на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Курсовая работа: Выборы Президента Российской Федерации: история и современность

Курсовая работа: Выборы Президента Российской Федерации: история и современность

Оглавление

Введение

Глава 1. Понятие и развитие института Президентства в Российской Федерации

1.1  Понятие «президент», становление института президентства в России

1.2  Форма правления в Российской Федерации и ее взаимосвязь с институтом Президентства

Глава 2. Порядок выборов Президента Российской Федерации

2.1 Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов

2.2 Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации

2.3 Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. Признание выборов несостоявшимися и недействительными

Глава 3. Место президента в системе разделения властей

3.1 Место Президента в системе разделения властей

Заключение

Список нормативно-правовых актов и литературы


Введение

Демократические преобразования, проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов, привели к необходимости поиска новой модели организации государственной власти. Основой такой модели послужили общепризнанный в современном мире принцип разделения властей, а также введение института президентской власти. Для России данный институт являлся новым.

Особый интерес представляет собой процедура выборов Президента Российской Федерации как с научной точки зрения, принимая во внимание место и роль из место и роль данного должностного лица, так и с практической стороны, т.к. для нас, военнослужащих, Президент, как Верховный Главнокомандующий и лицо, в подчинении которого находится такой федеральный органом исполнительной власти, как ФСБ России, является прямым начальником.

Целью работы ставлю рассмотрение порядка выборов Президента Российской Федерации, основные этапы и особенности их проведения. Достижению цели способствует решение следующих исследовательских задач:

1.  Рассмотреть понятие «президент», становление института президентства в России.

2.  Проанализировать форму правления в Российской Федерации ее взаимосвязь с институтом президентства.

3.  Рассмотреть порядок назначения выборов Президента Российской Федерации, выдвижения и регистрации кандидатов

4.  Проанализировать организационное обеспечение и подготовки выборов Президента Российской Федерации

5.  Рассмотреть порядок голосования и определение результатов выборов Президента Российской Федерации

6.  Определить место президента в системе разделения властей

Предмет исследования – общественные отношения в сфере реализации избирательного права граждан, возникающие по поводу выборов Президента Российской Федерации

Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся непосредственно в процессе выборов Президента Российской Федерации и реализацию прав граждан избирать и быть избранными.

Метод исследования: теоретический анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, классификация и обобщение.

Степень разработанности темы: Разработкой теоретических проблем выборов Президента Российской Федерации занимались такие ученые как Т.Г. Архипова, Е.П. Малышева, Дегтев Г.В.

Структура работы: работа состоит из шести параграфов, введения, заключения. Также приведен список используемых нормативно-правовых актов и литературы.


Глава 1. Понятие и развитие института Президентства в Российской Федерации

1.1  Понятие «президент», становление института президентства в России

президент выборы россия

Общеизвестно, что главой государства называется официальное лицо (или орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов. Это не просто отдельно взятое физическое (или юридическое) лицо со всеми его особенностями, а сосредоточение власти и влияние в государстве. Понятие «президент» не следует рассматривать как «должность» или «пост». Президент - это не сама должность, а физическое лицо, занимающее ее, и тем самым облеченное президентской властью («должностное лицо»). Правильнее в данном случае говорить о должности президента, т.е. институте президентства.

Определения самого понятия «президент» в мировом конституционно-правовом опыте различны в связи с наличием различных моделей института президента. Обычно президентом именуется выборный глава государства, с республиканской формой правления. Понятие «глава государства» является родовым по отношению к понятию «президент».

Видовым признаком понятия «президент» является его выборность. Президент – выборный глава. Хотя порядок его избрания может быть различным, но он непременно избирается. Данный признак выражает уже не общее, а особенное в сравнении с понятием монарха, поскольку власть монарха, как правило, наследственная. Таким образом, практически глава государства выступает либо как президент, либо как монарх и представляет общее, родовое понятие по отношению к ним.

Формирование института Президента в России началось в последнее пятнадцатилетие прошлого столетия, в период так называемой перестройки в нашей стране. Четко прослеживается тенденция к практическому введению поста президента. В марте 1990 г. III Съезд народных депутатов СССР принимает Закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР"[1].

В соответствии со ст. 127 Конституции СССР он является главой Советского государства. Фактически был взят курс на изменение формы правления - переход к президентской республике. Об этом, в частности, говорилось на Съезде. "Мы решили не просто вопрос о посте Президента, мы решили вопрос о структуре государственной власти в Советском Союзе и президентской форме правления. То есть мы решили вопрос политической системы нашего общества"[2].

Состоявшийся в мае 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР утверждает ранее принятые законы РСФСР "О Президенте РСФСР", "О выборах Президента РСФСР"[3]. Съезд внес соответствующие изменения, дополнения в Конституцию РСФСР. В июне 1991 г. избирается первый Президент РСФСР - Борис Николаевич Ельцин. В соответствии с введенной тогда моделью он являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР. Желание Президента Ельцина усилить исполнительную власть и другие факторы привели к конституционному кризису 1992—1993 годов, разгону Верховного Совета России и установлению режима личной власти президента России в конце 1993 года.

Конституция Российской Федерации 1993 года определила новый, действующий и поныне, правовой статус Президента Российской Федерации.

31 декабря 1999 Президент России Борис Ельцин ушёл в отставку. В соответствии с Конституцией РФ исполняющим обязанности Президента Российской Федерации в тот же день стал В.В.Путин. С 26 марта 2000 года избранный Президент России. В.В. Путин вступил в должность 7 мая 2000 года, а 14 марта 2004 года избран Президентом Российской Федерации на второй срок. Вступил в должность 7 мая 2004 года. 7 мая 2008 года передал власть избранному президенту, бывшему главе своей администрации Дмитрию Медведеву[4]. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 - cite_note-54

Изначально (в 1991 году) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента Российской Федерации был сокращён до 4 лет. Согласно поправкам, внесенным в Конституцию Российской Федерации 30 декабря 2008 г,[5] срок полномочий Президента Российской Федерации продлен до 6 лет. Для сравнения во Франции до 2002 (закон изменён в 2000) срок президентских полномочий составлял 7 лет , затем — 5 лет. В мае 2008 года по предложению главы государства комиссия по реформированию институтов власти включила запись об ограничении продолжительности президентских полномочий в число конституционных поправок. В новой редакции французского закона поправка выглядит следующим образом: «Никто не может избираться на пост президента более двух раз подряд». В настоящее время Президентом республики является Николя Саркози, вступивший в должность на пятилетний срок 16 мая 2007 г[6].

Исследуя правовую природу института главы государства, можно выделить в понятии «президент» два основных аспекта: содержательный и функциональный[7].

Содержательный аспект – понятие президента выражается в различных подходах к данному правовому институту. В РФ он отличается заметным своеобразием, выразившимся в его собирательном, комбинированном характере. Содержательный аспект этого института определился в противоборстве двух подходов к его определению: «должностное лицо» и глава государства. Первую формулировку отстаивали сторонники парламентской республики, вторую - сторонники президентской республики.

Под функциональным содержанием понятия «президент» следует понимать совокупность основных направлений его деятельности, выражающих социальное назначение президентской власти (получает свои полномочия от народа – источника власти на основе Конституции РФ). Президент выполняет ряд функций как глава государства в отношении всей системы государственных органов (но в конституционных, законных формах), имея полномочия по воздействию на них. Но, естественно, установленные Конституцией и законами, и, следовательно, ограниченные.

Таким образом, Президент – это выборный глава государства. Во первых, отметим, что, президент, это политический лидер, личность возглавляющая страну. Понятие Президент Российской Федерации означает высшую государственную должность. Также в понятии «президент» можно выделить два аспекта: содержательный и функциональный. Содержательный аспект этого института определился в противоборстве двух подходов к его определению: «должностное лицо» и глава государства. Под функциональным содержанием понятия «президент» следует понимать совокупность основных направлений его деятельности, выражающих социальное назначение президентской власти. В истории современной России было 3 президента: Б.Н. Ельцин, В.В. Путин и Д.А. Медведев (ныне действующий).

1.2  Форма правления в Российской Федерации и ее взаимосвязь с институтом Президентства

Форма правления - комплексный конституционно-правовой институт; организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов (глава государства, парламент, правительство), а также установленный порядок взаимоотношений между ними. Главным, определяющим признаком формы правления является правовой статус главы государства (выборный и сменяемый в республике, наследственный - в монархическом государстве). Для современных государств характерны две формы правления: республика и монархия.

Конституционный строй России, включающий в себя государственный и политический строй, определяется Конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. Ст. 1. Конституции Российской Федерации гласит: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По мнению председателя Конституционного суда РФ, одного из авторов действующей Конституции В. Д. Зорькина[8], Россия — демократическая федеративная президентско-парламентская республика. По мнению международных экспертов, изучающих смешанную форму правления, Роберта Элджи[9] и Мэттью Шугарта[10] республика с широкими полномочиями президента. Согласно высказываниям Президента России Дмитрия Медведева[11], заместителя председателя Государственной думы Олега Морозова, председателя Совета федерации Сергея Миронова и других — президентская республика.

Попробуем разобраться во взглядах теоретиков и выяснить каким образом форма правления связана с институтом президентства.

Американский политолог Х.Линц[12] выделил основные черты для президентской и парламентской систем. Для президентской системы характерно:

1. Президент и парламент избираются прямым голосованием на определенный срок независимо друг от друга (дуалистическая легитимность), каждый имеет свой собственный срок полномочий.

2. Президент обладает значительными полномочиями, на основе которых он действует, не нуждаясь в одобрении парламента.

3. Президент формирует кабинет министров и администрацию.

4. Отстранение президента от должности возможно только путем импичмента.

Российская политическая система с учетом полномочий президента значительно отличается от западноевропейских парламентских форм правления. Немецкий политолог Э.Шнайдер[13] считает, что России, скорее, соответствует модель президентской системы. Единственное обстоятельство, указывающее на парламентский характер российской формы правления, по его мнению, заключается в том, что Государственная Дума может добиться роспуска неугодного ей правительства.

Российский политолог В.Никонов[14] считает, что «мы имеем дело со смешанной президентско-парламентской моделью, где имеются посты и влиятельного президента, и премьера, зависимого от парламента». Такую же точку зрения высказывает О.Зазнаев[15], который аргументирует свой выбор тем, что для этой модели характерны всенародные выборы президента, формирующего правительство с полного или частичного согласия парламента и имеющего право распустить законодательный орган власти при выражении им недоверия к кабинету министров. В России президент назначает председателя правительства с согласия Государственной Думы, а членов кабинета – по предложению председателя правительства. Т.е. отличительной чертой российской формы правления, по мнению исследователя, является двойная ответственность правительства: перед президентом и перед нижней палатой парламента, что не позволяет считать ее чисто президентской.

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.