Курсовая работа: Система организационно-правовой социальной защиты граждан России
Министерство образования и науки
Российской Федерации
Военно-технический университет при
Федеральной службе специального строительства РФ
Институт промышленного, гражданского
и транспортного строительства.
Курсовая работа
Учебная дисциплина
Теория социального права
Система организационно-правовой
социальной защиты граждан России
Балашиха 2011
Содержание
Введение
1. Государственные
организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской
Федерации
1.1 Льготы
1.2 Доступное
здравоохранение
1.3 Пенсионное обеспечение в РФ
1.4 Доступное образование
1.5 Система социального обслуживания и
предоставления социальных услуг
1.6 Меры социальной поддержки
2. Негосударственные
организационно-правовые формы социальной защиты населения в РФ
2.1 Добровольное социальное страхование
2.2 Благотворительность
2.3 Частные системы
здравоохранения
Заключение
Список использованных источников
Введение
Формирование системы
социальной защиты населения как особого социального института находится в процессе
своего развития. Термин «социальная защита» имеет различные значения.
В новых экономических
условиях он «пришел на замену» термина «социальное обеспечение»,
использовавшегося в советской экономике, где он характеризовал специфическую
организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно
государством.
В современных условиях
потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки
наиболее уязвимых категорий населения. Был введен термин «социальная защита»,
который давно использовался в мировой практике.
Социальная защита - система
мероприятий, осуществляющихся обществом и его различными структурами, по
обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни,
поддерживанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
В современных условиях социальная
защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов
и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты частного
характера – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального
обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется
многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения, в
которой используются практически все организационно-правовые формы, существующие
в странах с рыночной экономикой, хотя они функционируют не полностью в силу
нерешенности ряда теоретических и организационных проблем.
Ведущими организационно-правовыми
формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение,
обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий
населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. В
целом организационно – правовые формы социальной защиты населения можно
подразделить на две большие группы: государственные и негосударственные, как
первая так и вторая названные группы и будут в дальнейшем раскрыты в данной
работе.
1. Государственные
организационно-правовые формы социальной защиты населения в Российской
Федерации
К государственным
организационно-правовым формам социальной защиты населения относятся: льготы, доступное
здравоохранение, пенсионное обеспечение, доступное образование, система
социального обслуживания и предоставления социальных услуг, меры социальной
поддержки.
Действующая система социальной
защиты в России базируется на принципах:
-поощрительности, – властными
структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные
социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для
поддержания государственных важных деяний, принимаются решения, ориентированные
на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в
некоторых случаях – индивидов;
-заявительности, – социальная
помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения
заявителя или лица, представляющего его интересы;
-патернализма, обозначающего
государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к менее социально и
экономически защищенным слоям и группам населения.
1.1 Льготы
Политически ангажированная
поощрительность, в совокупности с патернализмом, привела к масштабной
численности и большому актуальному значению в социальной защите населения
России разнообразных льгот. Эти льготы в действительности стали эквивалентом
материальных видов социальной поддержки отдельных групп, слоев населения. В то
же время длительно большинство российских граждан было не в полной мере
осведомлено о льготах, поскольку сведения о них в основном публиковались в
специальных для служебного пользования нормативно-правовых и методических
документах. В условиях гласности и рыночных отношений информация о правах на те
или иные льготы стала доступной различным категориям населения, которые активно
заявили на них свои претензии. В настоящее время свыше 70% россиян имеют
разнообразные льготы по разным основаниям. Такое положение привело к непомерной
нагрузке на федеральный и местные бюджеты, льготы стали обременительными для
государства. В России вопрос модернизации политики льгот приобрел острую
актуальность и стал центральным в реформировании системы социальной защиты населения.
В настоящее время очевидна попытка валюнтористского ухода от государственных
обязательств по выполнению этой категории социальных гарантий. Однако
реализация такого подхода вызовет социальную напряженность, но не приведет к
ожидаемых экономическим и социальным позитивным результатам. В России льготы,
начиная с 1917 г. и по настоящее время, всегда были альтернативой денежных
выплат, как бы прибавкой к зарплате, пенсии, социальным пособиям. В этой связи
лишение льгот приведет к существенному ухудшению материального положения многих
пенсионеров, инвалидов, семей с детьми и других социально неблагополучных,
уязвимых слоев населения. Решить эту сложнейшую экономическую и этическую проблему
можно только во взаимосвязи с другими проблемами:
-доходов и расходов населения, и,
прежде всего, в сфере доходов от трудовой деятельности;
-реформирования пенсионной системы;
-упорядочения медицинского и
пенсионного страхования;
-соблюдения государством
конституционных и иных нормативно-правовых гарантированных социальных
обязательств;
-создания рынка социальных товаров
и услуг, защиты населения от недобросовестных производителей социальных товаров
и услуг;
-воспитания культуры населения в
аспекте рыночных взаимоотношений в социальной сфере.
Модернизация политики льгот, а
именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной
проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей,
привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой.
1.2 Доступное
здравоохранение
социальная
государственный благотворительность страхование
Охрана здоровья граждан в России —
это совокупность мер политического, экономического, правового, социального,
культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и
противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление
физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его
долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае
утраты здоровья[1].
Доступность здравоохранения, наряду
с повышением качества государственных и частных медицинских услуг, является
одной из важнейших задач национального проекта «Здоровье» и демографической
политики РФ. Совокупные расходы на здравоохранение в России в 2006 году
составляли 3,9 % ВВП, а уже в 2007 году выросли до 4,4 % ВВП[2].
Общие расходы на здравоохранение (в абсолютных цифрах) в 2007 году составили
493 долл. на человека[3].
Основы законодательства РФ об
охране здоровья граждан закрепляют целый комплекс прав граждан в области охраны
здоровья, в их число входят такие права как:
Право граждан Российской Федерации
на охрану здоровья (ст.17). Закреплено, что граждане Российской Федерации
обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья и это право обеспечивается, в
том числе, предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.
Право граждан на оказание им первой
помощи (ст.19 Основ)
Право граждан на медико-социальную
помощь(ст.20 Основ), включающее в себя право на бесплатную медицинскую помощь в
государственной и муниципальной системах и гарантированный объем бесплатной
медицинской помощи.
Комплекс прав для отдельных
категорий и групп граждан (военных, несовершеннолетних, беременных женщин,
заключенных и др.) закреплен в ст.21-29 Основ законодательства РФ об охране
здоровья граждан.
Таким образом государство не только
на правовом уровне старается обеспечить доступность здравоохранения всем своим
гражданам (а в особенности социально незащищенным слоям населения), но и тратит
на реализацию своих целей в сфере здравоохранения колоссальные средства.
1.3 Пенсионное обеспечение в РФ
Пенсионная система России — это
совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и
организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам
материального обеспечения в виде пенсии. В стране продолжается пенсионная
реформа. Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002
года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате
следующих видов пенсий: трудовой пенсии, пенсии по государственному пенсионному
обеспечению, негосударственной пенсии.
Трудовая пенсия — ежемесячная
денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и
иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением
нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным
членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и
вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных
лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами,
установленными настоящим Федеральным законом[4].
Законом установлены следующие виды
трудовых пенсий:
-трудовая пенсия по старости;
-трудовая пенсия по инвалидности;
-трудовая пенсия по случаю потери
кормильца[5].
Тарифы страховых взносов на
пенсионное страхование составляют, в процентах от заработной платы
застрахованных лиц (за исключением отдельных категорий страхователей, для
которых установлены пониженные тарифы):
1) в 2010 году — 20 %; при этом,
для лиц 1966 года рождения и старше все 20 % направляются на финансирование
страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и моложе 14 %
направляются на финансирование страховой части, а 6 % — на финансирование
накопительной части трудовой пенсии;
2) начиная с 2011 года — 26 %; при
этом, для лиц 1966 года рождения и старше все 26 % направляются на
финансирование страховой части трудовой пенсии, а для лиц 1967 года рождения и
моложе 20 % направляются на финансирование страховой части, а 6 % — на
финансирование накопительной части трудовой пенсии[6].
С заработной платы, получаемой от
одного работодателя и превышающей 415 тыс. руб., страховые взносы с 1 января
2010 года не взимаются[7].
Трудовая пенсия по старости — это
ежемесячная денежная выплата, назначаемая гражданам, достигшим установленного
законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж, в целях компенсации им
заработной платы или иного дохода, которые они получали в период трудовой
деятельности.
Право на трудовую пенсию по старости
имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет,
при условии наличия не менее пяти лет страхового стажа[8].
Отдельные категории граждан, указанные в статьях 27, 27.1 и 28 Федерального
закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Трудовая пенсия по старости может
состоять из следующих частей: 1) страховой части; 2) накопительной части. До 1
января 2010 года существовала также базовая часть трудовой пенсии по старости,
но с 1 января 2010 года она была объединена со страховой частью в связи с отменой
единого социального налога[9].
Размер трудовой пенсии по старости
определяется как сумма её страховой и накопительной частей[10].
Расчетный пенсионный капитал и
размер страховой части трудовой пенсии подлежит периодической индексации в
соответствии с уровнем роста цен и ростом уровня среднемесячной заработной
платы[11].
В соответствии с Постановлениями
Правительства РФ от 21.03.2009 № 248, от 25.03.2008 № 205, 27.03.2007 № 183, от
24.03.2006 № 166, от 11.07.2005 № 417, от 15.03.2004 № 141, от 13.03.2003 № 152
расчетный пенсионный капитал увеличен с 2002 по 2008 года в 3,423 раза.
В настоящее время Правительством РФ
разрабатывается законопроект о возможности выплаты негосударственной пенсии за
счет пенсионных накоплений по выбору застрахованного лица. В соответствии с
законопроектом срок выплаты такой негосударственной пенсии должен составлять не
менее 5 лет. Таким образом, пенсионеры в будущем могут получить право на
получение повышенной пенсии в течение 5 или более лет, а после истечения этого
срока они будут получать только страховую часть пенсии.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|