Открытость границ и
несовершенство законодательной базы привели к увеличению нелегальной миграции в
нашу страну. Численность нелегалов в России в начале XXI в. оценивается
различными ведомствами страны (Федеральной миграционной службой МВД РФ, Госкомстатом
РФ, пограничной и налоговой службами) от 3 до 10 млн. чел. Среди нелегально
въезжающих в РФ иностранных граждан преобладают граждане стран СНГ, Китая,
Вьетнама, КНДР, Афганистана, а также ряда стран Африки. Рост нелегальной
иммиграции ведет к целому ряду очевидных негативных последствий:
• возрастание масштабов
утечки финансовых ресурсов из России, крупномасштабная неуплата налогов и др.
По официальным данным Банка России объем денежных переводов, осуществленных
физическими лицами из Российской Федерации в пользу
физических лиц за границу через системы денежных переводов и «Почту России», за
2006г. увеличился в 1,7 раза по сравнению с 2005г. - до 6 млрд. 005 млн. долл.
При этом, значительную часть денежных переводов из РФ осуществляют мигранты из стран СНГ. Объем зарегистрированных денежных переводов
мигрантов из этих стран в 2005 г. превысил 3 млрд. долл. При этом, по данным Федеральной миграционной службы,
неофициально мигранты из стран СНГ вывозят из России свыше 10 млрд. долл. в
год.
• формирование
значительных по численности этнических «анклавов» в тех регионах России,
которые вовсе не испытывают недостатка в трудовых ресурсах, а, напротив,
являются трудоизбыточными регионами, обладающими весьма благоприятными
условиями для проживания и ведения бизнеса (Краснодарский и Ставропольский
края, Ростовская область, среднее и особенно нижнее Поволжье), нередкое
игнорирование этими анклавами российского законодательства и обычаев коренного
населения и одновременный рост притязаний на землю, недвижимость приводит к
нарастанию в данных регионах межнациональных конфликтов;
• активное участие части
нелегальных иммигрантов в теневом и откровенно криминальном бизнесе, угрозы их
участия в международном терроризме;
• в перспективе
нарастание таких многочисленных этнических анклавов создает уже угрозы
национальной военной и геополитической безопасности страны.
Особым аспектом
нелегальной иммиграции является в значительной степени неконтролируемый поток
иммигрантов из Китая, прежде всего в дальневосточные регионы России. По
имеющимся оценкам, в начале XXI в. в Амурской области, Хабаровском и Приморском
краях проживали 5,5 млн. чел., а в приграничных районах Китая —102 млн. чел.,
при этом дефицит рабочей силы в указанных российских регионах составлял 5 млн.
чел, а численность безработных в сопредельных китайских регионах — 8 млн. чел.
Учитывая сложившуюся
ситуацию, можно предположить, что иммиграция рабочей силы в Россию будет
нарастать. Проведенные исследования показывают, что в Россию прибывают лица
активного трудоспособного возраста, имеющие достаточную профессиональную
подготовку. Причем ряд их характеристик лучше, чем у трудоспособного населения
некоторых регионов России. Ожидается увеличение иммиграции и из стран дальнего
зарубежья.
Принципиально политика
России по отношению к иностранной рабочей силе ориентирована прежде всего на
защиту национального рынка труда. Российские граждане обладают приоритетным
правом на трудоустройство. Однако недостатком проводимой в стране миграционной
политики является то, что она по существу не влияет на целевую направленность
потоков иммигрантов и не оказывает эффективного воздействия на распределение
иностранной рабочей силы по территории России. При этом в некоторых регионах
страны налицо противоречивые тенденции, когда с ростом безработицы одновременно
высоким остается спрос на иностранную рабочую силу.
Существует ряд
законодательных актов, регулирующих правовые отношения мигрантов в России. В
октябре 2002 г. вступил в действие Федеральный закон «О правовом положении
иностранных граждан в Российской Федерации», целью которого является
упорядочение иммиграционного процесса в стране.
С 15 января 2007 года
вступил в силу федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и
лиц без гражданства в Российской Федерации», который регулирует отношения,
возникающие при осуществлении учета перемещений иностранных граждан и лиц без
гражданства, связанных с их въездом в Российскую Федерацию, транзитным
проездом, передвижением по территории РФ при выборе и изменении места пребывания
или жительства в ее пределах, а также выездом из РФ.
Все эти меры направлены
на регулирование миграционных потоков рабочей силы на территории РФ, а также на
снижение преступности связанной с нелегальной миграцией.
Другой составляющей
процесса международной миграции рабочей силы в России является эмиграция. После
того, как в 1991 г. был фактически разрешен свободный выезд за пределы России,
количество эмигрировавших было особенно велико в 1992 г. — более 673 тыс. чел.,
затем это число постепенно сокращалось, достигнув в 2002 г. 107 тыс.чел.
Эмиграционный поток первой половины 90-х гг. состоял более чем на 50 % из
немцев, русских было около 25 %, евреев — 13 —16 %. В последующие годы
постоянно возрастала доля русских.
В страновой структуре
российской эмиграции (в отличие от иммиграции) существенно ниже была доля стран
ближнего зарубежья — 84,7 % выехавших из России в 1992 г., а к 2002 г. этот
показатель уменьшился до 49,6 %. Маршруты российской трудовой миграции в
основном совпадают с направлением потоков международной миграции — в страны
Западной Европы (прежде всего в Германию) и Северной Америки.
Для нашей страны
негативное значение имеет то, что среди трудовых эмигрантов увеличивается число
ученых, высококвалифицированных врачей и инженеров, программистов, писателей,
музыкантов, художников, потенциальных специалистов: аспирантов, студентов,
стажеров. По имеющимся данным, они составляют около 30 % всех эмигрантов.
Убытки, связанные с этим явлением, могут достигнуть 60 млрд. долл. в год
(сейчас некоторыми специалистами они оцениваются в 45 млрд. долл.).[6] Лишь 8—11 тыс. россиян в год
устраиваются работать за границей легально — через государственные структуры и
частные агентства. Около 90 % трудоустраиваются самостоятельно, без социальных
гарантий и отчислений в российский бюджет. По имеющимся оценкам, отрицательные
для экономики России последствия миграционной политики 90-х гг. преодолеть
будет сложнее, чем решить проблемы восстановления и развития производственного
и экспортного потенциала страны.
Тенденции значительной
трудовой эмиграции сохраняли свое действие несмотря на позитивную динамику
экономического развития России в 1999 — 2003 гг. В то же время росту эмиграции
противодействуют внешние и внутренние факторы: старение экономически активного
населения, в том числе и той его части, с которой были связаны значительные
потоки эмиграции в 90-е гг. (в 1999 г. 57,8 % научных кадров России находилось
в возрасте от 50 до 59 лет, еще 18 % — старше 60 лет, а молодежь в возрасте до
29 лет составляла лишь 7,7 %), незнание большой частью населения иностранных
языков, низкий уровень доходов подавляющей части населения (для поездки за
границу нужны значительные средства), ограниченность квот на въезд в
иностранные государства и др.
В настоящее время
предпринимательская деятельность по трудоустройству граждан России за рубежом
лицензируется и его занимаются организации и фирмы, имеющие соответствующие
лицензии. Желающие уехать работать за границу могут также обратиться в
Управление по делам трудящихся-ми грантов Минтруда и заполнить там анкету.
Потом работодатели отбирают кандидатов, которые проходят тестирование. Как
правило, контракт заключается на 3-4 года. С рядом стран подписаны
межправительственные соглашения по вопросам трудовой миграции и соглашения о
статусе российских мигрантов. Так, в соглашении с Германией оговариваются:
возраст работника, сроки найма, условия труда и его оплаты, медицинское
обслуживание, вопросы квот (2 тыс. чел. в год) и др.
Пока еще рано говорить о
приоритетности эмиграционной или иммиграционной политики в отношении рынка
рабочей силы в России. Акцент в первом случае должен быть сделан на обеспечение
условий возвращения специалистов, а во втором — на трудоустройство потоков
беженцев и вынужденных переселенцев из стран «ближнего зарубежья» и регионов,
охваченных гражданскими конфликтами.
На сегодняшний день, основной целью
государственной миграционной политики в России является стимулирование
законной и регулируемой трудовой миграции, идущей в русле экономических,
демографических и внешнеполитических интересов в России. Меры для упорядочения
миграционных отношений и противодействия нелегальной миграции определены в Программе
социально-экономического развития Российской Федерации на 2006-2008 гг.,
утверждённой Правительством 19 января 2006 г. Основные задачи в области
миграции - усиление позитивного влияния миграционной политики на
социально-экономические и демографические преобразования России, продвижение
интересов России в международных отношениях, обеспечение национальной
безопасности.
К
приоритетам государственной миграционной политики относятся:
- повышение миграционной
привлекательности России, в частности, создание условий для привлечения в
страну квалифицированных легальных трудовых ресурсов и снижение эмиграции из
России;
-
содействие добровольному переселению на постоянное место жительства в Россию
соотечественников из-за рубежа;
-
создание благоприятных условий для совместной жизнедеятельности
коренного
населения и мигрантов;
-
повышение эффективности противодействия нелегальной миграции в
системе общей борьбы с
преступностью и терроризмом на национальном и международном уровнях.
-
дальнейшее развитие миграционного законодательства, в том числе в части
сокращения сроков получения российского гражданства;
-
совершенствование миграционного учёта иностранных граждан.
Принципиальный подход
Правительства РФ состоит в том, что количество привлекаемых мигрантов должно
чётко соотноситься с потребностями национальной экономики и не перевешивать
интересы российских работников.
Подвижность населения и трудовых
ресурсов – одна из важных особенностей современных международных экономически
отношений.
Страны-экспортеры
и страны-импортеры трудовых ресурсов, международные организации по миграции
совершенствуют законодательство, механизм регулирования миграционных процессов
и потоков, руководствуясь принципами свободы и демократии с учетом национальных
интересов.
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция
обеспечивает несомненные преимущества как принимающим рабочую силу странам, так
и поставляющим ее. Но она способна породить и острые социально-экономические
проблемы.
Какие положительные последствия
трудовой миграции сегодня признаются и используются?
Прежде
всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют смягчению
условий безработицы, появлению для страны–экспортера рабочей силы
дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов, а
также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как правило,
пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в собственное
дело, создавая дополнительные рабочие места.
К
отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции роста
потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые доходы,
«утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и т.п.
Для
нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта,
получаемого страной в результате трудовой миграции, используют средства
государственной политики. Просчеты в выборе ориентиров миграционной политики
вызывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной миграции и последующей
социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой области особенно
очевидны неэффективность жестких, директивных мер и необходимость косвенных,
координирующих воздействий со стороны государств и правительств.
В
России создана правовая и организационная база эмиграции и иммиграции трудовых
ресурсов, разработана федеральная миграционная программа, заключены
двусторонние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых
ресурсов. Важным направлением интегрирования России в мировое сообщество должна
стать ратификация международных конвенций, регламентирующих процессы трудовой
миграции.
Наша
страна тесно сотрудничает с МОТ. На Международной конференции труда 6 июня 2006 в Женеве была
подписана программа сотрудничества между МОТ и Россией на 2006 - 2009 гг. Одним
из основных вопросом программы является управление миграционными процессами в
России. В программе подчеркивается необходимость дальнейшего совершенствования
национального законодательства, а также международных и двусторонних
механизмов, направленных на регулирование миграции и недопущение насилия в
отношении трудящихся-мигрантов.
Международная миграция в
перспективе будет продолжаться. Все большая часть рабочей силы, поступая на
мировой рынок, становится товаром глобального масштаба. Регулирование международной
миграции и цена рабочей силы нее чаще определяются не отдельными государствами
и ТНК, а мировым сообществом и формирование международного рынка труда
становится важным фактором процесса глобализации мирового хозяйства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|