Курсовая работа: Оценка результативности деятельности органов исполнительной власти
Содержание
Введение
1.
Место и роль органов государственной власти в государственном аппарате
управления
2.
Оценка результативности деятельности органов исполнительной власти как
инструмент повышения качества выполнения государственных функций
3.
Основные методы и подходы к оценке деятельности государственных служащих
Заключение
Список
использованной литературы
Приложение
государственный аппарат власть служащий
Введение
Государственная служба в России сегодня является больше сферой
сосредоточения коммерческих интересов различных бизнес-элит, нежели областью применения
и реализации действительных государственных интересов и планов. За последние 20
лет развития нашей страны происходила постепенная трансформация легитимных институтов
управления обществом в громоздкую бюрократическую систему, которая не способна решать
стратегические долгосрочные задачи. В данных условиях можно с уверенностью подвергнуть
сомнению эффективность продекларированных реформ и концепций, прежде всего, направленных
на модернизацию экономического комплекса и построение действенного гражданского
общества в РФ.
Принцип разделения властей, являющийся центральным в теории построения
справедливого и эффективного государства, к сожалению, в отечественной практике
не всегда реализуем и применим. Многочисленные злоупотребления властью, использование
так называемого административного ресурса в личных целях и совокупное общественное
недовольство результатами деятельности большинства государственных институтов свидетельствуют
о нарушениях данного принципа. Однако высокая степень конфликта интересов внутри
государственных структур и отсутствие работающих механизмов общественного контроля
не способствуют созданию адекватной системы оценки результативности деятельности
органов государственной власти. Потребность в определении состава и структуры целевых
ориентиров функционирования органов государственной власти определили актуальность
курсовой работы.
Объектом исследования является сложившаяся в России на данном
этапе система органов исполнительной власти. Предметом исследования выступили основные
подходы к определению результатов деятельности указанных ранее объектов исследования.
Цель исследования – рассмотреть систему мониторинга результативности
деятельности органов исполнительной власти. Для достижения выбранной цели необходимо
решить следующие задачи:
- определить место и роль органов исполнительной власти в системе
государственной власти РФ;
- рассмотреть показатели оценки деятельности органов исполнительной
власти;
- обозначить основные методы и подходы к оценке деятельности государственных
служащих.
Теоретической базой написания данной курсовой работы послужили
в основном статьи и монографии авторитетных российских и зарубежных специалистов
в области теории государства, права и финансов, кроме того, учебные пособия, периодические
издания, нормативно-правовые источники и информационно-аналитические источники отечественных
и иностранных электронных СМИ.
1. Место и роль органов государственной
власти в государственном аппарате управления
Вначале исследования обратимся к сущности понятий “государственный
аппарат” и “механизм государства” как образующих элементов системы государственной
власти в целях дальнейшего определения положения органов исполнительной власти в
ней.
Государственный аппарат – система специальных органов и учреждений,
посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита
его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата
выражаются в следующем:
- механизм государства состоит из людей, специально занимающихся
управлением (законотворчеством, исполнением законов, их охраной от нарушений);
- государственный механизм представляет собой сложную систему
органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих
непосредственных властных функций;
- функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются
организационными и финансовыми средствами, а в необходимых случаях и принудительным
воздействием;
- механизм государства призван надежно гарантировать и охранять
законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных
органов ограничивается правом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые
отношения между государством и личностью.
В юридической науке понятие “механизм государства” и “государственный
аппарат” обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно
которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно
осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями,
а в понятие “механизм государства” включаются наряду с государственным аппаратом
еще и государственные учреждения и организации, а также “материальные придатки”
государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, уголовно-исполнительные учреждения
и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует. Существует научная
позиция, в соответствии с которой под аппаратом государства понимаются все органы
государства в статике, а под механизмом государства – те же органы, но в динамике.
Изучая аппарат государства, говорят, прежде всего, о назначении, порядке образования,
компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства
– непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между
собой в процессе осуществления тех или иных функций государства.
Как уже было указано ранее, государственный аппарат не является
синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных
органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия. Перечислим
основные принципы организации и деятельности государственного аппарата:
- представительство интересов граждан во всех звеньях государственного
аппарата;
- разделение властей;
- гласность и открытость в деятельности государственного аппарата;
- высокий профессионализм и компетентность;
- законность;
- демократизм;
- субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной
властью членов федерации (в федеративных государствах).
Как можно заметить, совокупность отмеченных выше принципов представляет
собой совершенную систему управления, существование которой возможно лишь в теоретических
концепциях и подходах государственного строительства. Хотя при этом именно такая
модель в общем смысле должна являться высшим ориентиром при развитии любого современного
государства.
Рис. 1.1. Концептуальная основа функционирования органов государственной
власти в РФ
Таким образом, органы государственной власти предназначены для
управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные
и местные. В различных странах конституциями или постановлениями высших государственных
органов власти выделены различные органы и институты, отвечающие за повышение контроля
над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями
и органами власти, партиями. Например, службы финансового контроля, советы безопасности,
прокуратуры, центральные избирательные органы.
На региональном и местных уровнях количество различных органов
власти и самоуправления может быть различным и варьироваться в зависимости от конституции
страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так
и региональных.
В Российской Федерации к основным центральным органам власти относятся:
1. Глава государства — Президент Российской Федерации;
2. Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание РФ;
3. Правительство — Правительство Российской Федерации во главе
с Председателем Правительства;
4. Федеральные органы исполнительной власти: Министерства РФ,
федеральные службы и федеральные агентства РФ, управляемые Президентом или подведомственные
и управляемые Правительством РФ)
5. Судебные органы — Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный
суд, Высший Арбитражный суд.
На уровне субъектов РФ существуют органы исполнительной и законодательной
власти субъектов РФ.
Далее перейдем к непосредственному рассмотрению положения органов
исполнительной власти в системе государственной системы власти.
В соответствии с конституционным принципом разделения властей
исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной
власти. Ее основное назначение – организация практического исполнения Конституции
и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой
на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения.
Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами
и средствами публичного, преимущественно административного права.
Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная
деятельность по непосредственному управлению всеми общественно значимыми сторонами
жизни государства. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности
являются:
- издание правовых актов управления использование распорядительных
и контрольных полномочий,
- заключение административных договоров,
- проведение организационных мероприятий.
Структурными элементами исполнительной власти являются органы
исполнительной власти, государственные служащие, юридическая (правовая) структура
– система норм, определяющая степень компетенции органов власти и должностных лиц.
Орган исполнительной власти – это вид государственного органа,
который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной
власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в
процессе государственного управления. В композиционном плане орган исполнительной
власти включает два основных элемента:
- объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны
он представляет собой определенный организационно-правовой институт публичного права,
реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего
законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного
права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую
форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его
организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая
характеризует меру его власти.
- субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент
органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной
службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают
осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.
Исполнительная власть не может существовать иначе, как посредством
своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы
и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих
законах, положениях и нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления
строго определенного вида государственно-управленческой деятельности.
Рис. 1.2. Способы и механизмы образования органов государственной
власти
Таким образом, орган исполнительной власти – это публично-правовой
институт, который представлен одним из должностных лиц, официально осуществляющих
исполнительно-распорядительную деятельность и наделенных в законном порядке определенной
компетенцией, материальными и правовыми средствами, необходимыми для реализации
возложенных на них государственных задач и функций. В свою очередь, согласно принципу
разделения властей, органы исполнительной власти играют центральную роль в осуществлении
властных полномочий, выступая наравне с прочими ветвями власти, непосредственно
реализуя при этом решения и требования законодательных и судебных органов власти.
2. Оценка результативности
деятельности органов исполнительной власти как инструмент повышения качества выполнения
государственных функций
Рассмотрим показатели оценки результативности деятельности органов
исполнительной власти с позиции реализации ими своих публично-нормативных обязательств
в части осуществления бюджетных расходов. В соответствии с распоряжением Правительства
РФ “Об утверждении программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных
расходов на период до 2012 года” № 1101-р от 30.06.2010 г. представлена одноименная
программа. Данная программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных
расходов на период до 2012 года разработана с целью создания условий для повышения
эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных
(муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных
(муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных
приоритетов и целей социально-экономического развития. В Программе сформулированы
основные задачи, решение которых должно обеспечить достижение ее цели, а также определены
направления деятельности Правительства РФ на 2010–2012 годы. Цель и задачи Программы
свидетельствуют о том, что она будет реализовываться в рамках, проводимых в стране
административной и бюджетной реформ.
Страницы: 1, 2, 3
|