22.
Развитие
персонала, http://planetahr.ru/publication/3396
23.
Энциклопедия
управления персоналом, http://dps.smrtlc.ru/
Приложение
1
Процесс
профессионального обучения
Приложение 2
Основные формы
подготовки рабочих на производстве
Методы подготовки на производстве |
Характерные особенности |
Направляемое приобретение опыта |
Систематическое планирование подготовки на рабочем
месте: основу этого планирования составляет индивидуальный план
профессиональной подготовки, в котором изложены цели подготовки |
Производственный инструктаж |
Подготовка, введение, адаптация, ознакомление
обучающегося с его новой рабочей обстановкой |
Смена рабочего места (ротация) |
Получение знаний и приобретение опыта в результате
систематической смены рабочего места. В результате этого за определенный
промежуток времени создается представление о многогранности деятельности и
производственных задач (специальные программы молодого поколения
специалистов) |
Использование работников в качестве ассистентов |
Подготовка и ознакомление работника с проблемами
высшего и качественно иного порядка задач при одновременном принятии па себя
некоторой доли ответственности |
Подготовка в проектных группах |
Сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в
проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных,
ограниченных сроком задач |
Приложение 3
Методы обучения,
используемые вне рабочего места
Методы подготовки, используемые вне рабочего места |
Характерные особенности |
Чтение лекций |
Пассивный метод обучения. Проблемы: усталость
слушателей, отсутствие обратной связи |
Конференции и семинары |
Активный метод обучения, участие в дискуссиях
развивает логическое мышление и вырабатывает поведение в различных ситуациях
(конференция по решению проблем) |
Метод обучения или повышения квалификации
руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач. |
Моделирование организационной проблемы, которую
должны решить участники (слушатели группы). Соединение теоретических знаний и
практических навыков; причем такие способности, как видение проблемы,
обработка информации, конструктивно-критическое мышление, творчество, в
процессах принятия решений развиваются и значительно улучшаются |
Ролевое обучение |
Обучение манере вести себя в конфликтных
ситуациях, при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны
представлять определенные точки зрения |
Методы решения производственно-экономических
проблем с помощью моделей |
Моделирование процессов, происходящих па
конкурирующих рынках. Слушатели распределяют между собой роли членов
правления конкурирующих между собой фиктивных организаций. С помощью заданных
данных слушатели должны принять соответствующие решения для нескольких этапов
производства важных. |
Общее управление |
Молодые специалисты занимаются принятием реальных
решений по проблемам управления организации. Разработанные в рабочих группах
предложения решений передаются в управление (правление) организации.
Правление рассматривает предложение, принимает по этому предложению решение и
информирует рабочую группу о принятии или отклонении ее предложения |
Приложение 4
Организационная
структура
бюро подбора и развития
персонала
отдела по работе с
персоналом треста «Норильскшахтстрой»
Приложение 5
Анкета на выявление
проблем профессионального развития персонала треста «НШСТ»
Уважаемые
сотрудники!
Прошу
Вас ответить на ряд вопросов моей анонимной анкеты, касающихся реализации
программ развития и обучения работников, а так же деятельности бюро подбора и
развития персонала!
Сопоставление
Ваших ответов с мнениями других сотрудников позволит проанализировать
эффективность внедрения данных программ и выявить возможные существующие
проблемы!
Заранее
благодарю за участие!
1.
Укажите
имеющееся у Вас образование:
ü Средне
специальное
ü Незаконченное
высшее
ü Высшее
ü 2
высших образования
2.
Каковы
Ваши планы на ближайшие 1-2 года?
ü Продолжать
работать в той же должности
ü Перейти
на следующую должность, не участвуя в программах развития и обучения персонала
ü Перейти
работать в другое структурное подразделение
ü Перейти
в другую организацию без смены специальности
ü Перейти
в другую организацию со сменой специальности
ü Пройти
обучение по программам развития сотрудников с дальнейшим продвижением по службе
3.
На
Ваш взгляд, способствует ли внедрение программ обучения и развития работников
повышению эффективности работы подразделения?
ü Да
ü Нет
ü Затрудняюсь
ответить
4.
Осведомлены
ли Вы об основных аспектах проводимых программ? Знаете ли Вы их предназначение,
принципы и другие основные положения («Профессиональный старт», «Рабочая
смена», «Стажер», движение молодых специалистов «Лидер», «Академия
наставников», «Университет мастера») ?
ü Да
ü Нет
5.
Владеете
ли Вы какой-либо другой специальностью (кроме своей основной) полученной при
участии в программах повышения и развития кадров?
ü Да
ü Нет
ü Планирую
в ближайшее время
6.
Считаете
ли Вы, что в Вашем коллективе задействованы все имеющиеся внутренние резервы
для повышения эффективности труда?
ü Безусловно,
значительные резервы имеются и они задействованы
ü Задействована
большая часть резервов
ü Большинство
внутренних резервов не использовано
ü Затрудняюсь
ответить
7.
Считаете
ли Вы обучение и развитие сотрудников Компании неотъемлемым элементом
деятельности предприятия в целом?
ü Безусловно
ü Сомневаюсь
ü Нет
8.
На
Ваш взгляд, возможна ли эффективная дальнейшая работа подразделений ОАО ГМК
«НН» и Вашего треста, в том числе, без реализации программ развития и обучения
кадров?
ü Да
ü Может
быть
ü Нет
9.
Ваша
оценка осуществления программ развития кадров:
ü Отличная
ü Очень
хорошая
ü Нормальная
ü Плохая
10.
Удовлетворены
ли Вы работой бюро подбора и развития сотрудников?
ü Удовлетворен
ü Не
удовлетворен
ü
Затрудняюсь
ответить
[1] Энциклопедия управления
персоналом, http://dps.smrtlc.ru/
[2] Развитие
персонала, http://planetahr.ru/publication/3396
[3] Управление
персоналом организации. Под ред. Кибанова А.Я. М.: Инфра-М, 2005. — С. 281.
[4] Форсиф П.
Развитие и обучение персонала / П. Форсиф. – СПб. : ИД Нева, 2003. – С. 94.
[5] Профессиональная
подготовка и переподготовка персонала, www.ubo.ru›Аналитика› cat=124&pub=911
[6] Маслов Е.В.
Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М; Новосибирск:
НГАЭиУ, 2000. – С. 84.
[7] Управление
персоналом: Учеб. /Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин, Е.А. Аксенова и др.; Под ред.
Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2002. –
С. 174.
[8] Оганесян И. А.
Управление персоналом организации: учеб. Пособие / И. А. Оганесян. – М. :
Амалфея, 2000. – С. 201.
[9] Моргунов Е.Б. Управление
персоналом: исследование, оценка, обучение. - М.: Бизнес-школа
"Интел-синтез", 2000. – С. 172.
[10] Кибанов А.Я.,
Дуракова И.Б. Управление персоналом организации: стратегия, маркетинг,
интернационализация: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2005 – С. 169.
[11] Шекшня
С.В.Управление персоналом современной организации / С.В. Шекшня. – М.
Бизнес-школа Интел-Синтез, 1997. – С. 291.
[12] П. 3.1
Положения о бюро подбора и развития персонала отдела по работе с персоналом
треста «Норильскшахстстрой» ООО «Заполярная строительная компания», №
СП-992-022-2007, утверждено Заместителем Генерального директора по
строительству объектов сырьевой базы.
[13] П. 3.2
Положения о бюро подбора и развития персонала отдела по работе с персоналом
треста «НШСТ» ООО «ЗСК».
[14] См. там же, П.
3.3.
[15] П. 3.4
Положения о бюро подбора и развития персонала отдела по работе с персоналом
треста «НШСТ» ООО «ЗСК».
[16] См. там же, П.
3.5.
[17] Рабочая инструкция инструктора
производственного обучения рабочих массовых профессий бюро подбора и развития
персонала треста «Норильскшахстстрой», №РИ-922-083-2007
|