на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Теория прав человека

Курсовая работа: Теория прав человека

Теория прав человека


ПЛАН

Введение

1. Понятие прав человека

2. Права и свободы человека и гражданина

2.1 Юридические обязанности

3. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина

4. Международная система защиты прав человека

5. Права и свободы человека и гражданина в Конституции и национальном законодательстве Республики Беларусь

Заключение

Список использованной литературы и источников


Введение

Зарождение концепции прав человека произошло в Афинах и Риме в VI – V вв. до н.э., где впервые возникли идеи демократии и гражданства. Каждая новая ступень исторического развития расширяло сферу прав человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. Несмотря на постоянное внимание к правам человека в течение многих веков развития общества, особую актуальность проблема прав человека приобрела в последнее десятилетие ХХ века. Это обусловлено изменением позиций большинства государств мира по вопросу соблюдения и защиты прав человека. По мере распространения процессов демократизации все больше стран заявляют о своем признании универсальных прав и свобод человека, принимают меры к тому, чтобы обеспечить реальное осуществление этих прав во всех сферах общественной жизни. Во многом возрастание актуальности проблемы прав человека в ХХ веке обусловлено крушением колониальной системы, радикальными политическими изменениями, которые произошли в бывших социалистических странах, увеличением разрыва в уровне обеспеченности социально-экономическими правами человека между развитыми и развивающимися странами, углублением противоречий в мировом сообществе в целом [21, с. 10]. Чрезвычайно важный аспект осмысления прав человека выражен в работе А.Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе"(1968). Это мысль о том, что в наше время, в эпоху смертоносного оружия и глобальных проблем, права человека превращаются в единственное средство выживания человечества. Поэтому права человека – основа возможности выбора мирного будущего, устранение возможности самоуничтожения человечества [21, с. 11]. Выживание человечества предполагает совместное разрешение таких глобальных проблем, как разоружение, предотвращение ядерной войны, ликвидация голода и различного рода болезней, улучшения окружающей среды и др. Совместное решение перечисленных проблем возможно лишь при условии доверия между народами и государствами, а одной из предпосылок доверия является уважение прав человека. Недостаточное внимание к одной проблеме неизбежно тормозит решение другой. Еще одна проблема прав человека неразрывно связана с другой не менее важной проблемой ХХ века – демократизацией политических режимов власти. Борьба за права во многом способствовала падению многочисленных диктатур, тоталитарных и авторитарных режимов, особенно в Европе и Латинской Америке. Тем не менее, борьба между демократией и ее антиподами далеко не завершена, в том числе и в странах СНГ. Наоборот, она может даже обостриться [24, с. 74].

В нашей республике тема прав человека получает особую остроту в связи с идеей вступления Беларуси в Совет Европы, первой региональной организации, положившей в основу своей работы именно заботу о соблюдении прав человека. В состав организации входят только те страны, где уважение к правам человека стало нормой жизни, а исключаются те, кто нарушает эти права. Беларусь пока не принята в состав СЕ, ибо в этой организации некоторые считают, что в нашей республике не в полном объеме соблюдаются права человека [23, с. 131].

В представленной работе раскрытие темы "Теория прав человека" является целью, для достижения которой мы ставим перед собой следующие задачи:

·  проанализировать понятие прав человека;

·  рассмотреть права и свободы человека и гражданина и юридические обязанности;

·  выяснить гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина;

·  проследить историю международной защиты прав человека;

·  рассмотреть, как отражены права, свободы и обязанности личности в Конституции и национальном законодательстве Республики Беларусь.

Права человека являются основополагающим элементом права как системы, которая диктует соответствующий методологический подход к изучению темы. Мы применяем следующие методы:

·  исторический, позволяющий проследить процесс возникновения и дальнейшего развития изучаемого предмета;

·  общефилософский диалектический метод для исследования явлений в их взаимосвязи;

·  общенаучные методы, такие как анализ и синтез;

·  собственно теоретико-правовые методы в частности формально-логический метод предназначается для анализа формализованных правовых явлений.

В этой связи можно согласиться с Черданцевым А.Ф.: "Методологическая основа конкретного научного исследования представляет собой, как правило, весьма сложную "связку" различных методов и приемов, нацеленных на максимально полный, всесторонний охват изучаемого объекта. По эти причинам отнесение методов к общенаучным, частно научным либо к специальным носит относительный, условный характер" [32, С. 32].

Представленная работа основана на законодательстве Республики Беларусь, международном законодательстве, учебных пособиях, работах авторов, освещающих вопросы теории права, в том числе теории прав человека. Сделаем краткий обзор использованной литературы.

В учебно-методическом комплексе И.В. Вегеры "Права человека" изложены теоретические основы дисциплины. Особенностью данной работы является приведение автором в единую, логически структурированную систему того обширного объема материала по дисциплине "Права человека", которая представлена в многочисленных международно-правовых и национальных источниках права, учебниках, монографиях, статьях, практических пособиях, материалах конференций и т.п. [21].

А.Б. Венгеров в "Теории государства и права" главное внимание уделяет закономерному и случайному в праве, основным правовым системам, другим сущностным характеристикам права в целом как социального института [22].

Основы теоретического курса в учебном пособии Г.И. Иванова: права человека как ценность мировой цивилизации, истоки современной концепции прав человека, международная защита прав человека. Подробно рассмотрены права социальных групп, проблемы правового государства. В приложении собраны международные документы о становлении прав человека, акты Организации объединенных Наций, документы Совета Европы, Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), тексты других документов по правам человека, в том числе нормативные акты Российской Федерации и Республики Беларусь [23].

В учебном пособии "Права человека" И.И. Котляра рассматриваются права человека, как явление мировой цивилизации. Делается экскурс в историю идей и представлений о правах человека. Выявляется современная структура прав человека, акцентируется внимание на особенностях прав человека на рубеже ХХI века. Автор знакомит с международной защитой прав человека, разъясняет роль гражданского общества и правового государства в защите прав человека, дает знания о правах социальных общностей и правах человека в Республике Беларусь. Представляют интерес собранные автором в приложении к пособию выдержки из выступлений выдающихся лиц, ученых-специалистов в области прав человека [24].

В курсе лекций "Общая теория государства и права" под редакцией А.Ф. Вишневского рассматриваются теоретические проблемы происхождения государства и права, соотношение государства и права, права и закона, правового положения личности. Излагаемый теоретический материал базируется на законодательстве Беларуси. Основные понятия представлены в логических схемах, облегчающих восприятие и систематизацию материала [26].

В учебном пособии "Общая теория права" С.Г. Дробязко и В.С. Козлова основательно излагаются возникновение и развитие учений о сущности права и государства. Для нашей работы представляет интерес обстоятельное исследование авторами взаимосвязи права и личности, понятие правового статуса личности, условия становления правового государства [27].

Авторским коллективом учебника для вузов "Права человека" раскрываются исторические этапы формирования системы прав и свобод человека, развития механизмов их защиты, сопоставляется отечественный и зарубежный опыт в данной сфере. Большое внимание уделено проблеме правового статуса человека и гражданина, структуре прав человека, их взаимодействию с правом, политикой и нравственностью, взаимодополняемости внутригосударственной и международной форм их обеспечения и защиты [29].

Учебное пособие "Права человека" призвано дать общие представления о правах человека, стать основой их практического применения [30].

В учебно-методическом пособии "Права человека" излагаются сущность базовых понятий курса, современные международные и национальные механизмы защиты прав человека [31].

В учебном пособии "Теория государства и права" заслуженного деятеля науки РФ профессора Черданцева А.Ф. рассматриваются такие вопросы, как различие науки и идеологии, юридических прав и юридических свобод, право и справедливость, взаимоотношения государства, права и религии. В приложении приведены наиболее распространенные выражения на латинском языке – терминология, воспринятая из римского права [32].


Глава 1. Понятие прав человека

Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей и вместе с тем идея прав человека как человека не была реализована и в средние века, но она не была забыта и продолжала развиваться с различных позиций, в разных формах и направлениях: в творчестве религиозных авторов, идеологов средневековых ересей, в работах средневековых философов, юристов и т.д.

В истории Беларуси был период, когда на её территории действовали законодательные акты, превосходившие по своему уровню правовые акты всех европейских государств. Это было время нахождения белорусских земель в Великом княжестве Литовском (конец XIII-XVI ст. ст.). Расцвет правовой мысли пришелся на XVI столетия, когда в Великом княжестве литовском были разработаны своды законов, во многом опережавшие свое время. Это были Литовские Статуты 1529, 1566, 1588 гг. оставившие глубокий след в правовой мысли того времени и оказавшее заметное влияние на кодификацию права в Российском государстве. Статуты содержали многие прогрессивные положения. Для них (особенно для Статута 1588 г.) была характерна ярко выраженная гуманистическая направленность. Статут 1588 г. как более содержательный и более совершенный пережил существование самого государства и действовал на территории Беларуси вплоть до 30-х годов XIX века [20, с. 4; 21, с. 58].

Рождение понятия "права человека" совпало и слилось воедино с возникновением, а точнее сказать, с возрождением так называемого "естественного" права, из которого проистекает общепринятый принцип "вечности и незыблемости" прав человека. Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой человека: право на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода, на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность, охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства. Естественное право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в высшей степени справедливых представлений о праве. Оно возникло задолго до образования государства и может существовать помимо него [24, с. 6].

Первым юридическим документом, наиболее полно изложившим важнейшие права и свободы человека, стала Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года. С этого документа ведут отсчет своей истории США. В Европе первым юридическим документом, вобравшим права человека, стала Декларация прав человека и гражданина 1789 года, принятая в начале Великой французской революции. Декларация, основываясь на естественно-правовой теории, определила роль государства в обеспечении гарантий прав человека: В статье 12 указано: "Для гарантий прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена" Статья 16 установила важнейшие принципы правового государства: обеспечение гарантий прав и разделение властей: "общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции" [27, с. 403].

Новый этап развития прав человека связан с деятельностью ООН и принятием международных актов, закрепивших права человека. Принятая в 1948 г. Декларация прав человека изменила существовавшие ранее отношения между отдельным лицом и государством. "Человек перестал быть всего лишь послушным подданным своевольного правителя, он стал личностью, существующей в свободном пространстве - пространстве частной жизни, свободном от вмешательства государства, - сфере личной свободы, защищенной правом на неприкосновенность частной жизни, свободу слова, совести и вероисповедания, правом на справедливое судебное разбирательство, а также правом на эффективные средства защиты этих прав и свобод" [27, с. 403].

В теории прав человека выделяют три поколения. Первое поколение связывают с принятыми в ходе французской революции Декларации прав человека и гражданина 1789 г.. Положения, содержащиеся в ней, явились предпосылкой дальнейшего развития законодательства о правах человека и были, в конечном итоге, восприняты всеми конституциями современных демократических государств, в том числе и Конституцией Республики Беларусь, а также международными правовыми актами о правах человека. Права человека первого поколения обычно группируют на политические, гражданские и личные (право на участие каждого гражданина в управлении государством, право на равенство перед законом, право на свободу мысли, безопасность и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.