Курсовая работа: Теория прав человека
Теория прав
человека
ПЛАН
Введение
1. Понятие прав человека
2. Права и свободы человека и
гражданина
2.1 Юридические обязанности
3. Гарантии реализации прав и свобод
человека и гражданина
4. Международная система защиты прав
человека
5. Права и свободы человека и
гражданина в Конституции и национальном законодательстве Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературы и
источников
Введение
Зарождение
концепции прав человека произошло в Афинах и Риме в VI
– V вв. до н.э., где впервые возникли
идеи демократии и гражданства. Каждая новая ступень исторического развития
расширяло сферу прав человека, распространяла их на более широкий круг
субъектов. Несмотря на постоянное внимание к правам человека в течение многих
веков развития общества, особую актуальность проблема прав человека приобрела в
последнее десятилетие ХХ века. Это обусловлено изменением позиций большинства
государств мира по вопросу соблюдения и защиты прав человека. По мере
распространения процессов демократизации все больше стран заявляют о своем
признании универсальных прав и свобод человека, принимают меры к тому, чтобы
обеспечить реальное осуществление этих прав во всех сферах общественной жизни. Во
многом возрастание актуальности проблемы прав человека в ХХ веке обусловлено
крушением колониальной системы, радикальными политическими изменениями, которые
произошли в бывших социалистических странах, увеличением разрыва в уровне
обеспеченности социально-экономическими правами человека между развитыми и
развивающимися странами, углублением противоречий в мировом сообществе в целом
[21, с. 10]. Чрезвычайно важный аспект осмысления прав человека выражен в
работе А.Д. Сахарова "Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и
интеллектуальной свободе"(1968). Это мысль о том, что в наше время, в
эпоху смертоносного оружия и глобальных проблем, права человека превращаются в
единственное средство выживания человечества. Поэтому права человека – основа
возможности выбора мирного будущего, устранение возможности самоуничтожения
человечества [21, с. 11]. Выживание человечества предполагает совместное
разрешение таких глобальных проблем, как разоружение, предотвращение ядерной
войны, ликвидация голода и различного рода болезней, улучшения окружающей среды
и др. Совместное решение перечисленных проблем возможно лишь при условии
доверия между народами и государствами, а одной из предпосылок доверия является
уважение прав человека. Недостаточное внимание к одной проблеме неизбежно
тормозит решение другой. Еще одна проблема прав человека неразрывно связана с
другой не менее важной проблемой ХХ века – демократизацией политических режимов
власти. Борьба за права во многом способствовала падению многочисленных
диктатур, тоталитарных и авторитарных режимов, особенно в Европе и Латинской
Америке. Тем не менее, борьба между демократией и ее антиподами далеко не
завершена, в том числе и в странах СНГ. Наоборот, она может даже обостриться
[24, с. 74].
В нашей республике тема прав человека получает особую
остроту в связи с идеей вступления Беларуси в Совет Европы, первой региональной
организации, положившей в основу своей работы именно заботу о соблюдении прав человека.
В состав организации входят только те страны, где уважение к правам человека
стало нормой жизни, а исключаются те, кто нарушает эти права. Беларусь пока не
принята в состав СЕ, ибо в этой организации некоторые считают, что в нашей
республике не в полном объеме соблюдаются права человека [23, с. 131].
В представленной работе раскрытие темы "Теория
прав человека" является целью, для достижения которой мы ставим перед
собой следующие задачи:
·
проанализировать
понятие прав человека;
·
рассмотреть
права и свободы человека и гражданина и юридические обязанности;
·
выяснить
гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина;
·
проследить
историю международной защиты прав человека;
·
рассмотреть,
как отражены права, свободы и обязанности личности в Конституции и национальном
законодательстве Республики Беларусь.
Права человека являются основополагающим элементом
права как системы, которая диктует соответствующий методологический подход к
изучению темы. Мы применяем следующие методы:
·
исторический,
позволяющий проследить процесс возникновения и дальнейшего развития изучаемого
предмета;
·
общефилософский
диалектический метод для исследования явлений в их взаимосвязи;
·
общенаучные
методы, такие как анализ и синтез;
·
собственно
теоретико-правовые методы в частности формально-логический метод
предназначается для анализа формализованных правовых явлений.
В этой связи можно согласиться с Черданцевым А.Ф.: "Методологическая
основа конкретного научного исследования представляет собой, как правило,
весьма сложную "связку" различных методов и приемов, нацеленных на
максимально полный, всесторонний охват изучаемого объекта. По эти причинам
отнесение методов к общенаучным, частно научным либо к специальным носит
относительный, условный характер" [32, С. 32].
Представленная работа основана на законодательстве
Республики Беларусь, международном законодательстве, учебных пособиях, работах
авторов, освещающих вопросы теории права, в том числе теории прав человека.
Сделаем краткий обзор использованной литературы.
В учебно-методическом комплексе И.В. Вегеры "Права
человека" изложены теоретические основы дисциплины. Особенностью данной
работы является приведение автором в единую, логически структурированную
систему того обширного объема материала по дисциплине "Права человека",
которая представлена в многочисленных международно-правовых и национальных
источниках права, учебниках, монографиях, статьях, практических пособиях,
материалах конференций и т.п. [21].
А.Б. Венгеров в "Теории государства и права"
главное внимание уделяет закономерному и случайному в праве, основным правовым
системам, другим сущностным характеристикам права в целом как социального
института [22].
Основы теоретического курса в учебном пособии Г.И. Иванова:
права человека как ценность мировой цивилизации, истоки современной концепции
прав человека, международная защита прав человека. Подробно рассмотрены права
социальных групп, проблемы правового государства. В приложении собраны
международные документы о становлении прав человека, акты Организации
объединенных Наций, документы Совета Европы, Европейского союза,
Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), тексты других
документов по правам человека, в том числе нормативные
акты Российской Федерации и Республики Беларусь [23].
В учебном пособии "Права человека" И.И. Котляра
рассматриваются права человека, как явление мировой цивилизации. Делается
экскурс в историю идей и представлений о правах человека. Выявляется
современная структура прав человека, акцентируется внимание на особенностях
прав человека на рубеже ХХI века. Автор знакомит с международной защитой прав
человека, разъясняет роль гражданского общества и правового государства в
защите прав человека, дает знания о правах социальных общностей и правах
человека в Республике Беларусь. Представляют интерес собранные автором в
приложении к пособию выдержки из выступлений выдающихся лиц,
ученых-специалистов в области прав человека [24].
В курсе лекций "Общая теория государства и
права" под редакцией А.Ф. Вишневского рассматриваются теоретические
проблемы происхождения государства и права, соотношение государства и права,
права и закона, правового положения личности. Излагаемый теоретический материал
базируется на законодательстве Беларуси. Основные понятия представлены в
логических схемах, облегчающих восприятие и систематизацию материала [26].
В учебном пособии "Общая теория права" С.Г.
Дробязко и В.С. Козлова основательно излагаются возникновение и развитие учений
о сущности права и государства. Для нашей работы представляет интерес
обстоятельное исследование авторами взаимосвязи права и личности, понятие
правового статуса личности, условия становления правового государства [27].
Авторским коллективом учебника для вузов "Права
человека" раскрываются исторические этапы формирования системы прав и
свобод человека, развития механизмов их защиты, сопоставляется отечественный и
зарубежный опыт в данной сфере. Большое внимание уделено проблеме правового
статуса человека и гражданина, структуре прав человека, их взаимодействию с
правом, политикой и нравственностью, взаимодополняемости внутригосударственной
и международной форм их обеспечения и защиты [29].
Учебное
пособие "Права человека" призвано дать общие представления о правах
человека, стать основой их практического применения [30].
В
учебно-методическом пособии "Права человека" излагаются сущность
базовых понятий курса, современные международные и национальные механизмы
защиты прав человека [31].
В учебном пособии "Теория государства и права"
заслуженного деятеля науки РФ профессора Черданцева А.Ф. рассматриваются такие
вопросы, как различие науки и идеологии, юридических прав и юридических свобод,
право и справедливость, взаимоотношения государства, права и религии. В
приложении приведены наиболее распространенные выражения на латинском языке –
терминология, воспринятая из римского права [32].
Глава 1. Понятие прав человека
Возникшая в древности идея всеобщего равенства людей
и вместе с тем идея прав человека как человека не была реализована и в средние
века, но она не была забыта и продолжала развиваться с различных позиций, в
разных формах и направлениях: в творчестве религиозных авторов, идеологов
средневековых ересей, в работах средневековых философов, юристов и т.д.
В истории Беларуси был
период, когда на её территории действовали законодательные акты, превосходившие
по своему уровню правовые акты всех европейских государств. Это было время
нахождения белорусских земель в Великом княжестве Литовском (конец XIII-XVI ст. ст.). Расцвет правовой мысли пришелся на XVI столетия, когда в Великом княжестве литовском
были разработаны своды законов, во многом опережавшие свое время. Это были
Литовские Статуты 1529, 1566, 1588 гг. оставившие глубокий след в правовой
мысли того времени и оказавшее заметное влияние на кодификацию права в
Российском государстве. Статуты содержали многие прогрессивные положения. Для
них (особенно для Статута 1588 г.) была характерна ярко выраженная
гуманистическая направленность. Статут 1588 г. как более содержательный и более
совершенный пережил существование самого государства и действовал на территории
Беларуси вплоть до 30-х годов XIX века [20, с. 4; 21, с. 58].
Рождение понятия "права человека" совпало
и слилось воедино с возникновением, а точнее сказать, с возрождением так
называемого "естественного" права, из которого проистекает
общепринятый принцип "вечности и незыблемости" прав человека.
Естественное право – это совокупность прав и свобод, обусловленных природой
человека: право на свободу, на общение с себе подобными, на продолжение рода,
на жизнь и нормальные условия человеческого существования, на собственность,
охрану своей жизни и здоровья со стороны общества и государства. Естественное
право представляет собой совокупность идеальных, глубоко нравственных и в
высшей степени справедливых представлений о праве. Оно возникло задолго до
образования государства и может существовать помимо него [24, с. 6].
Первым юридическим
документом, наиболее полно изложившим важнейшие права и свободы человека, стала
Декларация независимости, принятая 4 июля 1776 года. С этого документа ведут отсчет своей истории США. В Европе первым юридическим документом, вобравшим
права человека, стала Декларация прав человека и гражданина 1789 года, принятая
в начале Великой французской революции. Декларация, основываясь на
естественно-правовой теории, определила роль государства в обеспечении гарантий
прав человека: В статье 12 указано: "Для гарантий прав человека и
гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а
не для личной пользы тех, кому она вверена" Статья 16 установила важнейшие
принципы правового государства: обеспечение гарантий прав и разделение властей:
"общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не
имеет Конституции" [27, с. 403].
Новый этап развития прав
человека связан с деятельностью ООН и принятием международных актов,
закрепивших права человека. Принятая в 1948 г. Декларация прав человека изменила
существовавшие ранее отношения между отдельным лицом и государством. "Человек
перестал быть всего лишь послушным подданным своевольного правителя, он стал
личностью, существующей в свободном пространстве - пространстве частной жизни,
свободном от вмешательства государства, - сфере личной свободы, защищенной
правом на неприкосновенность частной жизни, свободу слова, совести и
вероисповедания, правом на справедливое судебное разбирательство, а также
правом на эффективные средства защиты этих прав и свобод" [27, с. 403].
В теории прав человека
выделяют три поколения. Первое поколение связывают с принятыми в ходе
французской революции Декларации прав человека и гражданина 1789 г.. Положения,
содержащиеся в ней, явились предпосылкой дальнейшего развития законодательства
о правах человека и были, в конечном итоге, восприняты всеми конституциями
современных демократических государств, в том числе и Конституцией Республики
Беларусь, а также международными правовыми актами о правах человека. Права
человека первого поколения обычно группируют на политические, гражданские и
личные (право на участие каждого гражданина в управлении государством, право на
равенство перед законом, право на свободу мысли, безопасность и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|