Из
всего сказанного следует, что обязанности человека и гражданина – это
требования, предъявляемые ему государством, обществом, для того чтобы не
нарушались права других людей, и общество функционировало нормально.
Глава 3. Гарантии реализации прав человека и
гражданина
Гарантии
реализации прав человека многообразны. Правовед Иванов Г.И. к их числу относит
следующие:
1.
Политические:
·
наличие
разделения властей;
·
многопартийность;
·
существование
оппозиции, противостоящей власти;
·
нормальное
функционирование независимых средств массовой информации;
·
эффективная
деятельность судебной власти;
·
подчиненность
политики праву;
·
поощрение
плюрализма мнений и др.
2.
Правовые:
·
наличие
демократической конституции;
·
развитость
законодательства;
·
эффективность
судебной системы;
·
наличие
возможностей беспрепятственной подачи жалоб;
·
гарантированность
права на судебное обжалование решений;
·
действенность
борьбы с преступностью и др.
3.
Социально-экономические:
·
должный
уровень экономического развития;
·
стабильный
рост промышленного производства;
·
наличие
высокоразвитых технологий;
·
максимально
полное информационное обеспечение всех сторон жизни государства и общества;
·
достаточность
финансовых средств и др.
4.
Социально-психологические:
·
наличие
общенациональной идеи (хотя это и не всегда обязательно);
·
достаточно
высокий уровень общественного сознания (политического, правового,
нравственного);
·
реальные
возможности для влияния общественного мнения на социальную среду и др.
5.
Духовные и нравственные:
·
высокий
уровень образования населения;
·
постоянная
забота о формировании гармоничной, развитой системы культуры, в том числе
правовой;
·
свободный
доступ каждого к информации;
·
высоконравственная
атмосфера в обществе и др. [23, с. 20].
Конституционная
обязанность страны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина
состоит в разработке условий для их реализации и механизма для их защиты.
Обеспечение таковых условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят
в функции всех органов государственной власти и органов местного
самоуправления.
Права и свободы человека и гражданина, их содержание,
пути реализации и механизм защиты заняли особое место в Конституции Республики
Беларусь [1]. Это соответствует одному из основных положений Всеобщей
декларации прав человека 1948 г. о необходимости, как сказано в преамбуле Декларации,
чтобы "права человека охранялись властью закона" [7]. Республика
Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и
обеспечивает соответствие им законодательства [1, ст. 8].
Конституция Республики Беларусь содержит не только
права, свободы и обязанности, но также и гарантированный механизм их
обеспечения. В качестве конституционных гарантий выступают положения, которые
закреплены статьями Конституции:
·
Статья
6. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе
разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные
органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между
собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.
·
Статья
58. Никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных
Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо к отказу от своих прав.
·
Статья
59. Государство обязано принимать все доступные ему меры для создания
внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления
прав и свобод граждан Республики Беларусь, предусмотренных Конституцией. Государственные
органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных
функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для
осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут
ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности.
·
Статья
79. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом
Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина [1, ст. 6,
ст. 58, ст. 59, ст. 79].
·
Конституция
Республики Беларусь провозглашает, что человек,
его права, свободы их обеспечение и гарантии их реализации являются высшей ценностью
и целью общества и государства [1, ст. 2, ст. 21].
Методом обеспечения этих прав и свобод является
правосудие.
Правосудие
- деятельность суда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом
порядке и заключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с
действительным либо предполагаемым нарушением норм гражданского,
административного и других отраслей права.
В
Конституции Республики Беларусь это отражено в следующих статьях:
·
Статья
60. Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и
беспристрастным судом в определенные законом сроки.
·
Статья
61. Каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами,
ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации
с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся
внутригосударственные средства правовой защиты.
·
Статья
62. Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и
свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и
других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах
местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных
объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. Противодействие
оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
·
Статья
112. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в
соответствии с ней иных нормативных актов [1, ст.
Право на государственную
защиту каждого значит, что им владеет любое лицо, независимо от
гражданства. Гарантия государственной защиты значит, с одной стороны, право
каждого подать жалобу в соответствующий органы и, с другой стороны обязанность
последних рассмотреть эту жалобу и принять по ней законное, справедливое и
обоснованное решение.
Под
государственной защитой прав и свобод понимается направленная на это
деятельность всех веток государственной власти - законодательной,
исполнительной, судебной. Любая из них, действуя без помощи других, обязана в
то же время направлять свои усилия на то, чтоб предоставленные гражданам права
и свободы не оставались лишь на бумаге, а были защищены на деле.
Особая
роль в защите прав и свобод принадлежит Президенту Республики Беларусь, как
гаранту прав и свобод человека и гражданина [1, ст. 79]. Как глава страны
Президент владеет широкими возможностями для выполнения данной обязанности.
Многие вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина разрабатываются и
решаются на уровне Правительства Республики Беларусь и его аппарата. К примеру,
МВД - должно решать вопросы борьбы с преступностью, защищать его имущественные
и другие права граждан (и не только) от посягательств. Органы законодательной и
исполнительной власти также обязаны разрабатывать и реализовывать меры,
гарантирующие политические, социальные, экономические и культурные права людей.
Одним
из способов защиты гражданином собственных прав является направление жалоб и
заявлений в государственные органы, органы местного самоуправления,
руководителям учреждений, организаций. Каждый вправе защищать свои права и
свободы всеми методами, предоставляемыми Конституцией и законом, - от обращения
за помощью к судам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и
законного обращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не
лишь восстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушением
материального и морального вреда [1, ст. 59, ст. 60, ст. 61].
Таким
образом, правовом государстве правительство признаёт ценность прав человека,
ограничивая этими правами свои властные функции. Поэтому подлинная природа
страны раскрывается через права человека, место и роль индивидуума в обществе,
его взаимоотношения с государством.
Глава
4. Международная система защиты прав человека
Если
до начала XX века права человека регулировались лишь внутригосударственным
правом, то в дальнейшем своем развитии государств появляется необходимость в
разработке и принятии международно-правовых мер для защиты различных меньшинств
и заключении соглашений, направленных в целом на защиту прав и свобод человека.
После
окончания первой мировой войны, в 1919 г. была организована международная
организация – Лига наций. Образование Лиги Наций – начало развития и
становления международных отношений, но целью всех достижений явилось лишь
обеспечение некоторых прав человека. После Второй мировой войны происходит
создание Организации Объединенных Наций, провозглашение Устава ООН, ряда
необходимых международных документов, а также Всеобщей Декларации о правах
человека в 1948 году и Европейской Конвенции о защите прав человека в 1950
году. Приятая в 1948 году в качестве стандарта, к достижению которого должны
стремиться все народы и все государства, Всеобщая декларация сегодня является
одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется
многими странами для разработки конституций, различных законов и документов,
относящихся к правам человека. Всеобщая декларация прав человека содержит
широкий список как гражданских и политических, так и социально-экономических и
культурных прав. Признавая естественный характер прав человека, она провозгласила,
что "все люди появляются свободными и равными в собственном достоинстве и
в собственных правах" [7, ст. 1].
С
момента принятия Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека началось
реальное сотрудничество государств в обеспечении прав человека. Были выработаны
международные стандарты в области прав человека, определившие общее понятие
прав человека и основных свобод, а также их перечень. Впоследствии данные
положения получили закрепление в международных пактах о правах человека –
международных договорах обязывающего характера. В них вошли нормы и положения,
в силу которых государства, подписавшие пакты, обязаны обеспечивать в пределах
своей юрисдикции уважение к правам человека и нести ответственность перед
международным сообществом за соблюдение прав человека.
Идеи
и принципы, нашедшие отражение в Уставе ООН и Всеобщей декларации прав
человека, получили дальнейшее развитие в Международном пакте об экономических,
социальных и культурных правах 1966 г, 6 Международном пакте о гражданских и
политических правах 1966 г. [8; 9]. Эти документы устанавливают минимальный
стандарт прав человека, который обязаны признать и обеспечить
государства-участники. Кроме того, пакты устанавливают контрольные механизмы,
позволяющие реализовать защиту основных прав и свобод в случае их нарушения
правительственными органами стран-участниц.
Таким
образом, стала складываться традиция международного признания прав человека.
Современное международное право содержит общепризнанные и, следовательно,
обязательные для всех государств нормы, определяющие основные права и свободы
человека независимо от гражданства, пола, расы и т.д. Кроме этих основных норм
имеется большое число общих договоров по специальным вопросам прав человека,
как, например, Конвенция о политических правах женщин, Конвенция о ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о статусе беженцев,
многочисленные конвенции Международной организации труда, а также региональные
договоры о правах человека.
В
современных условиях существует сложная многоуровневая международная система
поощрения и защиты прав человека. Ведущая роль в этой системе принадлежит ООН –
универсальной всемирной межправительственной организации, которая
руководствуется в своей деятельности Уставом, принятым 26 июня 1945 г.
Система
защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций возникла всего за
три года: были созданы главные органы и специализированные учреждения,
обладающие компетенцией в области прав человека, а также заключены необходимые
конвенции.
В
ООН имеется пять главных органов, деятельность которых так или иначе связана с
защитой прав человека: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический
и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международный суд, Секретариат ООН.
Суть
работы Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности – принятие документов,
резолюций, рекомендаций, вынесение решений по вопросам, касающимся прав
человека.
Основное
содержание деятельности ЭКОСОС, Секретариата ООН – подготовка международных
конференций, составление проектов документов, проведение исследований,
осуществление контрольных функций за соблюдением государствами обязательств по
правам человека.
Генеральная
Ассамблея - главный совещательный орган в системе ООН. В ней
представлены все государства-члены ООН, каждая из которых имеет один голос.
Ассамблея обсуждает любые вопросы в пределах устава. Подавляющее большинство
вопросов, относящихся к правам человека, рассматривается Третьим Комитетом
Ассамблеи (социальные и гуманитарные вопросы и вопросы культуры), однако
некоторые из них обсуждаются и другими комитетами. Со времени принятия в 1948
г. Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея приняла более 80
деклараций, конвенций, пактов, т.е. международно-правовых актов по правам
человека. Важнейший международно-правовой документ – Международный Билль о
правах человека. В настоящее время он включает в себя следующие международные
документы:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|