Полномочия
президента в сфере государственной деятельности:
-
Полномочия в
законотворческой сфере: Президент РФ обладает правом
внесения предложений о пересмотре и поправках к Конституции РФ, правом
законодательной инициативы, причем законопроекты, внесенные Президентом РФ в
качестве срочных, подлежат внеочередному
рассмотрению на заседании Государственной Думы; Президент РФ подписывает и
обнародует принятые федеральные законы; вправе в четырнадцатидневный срок с
момента поступления закона отклонить его (ч. 3 ст. 107 Конституции РФ),
мотивировав такое отклонение[19]; вето
Президента является основанием для нового рассмотрения отклоненного закона (для
доработки закона с учетом возражений Президента и нового принятия закона в
измененной редакции либо для преодоления вето Президента путем одобрения закона
в прежней редакции большинством голосов).
-
Полномочия в сфере
формирования или участия в формировании государственных органов и назначения
должностных лиц: круг государственных органов и
должностных лиц, формируемых (назначаемых) Президентом непосредственно либо с
его участием (по его представлению).
-
Полномочия в сфере
организации исполнительной власти: определение структуры,
формирование, организация работы и осуществление руководства деятельностью,
отмена либо приостановлении действия актов, прекращение полномочий органов
исполнительной власти.
-
Полномочия в сфере
обороны и безопасности: Президент РФ утверждает военную
доктрину Российской Федерации; формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и
освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; в предусмотренных
Конституцией случаях Президент РФ вводит на территории Российской Федерации или
в отдельных ее местностях военное и чрезвычайное положение с незамедлительным
сообщением об этом обеим палатам федерального парламента.
-
Полномочия во
внешнеполитической сфере: Президент РФ
определяет основные направления внешней политики государства; осуществляет
руководство внешней политикой Российской Федерации; ведет переговоры и
подписывает международные договоры Российской Федерации; Президент подписывает
ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых
при нем дипломатических представителей; назначает и отзывает после консультаций
с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания
дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах
и международных организациях.
-
Представительские
полномочия, вытекающие из статуса Президента как главы государства:
Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных
отношениях[20];
решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища; производит
награждения государственными наградами РФ; присваивает почетные звания РФ и
высшие специальные звания; определяет соотношение должностей федеральной
государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей
правоохранительной службы[21];
утверждает реестр должностей федеральной государственной службы, устанавливает
содержание и порядок ведения реестра федеральных государственных служащих
Российской Федерации, а также перечень сведений, включаемых в Сводный реестр
государственных служащих Российской Федерации; осуществляет помилование;
обращается к Федеральному Собранию РФ с ежегодными посланиями о положении дел в
стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства;
назначает общероссийский.
Конституция
РФ предусматривает различные формы реализации полномочий Президента РФ:
-
издание
актов – указов и распоряжений, обязательных для исполнения на всей территории
Российской Федерации; реализация президентских полномочий оформляется в
основном указами, которые могут носить нормативный и ненормативный характер;
нормативные указы Президент РФ вправе издавать также по вопросам ведения
Российской Федерации впредь до вступления в силу соответствующего федерального
закона, при условии непротиворечия издаваемого указа Конституции РФ и
действующим федеральным законам, кроме случаев, когда сама Конституция РФ исключает
нормотворчество Президента, требуя для решения конкретного вопроса принятия
именно федерального конституционного закона либо федерального закона;
-
создание
органов при Президенте вспомогательного, консультативного, совещательного
характера, обеспечивающих реализацию президентских полномочий. К числу таких
органов относятся, Администрация Президента РФ и Совет Безопасности РФ.
Анализ
конституционно-правового статуса Президента РФ показывает, что Конституция РФ
задает лишь основные параметры полномочий Президента РФ. Как орган,
осуществляющий наряду с другими органами, государственную власть и призванный
обеспечить согласованное функционирование и взаимодействие органов
государственной власти, Президент РФ зачастую выходит за пределы тех
полномочий, которые прямо указаны в Конституции РФ (например, в случаях издания
нормативных указов по предметам ведения Российской Федерации, требующих
законодательного регулирования или привлечения органов государственной власти
субъектов РФ к конституционно-правовой ответственности). В то же время
расширительное толкование полномочий Президента РФ, которое получило
распространение и в российском законодательстве, и в практике Конституционного
Суда РФ, имеет свои пределы: акты и действия Президента РФ должны осуществляться
в рамках его конституционно-правового статуса и не должны противоречить
Конституции РФ и федеральным законам.
Рассматривая
конституционные полномочия Президента РФ как главы государства, полномочия,
описывающие его роль в формировании и деятельности правительственно-административных
органов, и, особенно, полномочия в отношениях с Государственной Думой и
нормотворческие полномочия, а также прибавив к этому чрезмерную сложность
предусмотренной в ст.93 Конституции РФ процедуры отрешения Президента от должности
можно сделать вывод о потенциальной угрозе демократии со стороны Президента.
Заключение
В результате
проделанного исследования, можно сделать вывод, что в Российской Федерации
сложился успешно функционирующий механизм осуществления государственной власти.
Каждая ветвь власти обладает специфическим набором средств воздействия на
другие ветви власти. Каждая ветвь власти играет свою строго определенную роль в
системе сдержек и противовесов, ни одна ветвь власти не может взять на себя
исполнение полномочий другой ветви власти, принадлежащих ей от природы.
Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти в общей пирамиде власти
взаимозависимы.
Однако основное
противоречие принципу разделения властей заключается в несбалансированном
соотношении законодательной и исполнительной ветвей власти. Полномочия,
осуществляемые Президентом с одной стороны, и полномочия, исполняемые
Правительством с другой, в совокупности образуют своеобразную дуалистическую
природу исполнительной власти. Данная ветвь власти сочетает в себе
президентские полномочия и полномочия, осуществляемые исполнительной властью.
Можно констатировать,
что в настоящее время принцип разделения властей, провозглашенный в Конституции
Российской Федерации, не содержит достаточно взаимосдерживающих полномочий
высших органов государственной власти, что в итоге приводит к их дисбалансу и
сосредоточению значительного объема власти в руках главы государства.
Федеральное Собрание Российской Федерации с трудом оказывает воздействие на
исполнительную власть и на Президента. Сказывается отсутствие действенных
рычагов влияния на функционирование исполнительной власти, например,
возможность осуществления парламентом контрольных полномочий за деятельностью
Правительства и трудность процедуры отставки Правительства (в конечном счете,
решающая роль в решение этого вопроса остаётся за президентом).
Назрела необходимость в
конкретизации и разграничении полномочий между законодательной и исполнительной
властью, основанных на реальной системе сдержек и противовесов. Так как
сложившаяся в стране ситуация препятствует развитию демократии в стране и становлению
правового государства.
Библиография
1)
Конституция
Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юристъ, 2005. – 63 с.
2)
О
Конституционном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст.
закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=106439
3)
О
судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст. закон
от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2009) / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=93499
4)
О
Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: фед. конст. закон от
17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) / Режим доступа:
http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=108739
5)
О
Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
[Электронный ресурс]: постановление от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД / Режим
доступа: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglduma/
6)
О
Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
[Электронный ресурс]: постановление от 30 января 2002 г. N 33-СФ / Режим
доступа: http://www.consultant.ru/law/review/lawmaking/reglsovet/
7)
Баглай,
М.В. Конституционное право Российской Федерации [Текст]: учеб. для вузов / М.В.
Баглай, 6-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2007. - 784 с.
8)
Борисов,
Г.А. Теория государства и права [Текст]: учебник / Г.А. Борисов – Белгород:
Изд-во БелГУ, 2007. – 292 с.
9)
Булаков,
О.Н. Парламентское право России [Текст]: курс лекций / О.Н. Булаков, И.Н.
Рязанцев под. общ. ред. доктора юрид. наук О. Н. Булакова – М.: Юстицинформ,
2007 – 296 с.
10)
Козлова,
Е.И. Конституционное право России [Текст]: учеб. для вузов / Е.И. Козлова,
Кутафин О.Е. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2003. – 585 с.
11)
Косов,
Р.В. Теория разделения властей [Текст]: учеб. пособие / Р. В. Косов – Тамбов:
Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005 – 80 с.
12)
Марченко,
М.Н. Теория государства и права [Текст]: учебник / М. Н. Марченко 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. – 648 с.
13)
Матузов,
Н.И. Теория государства и права [Текст]: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько –
М.: Юристъ, 2004. – 512 с.
14)
Разделение
властей в современной России: проблемы и перспективы [Текст]: Материалы
Всероссийской научно-практической конференции. 21 – 22 октября 2008 г. / Под
ред. доктора юрид. наук, профессора М.С. Матейковича. – Тюмень: Тюменская
областная Дума, Тюменский государственный университет. 2008. – 244 с.
[1] Послание Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Москва, 2003 //
Российская газета. 2003, 17 мая.
[2] см.: Конституция РФ ст. 10
[3] см.: Борисов, Г.А. Теория
государства и права: Учебник – Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – С. 109
[4] Конституция РФ
и Федеральные Конституционные Законы, регулирующие деятельность федеральных
органов власти.
[5] Избирается
сроком на 5 лет и действует на постоянной основе.
[6] Референдум придаёт
нормативно-правовому акту высшую юридическую силу. Однако референдум – дорогая
процедура.
[7] см.: Козлов, Ю.М. Исполнительная
власть: центральные органы федеральной исполнительной власти / Ю.М. Козлов //
Вестник Московского университета. Сер.11, Право. 1993. № 3. – С. 14.
[8] см.: Колпаков, Н. Разделение
властей в современном Российском государстве / Н. Колпаков // Конституционное и
муниципальное право. 2001. № 2. – С. 20.
[9] см.: Бахрах, Д.Н.
Административная власть как вид государственной власти / Д.Н. Бахрах //
Государство и право. 1992. № 3. – С. 13.
[10] см.: Авакьян С.А.
Конституционное право: Энциклопедический словарь, Отв. ред. Авакьян. С.А. - М.:
Изд-во Норма, 2001. – С. 498.
[11] Например, в Великобритании это
парламент. Правительство полностью подотчётно Палате Общин и в любой момент
может быть распущено ею, а часть судебных функций исполняет Палата Лордов.
[12] см.: Конституция РФ ст. 118; «О
судебной системе Российской Федерации» Федеральный конституционный закон от 31
декабря 1996 г., ст. 1.
[13] см.: Козлова, Е. И., Кутафин, О.
Е. Конституционное право России: Учеб. 4-е изд., перераб. и доп. М.: изд-во
Юристъ 2006. – С. 529.
[14] см.: Конституция РФ ст. 3, ч. 3
и 4; «О Конституционном суде Российской Федерации». Федеральный конституционный
закон от 21 июля 1994 г.
[15] см.: Конституция РФ ст. 80
[16] см.: О выборах Президента
Российской Федерации: фед. закон от 10 января 2003 г.
[17] см.: Конституция РФ ст. 102 ч.1
п.«д»
[18] см.: Конституция РФ ст. 92 ч. 2
[19] см.:
Постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. «По делу о
толковании отдельных положений ст. 107 Конституции Российской Федерации» (п. 3
резолютивной части).
[20] см.: Конституция РФ ст. 80, ч.
4
[21] см.: «О системе государственной
службы Российской Федерации» Федеральный закона от 27 мая 2003 г., ст. 8 п. 4.
|