ, 2007 – 296 с.

10)  Козлова, Е.И. Конституционное право России [Текст]: учеб. для вузов / Е.И. Козлова, Кутафин О.Е. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 585 с.

11)  Косов, Р.В. Теория разделения властей [Текст]: учеб. пособие / Р. В. Косов – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005 – 80 с.

12)  Марченко, М.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / М. Н. Марченко 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 648 с.

13)  Матузов, Н.И. Теория государства и права [Текст]: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько – М.: Юристъ, 2004. – 512 с.

14)  Разделение властей в современной России: проблемы и перспективы [Текст]: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 21 – 22 октября 2008 г. / Под ред. доктора юрид. наук, профессора М.С. Матейковича. – Тюмень: Тюменская областная Дума, Тюменский государственный университет. 2008. – 244 с.


[1] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Москва, 2003 // Российская газета. 2003, 17 мая.

[2] см.: Конституция РФ ст. 10

[3] см.: Борисов, Г.А. Теория государства и права: Учебник – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 109

[4] Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, регулирующие деятельность федеральных органов власти.

[5] Избирается сроком на 5 лет и действует на постоянной основе.

[6] Референдум придаёт нормативно-правовому акту высшую юридическую силу. Однако референдум – дорогая процедура.

[7] см.: Козлов, Ю.М. Исполнительная власть: центральные органы федеральной исполнительной власти / Ю.М. Козлов // Вестник Московского университета. Сер.11, Право. 1993. № 3. – С. 14.

[8] см.: Колпаков, Н. Разделение властей в современном Российском государстве / Н. Колпаков // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 2. –  С. 20.

[9] см.: Бахрах, Д.Н. Административная власть как вид государственной власти / Д.Н. Бахрах // Государство и право. 1992. № 3. – С. 13.

[10] см.: Авакьян С.А. Конституционное право: Энциклопедический словарь, Отв. ред. Авакьян. С.А. - М.: Изд-во Норма, 2001. – С. 498.

[11] Например, в Великобритании это парламент. Правительство полностью подотчётно Палате Общин и в любой момент может быть распущено ею, а часть судебных функций исполняет Палата Лордов.

[12] см.: Конституция РФ ст. 118; «О судебной системе Российской Федерации» Федераль­ный конституционный закон от 31 декабря 1996 г., ст. 1.

[13] см.: Козлова, Е. И., Кутафин, О. Е. Конституционное право России: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: изд-во Юристъ 2006. – С. 529.

[14] см.: Конституция РФ ст. 3, ч. 3 и 4; «О Конституционном суде Российской Федерации». Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г.

[15] см.: Конституция РФ ст. 80

[16] см.: О выборах Президента Российской Федерации: фед. закон от 10 января 2003 г.

[17] см.: Конституция РФ ст. 102  ч.1 п.«д»

[18] см.:  Конституция РФ ст. 92 ч. 2

[19] см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. «По делу о толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Российской Федерации» (п. 3 резолютивной части).

[20] см.:  Конституция РФ ст. 80, ч. 4

[21] см.: «О системе государственной службы Российской Федерации» Федеральный закона от 27 мая 2003 г., ст. 8 п. 4.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.