на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Внешняя форма выражения права

В Российской Федерации подзаконные акты классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:

- подзаконные акты федерального уровня (указы президента России, постановления Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств);

- подзаконные акты регионального уровня (нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

- подзаконные акты местного уровня (нормативные акты органов местного самоуправления).[19]

Все нормативно-правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а так же распространяются на определенный круг лиц (субъектов права).

Действие нормативно-правового акта – динамическая характеристика процесса реализации предписаний нормативно-правовых актов, складывающаяся из совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на результативное воздействие нормативно-правового акта на урегулированные им общественные отношения.[20]

Говоря о пределах действия нормативного акта во времени, имеют в виду три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (тек называемая обратная сила закона).[21]

Как правило, для этого издается специальный закон, устанавливающий временные характеристики акта. Конституция также может определять последовательность действий по приданию закону юридической силы, вступлению в силу. Многие законы предваряются специальным актом о введении в действие закона, в том числе действия во времени. Этим актом может устанавливаться конкретная дата введения закона в действие. Используются и такие формулировки — закон действует с момента опубликования; с момента принятия или подписания. Весьма распространена и формула поэтапного введения в действие закона, когда какая-то его часть вводится в действие с момента наступления специального условия (появления иного закона, наступления каких-то социальных обстоятельств и т.д.). Если специальный порядок вступления в силу закона не оговаривается, тогда действует общий порядок, установленный законом. [22]

Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» от 14 июня 1994г. федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.[23]

Существуют также определенные нормы об опубликовании актов органов исполнительной власти, так называемых ведомственных актов. В настоящее время не приобретают юридическую силу неопубликованные акты, если они затрагивают конституционные права и свободы граждан. Иные акты — для служебного пользования, секретные, протокольные — также имеют свой порядок принятия и использования. Официальные публикаторы законов в России — «Российская газета» и Собрание законодательства, нормативных актов — «Российские вести».

Весьма своеобразен процесс фактической утраты силы того или иного нормативно-правового акта. Норма права как бы забывается обществом, не применяется, фактически утрачивает силу. При подготовке Свода законов СССР в 1970—1980-х гг. пришлось признать официально утратившими силу множество «забытых» актов, не отмененных и не действующих с 1918 г.[24]

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие):

- по истечении срока действия акта, на который он был принят;

- в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

- на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).[25]

Большая проблема — это обратная сила закона, т.е. распространение его действия на отношения, возникшие в прошлом, до его принятия. Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Это правило – необходимый фактор правовой стабильности: граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено вступлением в силу нового акта.[26]

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если об этом сказано в самом законе;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.[27]

Также в порядке исключения может быть применен еще один принцип действия нормативно-правового акта во времени — «переживание закона», т.е. закон, утративший юридическую силу, по специальному указанию нового закона может продолжать регулирование некоторых вопросов. Таким образом, нормальным, типичным принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед»: ревизии сложившихся до него юридических прав и обязанностей он не производит.[28]

Действие нормативно-правового акта в пространстве связано с распространением его на территорию всего государства или только на его определённую часть, что во многом зависит от его юридической силы.

По действию в пространстве нормативно-правовые акты могут быть:

- общегосударственными (действующие на всей территории государства);

- региональными (действующими на территории субъекта);

- местными (действующими на территории муниципального образования);

- локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).

Кроме того, действие нормативно-правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа, который означает распространение правовых актов определённого субъекта правотворчества за пределы территории его юрисдикции. Например, в соответствии с законодательством Российской Федерации при рассмотрении вещных гражданских споров суд или иной орган, управомоченный на разрешение возникшего конфликта, должен применять правовые акты тех государственных органов, на территории которых находится оспариваемое имущество.

В соответствии с принципами государственного суверенитета и территориального верховенства нормативно-правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

При этом под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая в себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данного государства и на которую государство распространяет свою власть. Суверенитет государства распространяется на территорию своих посольств, военных кораблей, всех кораблей в открытом море и других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе.

По территориальному критерию все нормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которых распространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определенную ее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территории страны.

На всю территорию государства распространяются, например, конституционные и обыкновенные законы. «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» (статья 4, часть 2).

Однако акты, изданные в порядке текущего законодательства, могут действовать и на строго определенной, ограниченной части территории. Об этом заранее оговаривается в самом законе или ином нормативном акте. В России таковыми могут быть, например, законы, указы Президента или постановления Правительства, касающиеся определенных районов или всего Крайнего Севера, Дальнего Востока, регионов, пострадавших от чернобыльской аварии.

Действие некоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территории государства. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать в соответствии с заключенными соглашениями нормы, содержащиеся в актах других государств. Это касается в первую очередь гражданского, коммерческого, финансового и некоторых иных отраслей права.

В соответствии с общим правилом, нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства). Однако и из этого правила есть исключения:

- во-первых, действующее уголовное законодательство России распространяется не только на лиц, находящихся на территории Российской Федерации, но и на её граждан за границей;

- во-вторых, адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые нормативно-правовые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (например, Конституция или Уголовный Кодекс Российской Федерации). Другие нормативные акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц;

- в-третьих, свои особенности имеет действие нормативных актов Российской Федерации в отношении иностранцев и лиц без гражданства; им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определённые обязанности;

- представители иностранных государств (дипломатический персонал посольств, главы государств и правительств) наделяются правом дипломатического иммунитета. Это означает, что вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершённые на территории Российской Федерации, решается дипломатическим путём

Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а также беженцы и перемещённые лица. Лица с двойным гражданством становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (военные действия, стихийные бедствия), также становятся субъектами правоотношений нескольких государств.

В отличие от них, вынужденные переселенцы покидают не суверенное государство, а какой-либо регион страны.

Законодательство России, впрочем, как и законодательство других стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей к российским гражданам. Согласно части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Особое положение в России, равно как и в других странах, занимают дипломаты, консульские работники и другие сотрудники зарубежных госучреждений, пользующиеся дипломатическим иммунитетом. В строгом соответствии с международным и национальным правом они не подлежат аресту и задержанию. На них не распространяется уголовная, административная и в значительной части гражданская юрисдикция государства пребывания. Судебные, следственные и иные органы, к которым поступают требования о начале производства следственных действий в отношении лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, должны заведомо признавать подобного рода дела им не подведомственными. На официальные власти страны пребывания возлагается обязанность всячески ограждать их от оскорбительных выпадов со стороны других лиц.

Проанализировав действия нормативно-правовых актов по кругу лиц, я могу отметить, что они тесно связано с территориальными пределами функционирования актов. Нормативно-правовые акты распространяют свое действие, как на граждан Российской Федерации, так и на иностранных граждан и лиц без гражданства, но при этом имеются исключения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев вопросы сущности, типа и формы права, я сделала вывод, что право есть живая, постоянно меняющаяся форма жизнедеятельности общества, продукт цивилизации. Несмотря на определенные незыблемые основы и нормы, которые характеризуются моральными, этическими нормами и постулатами, право со стороны практического рассмотрения и применения постоянно меняется. Эволюция права приводит к укреплению и развитию его нравственной основы, реализации в нем принципов справедливости, равенства, гуманизма.

Под формой (источником) права понимается объективированное закрепление и проявление содержания права в определенных актах государственных органов, решениях судов, договорах, обычаях и иных источниках. На протяжении длительной истории существования права как социального института развивались и изменялись взгляды на форму права. И связано это было с разными условиями и потребностями того или иного этапа общественного развития, прежде всего в Европе. Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что формы (источники) права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных форм (источников) напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Теория государства и права: (серия «Краткий курс»)/Ромашов Р.А. – СПб: Питер, 2009.

2.  Теория государства и права: Учебник/ Марченко М.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.

3.  Общая теория государства и права: учебник/ С.А.Комаров -7-е изд. – СПб: Питер, 2008.

4.  Теория государства и права: учебник / Л.А.Морозова. – М.: Эксмо, 2009.

5.  Теория государства и права: учебник / А.В. Малько. – 3-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2008.

6.  Теория государства и права: Учебник (для юрид. вузов)/ Венгеров А.Б.– 4-е изд. – М.: Омега-Л, 2007.

7.  Теория государства и права: Пособие для сдачи экзаменов/ Протасов В.Н.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат,2006.

8.  Теория государства и права: Учебник для вузов/ В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004.

9.  Источники российского права / Т.В. Гурова. – Саратов: 1998.

10.  Теория государства и права: Вопросы и ответы / А.И. Коваленко. - М.: 1997

11.  История государства и права зарубежных стран. / О.А. Жидков, Н.А. Крашенникова. – М.: 1996.

12.  Конституция РФ: официальный текст. – М.: 2008.

13.  Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2007). М.: Юридическая литература, 2007.

14.  ФЗ №5-ФЗ от 14.06.1994 «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 22.10.1999)// Сборник законодательства РФ. – 20.06.1994. – №8. – ст.6.

15.  Форма (источник) права как категория в теории государства и права/А. Ю. Калинин, С. А. Комаров Правоведение. -2000. - № 6 (233). 3 – 10 с. Библиогр. в подстрочных примечаниях.


[1] Форма (источник) права как категория в теории  государства и права /А. Ю. Калинин, С. А. Комаров. //Правоведение. -2000. - № 6 (233). 3 – 10  с. Библиогр. в подстрочных примечаниях.

[2] Форма (источник) права как категория в теории  государства и права /А. Ю. Калинин, С. А. Комаров. //Правоведение. -2000. - № 6 (233). 3 – 10  с. Библиогр. в подстрочных примечаниях.

[3] Теория государства и права: Учебник/ Марченко М.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.

 529 с.

[4] Теория государства и права: (серия «Краткий курс»)/Ромашов Р.А. – СПб.: Питер, 2009. 124 с.

[5] Теория государства и права: (серия «Краткий курс»)/Ромашов Р.А. – СПб.: Питер, 2009. 125 с.

[6] Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.

  530 с.

[7] Теория государства и права: учебник / А.В. Малько. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2008.  400 с.

[8] Теория государства и права: (серия «Краткий курс»)/Ромашов Р.А. – СПб.: Питер, 2009. 126  с

[9] Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. от 21.07.2007). – М.: Юридическая литература, 2007. – ст.66, ч.4.

[10] Теория государства и права: Учебник/ Марченко М.Н. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008.

 532 с.

[11] Теория государства и права: (серия «Краткий курс»)/Ромашов Р.А. – СПб.: Питер, 2009. 126  с

[12] Общая теория государства и права: учебник/ С.А.Комаров -7-е изд. – СПб.: Питер, 2008.  240 с.

[13] Теория государства и права: Вопросы и ответы / А.И. Коваленко. - М.: 1997. – 333 с.

[14] История государства и права зарубежных стран. / О.А. Жидков, Н.А. Крашенникова. – М.: 1996.  345 с.

[15] Источники российского права / Т.В. Гурова. – Саратов: 1998.  83 с.

[16] Общая теория государства и права: учебник/ С.А.Комаров -7-е изд. – СПб.: Питер, 2008.  242 с.

[17] Конституция РФ: официальный текст. – М.: 2008.

[18] Теория государства и права: учебник / Л.А.Морозова. – М.: Эксмо, 2009.  480 с.

[19] Теория государства и права: (серия «Краткий курс»)/Ромашов Р.А. – СПб.: Питер, 2009. 128 с.

[20] Теория государства и права: (серия «Краткий курс»)/Ромашов Р.А. – СПб.: Питер, 2009. 129с.

[21] Теория государства и права: Учебник для вузов/ В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004.  199 с.

[22] Теория государства и права: Учебник (для юрид. вузов)/ Венгеров А.Б. – 4-е изд. – М.: Омега-Л, 2007.

488 с.

[23] ФЗ №5-ФЗ от 14.06.1994  «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (ред. от 22.10.1999)// Сборник законодательства РФ. – 20.06.1994. – №8. – ст.6.

[24] Теория государства и права: Учебник (для юрид. вузов)/ Венгеров А.Б.– 4-е изд. – М.: Омега-Л, 2007.

489 с.

[25]Теория государства и права: Учебник/ Малько А.В. – М.:Юристъ,2007. 180 с.

[26] Теория государства и права: Учебник для вузов/ В.Д. Перевалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2004.  200 с.

[27]Малько А.В. Указ соч. С. 180.

[28] Теория государства и права: Пособие для сдачи экзаменов/ Протасов В.Н.– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат,2006. – С.115.


Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.