на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Бангладеш

Бангладеш при Зиаур Рахмане приняла активное участие в организации Южно-Азиатской ассоциации регионального сотрудничества, хотя окончательное соглашение о ее создании было подписано уже после смерти президента. В новое объединение вошли Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская Республика, Непал, Пакистан и Шри-Ланка. Обсуждался вопрос о превращении Ассоциации в зону свободной торговли.

Содействие Индии сыграло важную роль в успехе борьбы за независимость Бангладеш. Вскоре после декабря 1971 обе страны заключили на 25-летний срок договор о взаимной дружбе, торговое соглашение и ряд программ экономического и культурного сотрудничества. Однако проиндийская направленность внешней политики быстро пошла на спад, особенно после отстранения в 1975 от власти кабинета министров Муджибура Рахмана. На отношениях сказался также спор о разделе вод Ганга. Индия возвела плотину на р.Ганг с тем, чтобы пополнить сток гангского рукава р.Хугли, протекающего через Калькутту. В результате в сухой сезон Ганг в нижем течении стал значительно менее полноводным, чем раньше, что отрицательно сказалось на ирригационных возможностях юго-западной Бангладеш и создало угрозу засоления почв. В 1997 было заключено соглашение о разделе стока Ганга в меженный сезон (март – май). Некоторые разногласия по пограничному вопросу разрешены в 1992.

Позицию Авами лиг ее противники часто характеризуют как проиндийскую, в отличие от позиции НПБ. Предложение Индии о предоставлении ей права на транзитные перевозки в северо-восточные штаты через территорию Бангладеш вызвало негативную реакцию со стороны этой партии.

СССР поддержал создание Бангладеш. Отношения с США складывались непросто из-за поддержки ими Пакистана во время борьбы бенгальцев за независимость. Позднее США оказали Бангладеш помощь в восстановлении разрушенной экономики. Позиции СССР ослабевали на протяжении 1970-х годов. Правительство Бангладеш выступило с критикой решения о вводе советских войск в Афганистан в 1979.

Вооруженные силы. Бангладеш содержит небольшую армию. В 1997 она насчитывала ок. 117 тыс. военнослужащих, а в полувоенных формированиях состояло еще 80 тыс. человек.

ЭКОНОМИКА

Бангладеш – бедная густонаселенная страна, характеризующаяся высокими темпами роста численности населения. В середине 1990-х годов две трети трудоспособного населения были заняты в земледелии и ок. 30% валового внутреннего продукта (ВВП) создавалось в сельском хозяйстве. Однако страна хронически страдает от нехватки продовольствия. К числу важных ресурсов, на которые опирается национальная экономика, относятся чайные плантации Силхета, месторождения природного газа, нефти, каменного угля, торфа, известняка и эксплуатация гидроэнергии р.Карнапхули. В Читтагонге, Дакке, Нараянгандже и Кхулне сосредоточена основная часть фабрично-заводских предприятий. В 1998 в Бангладеш была одобрена масштабная программа привлечения иностранного капитала для разработки газовых месторождений, с чем связывают определенные надежды на организацию его экспорта в Индию.

Одна из первоочередных задач – достижение самообеспечения продовольствием. Несмотря на то что сборы риса увеличились с 6 млн. т до 18 млн. т в 1993–1994, сохраняется хроническая зависимость страны от импорта (ок. 2 млн. т зерна в год). Другая важная цель заключалась в расширении производства джута (сырья или готовой продукции) на экспорт, который в 1980-х годах давал стране ок. 60% валютных поступлений от внешней торговли. В середине 1990-х годов 75% стоимости всего экспорта Бангладеш составляли одежда и текстильные изделия. На внешние рынки в крупных размерах поставляются чай и морепродукты.

Сельское хозяйство. Для бангладешской деревни характерно натуральное хозяйство в мелких крестьянских подворьях. Все более важной становится ориентация на возделывание товарных культур. Главную из них, джут, в 1993–1994 возделывали на площади 0,5 млн. га (в 1985–1986 его посевы достигали 1 млн. га). Культура выращивается преимущественно в поймах Брахмапутры, Джамуны, Падмы и Мегхны, где плодородие аллювиальных почв поддерживается ежегодными разливами рек. В начале 1990-х годов производство джута достигало примерно 900 тыс. т в год. Повсюду на низменных равнинах выращивают рис, но значительные излишки для продажи на внутреннем рынке имеются только в Силхете и западных округах. Сборы в начале 1990-х годов составляли в среднем 18,3 млн. т. Урожаи распределяются по трем агроклиматическим сезонам, и поэтому культивируется множество сортов. Аус выращивают преимущественно для удовлетворения собственных продовольственных нужд, поскольку жатва происходит в дождливый сезон и зерно плохо хранится. Аус и джут растут примерно в одинаковых агроклиматических условиях. Рис амон (аман) высаживают в поле, как правило рассадой. Убирают в начале сухого сезона, получая наилучшее по качеству зерно, идущее на продажу. Боро, тоже возделываемый с помощью рассады, приносит более высокий урожай, чем амон, но его выращивание возможно в силу естественных ограничений лишь на малой площади. Чай успешно произрастает на плантациях Силхета, его ежегодная продукция составляет ок. 50 тыс. т. Среди других важных сельскохозяйственных культур – сахарный тростник, картофель, пшеница и батат.

Чтобы лучше подготовить почву к посеву, поля неоднократно вспахивают легким деревянным плугом и боронят. Тягловой силой служит упряжка малорослых волов, прополка и жатва ведутся с применением ручных орудий труда. Молотьбу риса и других зерновых осуществляют, гоняя по току скот, либо вручную. Джут срезают серпом, тщательно вымачивают и потом, также вручную, отделяют волокно от стебля.

Для более интенсивного использования пахотных земель (в том числе и в сухой сезон) и раннего сева до основного сезона дождей, широко внедряется орошаемое земледелие. Полив и обильные осадки позволяют получать с участка два и даже три урожая в год, превращая тем самым 7,6 млн. га пахотных угодий в 13,6 млн. га валовой посевной площади.

Рыболовство и лесное хозяйство. Рыба – важный компонент питания бенгальцев и одна из статей экспорта. Наиболее значимы гильза и несколько видов креветок.

Главные лесные ресурсы страны сосредоточены в Горном Читтагонге. Наиболее ценен гарджан – исконная для Бангладеш порода красного дерева, обладающая высококачественной твердой древесиной. Успешно продолжается закладка плантаций тика. Лес сплавляется по р.Карнапхули на лесоперерабатывающие предприятия. Бамбук используется в бумажной промышленности. Рощи салового дерева с прочной древесиной, приуроченные к возвышенности Мадхупур, вырубаются на топливо и для строительных целей.

Горнодобывающая промышленность. В крупных размерах ведется добыча природного газа, потребляемого на электростанциях и заводах минеральных удобрений. Его ресурсы в 1994 оценивались в 600 млрд. куб. м. Главные месторождения находятся на востоке страны – в округах Комилла и Силхет. В 1997–1998 Бангладеш проявила большую заинтересованность в привлечении прямых иностранных инвестиций для разведки и организации эксплуатации новых газоносных бассейнов. Начата эксплуатация первого нефтяного месторождения, а также залежей угля, правда невысокого качества. Его запасы в округе Богра оцениваются в 1 млрд. т. В этом же округе добывают известняк для нужд цементной промышленности. В Бангладеш остро ощущается нехватка строительного камня и гравия.

Энергетика в Бангладеш развита очень слабо. Мощность электростанций оценивается приблизительно в 3000 мВт. Из них примерно 10% приходится на единственную гидроэлектростанцию на р.Карнапхули, откуда линия электропередач тянется до Читтагонга и далее в Дакку. По мосту через Джамуну протянут газопровод и проложена линия электропередач в западные области страны. Большая часть электроэнергии производится на ТЭС, работающих на природном газе и нефти.

Обрабатывающая промышленность в большой степени зависит от импортного сырья. Это относится к хлопчатобумажным фабрикам, выросшим во многих городах – Дакке, Нараянгандже, Кхулне, Читтагонге, Куштии и Пабне. В стране многочисленны джутовые, текстильные, швейные и кожевенные предприятия. В Читтагонге действуют нефтеперерабатывающий комбинат и сталеплавильный завод, который выпускает круглый прут, мягкую листовую сталь, оцинкованный лист. В Кхулне и Читтагонге ведется строительство и ремонт судов.

На отечественные ресурсы опираются лишь отрасли, связанные с переработкой джута, сахарного тростника и чая, а также целлюлозно-бумажная промышленность и заводы минеральных удобрений. Джутовые фабрики расположены близ Дакки и в Кхулне, Читтагонге, Чандпуре и Сираджгандже. Сахарные заводы размещены в северных и восточных округах страны, а также в районах Маймансингх, Хабигандж и Дакка. Чайные фабрики находятся в округах Силхет и Читтагонг. Бумагу изготавливают предприятия в Чандрагхоне и Пабне, твердый картон – в Кхулне. В Силхете налажен выпуск бумажной массы из бамбука, тростника и отходов переработки джута. Минеральные туки на базе природного газа производят в Фенчугандже (округ Силхет), в Горасале и в Ашугандже (под Даккой). Быстро развивается производство готовой одежды, что оказывает положительное влияние на занятость населения, структуру импорта и особенно экспорта.

В 1947–1971 многие отрасли индустрии в Восточном Пакистане появились благодаря государственной Корпорации промышленного развития Пакистана. Построенные предприятия продавались преимущественно бизнесменам из западной части страны. В 1972 правительство Бангладеш национализировало ряд отраслей (джутовую, сахарную, хлопчатобумажную промышленность), банки, страховые компании и некоторые фирмы, владевшие речным и морским флотом. После 1975 руководство Бангладеш стало поощрять частный сектор и проводить политику привлечения иностранных инвесторов и приватизации государственных предприятий, в первую очередь джутовой и текстильной промышленности.

Транспорт. Транспортное сообщение в Бангладеш осложнено природными условиями. Через Ганг, выше Куштии, возведен единственный мост. По нему проходит ширококолейная железная дорога. В 1998 сдан в эксплуатацию совмещенный железнодорожный и автомобильный мост через Джамуну. Мосты на Падме вообще отсутствуют. Поэтому перевозки людей и грузов через большинство рек осуществляются на железнодорожных паромах. Дополнительные проблемы создает разная ширина железнодорожной колеи. К востоку от Джамуны и Падмы бывшая Ассамо-Бенгальская магистраль и другие имеют метровую колею. На западе страны почти все железные дороги ширококолейные; они обеспечивают связь северо-западных районов Бангладеш с Куштией, Джессуром и Кхулной, а также ведут в Индию. Правобережные рельсовые пути от одной из переправ через Джамуну до Сантахара, Рангпура и Динаджпура тоже метровой колеи. Общая протяженность железных дорог в стране ок. 2900 км.

Автодорожная сеть гуще в тех местностях, где было легче возводить мосты, – прежде всего в западных округах, к северу от Дакки и на территории между Читтагонгом и Силхетом. В низовьях рек движение автомобильного транспорта затрудняется из-за необходимости часто прибегать к услугам паромов, к тому же многие дороги в дождливый сезон становятся непроезжими. Протяженность автомобильных дорог в Бангладеш ок. 10,5 тыс. км. Первостепенное хозяйственное значение имеют речные перевозки. Между административными центрами ряда округов налажено пассажирское авиасообщение. Бангладешская авиакомпания «Биман», основанная в 1972, помимо обслуживания внутренних линий обеспечивает полеты во многие государства Азии, Европы, Африки и в США. В стране действуют два морских порта – в Читтагонге (порт ввоза) и Чарне (порт вывоза).

Внешняя торговля. Ведущие статьи экспорта – готовая одежда, джут и изделия из него, трикотаж и морепродукты, дополнительные – кожа и кожаные изделия, чай, сантехническое и кухонное оборудование, электробытовые приборы, компьютерное оборудование, средства связи, парфюмерия, фармацевтические товары. Основные импортеры – США, Великобритания, Германия, Франция. В импорте преобладают промышленное оборудование и транспортные средства, продовольствие, главным образом рис и пшеница, черные металлы, хлопок и продукты его переработки, нефтепродукты, минеральные удобрения и растительное масло. Наиболее крупные поставщики – Индия, Япония, Китай и США. Доля продовольствия в стоимостном выражении составляет ок. 15% от всего импорта. В 1997 дефицит внешнеторгового баланса составил ок. 2,5 млрд. долл. Несбалансированность внешней торговли компенсируется за счет иностранных займов и кредитов и денежных переводов в страну от граждан, работающих за границей. Эти переводы в 1997 достигли 1,5 млрд. долл. Безвозвратные ссуды, поступившие из-за рубежа в 1993–1994, составили 463 млн. долл. Иностранный капитал направляется в основном в табачную, фармацевтическую, химическую, кожевенную, электротехническую и электронную промышленность. Внешний долг страны оценивается в 17 млрд. долл. (ок. 50% ВВП). Ежегодно на обслуживание внешнего долга затрачивается ок. 18% ВВП.

Денежное обращение и бюджет. Основная денежная единица в Бангладеш – така, которая в 1972 заменила пакистанскую рупию. Эмиссией национальной валюты занимается Банк Бангладеш, выполняющий функции центрального банка. Бюджет формируется преимущественно на основе разных видов налогообложения. Основной источник поступления иностранной валюты (1,5 млрд. долл. в 1997) – экспорт рабочей силы. Главные статьи государственных расходов – ассигнования на оборону, содержание административного аппарата, мероприятия по планированию семьи и выплаты по долговым обязательствам. Внешний долг Бангладеш в 1997 оценивался в 17 млрд. долл. и составлял 50% ВВП. Ежегодные выплаты по обслуживанию внешнего долга – ок. 18% ВВП.

ОБЩЕСТВО

Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.