Курсовая работа: Особенности нормирования труда при организации работы
Департамент Кадровой Политики и
Образования
Курсовая работа
Тема: «Особенности нормирования труда
при организации работы»
Содержание
Введение
1.
Виды транспортных
перевозок и средств и виды грузов. Нормообразующие факторы на транспортных
работах
2.
Элементы затрат
рабочего времени, их структура и взаимосвязь с производительностью агрегата
3.
Расчет норм
выработки
4.
Особенности
нормирования труда на погрузочно- разгрузочных работах
Выводы
Приложение
Список используемой литературы
Введение
нормирование труд
транспортная перевозка груз
Важной составной частью организации
труда является нормирования труда. Технический прогресс, интенсификация
производства, ресурсосбережение определяют необходимость перехода к более
совершенной организации труда. Организация производства и труда на научной
основе требует вести производственный прогресс на высоком технико-экономическом
уровне, выводить на новою, более высокую ступень организацию, нормирование и
оплату труда. В связи с этим возрастает значение и роль нормирования труда,
снижения себестоимости продукции, недопущение потерь рабочего времени и
рационального использования других ресурсов производства. Это требует усиления
внимания к изучению нормированию труда при подготовке специалистов и
руководителей сельскохозяйственных предприятий и их внутрихозяйственных
подразделений – бригад, отделений, цехов, звеньев, отрядов, ферм , комплексов.
В сельском хозяйстве, для которого
характерна широкая пространственность размещения производства, транспорт и его
производительное использование имеют огромное значение. В настоящие время в
общем объеме тракторных работ транспортные занимают 30 % и более. Это обязывает
специалистов сельского хозяйства уделить должное внимание совершенствованию
нормирования и упорядочению норм затрат труда на транспортных, а также
погрузо-разгрузочных работах.
1.Виды транспортных перевозок и
средств и виды грузов. Нормообразующие факторы на транспортных работах
Перевозки
сельскохозяйственных грузов в колхозах и совхозах по способу организации
транспортного процесса делят на общетранспортные и технологические транспортные
работы. В первом случае транспортные средства не связаны с работой полевых
агрегатов; во втором они обслуживают посевные и уборочные агрегаты,
разгружаются и загружаются во время их работы. Технологические транспортные
работы выполняются в общем потоке основного технологического процесса
выращивания и уборки сельскохозяйственных культур. Поэтому здесь работа
транспортных средств значительно зависит от производительности уборочных или
других агрегатов, занятых на выполнении полевых работ.
Общетранспортные и
технологические транспортные работы выполняются автомобильным, тракторным и
гужевым транспортом.
Производительность
транспортных средств измеряется количеством перевезенного груза в тоннах или
объемом выполненной транспортной работы в тонна-километрах за единицу времени
(час, смену).
Норма времени на
транспортных работах устанавливается на тонну перевезенного груза или
тонна-километр транспортной работы.
Производительность
транспортных средств зависит от следующих основных нормообразующих факторов:
1) состава агрегата, вида
транспортных средств и их грузоподъемности;
2) вида и состояния
груза;
3) способа и средств
выполнения погрузочно-разгрузочных работ;
4) дорожных условий;
5) расстояние перевозки
(км);
6) технологии и
организации работ (погрузки навалом, в таре, с подноской, укладкой, числа
грузчиков и т.д.);
7) метеорологических
условий (температуры воздуха, наличия осадков).
Вид транспортного
средства характеризуется маркой автомобиля, который имеет определенную
номинальную грузоподъемность, маркой трактора и соответствующим типом прицепа
определенной грузоподъемности.
В отличие от автомобилей,
имеющих, как правило, постоянную номинальную грузоподъемность, тракторы могут
работать с прицепами разной грузоподъемности. Однако, чтобы более полно
использовать тяговую мощность тракторов, целесообразно комплектовать их с
прицепами определенной грузоподъемности, рекомендуемой для марки.
Виды груза при
нормировании транспортных работ подразделяются по степени использования
номинальной грузоподъемности автомобиля или тракторного прицепа,
характеризуемой коэффициентом использования грузоподъемности.
У большинства автомобилей
и прицепов емкость кузова рассчитана на обеспечении номинальной
грузоподъемности при перевозке грузов с объемным весом равным единице. Такие
грузы относятся к первому классу. Грузы, допускающие использование номинальной
грузоподъемности транспортных средств с коэффициентом 0,8, относятся ко второму
классу, 0,6 – к третьему и менее 0,5 – к четвертому.
Вид груза влияет также на
время погрузки и разгрузки и допустимую скорость движения. Классы грузов,
перевозимые автотранспортом, указываются в классификаторе.
Погрузка и разгрузка
транспортных средств могут выполняться механизированным способом (погрузка –
погрузчиком, разгрузка – самосвальная), ручным и комбинированным способами (
погрузка - механизированная, разгрузка – ручная и наоборот). При
механизированной погрузке важное значение имеют тип и марка погрузчика, а при
ручной – число грузчиков и их расстановка.
Дорожные условия характеризуются
видом и состоянием покрытия дорог, от которых зависят возможные скорости
движения транспортных средств, а следовательно, и их производительность.
Расстояние перевозки при
прочих равных условиях определяет соотношение между временем, затрачиваемым на
перевозку, и временем на погрузку – разгрузку грузов.
С увеличением расстояния
перевозки уменьшается количество перевезенных тонн груза, так как повышается
время на перевозку, однако при прочих равных условиях увеличивается
транспортная работа в тонна – километрах.
2.Элементы затрат рабочего времени, их
структура и взаимосвязь с производительностью агрегата
Затраты времени при
нормировании транспортных работ подразделяются так же, как и при нормировании
механизированных сельскохозяйственных работ, на подготовительно –
заключительное, основное и вспомогательное время, время организационно –
технического обслуживания агрегата, время на отдых и личные надобности.
К подготовительно –
заключительному времени на тракторных транспортных работах относят время
подготовки транспортных средств к переезду, проведения ежесменных (ежедневных)
технических уходов, включая заправку, получения задания (наряда) и
заключительной работы.
Основное время – это
время движения транспортных средств с грузом.
Вспомогательное время –
это время, затрачиваемое на холостые (порожние) переезды, на погрузку и
разгрузку и связанные с ними элементы операции (открытие и закрытие бортов,
подача транспортных средств и разгрузку, увязывание груза, отцепка, прицепка и
т.п.), а также время смены прицепов при обслуживании уборочных агрегатов.
К времени организационно
– технического обслуживания агрегата относятся затраты времени на взвешивание
грузов, оформление документов на приемку и сдачу грузов, очистку кузова,
подтяжку креплений, устранение мелких неполадок.
Оперативное (основное +
вспомогательное) время и время организационно – технического обслуживания
составляют вместе рейсовое время.
Время на отдых на
транспортных работах во многих случаях может быть совмещено с временем погрузки
и разгрузки, поэтому оно не нормируется. Если же такое совмещение невозможно,
то время отдыха предусматривают в составе нормы времени.
При нормировании
транспортных (автомобильных и тракторных) работ все элементы рассмотренных выше
затрат времени разбивают на время движения (пробега) и время погрузки –
разгрузки и устанавливают нормативы затрат времени на пробег, отнесенные к
тонна – километру транспортной работы, и на погрузку и разгрузку, отнесенное к
тонне перевезенного груза:
t = Tпог + Tраз /Gф,
Т t = Tпр /Gфlср,
где Тпог – время погрузки
(мин.);
Траз – время разгрузки
(мин.);
Gф – фактическая грузоподъемность (т);
Lср – среднее расстояние перевозки
(км).
Время пробега и время
погрузки и разгрузки включают основное и вспомогательное время и время
организационно – технического обслуживания.
Количество перевезенных
тонн груза (Нсм.т) или выполненных тонна – километров (Нсм.т-км) за время смены
(Тсм) зависит от количества рейсов (ходов) n, фактической грузоподъемности
транспортного средства (Gф),
среднего расстояния перевозки (lср):
Нсм = Gф n т,
Нсм = Gф nlср т –км.
Время одного рейса (Трс)
состоит из времени движения, то есть пробега с грузом и без груза (Тпр.рс), и
времени погрузки и разгрузки (Тпг.рс):
Трс = Тпр.рс + Тпг.рс.
Если для упрощения учесть
подготовительно – заключительное время в нормативах времени пробега (t`пр) и погрузки – разгрузки (t`пг), то:
Нсм = Тсм / t`пг + t`пр * l ср *
Т,
Н см = Тсм / t`пг + t`пр l ср *
l ср т-км.
В этом случае полное
время Тпол на перевозку груза (Gt) на
расстояние l можно подсчитать по формуле: Tпол = Gт t`пг + Gт l t`пр = Gт t`пг + W т-км t` пр,
где W т-км – количество выполненных
тонно-километров.
Эта формула дает основу
для установления сдельного заработка водителя или механизатора транспортных
работ, который определяется суммой произведений сдельной расценки за тонну на
количество перевезенных тонн груза и сдельной расценки за тонна-километр на
количество выполненных тонна-километров. Сдельные расценки определяются
соответствующими нормативами времени и тарифными ставками.
3. Расчет норм
выработки
Нормативы времени nогрузкu и
разгрузки для
общетранспортных работ устанавливаются в зависимости от класса груза и
следующих способов выполнения погрузочно-разгрузочных работ: механизированная
погрузка и разгрузка, механизированная погрузка и ручная разгрузка, ручная
погрузка и механизированная разгрузка, ручные погрузка и разгрузка.
В эти нормативы включается основное
время, затрачиваемое на погрузочно-разгрузочные работы, и вспомогательное,
затрачиваемое на подъезд и отъезд к месту погрузки-разгрузки, раскрытие бортов,
увязку груза и прочие вспомогательные элементы, а также частично элементы
обслуживания (оформление документов, очистка кузова и др.).
Основное время на механизированную
погрузку устанавливается с учетом производительности погрузочных средств: на
механизированную (самосвальную) разгрузку - в зависимости от времени подъема
кузова и на ручной погрузке-разгрузке - от трудоемкости работ и числа
грузчиков.
Трудоемкость ручной погрузки-разгрузки определяет в
человеко-часах по данным наблюдений, при рациональной организации труда.
Численность грузчиков устанавливается в зависимости от грузоподъемности
транспортных средств.
При нормировании
тракторно-транспортных работ рекомендуется следующее число грузчиков (человек):
при грузоподъемности прицепов до 1,5
т (T-16) -2
при грузоподъемности прицепов 1,6-2,8
т (ДТ-20) -3
при грузоподъемности прицепов 3-5 т
(МТЗ, Т-40, Т-28) -4
при грузоподъемности прицепов 5-7т
(ДТ-54, Т-74, ДТ-75) -5
при грузоподъемности прицепов свыше 7
т (ЧТЗ-80, ЧТЗ-IОО)-6
Нормативы времени погрузки и
разгрузки тракторных агрегатов на общетранспортных работах, дифференцированные
по маркам тракторов, классам груза, способу погрузки и разгрузки.
Время погрузки для технологического
транспорта, обслуживающего уборочные агрегаты, зависит от производительности
комбайнов (т/час), загружающих транспортные агрегаты во время работы (силосные,
кукурузоуборочные, свеклоуборочные комбайны), а при обслуживании комбайнов,
оборудованных бункерами (зерновые комбайны), - от производительности комбайнов,
грузоподъемности транспортного средства и количества обслуживаемых комбайнов.
Производительность комбайнов равна произведению производительности в гектарах (ωга/час)
на урожайность (ит/га). При этом
учитывается время выгрузки бункера, время подъезда и отъезда от комбайна и
среднее расчетное время ожидания погрузки.
Ожидание транспортными средствами
погрузкu вызывается:
1) несоответствием между
временем заполнения бункера и временем отсутствия транспорта (время движения +
время разгрузки) при равных емкостях транспортного средства и бункера комбайна
и 2) необходимостью ожидать наполнение бункера комбайна, если емкость
транспортного средства в 2-3 раза больше емкости бункера комбайна.
Время погрузки для транспортных
агрегатов, обслуживающих зерновые комбайны, определяется расчетными зависимостями
для следующих трех случаев:
1. Емкость бункеров обслуживаемых
комбайнов равна или больше емкости транспортных средств, и
тракторно-транспортный агрегат работает без потери времени в ожидании погрузки.
Общее время погрузки (tпог), в этом случае равно времени
одной выгрузки бункера (с учетом подъездов) (tвыг), умноженному на
количество выгрузок (i),
равное отношению грузоподъемности транспортного средства (GФ) к грузовместимости бункера комбайна (Gб):
Страницы: 1, 2, 3
|