2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ИНСТИТУТА ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА) КАК ФОРМАЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГРАЖДАН
2.1 Понятие опеки
(попечительства)
Каждый участник правовых
отношений, в том числе и гражданин, должен обладать правосубъектностью. Она
складывается из двух составляющих: правоспособности и дееспособности.
Правоспособность - это способность индивида иметь права и нести обязанности. Ею
наделен каждый человек с момента рождения. Дееспособность - это способность
своими действиями приобретать права, принимать на себя обязанности и исполнять
их.
Осуществление прав и
обязанностей предполагает, что гражданин сознает значение и предвидит
последствия своих действий, в том числе и те негативные последствия, которые
связаны с совершением им неправомерных действий, невыполнением взятых им на
себя обязательств. Это требует определенных знаний и жизненного опыта, поэтому
закон связывает наступление дееспособности в полном объеме с достижением
определенного возраста. В гражданском праве он равен 18 годам. Гражданин,
достигший этого возраста, вправе самостоятельно осуществлять весь объем прав и
обязанностей, закрепленный в законе.
Закон допускает также
частичную дееспособность. Действительно, было бы неразумно применять одинаковые
ограничения и запреты к пятилетнему ребенку и подростку 16-ти лет. Частично
дееспособными признаются лица в возрасте от 14 до 18 лет. Частично дееспособный
гражданин в соответствии с ГК РФ вправе самостоятельно распоряжаться своим
заработком или другими доходами, совершать мелкие бытовые сделки, вносить
вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а также осуществлять другие
действия, предусмотренные законом (ст. 26 ГК РФ). Более серьезные сделки они
могут совершать с согласия своих законных представителей, к которым относятся
родители, усыновители и попечители.
Лица, не достигшие
14-ти лет, признаются в гражданском праве недееспособными. Однако 14 лет - это
довольно большой временной промежуток, в течение которого сознание ребенка
значительно меняется. Поэтому закон выделяет в данном периоде два промежутка:
1) с рождения до 6 лет, и 2) с 6 до 14 лет. Дети, чей возраст соответствует
первому промежутку, признаются полностью недееспособными. Малолетние в возрасте
от 6 до 14 лет вправе самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки, сделки,
направленные на безвозмездное получение ими выгоды, сделки по распоряжению
средствами, предоставленными им родителем, законным представителем или с
согласия последних третьим лицом для свободного распоряжения. Иные сделки за
малолетних совершают от их имени представители - родители, усыновители или
опекуны. Указанные лица несут имущественную ответственность за вред,
причиненный малолетним, если не докажут, что вред был причинен не по вине
законных представителей.
Возможность
осуществления своих прав и обязанностей неотчуждаема.
Гражданин может быть
ограничен в дееспособности только в случаях, предусмотренных законом, и только
по решению суда. Такая возможность предусмотрена в ст. 30 ГК РФ для граждан,
злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами, если они
ставят свою семью в тяжелое материальное положение. По решению суда над таким
гражданином устанавливается попечительство, и он может совершать сделки по
распоряжению имуществом, получать доходы и распоряжаться ими лишь с согласия
попечителя, за исключением мелких бытовых сделок. Однако такой гражданин
самостоятельно несет имущественную ответственность по совершенным им сделкам и
за причиненный им вред. При прекращении гражданином злоупотребления спиртными
напитками или наркотическими веществами суд отменяет ограничение дееспособности
и установленное над гражданином попечительство.
Достижение гражданином
18-ти лет не является единственным условием признания его дееспособным. Для
того чтобы максимально полно реализовывать свои права и исполнять обязанности
гражданин должен быть психически вменяем. Отсутствие этого фактора ведет к
признанию гражданина недееспособным решением суда и к установлению над ним
опеки. Все сделки от лица гражданина, признанного недееспособным осуществляют
его опекуны.
Возможна также
ситуация, когда гражданин, будучи полностью дееспособным, тем не менее, не в
состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности по состоянию
здоровья. В этом случае по просьбе гражданина над ним может быть установлено
попечительство в форме патронажа.
Что же такое опека и
попечительство? В научной литературе высказываются различные соображения в
отношении понятия опеки и попечительства. Это комплексный раздел семейного и
гражданского права, включающий все вид попечения над гражданами, которые
нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту
их личных и имущественных прав.
Опека и попечительство
тесно связаны друг с другом. В обоих случаях речь идет о лицах недееспособных
или ограниченно дееспособных. Нормы, регулирующие опеку и попечительство,
излагаются в одних и тех же законодательных актах, занимаются их решением одни
и те же государственные органы - органы опеки и попечительства. Общим также
является и порядок выбора и назначения опекунов, их обязанность защищать права
своих подопечных.
Однако между опекой и
попечительством существуют и определенные различия. Из-за того, что опеку
назначают над недееспособными гражданами, опекуны осуществляют от их имени все
юридические действия. Попечитель же является лишь помощником своего
подопечного. Учитывая возраст наступления дееспособности в гражданском праве,
опеку над несовершеннолетним устанавливают до достижения им 14-ти лет, с 14-ти
до 18-ти лет над несовершеннолетним устанавливается попечительство.
2.2 Предмет, задачи,
принципы института опеки и попечительства
Непосредственно сами
правоотношения опеки и попечительства начинаются с момента, когда произведено
установление опеки или попечительства, и заканчиваются с ее прекращением.
Однако в предмет института должны входить и некоторые отношения, предшествующие
установлению опеки, поскольку в задачи правового регулирования в данном случае
входит не только упорядочение возникших отношений, но и обеспечение их
возникновения. Таким образом, в предмет института опеки и попечительства входят
следующие отношения.
1. Отношения по
установлению опеки и попечительства, возникающие с того момента, как в
предусмотренном законом порядке для нуждающегося в социальной заботе лица
избрана необходимая форма устройства - опека (попечительство).
2. Отношения по
осуществлению опеки и попечительства. Данные отношения длятся с момента
установления опеки и попечительства до момента ее прекращения. Участниками
данных отношений являются органы опеки и попечительства, опекуны (попечители),
доверительные управляющие имуществом подопечных, а в отдельных случаях и сами
подопечные. Отношения по осуществлению опеки и попечительства - центральные в предмете
института, в их рамках непосредственно осуществляется социальная забота.
3. Отношения, связанные
с прекращением опеки и попечительства. В целях максимальной охраны интересов
подопечного в институте опеки и попечительства должны также присутствовать
нормы об основаниях, порядке и последствиях прекращения опеки (попечительства).
Поскольку данная форма устройства является временной, необходимо определить те
причины, по которым она прекратится. Если они связаны с действиями или
бездействием опекуна (попечителя) или органа опеки и попечительства, то
необходимо устранить последствия такого поведения. Положения закона о
прекращении опеки и попечительства, как и об ее установлении, имеют
непосредственное значение для осуществления и защиты прав подопечного лица. В
круг участников данной группы отношений входят, помимо опекунов (попечителей),
органов опеки и попечительства, подопечных, также и другие органы, организации
и лица, которым законом предоставлено право осуществлять контроль и надзор за
опекой (попечительством) и инициировать ее прекращение в необходимых случаях.
К задачам института
опеки и попечительства относятся следующие задачи.
1. Защита прав и
интересов граждан, находящихся под опекой и попечительством. Эта задача должна
быть признана центральной, основной. Все меры, предпринимаемые как опекунами
(попечителями), так и органами опеки и попечительства и другими органами и
лицами, должны быть направлены на обеспечение прав и интересов находящегося под
опекой (попечительством) гражданина. Этой задачей обусловлено содержание
комплекса прав и обязанностей опекунов (попечителей), органов опеки и
попечительства, ею предопределены и нормы об ответственности указанных
субъектов.
2. Обеспечение
установления опеки и попечительства в отношении нуждающихся в этом граждан. Эта
задача носит организационный характер и ее выполнение состоит в выявлении
нуждающихся в опеке (попечительстве) лиц и поиске граждан, желающих принять над
ними опеку (попечительство).
3. Обеспечение
достойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством.
Речь идет о мерах, направленных на удовлетворение бытовых потребностей
подопечного лица (в жилье, пище, одежде, медицинском уходе и проч.) как основы
его нормальной жизнедеятельности. Осуществление этих мер, как отмечалось ранее
в работе, должно производиться прежде всего за счет самого подопечного, его
«внутреннего ресурса», и лишь затем - за счет третьих лиц или государства
(муниципального образования).
4. Обеспечение
государственной поддержки граждан, исполняющих обязанности опекунов и
попечителей. В особенности актуальна эта задача в настоящий период, когда число
лиц, нуждающихся в устройстве, значительно превышает число граждан, имеющих
возможность осуществлять социальную заботу. Меры государственной поддержки
должны быть разнообразны, а выбор конкретной меры по отношению к тому или иному
лицу должен носить индивидуальный характер и зависеть от интересов, которые
руководят лицом при осуществлении опеки.
5. Обеспечение
исполнения органами опеки и попечительства возложенных на них функций. Данная
задача сейчас стоит перед институтом особенно остро, однако, думается, что она
будет актуальной всегда. Ее исполнение состоит в финансовом, кадровом и
техническом обеспечении деятельности органов опеки и попечительства. Игнорирование
государством этой цели способно почти парализовать исполнение второй и
четвертой задачи, что наблюдается в настоящий период.
К принципам института,
которыми должны быть проникнуты все нормы института, предлагается отнести
следующие: 1. Свободное принятие опеки (попечительства) и свободный отказ от
исполнения опекуном (попечителем) своих обязанностей 2. Подконтрольность
деятельности опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства; 3.
Обеспечение максимальной защиты нарушенных прав и интересов подопечных; 4.
Государственная поддержка лиц, осуществляющих деятельность по защите прав и
законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности. Представляется,
что перечисленные принципы должны отразиться и на содержании смежных с институтом
норм, устанавливающих те или иные последствия назначения опеки или
попечительства.
2.3 Исторические
особенности развития института опеки и попечительства
В истории права нормы
об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели
разное содержание, что предопределялось в конечном счете отличием принципов и
задач данного института. Можно выделить следующие особенности развития норм об
опеке и попечительстве в России:
В истории права нормы
об опеке и попечительстве занимали в правовых системах разное место, имели
разное содержание, что предопределялось, в конечном счете, отличием принципов и
задач данного института.
1. Для отечественного
права характерно разграничение опеки и попечительства. В России разграничение
опеки и попечительства берет свое начало от екатерининского Учреждения о
губерниях (1775 г.). «Опека может быть окончена в 14-летнем возрасте
опекаемого, который может просить о назначении себе попечителя; совершеннолетие
и вступление в управление имением отнесены к 17 годам, но с ограничением права
продажи и залога недвижимого имущества без согласия попечителя до достижения 21
года, когда власть попечителя оканчивается: В период 14-17 лет
несовершеннолетний сам распоряжается имением, но лишь с согласия попечителя; в
период 17-21 года он распоряжается самостоятельно во всех случаях, кроме
отчуждения недвижимого имущества».
2. Имущественная
заинтересованность в установлении опеки
При установлении
отношений опеки у опекуна зачастую имелся имущественный интерес. Как уже было
отмечено, в древнем праве опека в большей степени предназначалась для охраны
имущества, нежели личности. Это обстоятельство побуждало опекунов использовать
свои права в целях обогащения.
Такое отношение к опеке
и попечительству в России во многом было связано с исторически сложившимся
сословным характером этого института. Учреждение о губерниях 1775 г. создало
отдельно дворянскую опеку и городской сиротский суд (для попечения о сословии
купцов и мещан). Опека и попечительство в отношении лиц крестьянского происхождения
обеспечивались самой общиной, в чем, как уже говорилось, значительную роль
играли нормы обычного права. Позже в разное время в Российской империи
издавались дополнительно правила об опеке и попечительстве над лицами иных
сословий.
3. Опека и попечительство
над взрослыми появляется значительно позже, чем опека и попечительство над
детьми.
Забота о престарелых,
инвалидах и лицах, страдающих психическими расстройствами, осуществлялась, как
правило, вне правового регулирования или под воздействием норм обычного права.
Формой устройства таких лиц традиционно служила семья, хотя от реформ Петра I
берет свое начало построение системы органов социальной защиты. По Регламенту
Главного магистрата от 1721 г. должны были создаваться, в частности, «гошпитали»
для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего
пола)».
Страницы: 1, 2, 3
|