на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Теория прав человека

Из всего сказанного следует, что обязанности человека и гражданина – это требования, предъявляемые ему государством, обществом, для того чтобы не нарушались права других людей, и общество функционировало нормально.


Глава 3. Гарантии реализации прав человека и гражданина

Гарантии реализации прав человека многообразны. Правовед Иванов Г.И. к их числу относит следующие:

1. Политические:

·  наличие разделения властей;

·  многопартийность;

·  существование оппозиции, противостоящей власти;

·  нормальное функционирование независимых средств массовой информации;

·  эффективная деятельность судебной власти;

·  подчиненность политики праву;

·  поощрение плюрализма мнений и др.

2. Правовые:

·  наличие демократической конституции;

·  развитость законодательства;

·  эффективность судебной системы;

·  наличие возможностей беспрепятственной подачи жалоб;

·  гарантированность права на судебное обжалование решений;

·  действенность борьбы с преступностью и др.

3. Социально-экономические:

·  должный уровень экономического развития;

·  стабильный рост промышленного производства;

·  наличие высокоразвитых технологий;

·  максимально полное информационное обеспечение всех сторон жизни государства и общества;

·  достаточность финансовых средств и др.

4. Социально-психологические:

·  наличие общенациональной идеи (хотя это и не всегда обязательно);

·  достаточно высокий уровень общественного сознания (политического, правового, нравственного);

·  реальные возможности для влияния общественного мнения на социальную среду и др.

5.  Духовные и нравственные:

·  высокий уровень образования населения;

·  постоянная забота о формировании гармоничной, развитой системы культуры, в том числе правовой;

·  свободный доступ каждого к информации;

·  высоконравственная атмосфера в обществе и др. [23, с. 20].

Конституционная обязанность страны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в разработке условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таковых условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Права и свободы человека и гражданина, их содержание, пути реализации и механизм защиты заняли особое место в Конституции Республики Беларусь [1]. Это соответствует одному из основных положений Всеобщей декларации прав человека 1948 г. о необходимости, как сказано в преамбуле Декларации, чтобы "права человека охранялись властью закона" [7]. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства [1, ст. 8].

Конституция Республики Беларусь содержит не только права, свободы и обязанности, но также и гарантированный механизм их обеспечения. В качестве конституционных гарантий выступают положения, которые закреплены статьями Конституции:

·  Статья 6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

·  Статья 58. Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.

·  Статья 59. Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.

·  Статья 79. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина [1, ст. 6, ст. 58, ст. 59, ст. 79].

·  Конституция Республики Беларусь провозглашает, что человек, его права, свободы их обеспечение и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства [1, ст. 2, ст. 21].

Методом обеспечения этих прав и свобод является правосудие.

Правосудие - деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с действительным либо предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и других отраслей права.

В Конституции Республики Беларусь это отражено в следующих статьях:

·  Статья 60. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.

·  Статья 61. Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

·  Статья 62. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.

·  Статья 112. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов [1, ст.

Право на государственную защиту каждого значит, что им владеет любое лицо, независимо от гражданства. Гарантия государственной защиты значит, с одной стороны, право каждого подать жалобу в соответствующий органы и, с другой стороны обязанность последних рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.

Под государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это деятельность всех веток государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Любая из них, действуя без помощи других, обязана в то же время направлять свои усилия на то, чтоб предоставленные гражданам права и свободы не оставались лишь на бумаге, а были защищены на деле.

Особая роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту Республики Беларусь, как гаранту прав и свобод человека и гражданина [1, ст. 79]. Как глава страны Президент владеет широкими возможностями для выполнения данной обязанности. Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровне Правительства Республики Беларусь и его аппарата. К примеру, МВД - должно решать вопросы борьбы с преступностью, защищать его имущественные и другие права граждан (и не только) от посягательств. Органы законодательной и исполнительной власти также обязаны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права людей.

Одним из способов защиты гражданином собственных прав является направление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления, руководителям учреждений, организаций. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми методами, предоставляемыми Конституцией и законом, - от обращения за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не лишь восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением материального и морального вреда [1, ст. 59, ст. 60, ст. 61].

Таким образом, правовом государстве правительство признаёт ценность прав человека, ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа страны раскрывается через права человека, место и роль индивидуума в обществе, его взаимоотношения с государством.


Глава 4. Международная система защиты прав человека

Если до начала XX века права человека регулировались лишь внутригосударственным правом, то в дальнейшем своем развитии государств появляется необходимость в разработке и принятии международно-правовых мер для защиты различных меньшинств и заключении соглашений, направленных в целом на защиту прав и свобод человека.

После окончания первой мировой войны, в 1919 г. была организована международная организация – Лига наций. Образование Лиги Наций – начало развития и становления международных отношений, но целью всех достижений явилось лишь обеспечение некоторых прав человека. После Второй мировой войны происходит создание Организации Объединенных Наций, провозглашение Устава ООН, ряда необходимых международных документов, а также Всеобщей Декларации о правах человека в 1948 году и Европейской Конвенции о защите прав человека в 1950 году. Приятая в 1948 году в качестве стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства, Всеобщая декларация сегодня является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки конституций, различных законов и документов, относящихся к правам человека. Всеобщая декларация прав человека содержит широкий список как гражданских и политических, так и социально-экономических и культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она провозгласила, что "все люди появляются свободными и равными в собственном достоинстве и в собственных правах" [7, ст. 1].

С момента принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека началось реальное сотрудничество государств в обеспечении прав человека. Были выработаны международные стандарты в области прав человека, определившие общее понятие прав человека и основных свобод, а также их перечень. Впоследствии данные положения получили закрепление в международных пактах о правах человека – международных договорах обязывающего характера. В них вошли нормы и положения, в силу которых государства, подписавшие пакты, обязаны обеспечивать в пределах своей юрисдикции уважение к правам человека и нести ответственность перед международным сообществом за соблюдение прав человека.

Идеи и принципы, нашедшие отражение в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав человека, получили дальнейшее развитие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г, 6 Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. [8; 9]. Эти документы устанавливают минимальный стандарт прав человека, который обязаны признать и обеспечить государства-участники. Кроме того, пакты устанавливают контрольные механизмы, позволяющие реализовать защиту основных прав и свобод в случае их нарушения правительственными органами стран-участниц.

Таким образом, стала складываться традиция международного признания прав человека. Современное международное право содержит общепризнанные и, следовательно, обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы человека независимо от гражданства, пола, расы и т.д. Кроме этих основных норм имеется большое число общих договоров по специальным вопросам прав человека, как, например, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о статусе беженцев, многочисленные конвенции Международной организации труда, а также региональные договоры о правах человека.

В современных условиях существует сложная многоуровневая международная система поощрения и защиты прав человека. Ведущая роль в этой системе принадлежит ООН – универсальной всемирной межправительственной организации, которая руководствуется в своей деятельности Уставом, принятым 26 июня 1945 г.

Система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций возникла всего за три года: были созданы главные органы и специализированные учреждения, обладающие компетенцией в области прав человека, а также заключены необходимые конвенции.

В ООН имеется пять главных органов, деятельность которых так или иначе связана с защитой прав человека: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международный суд, Секретариат ООН.

Суть работы Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности – принятие документов, резолюций, рекомендаций, вынесение решений по вопросам, касающимся прав человека.

Основное содержание деятельности ЭКОСОС, Секретариата ООН – подготовка международных конференций, составление проектов документов, проведение исследований, осуществление контрольных функций за соблюдением государствами обязательств по правам человека.

Генеральная Ассамблея - главный совещательный орган в системе ООН. В ней представлены все государства-члены ООН, каждая из которых имеет один голос. Ассамблея обсуждает любые вопросы в пределах устава. Подавляющее большинство вопросов, относящихся к правам человека, рассматривается Третьим Комитетом Ассамблеи (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры), однако некоторые из них обсуждаются и другими комитетами. Со времени принятия в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея приняла более 80 деклараций, конвенций, пактов, т.е. международно-правовых актов по правам человека. Важнейший международно-правовой документ – Международный Билль о правах человека. В настоящее время он включает в себя следующие международные документы:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.