на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Федерализм и регионализм

Реферат: Федерализм и регионализм

  - 4 час.

    

1. Западные концепции федерализма. Основные характеристики фе-

   деративного  государственного  устройства.

2. Причины и пути создания федераций. Базовые принципы федера-

   тивного государства. Виды федерализма.

3. Конгруэнтные и неконгруэнтные федерации.  Национально-куль-

   турная автономия.

4. Региональный  уровень  управления в унитарных государствах.

   Причины и цель реорганизации.

    

                         _2ЛИТЕРАТУРА:

    

1. Абдулатипов Р.Г.,  Болтенкова Л.Ф.,  Яров Ю.Ф.Федерализм в

истории России.  В 3 кн.  Кн.1. - М.: Республика, 1992.

2. Аболин О.Ю.  Всемирный и европейский федерализм:  вероятные

перспективы//Полис. - 1994. - N 5. - С. 142-149.

3. Макарычев А.А. Федерализм и регионализм: европейские тради-

ции,  российские  перспективы//Полис.  -  1994.  -  N 5.  - С.

152-156.

4. Натан Р.П.,  Хоффман Э.П.  Современный федерализм//Междуна-

родная жизнь. - 1991. - N 4. - С. 34-48.

5. Осбори Р. Национальное самоопределение и целостность госу-

дарства//Общественные науки и современность.  - 1993. - N 5. -

С. 122-126.

6. Остеруд О.  Суверенная государственность и национальное са-

моопределение//Этнографическое обозрение.  - 1994. - N 2. - С.

18-26.

7. Шестопал А. Из мирового опыта федерализма//Общественные на-

уки и современность. - 1994. - N 1. - С. 99-103.

.


                            - 2 -

    

              _21. Западные концепции федерализма.

            _2Основные характеристики  федеративного

                 _2государственного устройства.

     

     _2Федерализм _0представляет  собой такую политическую органи-

зацию,  при которой государственное управление разделено между

региональными и центральным правительством таким образом,  что

каждый из уровней управления имеет право принимать окончатель-

ные решения по определенным видам деятельности.

     В этом  определении  следует  обратить  внимание  на  два

основных момента.

     _1Во-первых_0, основу федерализма составляет  гарантированное

разделение власти между центром и региональными правительства-

ми.

     _1Во-вторых_0, субъектами  федерации являются регионы,  т.  е

речь идет о территориальном  разделении  власти,  при  котором

субъекты федерации определены географически.

    

     В дополнении к основным характеристикам федерализма можно

выделить еще пять вторичных характеристик:

    

_21. Наличие письменной конституции.

     Разделение власти  должно быть четко определено:  и цент-

ральному ,  и региональным правительствам  необходимы  твердые

гарантии, что предоставленные им права не могут быть аннулиро-

ваны. Конечно, никакая конституция не может служить абсолютной

гарантией,  тем  не менее она является необходимым компонентом

федерализма.

    

_22. Двухпалатный парламент.

     Высший законодательный  орган  федеративного государства,

как правило,  состоит из двух палат: первая представляет насе-

ление страны в целом,  а вторая - субъекты федерации.

    

_23. Право субъектов федерации принимать участие в изменении фе-

_2деральной  конституции  и  самостоятельно  вносить изменения в

_2собственную конституцию.

     Как правило,  изменения  федеральной конституции не могут

быть проведены без выраженного в той или иной  форме  согласия

субъектов  федерации.  Оно может быть выражено верхней палатой

парламента, представляющей субъекты федерации, и/или одобрени-

ем  со стороны по крайней мере большинства законодательных ор-

ганов субъектов федерации  или  референдумами,  проводимыми  в

субъектах федерации.

     Пожалуй, единственным  исключением  в этом плане является

_1Австрия_0, где изменения в конституцию могут быть внесены просто

низшей палатой парламента большинством в две трети голосов.

    

     В то же время в случае  наличия  собственной  конституции

субъекты  федерации  имеют  возможность  менять  ее  по своему

усмотрению в рамках полномочий,  предоставленных  им  в  соот-

ветствии с федеральной конституцией. Один из положительных мо-

ментов наличия своих конституций/уставов в субъектах федерации

связан с тем, что в этом случае они имеют возможность экспери-

ментировать по своему усмотрению  с  организационными  формами

управления. В случае успеха такой эксперимент может быть поле-

зен как для других субъектов федерации, так и для всей федера-

ции в целом.


                            - 3 -

    

     На практике,  однако,  почти  везде  мы видим практически

__полный изоморфизм между структурой центральных органов  управ-

__ления и органов управления субъектов федерации.

     Так например, в США губернаторы штатов практически высту-

пают  в роли "президентов" и избираются по мажоритарной систе-

ме.  Аналогично после введения президентской формы правления в

России  началось  повальное введение постов президента в авто-

номных республиках.  Претендуют на эту роль и мэры  крупнейших

городов России: Москвы и Петербурга, являющихся субъектами фе-

дерации.

     Есть однако и ряд _1исключений_0.  Так,  скажем, в республике

_2Коми_0,  где идея президентства не получала необходимой поддерж-

ки, вместо этого был введен пост Главы Республики, соединяющий

в себе функции главы государства и главы исполнительной власти

в отличии от президента Российской Федерации, который является

главой государства, в то время как исполнительная власть возг-

лавляется премьер-министром.

     Встречаются исключения и в других странах.  Так, для всех

германских земель характерна парламентская система, но в Бава-

рии премьер-министр не может быть смещен путем  вынесения  ему

вотума  недоверия.  Пропорциональная система представительства

характерна для избирательной системы Швейцарии  как  на  феде-

ральном  уровне,  так  и на уровне большинства кантонов,  но в

нескольких небольших кантонах используется мажоритарная систе-

ма.

     Однако эти и ряд других примеров не опровергают общей до-

минирующей тенденции - тенденции  к  унификации  систем  госу-

дарственного  управления на уровне федерации в целом и отдель-

ных ее субъектов.

    

_24. Равное или непропорционально сильное представительство  не-

_2больших субъектов федерации в верхней палате парламента.

     Поскольку все  субъекты федерации имеют равное представи-

тельство (Россия,  США,  Швейцария  -  по  два  представителя,

Австралия - по десять представителей) небольшие субъекты полу-

чают преимущество,  так как их небольшое население имеет такое

же  представительство,  как  население крупных образований.  В

германском бундесрате и канадском сенате нет равного  предста-

вительства субъектов федерации,  однако меньшие по численности

населения единицы имеют определенные преимущества в представи-

тельстве,  не  соответствующие  пропорциональному  соотношению

численности населения в них.

     _1Исключением_0 опять  является  Австрия,  где  в  бундесрате

представительство земель примерно пропорционально  численности

их населения.

    

_25. Децентрализация государственного управления.

     Измерение степени централизации/децентрализации представ-

ляет  значительную  трудность.  Чаще  всего  за основу берутся

расходы и доходы центра и регионов. Поскольку между доходами и

расходами существует определенное соответствие, используются и

те и другие показатели,  однако многие исследователи  считают,

что  целесообразнее  оценивать  в целом распределение ресурсов

между различными уровнями управления.  Поэтому они  предлагают

сравнивать централизованное и нецентрализованное налогообложе-

ние.

    

    


                            - 4 -

    

     К нецентрализованному налогообложению относятся:

_1во-первых_0, налоги ,  собираемые субнациональными уровнями  уп-

равления для самих себя;

_1во-вторых_0, дополнительные налоговые ставки на налоги центра  и

доли определенных центральных налогов, автоматически передава-

емые субнациональным уровням управления.

     При этом  речь не идет о налоговых доходах,  передаваемых

центром субнациональным уровням (трансфер центра),  а также  о

всех налогах,  связанных с социальным страхованием.

     Анализ ситуации  в  22  развитых  демократических   госу-

дарствах показывает, что исходя из этого критерия средний уро-

вень централизации для 15 унитарных государств  составляет  83

процента, а для 6 федеративных - 58 процентов.

    

            _22. Причины и пути создания  федераций.

        _2Базовые  принципы_0 _2федеративного   государства_0.

                       _2Виды федерализма_0.

         

     __Федерация представляет  собой комплексное и всегда созна-

__тельно создаваемое государственное образование_..

     Она может создаваться путем объединения независимых госу-

дарств,  как это произошло в США в 1787 году,  в Канаде в 1867

году, в Австралии в 1901 году.

     Она может навязываться со стороны бывшими  колонизаторами

при предоставлении независимости,  что было характерно для Ла-

тинской Америки и ряда Британских колоний.  Такой "навязанный"

федерализм  редко  бывает стабильным и способным к дальнейшему

саморазвитию.  В этом плане типичен пример не долго просущест-

вовавшей Восточно-Африканской федерации, включавшей в себя Ке-

нию, Танганьику (теперь - Танзания) и Уганду.

     Наконец, третий  путь  (путь России,  Бельгии,  Германии,

Австрии) - путь превращения унитарного государства  в  федера-

тивное.

    

     Какие же мотивы лежат, как правило, в основе создания фе-

деративного государства?

     _1Во-первых_0, стремление максимально адекватно отразить  ге-

терогенный  (неоднородный) характер многонационального общест-

ва( Индия, Югославия, Нигерия, Россия).

     _1Во-вторых_0, надежда  на  приобретение определенных полити-

ческих выгод,  на политическое и военное  усиление.  При  этом

речь  может  идти не только о противостоянии внешней агрессии,

но и об усилении собственных возможностей для экспансии.  Так,

например,  создатели Канадской федерации стремились обеспечить

свое политическое и экономическое влияние на северо-запад кон-

тинента в противовес конкуренции США.

     _1В-третьих_0, сильнейшим мотивом для объединения может стать

экономическая целесообразность и выгода. Австралийские федера-

листы были убеждены,  что создание федерации будет способство-

вать  быстрому  экономическому развитию.  Именно экономические

причины заставили Великобританию участвовать в процессе созда-

ния западно-европейской федерации.  Аналогичны и причины цент-

ростремительных тенденций в СНГ.

     Вне зависимости от того,  какие конкретные причины лежали

в основе создания федерации,  очевидно, что она является ярким

примером  того,  как  можно организовать внутреннее управление

государством, чтобы сделать это государство максимально конку-

рентноспособным на мировой арене.


                            - 5 -

    

     _1Федеративное государство_0 обычно должно строиться на  трех

основных принципах:

_21. Принцип автономии.

Федерация в целом и каждое из ее образований наделяются преро-

гативой принятия  законов.  Имеет  место  реальное  разделение

власти. Полномочия тех и других распространяются на строго оп-

ределенные сферы деятельности. В этом плане автономия исключа-

ет всякое конкурирующее вмешательство федерации и ее субъектов

в решение одного и того же  вопроса,  т.  е.  каждый  обладает

собственными  исключительными  полномочиями.

_22.  Принцип  равенства.

Федерации не принадлежит опекунская власть,  иначе говоря, по-

литический контроль над  ее  субъектами  в  сфере  компетенции

последних.  Сами же субъекты федерации тем более не вправе на-

вязывать ей свою волю.  Как с точки зрения  права,  так  и  на

практике  все  объединяющиеся  в федерацию единицы должны быть

равны. Они подчинены лишь Конституции, которая устанавливает и

разграничивает их компетенцию.

_23. Принцип участия.

Федеративное государство основывается на изначальном распреде-

лении полномочий и средств их осуществления. Подобное разделе-

ние  функций  должно  быть  компенсировано наличием механизмов

сотрудничества.  Субъекты федерации участвуют в руководстве на

федеральном уровне, в первую очередь, через верхние палаты на-

циональных парламентов.

    

     В общем виде,  не с точки зрения конституционного закреп-

ления,  а с точки зрения реального соотношения сил,  сложивше-

гося между центром и субъектами федерации, можно выделить сле-

Страницы: 1, 2



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.