б) команда для
коалиции партий или одной партии,
в) команда
кандидата на выборные должности различного уровня.
Разработка
избирательной кампании и её планирование.
Предварительное
изучение избирательной конъюнктуры, неофициальные договорённости о поддержке
кандидата (избирательного объединения), стремление иметь заранее целостную
концепцию избирательной кампании делают необходимой разработку стратегии
кампании до её официального начала.
В условиях
предсказуемого развития политического процесса и устойчивого календаря выборов
стратегическое планирование избирательной кампании начинается за 1-1,5 года. В
российских условиях, учитывая динамизм политической жизни и высокую степень
непредсказуемости, этапы подготовки к выборам естественно спрессованы, что не
освобождает политиков от серьёзной предварительной проработки стратегии
кампании, пусть даже в сжатые сроки.
Стратегию
избирательной кампании можно определить как программу будущих действий ради
достижения поставленных целей с учётом реальности. Именно поэтому
стратегическое планирование кампании, по мнению ведущего британского
специалиста по политическому маркетингу Ф. Гоулда, включает в себя решение, по
крайней мере, четырёх задач:
Сбор информации,
поступающей из двух источников: обследования общественного мнения и изучения
соперников.
Оценка имеющейся
информации, в первую очередь путём выявления сильных и слабых сторон всех
участников борьбы.
Непосредственная
разработка стратегии: определение адресных групп, проблем, целей, политической
стратегии и основных лозунгов.
Планирование, т.е.
переведение всего вышеперечисленного в законченный план всей кампании.[6]
Определение
содержания кампании, выбор её основных направлений.
Изучив
особенности “избирательные конъюнктуры”, наметив основные цели и приоритетные
“мишени” кампании, следует переходить к определению содержания кампании и её
основных направлений. Обычно предусматривается ведение кампании по нескольким
стратегическим направлениям (осям)[7].
“Ось“, связанная с
“политическим темпераментом” избирателей. Преследуемая цель: создать или
усилить чувство схожести политических темпераментов.
“Ось“, связанная с
экономическими, социальными ожиданиями избирателей. Цель – привлечь внимание
избирателей к тем проблемам, по которым кандидат, по его мнению, имеет
преимущество в глазах избирателей по сравнению со своими соперниками в силу
своей компетентности, способности разрешить эти проблемы.
“Ось“, связанная с
личностью кандидата. Цель укрепить популярность известного политика, или сделать
в короткий срок, хорошо известным публике, пока ещё мало известного деятеля.
Итак, очертив
общие направления своей избирательной кампании, кандидат, и его аналитическая
группа должны выбрать соответствующие темы, и что не менее важно – тональность
в которой они будут развиваться. Определив же несколько ударных тем, нужно
обратить их в лозунги кампании
Специалисты
едины во мнении, что лозунг сердцевина кампании, что правильно подобранный и
афористично сформулированный, он должен многократно повторяться и дойти до
адресата.
Но к сожаления
Российская практика показывает, что лозунги наших кандидатов крайне бедны и
повторяются с некоторыми изменениями.
После того как
стратегия кампании доведена до небольшого круга сторонников кандидата наступает
этап её осуществления: составляется график кампании, одновременно готовиться
предвыборная программа, и намечается её бюджет.
Разработка
графика кампании представлена ниже, поэтому необходимо остановиться на методах
работы с избирателями.
Нет необходимости
доказывать, что главным, и, пожалуй, единственным объектом избирательной
кампании является Избиратель. Общение с ним трудоёмкая работа, требующая
знания, как механизма политического выбора избирателя под воздействием
объективных и субъективных факторов, так и ожиданий, настроений отдельных
категорий избирателей. Необходимо выбрать средства общения с ни. Определить
“каналы медиатизации” кандидата. Только после выполнения всех этих условий
можно рассчитывать на победу кандидата на выборах.
§2 Выборы органов
местного самоуправления: проблема технологичности.
Как уже было сказано ранее избирательные технологии – это целая область
знаний, поэтому у неё тоже есть своя теоретическая база исследований и
литература. Рассмотрим несколько методологических примеров по их применению на
уровне выборов депутатов местного самоуправления.
В России выборы
на местном уровне проходят ежегодно, поэтому все, не задействованные на
федеральном или областном уровне выборов политтехнологи и “PRщики”,
уходят на более низкий уровень политических баталий.
В идеале
избирательную кампанию лучше всего начинать за 6-8 месяцев до дня голосования.
Только за этот период можно хорошо, грамотно и спокойно провести рекламу какого
либо кандидата.
Действующие
депутаты начинают работу, по рекламированию себя в массах за полгода или год.
Для этого у них есть много возможностей. Например, рассылка депутатских
отчётов, поздравлений, календарей, проведение массовых встреч, где решаются
проблемы населения; наконец, просто приём граждан по личным вопросам. Всё это
разрешено действующему депутату избирательным законом. А человек, который
только собирается баллотироваться кандидатом в депутаты, по какому либо округу,
не имеет таких возможностей, но и в этом случае существует масса способов заявить
о себе большой публике. Это может быть широко разрекламированная спонсорская
помощь, какому либо социальному или культурному учреждению; простая
благотворительность и есть ещё масса разнообразных методов заставить говорить о
себе. Примером здесь может служить небезызвестный благотворительный фонд
“Город”, руководимый Василием Кузнецовым. Широкая реклама этого фонда (особенно
в Индустриальном районе города Перми), сделала лицо его председателя известным
многим пермякам, что не в последнюю очередь сыграло роль в победе В. Кузнецова
на декабрьских выборах 2000г. в Пермскую городскую Думу по 5 избирательному
округу. Кстати говоря, продолжающаяся реклама фонда “Город” и развешанные на
остановочных комплексах красивые и яркие рекламные щиты с отчётами депутата В.
Кузнецова, позволяют сделать следующий вывод. На будущих декабрьских выборах в
Законодательное собрание Пермской области В. Кузнецов снова выдвинет свою
кандидатуру по одному из городских округов.
Но зачастую,
даже при установившемся графике выборов, реальное выдвижение кандидата и
создание избирательного штаба, происходит за 2-3 месяца до дня голосования. Это
связано с несколькими причинами:
выбор
избирательного округа;
незнание или
неопределённость с основными, возможными конкурентами;
поиск политической,
административной или финансовой поддержки;
нежелание кандидата
заранее “раскрывать свои карты” и “наживать себе врагов”.
Первое что
необходимо сделать для достижения реальной победы кандидата – это создание
чёткого плана избирательной кампании. В противном случае, кампания превращается
в череду спонтанных импровизаций, как правило, неудачных, поскольку соперники
обычно оказываются лучше подготовленными.
В нашем случае
план кампании должен сочетать в себе несколько общих элементов.
Анализ политической
конъюнктуры и собственно избирательного округа с выявлением слабых, уязвимых
мест кандидата и его сторонников и разработка стратегии кампании.
Составление графика
кампании.
Подготовка
программы (предвыборной платформы).
Создание структуры
управления кампанией (формирование команды кандидата и штаб квартиры
избирательного объединения).
Формирование
бюджета кампании.
Разработка тактики
кампании, включая методы работы с избирателями, пропагандистское обеспечение
кампании, “медиатизацию” кандидата.[8]
Рассмотрим
некоторые пункты более подробно.
Как уже было
сказано ранее, реальная предвыборная кампания начинается за 2-3 месяца до дня
голосования. Исходя из этого, можно представить примерный график работы штаба
кандидата в депутаты представительного органа местного самоуправления, который
показан в приложении №1.
Также в
приложении №2 показаны 2 основных варианта стратегии поведения в избирательной
кампании и их возможные последствия. Они подходят как для работы штаба, так и
для самого кандидата в его выступлениях и дебатах[9].
Подготовка
программы кандидата и его предвыборной платформы, безусловно, важный шаг и
требуют к себе определённого внимания, ведь в случае победы кандидата на
выборах ему придётся отвечать за свои слова и обещания. Но в тоже время не
стоит тратить на их разработку много сил времени и ресурсов. Это связано,
прежде всего, с исконно российскими причинами голосования.
Истинно русский
избиратель (в отличии, скажем, от электората Великобритании, где голосуют за
кандидата представившего лучшую программу дальнейшего развития своей страны)
обращает внимание на поведение кандидата и его харизму. Ярким примером чего
могут служить общефедеральные выборы 1999 и 2000 годов, когда народ
проголосовал за партию и президента, соответственно, не имеющих чётких
политических программ развития России на ближайшие 4 года.
Всё, что было
задумано, создано, наконец, проанализировано, всё это останется только на
бумаге: если не будет создана сплочённая команда, где каждый бы не только знал,
отвечал и умел бы делать своё дело; но, и стремился бы к победе кандидата всей
своей душой, привносил бы в кампанию новые идеи разработки по своей тематике. В
приложении №3 показан идеальный вариант построения команды кандидата на
выборную должность местного уровня. На практике некоторые должности и
подразделения очень часто объединяются.
Каждый член
команды отвечает за свой круг работы и взаимодействует с остальными членами
команды. Рассмотрим функции каждого из них.
Руководитель
кампании с помощником
разрабатывает и
осуществляет стратегический замысел кампании,
координирует и
направляет работу команды,
анализирует
ситуацию и вносит оперативные коррективы в программу.
Финансист –
осуществляет сбор средств и их выделение.
Ответственный за
печатную продукцию – проводит рекламных мероприятий, работа со СМИ.
Имеджмейкер –
формирует соответствующий образ кандидата.
Доверенные лица –
действуют по поручению кандидата, при согласовании своих действий с
руководителем кампании.
Организатор –
осуществляет подготовку и проведение всех мероприятий и акций.
Теоретик –
разрабатывает программу и осуществляет подготовку различных текстов.
Стоит также
отметить, что в команде есть структуры, отвечающие за работу с полевиками –
агитаторами и занимающиеся чёрным “PRом”. Работа проходит в довольно сжатые сроки, поэтому зачастую
при формировании штаба очень часто не хватает сотрудников, происходит
совмещение двух или нескольких должностей одним человеком, не хватает времени
для подготовки и написания полной и чёткой социально-демографической карты
округа
Все эти факты
влияют на создание и исполнение стратегического плана кампании.
И последнее, но
не менее важное – это разработка тактики кампании. Под разработкой тактики
кампании подразумевается процесс рождения действий, шагов и элементов будущей
кампании из огромного массива информации, грамотного её анализа, и всё это на
базе найденных концепций, взращенных стратегий и стратегического планирования в
целом.[10]
Тактическая часть плана должна описать, как будут реализовываться
стратегические задачи, учитывать все контакты с избирателями, предвидеть
затраты на кампанию. Она также должна детально описывать - когда и какие
конкретные шаги предстоит сделать. Тактика – это распределение всех ресурсов.
Если говорить, в общем, то выборы депутатов местных органов
самоуправления имеют ряд особенностей.
Во-первых, это
один из самых низких уровней выборов представителей власти населением. Поэтому
суммы, которые уходят на избирательные кампании кандидатов, довольно малы.
Выборы получают меньшую огласку и избиратели, порой узнают за неделю до
выборов, что скоро нужно избирать депутата местной Думы. Явка электората не
всегда превышает необходимый барьер, поэтому выборы депутатов местного самоуправления
часто совмещают с более высокими и соответственно широко разрекламированными
выборами крупных государственных политиков. Если же говорить о густонаселённых
районах крупных городов, то добавляется ещё несколько проблем. Это незнание
рядовым избирателем кто баллотируется по его округу и поэтому он узнаёт имена
кандидатов на пост депутата местного самоуправления только в момент
голосования.
Все
перечисленные выше причины влияют на проведение предвыборных кампаний на
низовом уровне. Задача избирательных штабов сделать за короткий промежуток
времени легко узнаваемым лицо и фамилию кандидата, а также убедить электорат,
что выбрать необходимо только их кандидата. Зачастую в ход идёт все, что только
может позволить себе избирательный штаб и её руководитель. “Грязные
технологии”, “чёрный PR”, и много других эпитетов
слышно из уст работников конкурирующих штабов. Важно также отметить и
обеспеченность предвыборных штабов профессиональными кадрами. Очень часто
встречаются случаи, когда люди занимаются работой в этих штабах не понимая
того, что они делают. Агитируют за кандидата студенты и школьники, которым
абсолютно неинтересно выиграет ли их кандидат, им важно лишь одно – деньги.
Профессиональные технологи говорят, что на выборах такого уровня, всегда стараются
победить “нахрапом”, применяя все доступные методы и технологии за довольно
короткий промежуток времени, что, конечно, сильно влияет на ход голосования.
Большое количество избирателей или совсем игнорируют выборы, или голосуют
против всех кандидатов.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|