Т.к. материальное
обеспечение приемных семей производится за счёт средств местного бюджета в
Нижегородской области действует Закон от 30 декабря 2005 года № 244-З о
материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приёмных семей на
территории Нижегородской области. В нём подробно прописывается размер выплат на
ребёнка и оплата труда приёмных родителей (Статья 4. Оплата труда приемных
родителей: 1.За воспитание каждого приемного ребенка, приемным родителям производится
оплата труда в размере трех минимальных размеров оплаты труда в месяц).[6]
Изучив эти документы,
можно сказать, что при их разработке правительство Российской Федерации имело
своей целью не только максимально защитить интересы ребёнка и реализовать его
право на жизнь и воспитание в семье, но и заинтересовать потенциальных приёмных
родителей в принятии в свою семью ребёнка сироту.
Исходя из рассмотренных
нами документов, можно сделать вывод, что приёмная семья в Российской Федерации
является формой реализации права ребёнка на воспитании в семье, прописанного в
Конвенции о правах ребёнка. Статус приёмной семьи закреплён Семейным кодексом
Российской Федерации и рядом законов и положений как Федерального, так и
местного уровней. Знание и анализ законодательных основ приёмной семьи поможет
нам в дальнейшем лучше ориентироваться в вопросах об учёте интересов ребёнка и
защите его прав при устройстве в семью.
Глава 2. Социальный
статус приёмной семьи
приемная
семья сирота социологический
Говоря о приёмной семье,
мы не можем проводить анализ только правовых основ. Да, безусловно, если бы не
было законов, то данный вид альтернативной семейной заботы не мог бы
осуществляться в современном обществе. Но если мы говорим о семье, не важно
приёмной или родной, мы должны учитывать и социальную составляющую вопроса,
т.е. отношения между людьми в семье, и отношение людей к семье. Ведь как бы
хорошо мы не знали законы, мы не сможем решить ни одну проблему если не будем
знать её социальные причины.
2.1 Исследование
данных социологического опроса о готовности россиян взять в свою семью
ребёнка-сироту
Прежде чем говорить о
роли семьи в социализации ребёнка, клиентах приёмной семьи и тех проблемах,
которые возникают в семьях, будет целесообразно проанализировать данные
социологического опроса проведённого в июне 2009 года исследовательским
холдингом «Рамир». В опросе приняло участие 1,5 тысячи человек, в возрасте от
18 лет и старше из всех Федеральных округов РФ. По данным исследования 56%
опрошенных относятся положительно к усыновлению или заключению договора о
приёмной семье, однако только 4% согласны принять ребёнка сироту в свою семью. Наименьший
процент негативных оценок усыновления отмечен в Северо-Западном Федеральном
Округе – 4% (3% - отрицательно, 1% - скорее отрицательно), а наибольший – в
Южном – 18% (13% - отрицательно, 5% - скорее отрицательно). Самая большая доля
респондентов с нейтральным отношением к усыновлению отмечена в Поволжье – 31%,
а в Северо-Западном ФО процент таких оценок вдвое ниже - 15%. Так же
социологами отмечена разница в отношении к теме усыновления у жителей сельской
местности и городов-миллионников. Среди жителей городов-миллионников лишь 16%
граждан смогли оценить свое отношение к теме усыновления как «очень
положительное», а в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек и
сельской местности уже треть (34% и 33% соответственно) респондентов придерживаются
аналогичного мнения. Взгляды на усыновление различаются и в зависимости от пола
респондентов. Например среди женщин своё положительное отношение к теме
усыновления высказали 61% , а среди мужчин всего 50%. Несмотря на это различие,
процент мужчин и женщин, ответивших на вопрос «Готовы ли вы принять в свою
семью ребёнка сироту?», «точно да», одинаков и составляет один процент. Хочется
так же отметить, что количество отрицательных ответов на вопрос «Готовы ли вы
принять в свою семью ребёнка сироту?» уменьшается с ростом достатка
опрашиваемых (От 75% в низкодоходной группе населения, 66% - у людей со средним
достатком, до 55% среди высокодоходников)[7].
Из приведённых выше
данных социологического опроса мы видим, что отношение Россиян к теме
усыновления и принятия в семью ребёнка сироты, зависит не только от распространенных
в обществе предрассудков по поводу «детей из детских домов», но и от уровня
жизни, жилищно-бытовых условий и темпа жизни людей.
2.2 Роль семьи в
социализации ребёнка-сироты
Тем кто был воспитан
дома, в семье очень сложно понять, значение семьи в жизни ребёнка. Воспитание и
социализация таких детей происходит постепенно в ходе ежедневного взаимодействия
с родителями, близкими родственниками. У «домашнего» ребёнка есть образец для
подражания, Есть человек, который может объяснить те или иные явления в жизни и
обществе. Мы часто не замечаем, как обычные обязанности «по дому», которые
постепенно возлагают на нас родители, становятся важнейшими этапами адаптации к
самостоятельной жизни в обществе.
Дети лишённые семьи
лишаются и опыта самостоятельной жизни в обществе, и дело не только в том, что
они не получают бытовых навыков ( во многих учреждениях для детей сирот
проводится активная работа по обучению детей основным бытовым навыкам:
приготовление пищи, распределение финансов, уборка помещения), прежде всего
дети не получают моральной поддержки и родительской любви. Что приводит к
серьёзным психологическим проблемам. А.А. Хомякова в своей стать отмечает, что довольно
часто, еще во время проживания с родными родителями в неблагополучной семье,
разного рода потребности ребенка подвержены депривации. Опираясь на известные
теории возрастной периодизации, такие как: эпигенетическая теория Э. Эриксона,
теорию интеллектуального развития Ж. Пиаже, культурно-историческую теорию Л.С.
Выготского и др., можно утверждать, что дети, не прошедшие успешно основные
этапы развития в семье, лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или,
напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.[8]
Из выше сказанного можно
сделать вывод, что семья является основополагающим институтом жизни. Ребёнок
воспитанный в семье не только лучше адаптирован к повседневной реальности, но и
не подвержен ряду комплексов, которые возникают у ребёнка семьи не имеющего.
2.3 Социальный статус
потенциальных приёмных родителей
В этом параграфе мы
рассмотрим социальный статус людей, которые имеют право стать приёмными
родителями.
Согласно Положению о
Приёмной семье от17 июля 1996 года №829, приёмными родителями имеют право стать
совершеннолетние лица обоего пола за исключением: лиц признанных не
дееспособными; лиц лишённых родительских прав или ограниченных в них; лиц
отстранённых от обязанностей опекуна; лиц ранее усыновлявших детей, если
усыновление отменено судом по их вине; лиц имеющих такие заболевания, которые
не позволяют взять приёмного ребёнка в семью. Так же принимаются во внимание
доход и жилищные условия лиц желающих стать приёмными родителями. В течении 20
дней после подачи заявления со всеми необходимыми документами готовиться
заключение о возможности стать приёмными родителями, причём решающими факторами
являются : 1.личные качества будущих приёмных родителей, 2.состояние здоровья,
3. способность к выполнению обязанностей по воспитанию ребёнка, 4.
взаимоотношения с другими членами семьи проживающими совместно с ними.
Людям, которые готовятся
стать приёмными родителями, прежде всего, необходим о понимать, что они обязаны
не только воспитывать ребёнка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном
и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им
образования, готовить его к самостоятельной жизни, нести за него
ответственность перед обществом, но и дарить ему свою родительскую любовь.
Надо отметить, несмотря
на то, что приёмная семья организуется на договорной основе и приёмные родители
получают выплаты за воспитание детей, в семьях возникают настоящие родственные
отношения и общение детей с родителями продолжается после окончания действия
договора о приёмной семье и прекращения выплат пособия по воспитанию ребёнка.
Что свидетельствует о предоставлении ребёнку сироте не альтернативы, а настоящей
семейной заботы.
Заключение
Мы провели работу по
определению социального и правового статуса приёмной семьи.
1.В результате анализа правового
становления приёмной семьи в процессе исторического развития можно сделать
вывод о не инородности института приёмной семьи. Приёмные семьи являются
возрождённой традицией до революционной системы заботы о детях-сиротах.
2. Проведён анализ
термина «приёмная семья», в результате которого мы пришли к более чёткому
пониманию предмета изучения.
3.Проведён анализ
документов и статей на основе которых действует такой вид альтернативной
семейной заботы, как приёмная семья. В результате анализа установлен правовой
статус приёмной семьи.
4.Проведено исследование
социологического опроса, в результате которого выделены основные причины не
популярности усыновления и организации приёмных семей в России. Главной
причиной в списки прочих по-прежнему является не большой материальный достаток
и уровень жизни.
5. Рассмотрена роль семьи
в социализации и личностном развитии ребёнка. В результате рассмотрения мы
пришли к выводу, что роль семьи в воспитании ребёнка очень важна. Семья
необходима каждому.
6.Рассмотрены категории
клиентов приёмной семьи, что позволит в дальнейшем более чётко сориентировать направление
поиска потенциальных приёмных родителей.
В результате проведения
работы мы достигли цели определения основных факторов мешающих популяризации и
распространению альтернативных форм семейной заботы в России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Организация Объединённых Наций:
Конвенция о правах ребёнка. - http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm
2.Правительство РФ: Семейный кодекс
РФ .- http://www.semkodeks.ru/text/semkodeksru/semeiniykodeks-glava21.pl2.html
3. Правительство РФ: Постановление от
17 июля 1996 г №829 о приёмной семье. - http://opeka39.ru/index.php?id=20
4.Законодательное Собрание
Нижегородской области: Закон от 30 декабря 2005 года №244-3 о материальном
обеспечении и мерах социальной поддержки приёмных семей. -
http://opeka39.ru/index.php?id=20
5. Дружинина, Т.И. Некоторые проблемы
приёмной семьи как формы семейно воспитания детей, оставшихся без попечения
родителей. - http://www.lawlibrary.ru/article1175230.html
6. Хомякова, А.А Стадии адаптации в
приёмной семье ребёнка оставшегося без родителей, и их связь с возрастными
периодами развития.- Тезисы второй всероссийской научной конференции:
Психологические проблемы современной российской семьи. - 3 ч. - Под общ. ред.
доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук
А.Г. Лидерса. - М., 2005.- 560с.
7.Шилова И.А. Россияне не готовы
усыновить ребёнка.-http://finance.lbsglobal.com/news/article20786/default.asp
[1]
См.: Дружинина, Т.И. Некоторые проблемы приёмной семьи как формы семейно
воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. - http://www.lawlibrary.ru/article1175230.html
[2] См.: Правительство РФ: Семейный кодекс РФ Гл.21
Приёмная семья ст.151 п.1. - http://www.semkodeks.ru/text/semkodeksru/semeiniykodeks-glava21.pl2.html
[3]
Правительство РФ: Постановление от 17 июля 1996 г №829 о приёмной семье. - http://opeka39.ru/index.php?id=20
[4] См.: Организация Объединённых Наций: Конвенция о
правах ребёнка. - http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm
[5] См.: Правительство РФ
Постановление от 17 июля 1996г. №829 О приёмной семье.-
http://opeka39.ru/index.php?id=20
[6] См.: Законодательное Собрание
Нижегородской области: Закон от 30 декабря 2005 года №244-3 о материальном
обеспечении и мерах социальной поддержки приёмных семей.
-http://opeka39.ru/index.php?id=20
[7] См.: Россияне не готовы
усыновить ребёнка.- http://finance.lbsglobal.com/news/article20786/default.asp
[8]
См.: Хомякова, А.А :Стадии адаптации в приёмной семье ребёнка оставшегося без
родителей, и их связь с возрастными периодами развития.- Тезисы
второй всероссийской научной конференции: Психологические проблемы современной
российской семьи. - 3 часть. - Под общей редакцией доктора психологических наук
В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. -
С. 360 – 362.
|