Курсовая работа: Ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательства
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие и виды ответственности за
нарушение налогового законодательства
1.1 Понятие и сущность ответственности за
нарушение налогового законодательства
1.2 Виды ответственности за нарушение
налогового законодательства
Глава 2. Правовое регулирование
ответственности за нарушение бюджетного законодательства
2.1 Понятие и основания ответственности за
нарушение бюджетного законодательства
2.2 Виды и меры бюджетно-правовой
ответственности
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее
время идет активный процесс формирования и развития налогового и бюджетного
права как самостоятельных отраслей законодательства. Этому способствуют, прежде
всего, широкое практическое применение норм налогового и бюджетного
законодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российской
предпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российского
предпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут к
постоянному изменению законодательства, проведению финансовых реформ в стране.
Государство
регулирует налоговые и бюджетные отношения посредством создания правовых норм,
которые содержат права и обязанности налогоплательщиков, резидентов и
нерезидентов. Неисполнение установленных предписаний приобретает
публично-правовой характер, так как нарушает интересы общества в целом. Поэтому
государство реагирует на совершенные правонарушения в сфере налогообложения и бюджетного
регулирования с целью защиты своих имущественных интересов и прибегает к
институту юридической ответственности.
Рассматриваемые
виды ответственности являются разновидностями финансово-правовой
ответственности. Финансово-правовая ответственность, в свою очередь, является
видом юридической ответственности, содержит все ее признаки. Таким образом,
ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательства
подчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве ко всем другим
видам юридической ответственности, в частности, уголовной, гражданской,
административной.
Актуальность
темы исследования подчеркивается некоторыми моментами:
1) Что касается
ответственности за нарушение налогового законодательства, то здесь следует
отметить, что от государственной казны полностью зависит система
жизнеобеспечения всей страны. Особую роль в этом играет налоговая система,
которая с помощью правовых норм должна обеспечивать наполнение доходной части
государственного бюджета, внебюджетных фондов и оказывать регулирующее
воздействие на экономические процессы. Серьезные ошибки, допущенные в правовом
регулировании налогообложения, создают препятствия для развития нормальных
экономических отношений. Государство, установив неэффективную налоговую
систему, создает предпосылки, побуждающие к уклонению от уплаты налогов.
Поэтому юридическая ответственность за налоговые нарушения необходима с целью
продуктивной работы налоговой системы страны в целом.
2) В отношении
ответственности за нарушение бюджетного законодательства стоит подчеркнуть, что
обязанность субъектов бюджетного права нести ответственность за неисполнение
законных требований – важнейшее условие обеспечения эффективности государственной
бюджетной деятельности в федеративном государстве. Однако проблема
публично-правовой ответственности в настоящее время не решена текущим
законодательством. Основными причинами такого положения являются трудности
становления федеративных отношений, слабая теоретическая разработанность
отечественной юридической наукой публично-правовой ответственности субъектов
этих отношений.
Исходя из
актуальности, перед работой поставлена цель – исследовать институт
ответственности за нарушение налогового и бюджетного законодательства.
Задачами,
поставленными в работе, явились:
1) Определение
понятия и сущности ответственности за нарушение налогового законодательства;
2) Характеристика
видов ответственности за нарушение налогового законодательства;
3) Исследование
понятия и оснований ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
4) Определение
видов и мер бюджетно-правовой ответственности.
В качестве
нормативной базы исследования была использована Конституция Российской
Федерации, Федеральные законы, законодательные акты, акты органов
исполнительной и судебной власти. Теоретической базой послужили
информационно-аналитические и научно-практические материалы, относящиеся к теме
исследования, а также учебная и специальная литература по финансовому, налоговому
и бюджетному праву.
Структура
курсовой работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двух
глав, включающих четыре подпункта, подробно и последовательно раскрывающих тему
исследования, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА
НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
1.1 Понятие и сущность ответственности за
нарушение налогового законодательства
Ответственность
за нарушение налогового законодательства можно определить как реакцию
государства на налоговое правонарушение, которая фактически выражается в праве
налогового органа через судебную систему предъявить обвинение налогоплательщику
(как физическому, так и юридическому лицу) и применить к виновному лицу
наказание в пределах санкций, установленных законодательством Российской
Федерации. Воздействуя на имущественные отношения хозяйствующих субъектов
посредством установления налоговых правовых норм, государство определяет
правила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность по
уплате установленных налогов и сборов. Данная обязанность обеспечивается
принудительными мерами со стороны государства.
Согласно ст. 57
Конституции РФ[1]
каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При нарушении
налогоплательщиком своих обязанностей государство применяет меры к
восстановлению собственных имущественных прав, что помимо штрафных санкций
влечет за собой в ряде случаев применение санкций правовосстанавливающего
характера. В налоговом законодательстве присутствует имущественная
правовосстановительная ответственность, формой проявления которой является
пеня.
Налоговое
правонарушение нарушает установленный порядок общественных отношений по
взиманию налогов и сборов. У правонарушителя с момента совершения налогового
правонарушения возникает обязанность подвергнуться неблагоприятным
последствиям, после чего нарушенные общественные отношения восстанавливаются.
Таким образом, обязанность возместить причиненный ущерб одновременно является и
обязанностью способствовать восстановлению нарушенных общественных отношений в
сфере взимания налогов. Одним из аспектов мер налоговой ответственности
является компенсация потерь государства, возникших из-за неуплаты установленных
налогов, а другим аспектом – принуждение правонарушителя к правомерному
варианту поведения[2].
Ответственность
за нарушение налогового законодательства имеет определенную специфику,
обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмом
правового регулирования налоговых отношений. В широком смысле институт
налоговой ответственности является межотраслевым правовым институтом, который
состоит из отдельных элементов – отраслевых институтов ответственности за
нарушение налогового законодательства, регулирующих конкретные виды
правоотношений в сфере налоговой ответственности в финансовом,
административном, уголовном, таможенном праве. Данные элементы института
налоговой ответственности являются самостоятельными институтами названных
отраслей права. Совершение налогового правонарушения регулируется институтом
финансовой ответственности, нарушение законодательства о налогах и сборах,
содержащее признаки административного правонарушения, - институтом
административной ответственности, а налоговые преступления – институтом
уголовно-правовой ответственности[3].
В зависимости от вида правонарушения меры ответственности за нарушение
налогового законодательства содержатся в Налоговом кодексе, Кодексе РФ об
административных правонарушения или Уголовном кодексе.
Применение мер
различных институтов ответственности за нарушение законодательства о налогах и
сборах, входящих в систему межотраслевого института налоговой ответственности,
определяется в зависимости от квалификации правонарушения, субъекта
совершившего данное нарушение, а также общественной степени опасности.
1.2 Виды ответственности за нарушение
налогового законодательства
Налоговая ответственность за нарушение законодательства о
налогах и сборах. Налоговым правонарушением признается виновно совершенное
противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового
агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и
физические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ[4].
Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с
шестнадцатилетнего возраста.
Привлечение организации
к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее
должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной,
уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской
Федерации.
Привлечение
налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не
освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
Лицо считается
невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет
доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим
в законную силу решением суда. Лицо не может быть привлечено к ответственности
за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со
следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было
совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности)[5].
Ответственность
за налоговые правонарушения предусмотрена ст.ст. 116-129.2 НК РФ.
Представляется возможным вкратце рассмотреть каждое правонарушение.
1)
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Обязанность подать
заявление о постановке на учет в налоговом органе установлена при осуществлении
деятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учет
организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение
одного месяца после создания обособленного подразделения. В соответствии со ст.
116 НК РФ при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом
органе менее чем на 90 дней налогоплательщику грозят штрафные санкции в сумме
10 тыс. руб.
2)
Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. В соответствии со ст.
117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем
без постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10%
от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой
деятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составил более 90 дней, то
штраф составит 20% от доходов, полученных после 90-го дня деятельности без
постановки на учет, но не менее 40000 рублей.
3)
Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.
Налогоплательщик обязан информировать налоговый орган об открытии или закрытии
счета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 7 дней.
Если данный срок нарушен, то наступает ответственность в соответствии со ст.
118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщения
сведений.
В соответствии с
п. 2 ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета в
банках, открытые на основании договора банковского счета. Налоговые органы
исходят из того, что о наличии таких счетов необходимо информировать налоговый
орган.
4)
Непредставление налоговой декларации. Для каждого вида налога установлен
свой срок подачи декларации. Если налогоплательщик не подаст декларацию в срок,
на него будет наложен штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ. Налоговая
декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу,
подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту
2 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган по
месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в
электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Непредставление
налоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога,
подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или
неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% от
указанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Если декларация
не представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении
установленного законодательством о налогах срока, следует взыскание штрафа в
размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10%
от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный
или неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).
5)
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектов
налогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и
объектов налогообложения подразумевается отсутствие первичных документов, или
отсутствие счетов-фактур либо регистров бухгалтерского учета, систематическое
(два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное
отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций,
денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых
вложений налогоплательщика.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|