на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Социально-правовой статус приемной семьи

Т.к. материальное обеспечение приемных семей производится за счёт средств местного бюджета в Нижегородской области действует Закон от 30 декабря 2005 года № 244-З о материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приёмных семей на территории Нижегородской области. В нём подробно прописывается размер выплат на ребёнка и оплата труда приёмных родителей (Статья 4. Оплата труда приемных родителей: 1.За воспитание каждого приемного ребенка, приемным родителям производится оплата труда в размере трех минимальных размеров оплаты труда в месяц).[6]

Изучив эти документы, можно сказать, что при их разработке правительство Российской Федерации имело своей целью не только максимально защитить интересы ребёнка и реализовать его право на жизнь и воспитание в семье, но и заинтересовать потенциальных приёмных родителей в принятии в свою семью ребёнка сироту.

Исходя из рассмотренных нами документов, можно сделать вывод, что приёмная семья в Российской Федерации является формой реализации права ребёнка на воспитании в семье, прописанного в Конвенции о правах ребёнка. Статус приёмной семьи закреплён Семейным кодексом Российской Федерации и рядом законов и положений как Федерального, так и местного уровней. Знание и анализ законодательных основ приёмной семьи поможет нам в дальнейшем лучше ориентироваться в вопросах об учёте интересов ребёнка и защите его прав при устройстве в семью.


Глава 2. Социальный статус приёмной семьи

приемная семья сирота социологический

Говоря о приёмной семье, мы не можем проводить анализ только правовых основ. Да, безусловно, если бы не было законов, то данный вид альтернативной семейной заботы не мог бы осуществляться в современном обществе. Но если мы говорим о семье, не важно приёмной или родной, мы должны учитывать и социальную составляющую вопроса, т.е. отношения между людьми в семье, и отношение людей к семье. Ведь как бы хорошо мы не знали законы, мы не сможем решить ни одну проблему если не будем знать её социальные причины.

2.1 Исследование данных социологического опроса о готовности россиян взять в свою семью ребёнка-сироту

Прежде чем говорить о роли семьи в социализации ребёнка, клиентах приёмной семьи и тех проблемах, которые возникают в семьях, будет целесообразно проанализировать данные социологического опроса проведённого в июне 2009 года исследовательским холдингом «Рамир». В опросе приняло участие 1,5 тысячи человек, в возрасте от 18 лет и старше из всех Федеральных округов РФ. По данным исследования 56% опрошенных относятся положительно к усыновлению или заключению договора о приёмной семье, однако только 4% согласны принять ребёнка сироту в свою семью. Наименьший процент негативных оценок усыновления отмечен в Северо-Западном Федеральном Округе – 4% (3% - отрицательно, 1% - скорее отрицательно), а наибольший – в Южном – 18% (13% - отрицательно, 5% - скорее отрицательно). Самая большая доля респондентов с нейтральным отношением к усыновлению отмечена в Поволжье – 31%, а в Северо-Западном ФО процент таких оценок вдвое ниже - 15%. Так же социологами отмечена разница в отношении к теме усыновления у жителей сельской местности и городов-миллионников. Среди жителей городов-миллионников лишь 16% граждан смогли оценить свое отношение к теме усыновления как «очень положительное», а в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек и сельской местности уже треть (34% и 33% соответственно) респондентов придерживаются аналогичного мнения. Взгляды на усыновление различаются и в зависимости от пола респондентов. Например среди женщин своё положительное отношение к теме усыновления высказали 61% , а среди мужчин всего 50%. Несмотря на это различие, процент мужчин и женщин, ответивших на вопрос «Готовы ли вы принять в свою семью ребёнка сироту?», «точно да», одинаков и составляет один процент. Хочется так же отметить, что количество отрицательных ответов на вопрос «Готовы ли вы принять в свою семью ребёнка сироту?» уменьшается с ростом достатка опрашиваемых (От 75% в низкодоходной группе населения, 66% - у людей со средним достатком, до 55% среди высокодоходников)[7].

Из приведённых выше данных социологического опроса мы видим, что отношение Россиян к теме усыновления и принятия в семью ребёнка сироты, зависит не только от распространенных в обществе предрассудков по поводу «детей из детских домов», но и от уровня жизни, жилищно-бытовых условий и темпа жизни людей.

2.2 Роль семьи в социализации ребёнка-сироты

Тем кто был воспитан дома, в семье очень сложно понять, значение семьи в жизни ребёнка. Воспитание и социализация таких детей происходит постепенно в ходе ежедневного взаимодействия с родителями, близкими родственниками. У «домашнего» ребёнка есть образец для подражания, Есть человек, который может объяснить те или иные явления в жизни и обществе. Мы часто не замечаем, как обычные обязанности «по дому», которые постепенно возлагают на нас родители, становятся важнейшими этапами адаптации к самостоятельной жизни в обществе.

Дети лишённые семьи лишаются и опыта самостоятельной жизни в обществе, и дело не только в том, что они не получают бытовых навыков ( во многих учреждениях для детей сирот проводится активная работа по обучению детей основным бытовым навыкам: приготовление пищи, распределение финансов, уборка помещения), прежде всего дети не получают моральной поддержки и родительской любви. Что приводит к серьёзным психологическим проблемам. А.А. Хомякова в своей стать отмечает, что довольно часто, еще во время проживания с родными родителями в неблагополучной семье, разного рода потребности ребенка подвержены депривации. Опираясь на известные теории возрастной периодизации, такие как: эпигенетическая теория Э. Эриксона, теорию интеллектуального развития Ж. Пиаже, культурно-историческую теорию Л.С. Выготского и др., можно утверждать, что дети, не прошедшие успешно основные этапы развития в семье, лишены чувства базового доверия к миру, замкнуты или, напротив, импульсивны, истеричны в проявлениях радости и боли, депрессивны.[8]

Из выше сказанного можно сделать вывод, что семья является основополагающим институтом жизни. Ребёнок воспитанный в семье не только лучше адаптирован к повседневной реальности, но и не подвержен ряду комплексов, которые возникают у ребёнка семьи не имеющего.


2.3 Социальный статус потенциальных приёмных родителей

В этом параграфе мы рассмотрим социальный статус людей, которые имеют право стать приёмными родителями.

Согласно Положению о Приёмной семье от17 июля 1996 года №829, приёмными родителями имеют право стать совершеннолетние лица обоего пола за исключением: лиц признанных не дееспособными; лиц лишённых родительских прав или ограниченных в них; лиц отстранённых от обязанностей опекуна; лиц ранее усыновлявших детей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц имеющих такие заболевания, которые не позволяют взять приёмного ребёнка в семью. Так же принимаются во внимание доход и жилищные условия лиц желающих стать приёмными родителями. В течении 20 дней после подачи заявления со всеми необходимыми документами готовиться заключение о возможности стать приёмными родителями, причём решающими факторами являются : 1.личные качества будущих приёмных родителей, 2.состояние здоровья, 3. способность к выполнению обязанностей по воспитанию ребёнка, 4. взаимоотношения с другими членами семьи проживающими совместно с ними.

Людям, которые готовятся стать приёмными родителями, прежде всего, необходим о понимать, что они обязаны не только воспитывать ребёнка (детей), заботиться о его здоровье, нравственном и физическом развитии, создавать необходимые условия для получения им образования, готовить его к самостоятельной жизни, нести за него ответственность перед обществом, но и дарить ему свою родительскую любовь.

Надо отметить, несмотря на то, что приёмная семья организуется на договорной основе и приёмные родители получают выплаты за воспитание детей, в семьях возникают настоящие родственные отношения и общение детей с родителями продолжается после окончания действия договора о приёмной семье и прекращения выплат пособия по воспитанию ребёнка. Что свидетельствует о предоставлении ребёнку сироте не альтернативы, а настоящей семейной заботы.


Заключение

Мы провели работу по определению социального и правового статуса приёмной семьи.

1.В результате анализа правового становления приёмной семьи в процессе исторического развития можно сделать вывод о не инородности института приёмной семьи. Приёмные семьи являются возрождённой традицией до революционной системы заботы о детях-сиротах.

2. Проведён анализ термина «приёмная семья», в результате которого мы пришли к более чёткому пониманию предмета изучения.

3.Проведён анализ документов и статей на основе которых действует такой вид альтернативной семейной заботы, как приёмная семья. В результате анализа установлен правовой статус приёмной семьи.

4.Проведено исследование социологического опроса, в результате которого выделены основные причины не популярности усыновления и организации приёмных семей в России. Главной причиной в списки прочих по-прежнему является не большой материальный достаток и уровень жизни.

5. Рассмотрена роль семьи в социализации и личностном развитии ребёнка. В результате рассмотрения мы пришли к выводу, что роль семьи в воспитании ребёнка очень важна. Семья необходима каждому.

6.Рассмотрены категории клиентов приёмной семьи, что позволит в дальнейшем более чётко сориентировать направление поиска потенциальных приёмных родителей.

В результате проведения работы мы достигли цели определения основных факторов мешающих популяризации и распространению альтернативных форм семейной заботы в России.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Организация Объединённых Наций: Конвенция о правах ребёнка. - http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm

2.Правительство РФ: Семейный кодекс РФ .- http://www.semkodeks.ru/text/semkodeksru/semeiniykodeks-glava21.pl2.html

3. Правительство РФ: Постановление от 17 июля 1996 г №829 о приёмной семье. - http://opeka39.ru/index.php?id=20

4.Законодательное Собрание Нижегородской области: Закон от 30 декабря 2005 года №244-3 о материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приёмных семей. - http://opeka39.ru/index.php?id=20

5. Дружинина, Т.И. Некоторые проблемы приёмной семьи как формы семейно воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. - http://www.lawlibrary.ru/article1175230.html

6. Хомякова, А.А Стадии адаптации в приёмной семье ребёнка оставшегося  без родителей, и их связь с возрастными периодами развития.- Тезисы второй всероссийской научной конференции: Психологические проблемы современной российской семьи. - 3 ч. - Под общ. ред. доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005.- 560с.

7.Шилова И.А. Россияне не готовы усыновить ребёнка.-http://finance.lbsglobal.com/news/article20786/default.asp


[1] См.: Дружинина, Т.И. Некоторые проблемы приёмной семьи как формы семейно воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. - http://www.lawlibrary.ru/article1175230.html

[2] См.: Правительство РФ: Семейный кодекс РФ Гл.21 Приёмная семья ст.151 п.1. - http://www.semkodeks.ru/text/semkodeksru/semeiniykodeks-glava21.pl2.html

[3] Правительство РФ: Постановление от 17 июля 1996 г №829 о приёмной семье. - http://opeka39.ru/index.php?id=20

[4] См.: Организация Объединённых Наций: Конвенция о правах ребёнка. - http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm

[5] См.: Правительство РФ Постановление от 17 июля 1996г. №829 О приёмной семье.- http://opeka39.ru/index.php?id=20

[6] См.: Законодательное Собрание Нижегородской области: Закон от 30 декабря 2005 года №244-3 о материальном обеспечении и мерах социальной поддержки приёмных семей. -http://opeka39.ru/index.php?id=20

[7] См.: Россияне не готовы усыновить ребёнка.- http://finance.lbsglobal.com/news/article20786/default.asp

[8] См.: Хомякова, А.А :Стадии адаптации в приёмной семье ребёнка оставшегося без родителей, и их связь с возрастными периодами развития.- Тезисы второй всероссийской научной конференции: Психологические проблемы современной российской семьи. - 3 часть. - Под общей редакцией доктора психологических наук В.К. Шабельникова и кандидата психологических наук А.Г. Лидерса. - М., 2005. - С. 360 – 362.


Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.