на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Опека и попечительство как вид социальной заботы государства

Курсовая работа: Опека и попечительство как вид социальной заботы государства

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие и правовая модель социальной заботы государства

1.2 Природа права на социальную заботу государства

1.3 Реализация права на социальную заботу

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМАЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАБОТЫ

2.1 Понятие опеки (попечительства)

2.2 Предмет, задачи, принципы института опеки и попечительства

2.3 Особенности исторического развития института опеки, попечительства

3. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)

3.1 Основания и порядок установления опеки или попечительства

3.1.1 Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними

3.1.2 Установление опеки над совершеннолетними недееспособным

3.1.3 Установление попечительства над совершеннолетними

3.2 Прекращение опеки и попечительства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы: «Опека и попечительство как вид социальной заботы государства».

Граждане Российской Федерации вступают в различные общественные отношения во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни и имеют соответствующие права и обязанности.  Положение ст. 60 Конституции Российской Федерации (далее Конституции РФ) о возможности самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности соответствует положению действующего гражданского законодательства о наступлении гражданского совершеннолетия по достижении 18-летнего возраста. С этого момента гражданин становится полностью дееспособным (ст. 21 Гражданского Кодекса Российской Федерации, далее ГК РФ). Дееспособный гражданин может самостоятельно заключать договоры, распоряжаться собственностью, выдавать доверенности, совершать иные юридические действия, что обеспечивает ему возможность принимать активное участие в общественной жизни. Он несет самостоятельную ответственность за свои действия.

Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, социальной заботе государства.

Конституция РФ вслед за международными актами закрепила ряд прав личности, имеющих первостепенное значение. Помимо права на жизнь, человеку гарантированы право на социальное обеспечение в случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) и иные права, которые принято называть социальными.

В этой работе применительно к социальным правам используется термин «социальная забота», т.е. деятельность по обеспечению потребностей нуждающегося в заботе лица, осуществляемая государством в лице его органов, а также организация­ми и отдельными гражданами, в том числе членами семьи этого лица.

Институт опеки и попечительства впервые введен в гражданское законодательство. Ранее эти нормы содержались в Кодексе о Браке и Семье 1969 г. Однако данный институт всегда считался комплексным, содержащим нормы гражданского, семейного и административного права.

Гражданский кодекс РФ регулирует общие вопросы: цели опеки и попечительства, права и обязанности опекунов (попечителей) (ст. 31–33), органы опеки и попечительства (ст. 34), назначение опекунов и попечителей, а также освобождение или отстранение их от своих обязанностей (ст. 35, 39), исполнение опекунами и попечителями своих обязанностей (ст. 35–37), доверительное управление имуществом подопечных (ст. 38), прекращение опеки и попечительства (ст. 40).

Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ опеки и попечительства проведенный по следующим направлениям:

1) всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования опеки и попечительства;

2) рассмотрение проблем применения правовых норм, регулирующих опеку и попечительство.

В рамках данных направлений предполагается решить следующие задачи:

1) выявить тенденции развития норм, регулирующих опеку, попечительство;

2) определить содержание и признаки опеки и попечительства согласно действующему законодательству и правоприменительной практике.

Объектом научного анализа настоящей работы являются опека и попечительство как вид социальной заботы государства. В качестве методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический, формально-юридический метод, различные способы толкования права.

При написании работы я знакомилась с действующим законодательством по данному вопросу, и сравнивала его с существовавшим ранее. Я также изучила труды ученых-правоведов на эту тему, в частности, работы


1.  ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАБОТЫ ГОСУДАРСТВА

1.1 Понятие и правовая модель социальной заботы государства

Конституция РФ вслед за международными актами закрепила ряд прав личности, имеющих первостепенное значение. Помимо права на жизнь, человеку гарантированы право на социальное обеспечение в случаях, установленных законом (ст. 39 Конституции РФ), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), право на жилище (ст. 40 Конституции РФ) и иные права, которые принято называть социальными.

В правовых актах, закрепляющих гарантии права на социальное обеспечение, используются различные понятия, обозначающие те или иные способы оказания помощи человеку со стороны государства. Речь идет о:

1)государственной социальной помощи, под которой понимается предоставление «социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров».

2)социальном обслуживании как совокупности действий, совершаемых в пользу определенных категорий лиц.

Идея социального обеспечения гуманна и имеет много заслуг, но в современных условиях она не исчерпывает всех аспектов социальной поддержки нуждающихся в помощи граждан. Вынося на обсуждение юридической науки идею социальной заботы, мы далеки от мысли произвести революцию в принятой и давно устоявшейся терминологии. Задача состоит в ином: чтобы избежать рутинизации отрасли социального обеспечения, необходимо обозначить перспективы ее дальнейшего развития. При всей устойчивости тех ценностей, на которых зиждется идея социального обеспечения, необходимо учитывать и ценности человеческой активности, самореализации, солидарности и достоинства, которые в настоящее время выдвигаются на первый план, постепенно включаются в число базовых. Именно с этим связана наша попытка обосновать понятие «социальная забота» как правовую категорию. Забота в данном случае должна рассматриваться не только в форме единовременных или периодических платежей, но также и в других формах. Одно из значений слова «забота» - внимание к нуждам, потребностям кого-либо, попечение о ком-либо. В свою очередь юридическое значение термина «забота» может быть разным. В этой работе забота будет рассматриваться широко, как «социальная забота», т.е. деятельность по обеспечению потребностей нуждающегося в заботе лица, осуществляемая государством в лице его органов, а также организациями и отдельными гражданами, в том числе членами семьи этого лица.

В содержание этой деятельности входит целый комплекс всевозможных действий, включая выявление нуждающегося в заботе лица или, например, предоставление ему при необходимости денежных средств или имущества.

Социальная забота осуществляется, например, и с помощью уплаты алиментов членами семьи, и при предоставлении благотворительной помощи гражданам или социальным учреждениям, и при помещении престарелого гражданина в социальное учреждение.

В современных условиях многие нуждающиеся в заботе и попечении лица по разным причинам не могут рассчитывать на предоставление им помощи от членов первичной социальной ячейки - семьи. Тем не менее, они в силу такой объективной нуждаемости вправе претендовать на предоставление заботы со стороны общества всего социального коллектива.

Сочетание справедливости и сострадания в феномене заботы представляется обоснованным. Желание помочь проистекает не только из одного сострадания (жалости), это чувство, в свою очередь, продиктовано живущими в сознании человека представлениями о справедливости. Границы представлений о справедливости динамичны, и только правосознание в его статике поможет определить, каких именно субъектов закон должен в данный момент защищать. Потому и социальная забота - мобильное явление, подверженное изменениям в зависимости от уровня общественного материального благосостояния.

1.2 Природа права на социальную заботу государства

Право на социальную заботу должно быть признано как право по природе конституционное. Как полагает Л.Д. Воеводин, основные права, свободы и обязанности «сложились на базе вызревших в обществе коренных, существенных отношений и связей между государством и его гражданами: Будучи основными по содержанию, соответствующие юридические возможности могут стать таковыми по форме, если они будут закреплены в Основном законе государства».

Право человека на социальную заботу должно занять свое место среди основных прав человека, заменив собой декларативное по существу право на социальное обеспечение. Осуществление права на социальную заботу имеет весьма важное значение, поскольку тесно связано с реализацией права человека на жизнь. Содержание ст. 20 Конституции РФ дает основание ученым-юристам рассматривать в содержании права на жизнь в первую очередь недопустимость лишения человека жизни и обсуждать проблему отмены смертной казни. В то же время гарантии поддержания жизни в данном контексте, как правило, в юридической литературе не рассматриваются. Однако, например, Л.Д. Воеводин, анализируя право человека на социальное обеспечение, признает, что «установленные методы исчисления и размер пенсий не гарантируют даже самого основополагающего права: права на жизнь», тем самым подтверждая взаимосвязь между правом на жизнь и помощью человеку со стороны государства.

Таким образом, можно рассматривать право на социальную заботу как конституционное право и одновременно как элемент содержания общей правоспособности гражданина. В то же время оно входит в содержание специальной правоспособности нуждающихся в социальной заботе отдельных категорий граждан и в качестве конкретного субъективного права становится элементом соответствующего отраслевого правоотношения.

Длительное время в отечественной науке продолжается дискуссия о соотношении понятий «правовой статус», «правоспособность», «субъективное право». Я полагаю, что право на социальную заботу как конституционное право должно быть признано одним из элементов общеправового статуса личности. Конституционные права: образуют основу правового статуса гражданина и существуют в рамках особых правоотношений, носящих характер конституционных (государственно-правовых) отношений».

1.3 Реализация права на социальную заботу

Под реализацией права принято понимать завершающую стадию механизма правового регулирования. С.С. Алексеев пишет: «Стадия реализации прав и обязанностей характеризуется тем, что программы поведения, которые заложены в юридических нормах и затем выражены в конкретных мерах поведения (правах и обязанностях), воплощаются в жизнь, осуществляются в фактическом поведении участников общественных отношений, становятся реальностью». При этом актами реализации являются «юридически значимые результативные действия субъектов».

Таким образом, под реализацией права на социальную заботу следует понимать его реальное осуществление посредством юридически значимых действий самого управомоченного лица, а также действий иных лиц, обязанных осуществлять социальную заботу.

Реализация правомочий, составляющих содержание права на социальную заботу, осуществляется прежде всего в рамках общественных отношений «человек – человек», в том числе «человек - члены его семьи». Однако эти отношения не всегда имеют место. Кроме того, при осуществлении заботы в отношении нуждающегося в ней субъекта со стороны другого лица (лиц) не исключается нарушение прав и интересов подопечного, злоупотребление «покровителем» своими возможностями в личных целях.

Эти два негативных фактора требуют вмешательства публично-властных механизмов. Прежде всего, нуждающееся в заботе лицо должно быть обнаружено («выявлено»), необходимо также установить место его пребывания и степень необходимой ему помощи. На этом этапе осуществления социальной заботы на государстве (определенных им органах государственного управления) лежит обязанность по выявлению таких лиц. Исполнение этой обязанности - первый и немаловажный этап реализации права на социальную заботу.

В современных условиях для реализации права человека на социальную заботу необходимо незамедлительное принятие целого комплекса правовых, экономических и иных мер, которые не могут быть сведены только к поиску в бюджете средств для выплаты пособий и пенсий или для создания приютов для содержания в них граждан на полном государственном обеспечении. Необходимы следующие меры: выявление лиц, имеющих право на социальную заботу; поиск возможностей для предоставления им помощи силами членов семьи, близких или иных лиц; построение системы социальных учреждений, оказывающих различные виды социальной заботы от посещения, нуждающегося в заботе лица на дому до помещения его в учреждение - как за счет самого лица, так и за счет иных лиц или государства; стимулирование благотворительной деятельности; культивирование в людях чувства ответственности, сострадания, потребности в заботе и в семейном объединении.

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.