на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Соотношение правопорядка и общественного порядка

Общественные отношения, составляющие сферу общественного порядка, являются по своему характеру публичными. Однако ставить знак равенства между понятиями публичный и общественный порядок нельзя. Употребляемый в действующем законодательстве термин «публичный порядок» заимствован из международных правовых актов и используется исключительно на базе их применения. В международных правовых актах этот термин в переводе на русском языке используется и как «общественный порядок», и как «публичный порядок». Подчас эти понятия рассматриваются как синонимы или говориться о «публичном общественном порядке». Это является не вполне оправданным. Проблема в разрешении вопроса о соотношении рассматриваемых категорий состоит в том, что понятие «публичный порядок» достаточно четко не определен. Существование этого термина в международном праве обусловлено необходимостью ограничения исполнения норм иностранного права (или судебных решений) в интересах суверенитета государства, национального правопорядка. Кроме этого, ряд международных конвенций предоставляет возможность ограничения прав в интересах публичного порядка.

В научной литературе публичный порядок рассматривают как в широком, так и в узком понимании. В широком понимании в содержание публичного порядка включаются суверенитет, принципы построения экономической, политической, правовой системы государства, а также нормы морали, существующие в обществе подержание публичного порядка.

Узкое понимание публичного порядка заключается в том, что под ним понимаются принципы правопорядка, основополагающие принципы российского права и ссылка на нормы морали и нравственности возможно лишь в случаях, прямо указанных в законе. Недопустимость расширенного толкования публичного порядка обусловлена, по мнению большинства авторов, тем, что это послужит дополнительным основанием для ограничения приведения в исполнение решений иностранных судов. Кроме этого, применение не формализованных норм морали и нравственности способны поставить в тупик правоприменителя.

Национальное понимание публичного порядка изложено Верховным Судом Российской Федерации в определении (в последующем было отменено) и заключается в том, что под ним понимаются основы общественного строя Российского государства и оговорка возможна лишь в тех отдельных случаях, когда применение иностранного закона могло бы породить результат, недопустимый с точки зрения российского правосознания. В своем более позднем определении Верховный Суд Российской Федерации дополнил понимание публичного порядка и включил в его содержание установленные государством основополагающие нормы об общественном, экономическом и социальном устройстве общества, главные устои основ правопорядка.

Не вдаваясь в дискуссию о содержании рассматриваемого понятия необходимо отметить, что категории «общественный порядок» и «публичный порядок» исторически самостоятельно развивались на протяжении длительного времени, приобретая определенную специфику в правоприменительной практике и правовой доктрине. Поэтому необходимо подходить к рассмотрению вопроса о соотношении категорий «общественный порядок» и «публичный порядок» весьма осторожно с учетом правоприменительной практики.

законность правовой государственный правосознание


Заключение

Государство управляется с помощью различных методов и средств – экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.

Законы, их соблюдение – древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного человечество не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие формы общежития.

В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам – суть правового государства.

Для претворения в жизнь этих и других задач требуется организованность, порядок и дисциплина. Понятно, что они касаются не только рядовых членов общества, но и властных структур, правящих элит и во власти в целом. Стабильная правовая ситуация выступает важнейшей предпосылкой всякой иной – экономической, социальной, политической, морально-психологической. России как никогда нужна законность и правопорядок.

Наличие должного правопорядка в стране позитивно сказывается на ее международном престиже. Необходимо применять меры, которые будут направлены на укрепление государственности и законности, наведение порядка в стране, повышения управляемости обществом.

В законе воплощен коллективный разум, поэтому он авторитарен, почитаемый и ставится превыше всего. Разумеется, законы обязана соблюдать и сама власть, создающая эти законы, считать себя связанной ими. В противном случае она не будет иметь морального права требовать этого от других, и, следовательно, не сумеет обеспечить должного порядка в обществе. В подчинении власти собственным законам – суть правового государства.

В современных российских условиях без законности и правопорядка невозможно решение стоящих перед обществом задач:

- успешное проведение курса экономических реформ, становление рыночных отношений, развитие производства;

- построение гражданского общества и правового государства;

- эффективное функционирование институтов демократии, политической системы; реализация прав и свобод человека, упрочнение их гарантий;

- четкая работа государственного аппарата;

- борьба с преступностью;

- обеспечение управленческого процесса;

- формирование политико-правовой культуры и повышение правосознания личности и всего общества.

В связи с проблемой реализации законности необходимо, прежде всего, укрепление нормативных основ правового регулирования, оптимизация правового воздействия на всех уровнях законности и правопорядка, расширение элементов демократии, создание действенного механизма правового регулирования и преодоление негативных тенденций правового развития.

Не вдаваясь в дискуссию о содержании рассматриваемого понятия необходимо отметить, что категории «общественный порядок» и «публичный порядок» исторически самостоятельно развивались на протяжении длительного времени, приобретая определенную специфику в правоприменительной практике и правовой доктрине. Поэтому необходимо подходить к рассмотрению вопроса о соотношении категорий «общественный порядок» и «публичный порядок» весьма осторожно с учетом правоприменительной практики.


Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1 Акт применения права (правоприменительный акт) Правовой акт, содержащий индивидуальное властное предписание компетентного органа государства в результате рассмотрения конкретного юридического дела.
2 Государство Организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов общества (классовых, религиозных, расовых, националистических, общечеловеческих и т.п.) в пределах определенной территории.
3 Гарантии законности Средства и условия, обеспечивающие соблюдение законов и подзаконных актов, а также беспрепятственное осуществление и реализацию прав граждан, интересов общества и государства.
4 Государственная власть Обусловленное материальными условиями жизни общества способность официальных структур подчинять поведение людей воле всего общества или его части при помощи государственного принуждения.
5 Закон Нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным органом в особом законодательном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в жизни общества.
6 Законность Точное и нуклонное соблюдение законов и основанных на них юридических актов всеми субъектами права.
7 Законодательство Система действующих в данном государстве законов и основанных на них подзаконных актов.
8 Кодекс Систематизированный единый законодательный акт, регулирующий какую-либо однородную область общественных отношений.
9 Конституция Основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, форму правления, а также основные принципы взаимоотношений личности и государства.
10 Механизм правового регулирования Система правовых средств, с помощью которых осуществляется упорядоченность общественных отношений в соответствии с цепями и задачами правового государства.
11 Норма права Общеобязательное, формально-определенное правило поведения, установленное и санкционированное государством для регулирования общественных отношений, складывающихся в обществе.
12 Правопорядок Система устойчивых и согласованных общественных отношений, основанных на законности.
13 Функции права Основные направления его воздействия на поведение людей и возникающие общественные отношения.

 


Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. [Текст]: офиц.текст. - Новосибирск: Сиб.унив. изд-во, 2010. – 48 с. ISBN 978-5-379-01537-4

2. Сборник законов Российской Федерации. [Текст]: Официальные тексты с Изменения и дополнения по состоянию на 1 июня 2007 г. М., 2007. - 250 с. ISBN 978-5- 310-30798-9

3. Уголовный кодекс Российской Федерации. [Текст]: офиц.текст - М., 2006. – 60 с. - ISBN 978-5-413-12695-7

4. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 № 2446-1 (в ред. от 03.07.2007 № 15-ФЗ). [Текст]: офиц.текст - М., 2007. – 20 с. - ISBN 978-5-263-73567-3

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 24.07.2007 № 218-ФЗ). [Текст]: офиц. текст - М.,2007. – 60 с. ISBN 978-5- 115-18490-3

6. Бадмаев, А.Н. Основные направления деятельности милиции общественной безопасности: дисс. канд. юр. наук [Текст] / А.Н.Бадмаев - Екатеринбург, 2006. – 60 с.

7. Борисов, В.В. Правовой порядок. Общая теория государства и права. [Текст] / В.В. Борисов - М., 2008. – 260с. – ISBN 5- 383-27584-3

8. Диаконов, В.В., Учебное пособие по теории государства и права. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.allpravo.ru

9. Емельянов, Б.М. Правкин, С.А. Теория государства и права. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.e-college.ru

10. Еропкин, М.И. Административно-правовая охрана общественного порядка. [Текст] / М.И.Еропкин - С.-Пб.,2005. – 340 с. - ISBN 5- 638-27865-3

11. Карельский, В.М. Теория государства и права. [Текст] / В.М.Карельский, В.Д.Перевалов - М., 2007. – 230 с. – ISBN 5- 145-67461-1

12. Кудрявцев, В.Н. Законность: содержание и современное состояние. [Текст] / В.Н.Кудрявцев - М., 2005. – 140 с. – ISBN 5- 451-73616-6

13. Мальцев, Н.Л. Соотношение категории общественный порядок со смежными понятиями. [Текст] / Н.Л.Мальцев - Уральская ГЮА.,2009. – 76 с. – ISBN 5- 215-02458-6

14. Тер-Акопов, А.А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. [Текст] / А.А.Тер-Акопов - М., 2005. – 80 с. – ISBN 5- 521-08613-3

15. Шляпочников, А. Н. Об охране общественного порядка как функции Советского государства. [Текст] / А.Н.Шляпочников - М.,2009. – 60 с. -ISBN 5- 841-13099-5


[1] Карельский, В.М., Перевалова, В.Д Теория государства и права. Учебник для вузов. М., 2007. - С.220-223.

[2] Закон Российской Федерации «О безопасности» 2005г. № 2446-1 (в ред. от 03.07.2005 № 15-ФЗ) - С.56-58.

[3] Шляпочников, А.Н. Об охране общественного порядка как функции Советского государства. М., 2009. - С.23-25.

[4] Кудрявцев, В.Н. Законность: содержание и современное состояние. М., 2005. - С.244.

[5] Кудрявцев, В.Н. Законность: содержание и современное состояние. М., 2005. - С.147.

[6] Закон РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 № 2446-1 (в ред. от 03.07.2005 № 15-ФЗ). М., - С.244-250.

[7] Шляпочников, А.Н. Об охране общественного порядка как функции Советского государства. М., 2009. - С.123.

[8] Еропкин, М.И. Административно-правовая охрана общественного порядка. С.-Пб., 2005. - С.345.

[9] Тер-Акопов, А.А. Безопасность человека. Социальные и правовые основы. М., 2005. - С.83-90.

[10] Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. 24.07.2007 № 218-ФЗ). М., 2007. - С. 25-27.

[11] Бадмаев, А.Н. Основные направления деятельности общественной безопасности. М.: Екатеринбург, 2006. - С.156.

[12] Карельский, В.М., Перевалов, В.Д. Теория государства и права. М., 2007. - с.123-125.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.