Такая
стратегия проектирования позволяет в полной мере реализовать в стандарте
общего образования современную системно-деятельностную
парадигму образования: освоение учащимися универсальных и
специфичных способов действий (компетенций); последовательное проведение
принципа фундаментальности общего образования; включение в стандарт программы воспитания и социализации.
2.2 Духовно-нравственное воспитание
Новый
этап государственной образовательной политики начался в 2007 г., с принятием
Закона "Об образовании" в его новой редакции. Одним из ключевых
нововведений стало признание приоритетной роли воспитания на всех уровнях
образования. Применительно к основным общеобразовательным программам Закон
указывает на то, что их главной задачей является "обеспечение
духовно-нравственного развития, воспитания и качества подготовки
обучающихся".
Духовная
дезинтеграция общества, надлом ценностей старшего поколения и размытость
смысложизненных ориентиров молодежи привели к тому, что с 1990-х г. Россия
занимает одно из первых место в мире по числу абортов, социальных сирот,
разводов, самоубийств, в стране недопустимо высока смертность от потребления
алкоголя и наркотиков. Кризис набрал такую силу, что привел страну к черте, за
которой начинается нравственное и физическое вырождение нации.
Проблемы
существуют, и они известны. Однако не следует упрощать их решение и считать,
что само по себе воспитание выведет страну из гуманитарного кризиса. Неверно
полагать, что люди станут добрее и правильнее, их гражданское сознание окрепнет
и жизнь наладится, если придумать какое-то новое воспитание или воспользоваться
одной из традиционных воспитательных систем. Между духовно-нравственным
состоянием общества и воспитанием как таковым нет прямого соответствия.
Выдвижение
духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и
определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых
факторов модернизации страны не является российским изобретением. Сегодня это
становится мировой тенденцией. В научных и политических кругах высокоразвитых и
быстроразвивающихся стран получило признание относительно новое понятие
"мягкая мощь государства". Этот термин вошел в научный и политический
оборот в конце XX в. с подачи Джозефа Ная.
Для
превращения России в страну, благоприятную для жизни, бизнеса, творческой
самореализации, необходимо доверие. В современных условиях это категория не
только социально-психологическая, но экономическая и политическая. Доверие
представляет собой один из ключевых факторов "мягкой мощи"
государства. К сожалению, его уровень чрезвычайно низок. По данным
социологических исследований, свыше 80% россиян полагают, что никому доверять
нельзя. В обществе доверие существует в узком кругу "своих" - в
семье, среди друзей, компаньонов по службе и бизнесу. Здесь же сохраняются
довольно высокие стандарты нравственности. Для остальных - как придется. За
пределами своего узкого круга применимы двойные стандарты. Причина сложившегося
положения в том, что пока все еще не актуализирована система общенациональных
ценностей и приоритетов, разделяемая если не всем обществом, то, по крайней
мере, его большинством.
Образование
в целом, и духовно-нравственное воспитание в особенности, не только испытывает
большое влияние со стороны науки, политики, экономики, культуры, международной
сферы, но и само через человека, его сознание, ценности, личностные и социальные
смыслы оказывает существенное воздействие на их развитие.
Факт
включенности образования и воспитания во все процессы модернизации России
предопределил основную идею - стандарт как общественный договор. При разработке
стандартов и на их основе воспитательных программ должны быть учтены
потребности всех общественных групп и слоев населения. Необходимо выявить и
согласовать интересы основных социальных субъектов воспитательного процесса:
государства, семьи, школы, научно-педагогического сообщества, традиционных
российских церквей, общественных организаций, бизнеса и др.
Единство
федерального воспитательного пространства в многообразии его этнокультурных,
конфессиональных и иных проявлений обеспечивается структурой Базисного учебного
плана. Он является важнейшим нормативным документом по введению Федеральных
государственных образовательных стандартов. Трехкомпонентная структура
Базисного учебного плана обеспечивает согласование и реализацию воспитательных
интересов различных социальных групп, а также школьников и их родителей.
Например, конструктивно решается вопрос об изучении в общеобразовательной школе
курса "Основы православной культуры". Если преподавание данного или
иного религиоведческого предмета отвечает потребностям учащегося и его семьи,
то он может быть введен в вариативную часть учебного плана, формируемую
общеобразовательным учреждением. При наличии у школы необходимых условий, а у
учащихся - соответствующих потребностей классы могут делиться на группы по
изучению культурологических основ традиционных российских религий -
православного и неправославного христианства, ислама, буддизма, иудаизма.
Дополнительно могут быть использованы часы, отводимые на внеучебную
деятельность. Базисный учебный план и Федеральные образовательные стандарты
открывают для этого широкие возможности и, вместе с тем, выдвигают законное
требование: ни одна учебно-воспитательная программа не может рассматриваться
как самодостаточная, не связанная с другими воспитательными программами, а
также с содержанием и организацией воспитания российских школьников в целом.
Принцип
единства целей и задач, условий и результатов духовно-нравственного воспитания
распространяется на все направления учебно-воспитательной деятельности. Одной
из главных задач является воспитание у школьников российской идентичности как
условие укрепления духовного единства народа в условиях модернизации общества.
"Важнейшим моментом в рамках решения проблемы формирования российской
национальной идентичности является разработка, внедрение и продуманная популяризация
галереи национальных символов и героев. Узнавание родной истории через
биографии великих предков - самый простой и доступный способ распространения
концепции общероссийской гражданской идентичности...".
Еще
одной принципиальной особенностью образовательных стандартов второго поколения
является деятельностный подход к их построению. Процесс образования понимается
не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих
инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития
личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Личностное
развитие - готовность и способность учащихся к нравственному
самосовершенствованию и реализации творческого потенциала в духовной и
предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной
мобильности на основе непрерывного образования, самовоспитания и универсальной
духовно-нравственной компетенции - "становиться лучше"; формирование
ценностно-смысловых ориентации и нравственных оснований личностного морального
выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности
открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, критичности
к своим собственным намерениям, мыслям и поступкам; развитие готовности к
самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора,
принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в
реализации духовных ценностей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению
трудностей; формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим
угрозу жизни, нравственному здоровью и духовной безопасности личности, и умения
противодействовать им в пределах своих возможностей.
Социальное
развитие - воспитание российской идентичности на основе принятия учащимися общенациональных
духовных ценностей, хранимых в традиционных российских религиях, культурах
народов России, их общей исторической судьбе; формирование у молодого поколения
россиян готовности сообща противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
воспитание патриотизма и гражданской солидарности.
В
рамках рассматриваемой парадигмы результаты духовно-нравственного воспитания
должны быть непосредственно связаны с направлениями личностного развития и
представлены в деятельностной форме. В этой связи все содержание школьного
образования начинает восприниматься как пространство порождения смыслов,
присвоения духовных ценностей и становления нравственной личности.
Деятельностный подход усиливает общекультурную направленность общего
образования, универсализацию и интеграцию знаний, понятий, нравственных
идеалов.
Деятельностный
подход особым образом структурирует целостное пространство
духовно-нравственного воспитания учащихся общеобразовательной школы. Оно
включает в себя инвариантную, вариативную часть, а также (через внеучебную
деятельность) семью и прилегающий к школе социум, организуется в системе
ключевых педагогических целей, каждая из которых является по отношению к
ребенку личностно значимой жизненной задачей. Пространство
духовно-нравственного воспитания - это пространство жизнедеятельности
школьника, педагогически организованное на началах российской духовности и
общечеловеческой нравственности.
Открытое
для семьи и социума воспитательное пространство общеобразовательной школы
представляет собой определенный ответ на потребность в значительном усилении
"мягкой мощи" государства, создание в нашей стране наиболее
благоприятных условий для жизни и творческой деятельности. Основанное на
принципах деятельности, креативности, саморазвития, нравственности, духовности,
гражданской солидарности, свободы, любви и служения России, оно педагогически
поддерживает и развивает стремление ребенка быть россиянином, свободно и
продуктивно жить в своей стране, использовать имеющиеся возможности во благо
себе, своим соотечественникам, будущим поколениям, а также создавать новые
условия жизни.
Главное
предназначение нового стандарта - формулировка и обеспечение устанавливаемых на
федеральном уровне условий и требований, направленных на достижение
стратегической цели российского образования - реализацию согласованного
общественного заказа на воспитание успешного поколения граждан страны,
владеющего современными знаниями, навыками и компетенциями, воспитанного в духе
идеалов демократии, правового государства и в соответствии с национальными и
общечеловеческими ценностными установками.
Стандарт
отражает социальные ожидания по отношению к образованию со стороны личности,
семьи, общества и государства.
Российская
система образования, как и любая масштабная система, консервативна. И в этом
есть свои плюсы и минусы. Консервативность помогла устоять в сложные
постсоветские годы. В то же время эта особенность обусловливает медленную
реакцию системы образования на новые вызовы и требования, проявление
инерционности, в том числе и при восприятии инноваций.
Общее
образование является одним из наиболее консервативных уровней российской
системы образования. Но при этом было бы несправедливым искать причины инерции
по отношению ко всему новому только в администраторах и учителях российских
школ. Они шире и глубже, являются результатом накопленных в течение не одного
десятилетия проблем, в том числе социальных, в материально-техническом
оснащении школы, ветхости школьных зданий и т.д. В целом эти проблемы можно
обозначить как проблемы организации и проведения учебно-воспитательного
процесса на всех ступенях общего образования. Они создают определенное рисковое
поле вокруг введения стандарта, предъявляющего обновленные требования к
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации
основной образовательной программы.
Реализация
стандарта столкнулось не только с инерцией появления и распространения
инноваций в общем образовании, но и с инерцией избавления от прижившейся
негативной практики: коррупции в школе, излишней бюрократизации
администрирования, непрофессионализма значительной части преподавателей,
неуважения к ученику, накопленных пробелов в знаниях и навыках и т.д.
Успешное
введение стандарта невозможно без эффективного контроля за его соблюдением. Он
предполагает сочетание различных форм и методов государственной и общественной
оценки, проведение мониторинговых исследований и т.д.
Контрольно-оценочная
деятельность по оценке уровня учебных достижений обучающихся в учреждениях
общего образования постепенно и повсеместно начинает проводиться независимыми
службами и центрами. А поэтому актуализируется проблема стандартизации
мониторинговых обследований и аккредитации структур, обеспечивающих мониторинг
учебных достижений. Важнейшим в деятельности таких структур должно стать
использование надежного педагогического инструментария и
информационно-защищенных процедур контроля, шкалирования и оценивания.
Стандартизированный мониторинг учебных достижений становится эффективным
средством управления качеством обучения, задача органов управления образования
по сбору образовательной информации упрощается и сводится к ее накоплению,
систематизации, анализу, обобщению, интерпретации и выработке управленческих
решений. Поэтому всестороннее рассмотрение мониторинга учебных достижений как
объекта стандартизации представляет научный и практический интерес.
Перечисленные
требования настолько взаимосвязаны и взаимозависимы, что несоблюдение одного
приводит к игнорированию всех.
Список использованной литературы
1.
Закон РФ от
10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (ред. от
27.12.2009)// Российской газете" – 2009.- 29декабря.
2.
Федеральный
компонент Государственного стандарта общего образования. В 2 частях /
Министерство образования Российской Федерации.- Москва, 2004.
3.
Стандарт
общего образования. Концепция государственного стандарта общего
образования//Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№ 2.-С.2-13.
4.
Стандарт
общего образования. Концепция государственного стандарта общего
образования//Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№ 3.-С.3-13.
5.
Стандарт
общего образования. Концепция государственного стандарта общего
образования//Стандарты и мониторинг в образовании.-2008.-№ 4.-С.3-15.
6.
Блохин
А.А., Монахов С.В. Риски введения федерального государственного
образовательного стандарта общего образования нового
поколения//Педагогика.-2009. - № 4.-С.69-76.
7.
Болотов
В. А. Единый государственный экзамен как элемент становления системы
независимой оценки качества образования в Российской Федерации// Вестник
образования. - 2004.- N 23.- С. 25-29.
8.
Болотов
В.А. Системы оценки качества образования. - Москва: Логос, 2007.
9.
Болотов
В. А., Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования//
Педагогика.-2006.-№ 1.-С.22-31.
10.
Важеевская
Н.Е. Гносеологические корни науки в системе школьного образования//
Педагогика.- 2002.-№ 4.-С.3-9.
11.
Дронов
В.П., Кондаков А.М. Новый стандарт общеобразования – идеологический фундамент
Российской школы//Педагогика.-2009.-№ 4.-С.22-26.
12.
Ефремова
Н.Ф. Мониторинг учебных достижений учащихся образовательных учреждений. Общие
требования: стандарт. Введен 2006-03-15(стандарт) Вопросы тестирования. -
Москва: ФЦТ,2007.-№ 2.
13.
Ефремова
Н.Ф., Михалева Т.Г. Мониторинг учебных достижений как объект
стандартизации//Стандарты и мониторинг в образовании.-2009.-№.3.-С.12-18
14.
Кондаков
А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных
стандартов общего образования//Педагогика.- 2008.-№ 9.- с.13-20
15.
Кондаков А. М., Кузнецов А.А. О Федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования: доклад российской
академии образования//Педагогика.-2008.-№ 8.- С.9-28
16.
Концепция
модернизации российского
образования на
период до 2010 года.- Москва, 2005.
17.
Концепция
федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:
проект Российской академии образования / Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. М.,
2008.
18.
Кузнецов
А.А. Разработка Федеральных государственных стандартов общего
образования//Педагогика.-2009.-№ 4.-С.3-10.
19.
Логвинова
И.М., Копотева Г.Л. Акмеологический аспект апробации Федерального
государственного стандарта общего образования второго поколения (начальная
школа)//Педагогика.-2009.- № 4.-С.76-82.
20.
Перминова
Л.М. Образовательные стандарты в контексте школьного
обучения//Педагогика.-2005.-№ 10.-С.95-102.
21.
Российская
идентичность в социологическом измерении: Аналитический доклад.- Москва, 2007.
22.
Рыжаков
М.В. Стандарт как общественный договор//Стандарты и мониторинг в
образовании.-2006.-№ 1.-С.12-18.
23.
Шишов
С.Е. Школа: мониторинг качества образования. - Москва: Педагогическое общество
России,2000.
|