Бангладеш
при Зиаур Рахмане приняла активное участие в организации Южно-Азиатской
ассоциации регионального сотрудничества, хотя окончательное соглашение о ее
создании было подписано уже после смерти президента. В новое объединение вошли
Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан и Шри-Ланка.
Обсуждался вопрос о превращении Ассоциации в зону свободной торговли.
Содействие
Индии сыграло важную роль в успехе борьбы за независимость Бангладеш. Вскоре
после декабря 1971 обе страны заключили
на 25-летний срок договор о взаимной дружбе, торговое соглашение и ряд программ
экономического и культурного сотрудничества. Однако проиндийская направленность
внешней политики быстро пошла на спад, особенно после отстранения в 1975 от власти кабинета министров Муджибура Рахмана. На отношениях
сказался также спор о разделе вод Ганга. Индия возвела плотину на р.Ганг с тем,
чтобы пополнить сток гангского рукава р.Хугли, протекающего через Калькутту. В
результате в сухой сезон Ганг в нижем течении стал значительно менее
полноводным, чем раньше, что отрицательно сказалось на ирригационных
возможностях юго-западной Бангладеш и создало угрозу засоления почв. В 1997 было заключено соглашение о разделе стока Ганга в меженный сезон
(март – май). Некоторые разногласия по пограничному вопросу разрешены в 1992.
Позицию
Авами лиг ее противники часто характеризуют как проиндийскую, в отличие от
позиции НПБ. Предложение Индии о предоставлении ей права на транзитные
перевозки в северо-восточные штаты через территорию Бангладеш вызвало
негативную реакцию со стороны этой партии.
СССР
поддержал создание Бангладеш. Отношения с США складывались непросто из-за поддержки ими Пакистана во время борьбы бенгальцев за
независимость. Позднее США оказали Бангладеш помощь в восстановлении
разрушенной экономики. Позиции СССР ослабевали на протяжении 1970-х годов.
Правительство Бангладеш выступило с критикой решения о вводе советских войск в
Афганистан в 1979.
Вооруженные
силы. Бангладеш содержит небольшую армию. В 1997 она насчитывала ок. 117 тыс.
военнослужащих, а в полувоенных формированиях состояло еще 80 тыс. человек.
ЭКОНОМИКА
Бангладеш
– бедная густонаселенная страна, характеризующаяся высокими темпами роста
численности населения. В середине 1990-х годов две трети трудоспособного
населения были заняты в земледелии и ок. 30% валового
внутреннего продукта (ВВП) создавалось в сельском хозяйстве. Однако страна
хронически страдает от нехватки продовольствия. К числу важных ресурсов, на
которые опирается национальная экономика, относятся чайные плантации Силхета,
месторождения природного газа, нефти, каменного угля, торфа, известняка и
эксплуатация гидроэнергии р.Карнапхули. В Читтагонге, Дакке, Нараянгандже и
Кхулне сосредоточена основная часть фабрично-заводских предприятий. В 1998 в Бангладеш была одобрена масштабная программа привлечения
иностранного капитала для разработки газовых месторождений, с чем связывают
определенные надежды на организацию его экспорта в Индию.
Одна из
первоочередных задач – достижение самообеспечения продовольствием. Несмотря на
то что сборы риса увеличились с 6 млн. т до 18
млн. т в 1993–1994, сохраняется
хроническая зависимость страны от импорта (ок. 2 млн. т зерна в год). Другая важная цель заключалась в расширении производства джута
(сырья или готовой продукции) на экспорт, который в 1980-х годах давал стране
ок. 60% валютных поступлений от внешней торговли. В середине 1990-х годов
75% стоимости всего экспорта Бангладеш составляли одежда и
текстильные изделия. На внешние рынки в крупных размерах поставляются чай и
морепродукты.
Сельское хозяйство. Для бангладешской деревни характерно натуральное хозяйство в
мелких крестьянских подворьях. Все более важной становится ориентация на
возделывание товарных культур. Главную из них, джут, в 1993–1994 возделывали на площади 0,5 млн. га (в 1985–1986 его посевы достигали 1 млн. га).
Культура выращивается преимущественно в поймах Брахмапутры, Джамуны, Падмы и
Мегхны, где плодородие аллювиальных почв поддерживается ежегодными разливами
рек. В начале 1990-х годов производство джута достигало примерно 900 тыс. т в год. Повсюду на низменных равнинах выращивают рис, но
значительные излишки для продажи на внутреннем рынке имеются только в Силхете и
западных округах. Сборы в начале 1990-х годов составляли в среднем 18,3 млн. т. Урожаи распределяются по трем агроклиматическим сезонам,
и поэтому культивируется множество сортов. Аус выращивают преимущественно для
удовлетворения собственных продовольственных нужд, поскольку жатва происходит в
дождливый сезон и зерно плохо хранится. Аус и джут растут примерно в одинаковых
агроклиматических условиях. Рис амон (аман) высаживают в поле, как правило
рассадой. Убирают в начале сухого сезона, получая наилучшее по качеству зерно,
идущее на продажу. Боро, тоже возделываемый с помощью рассады, приносит более
высокий урожай, чем амон, но его выращивание возможно в силу естественных
ограничений лишь на малой площади. Чай успешно произрастает на плантациях
Силхета, его ежегодная продукция составляет ок. 50 тыс. т. Среди других важных
сельскохозяйственных культур – сахарный тростник, картофель, пшеница и батат.
Чтобы
лучше подготовить почву к посеву, поля неоднократно вспахивают легким
деревянным плугом и боронят. Тягловой силой служит упряжка малорослых волов,
прополка и жатва ведутся с применением ручных орудий труда. Молотьбу риса и
других зерновых осуществляют, гоняя по току скот, либо вручную. Джут срезают
серпом, тщательно вымачивают и потом, также вручную, отделяют волокно от
стебля.
Для
более интенсивного использования пахотных земель (в том числе и в сухой сезон)
и раннего сева до основного сезона дождей, широко внедряется орошаемое
земледелие. Полив и обильные осадки позволяют получать с участка два и даже три
урожая в год, превращая тем самым 7,6 млн. га пахотных угодий в 13,6 млн. га
валовой посевной площади.
Рыболовство
и лесное хозяйство. Рыба – важный компонент питания бенгальцев и одна из статей
экспорта. Наиболее значимы гильза и несколько видов креветок.
Главные
лесные ресурсы страны сосредоточены в Горном Читтагонге. Наиболее ценен гарджан
– исконная для Бангладеш порода красного дерева, обладающая высококачественной
твердой древесиной. Успешно продолжается закладка плантаций тика. Лес
сплавляется по р.Карнапхули на лесоперерабатывающие предприятия. Бамбук
используется в бумажной промышленности. Рощи салового дерева с прочной
древесиной, приуроченные к возвышенности Мадхупур, вырубаются на топливо и для
строительных целей.
Горнодобывающая
промышленность. В крупных размерах ведется добыча природного газа, потребляемого
на электростанциях и заводах минеральных удобрений. Его ресурсы в 1994
оценивались в 600 млрд. куб. м. Главные месторождения находятся на востоке
страны – в округах Комилла и Силхет. В 1997–1998 Бангладеш проявила большую
заинтересованность в привлечении прямых иностранных инвестиций для разведки и
организации эксплуатации новых газоносных бассейнов. Начата эксплуатация
первого нефтяного месторождения, а также залежей угля, правда невысокого
качества. Его запасы в округе Богра оцениваются в 1 млрд. т. В этом же округе
добывают известняк для нужд цементной промышленности. В Бангладеш остро
ощущается нехватка строительного камня и гравия.
Энергетика
в
Бангладеш развита очень слабо. Мощность электростанций оценивается
приблизительно в 3000 мВт. Из них
примерно 10% приходится на единственную гидроэлектростанцию на р.Карнапхули,
откуда линия электропередач тянется до Читтагонга и далее в Дакку. По мосту
через Джамуну протянут газопровод и проложена линия электропередач в западные
области страны. Большая часть электроэнергии производится на ТЭС, работающих на
природном газе и нефти.
Обрабатывающая промышленность в большой степени зависит от
импортного сырья. Это относится к хлопчатобумажным фабрикам, выросшим во многих
городах – Дакке, Нараянгандже, Кхулне, Читтагонге, Куштии и Пабне. В стране
многочисленны джутовые, текстильные, швейные и кожевенные предприятия. В
Читтагонге действуют нефтеперерабатывающий комбинат и сталеплавильный завод,
который выпускает круглый прут, мягкую листовую сталь, оцинкованный лист. В Кхулне
и Читтагонге ведется строительство и ремонт судов.
На
отечественные ресурсы опираются лишь отрасли, связанные с переработкой джута,
сахарного тростника и чая, а также целлюлозно-бумажная промышленность и заводы
минеральных удобрений. Джутовые фабрики расположены близ Дакки и в Кхулне,
Читтагонге, Чандпуре и Сираджгандже. Сахарные заводы размещены в северных и
восточных округах страны, а также в районах Маймансингх, Хабигандж и Дакка.
Чайные фабрики находятся в округах Силхет и Читтагонг. Бумагу изготавливают
предприятия в Чандрагхоне и Пабне, твердый картон – в Кхулне. В Силхете налажен
выпуск бумажной массы из бамбука, тростника и отходов переработки джута.
Минеральные туки на базе природного газа производят в Фенчугандже (округ
Силхет), в Горасале и в Ашугандже (под Даккой). Быстро развивается производство
готовой одежды, что оказывает положительное влияние на занятость населения,
структуру импорта и особенно экспорта.
В
1947–1971 многие отрасли индустрии в Восточном Пакистане появились благодаря
государственной Корпорации промышленного развития Пакистана. Построенные
предприятия продавались преимущественно бизнесменам из западной части страны. В
1972 правительство Бангладеш национализировало ряд отраслей (джутовую,
сахарную, хлопчатобумажную промышленность), банки, страховые компании и
некоторые фирмы, владевшие речным и морским флотом. После 1975 руководство
Бангладеш стало поощрять частный сектор и проводить политику привлечения
иностранных инвесторов и приватизации государственных предприятий, в первую
очередь джутовой и текстильной промышленности.
Транспорт.
Транспортное
сообщение в Бангладеш осложнено природными условиями. Через Ганг, выше Куштии,
возведен единственный мост. По нему проходит ширококолейная железная дорога. В
1998 сдан в эксплуатацию совмещенный железнодорожный и автомобильный мост через
Джамуну. Мосты на Падме вообще отсутствуют. Поэтому перевозки людей и
грузов через большинство рек осуществляются на железнодорожных паромах.
Дополнительные проблемы создает разная ширина железнодорожной колеи. К востоку
от Джамуны и Падмы бывшая Ассамо-Бенгальская магистраль и другие имеют метровую
колею. На западе страны почти все железные дороги ширококолейные; они
обеспечивают связь северо-западных районов Бангладеш с Куштией, Джессуром и
Кхулной, а также ведут в Индию. Правобережные рельсовые пути от одной из
переправ через Джамуну до Сантахара, Рангпура и Динаджпура тоже метровой колеи.
Общая протяженность железных дорог в стране ок.
2900
км.
Автодорожная
сеть гуще в тех местностях, где было легче возводить мосты, – прежде всего в западных округах, к северу от Дакки и на территории
между Читтагонгом и Силхетом. В низовьях рек движение автомобильного транспорта
затрудняется из-за необходимости часто прибегать к услугам паромов, к тому же
многие дороги в дождливый сезон становятся непроезжими. Протяженность
автомобильных дорог в Бангладеш ок. 10,5 тыс. км. Первостепенное хозяйственное
значение имеют речные перевозки. Между административными центрами ряда округов
налажено пассажирское авиасообщение. Бангладешская авиакомпания «Биман»,
основанная в 1972, помимо
обслуживания внутренних линий обеспечивает полеты во многие государства Азии,
Европы, Африки и в США. В стране действуют два морских порта – в Читтагонге
(порт ввоза) и Чарне (порт вывоза).
Внешняя
торговля. Ведущие статьи экспорта – готовая одежда, джут и изделия из него,
трикотаж и морепродукты, дополнительные – кожа и кожаные изделия, чай,
сантехническое и кухонное оборудование, электробытовые приборы, компьютерное
оборудование, средства связи, парфюмерия, фармацевтические товары. Основные
импортеры – США, Великобритания, Германия, Франция. В импорте преобладают
промышленное оборудование и транспортные средства, продовольствие, главным
образом рис и пшеница, черные металлы, хлопок и продукты его переработки,
нефтепродукты, минеральные удобрения и растительное масло. Наиболее крупные
поставщики – Индия, Япония, Китай и США. Доля продовольствия в стоимостном
выражении составляет ок. 15% от всего импорта. В 1997 дефицит внешнеторгового
баланса составил ок. 2,5 млрд. долл. Несбалансированность внешней торговли
компенсируется за счет иностранных займов и кредитов и денежных переводов в
страну от граждан, работающих за границей. Эти переводы в 1997 достигли 1,5
млрд. долл. Безвозвратные ссуды, поступившие из-за рубежа в 1993–1994,
составили 463 млн. долл. Иностранный капитал направляется в основном в
табачную, фармацевтическую, химическую, кожевенную, электротехническую и
электронную промышленность. Внешний долг страны оценивается в 17 млрд. долл. (ок.
50% ВВП). Ежегодно на обслуживание внешнего долга затрачивается ок. 18% ВВП.
Денежное обращение и бюджет. Основная денежная единица в
Бангладеш – така, которая в 1972 заменила пакистанскую рупию. Эмиссией
национальной валюты занимается Банк Бангладеш, выполняющий функции центрального
банка. Бюджет формируется преимущественно на основе разных видов
налогообложения. Основной источник поступления иностранной валюты (1,5 млрд.
долл. в 1997) – экспорт рабочей силы. Главные статьи государственных расходов –
ассигнования на оборону, содержание административного аппарата, мероприятия по
планированию семьи и выплаты по долговым обязательствам. Внешний долг Бангладеш
в 1997 оценивался в 17 млрд. долл. и составлял 50% ВВП. Ежегодные выплаты по
обслуживанию внешнего долга – ок. 18% ВВП.
ОБЩЕСТВО
Страницы: 1, 2, 3, 4
|