Реферат: Федерализм и регионализм
- 4 час.
1. Западные концепции федерализма. Основные характеристики
фе-
деративного государственного устройства.
2. Причины и пути создания федераций. Базовые принципы
федера-
тивного государства. Виды федерализма.
3. Конгруэнтные и неконгруэнтные федерации.
Национально-куль-
турная автономия.
4. Региональный уровень управления в унитарных
государствах.
Причины и цель реорганизации.
_2ЛИТЕРАТУРА:
1. Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю.Ф.Федерализм
в
истории России. В 3 кн. Кн.1. - М.: Республика, 1992.
2. Аболин О.Ю. Всемирный и европейский федерализм:
вероятные
перспективы//Полис. - 1994. - N 5. - С. 142-149.
3. Макарычев А.А. Федерализм и регионализм: европейские
тради-
ции, российские перспективы//Полис. - 1994. - N 5. -
С.
152-156.
4. Натан Р.П., Хоффман Э.П. Современный
федерализм//Междуна-
родная жизнь. - 1991. - N 4. - С. 34-48.
5. Осбори Р. Национальное самоопределение и целостность
госу-
дарства//Общественные науки и современность. - 1993. - N 5.
-
С. 122-126.
6. Остеруд О. Суверенная государственность и национальное
са-
моопределение//Этнографическое обозрение. - 1994. - N 2. -
С.
18-26.
7. Шестопал А. Из мирового опыта федерализма//Общественные
на-
уки и современность. - 1994. - N 1. - С. 99-103.
.
- 2 -
_21. Западные концепции федерализма.
_2Основные характеристики федеративного
_2государственного устройства.
_2Федерализм _0представляет собой такую политическую
органи-
зацию, при которой государственное управление разделено
между
региональными и центральным правительством таким образом,
что
каждый из уровней управления имеет право принимать окончатель-
ные решения по определенным видам деятельности.
В этом определении следует обратить внимание на
два
основных момента.
_1Во-первых_0, основу федерализма составляет
гарантированное
разделение власти между центром и региональными правительства-
ми.
_1Во-вторых_0, субъектами федерации являются регионы,
т. е
речь идет о территориальном разделении власти, при
котором
субъекты федерации определены географически.
В дополнении к основным характеристикам федерализма
можно
выделить еще пять вторичных характеристик:
_21. Наличие письменной конституции.
Разделение власти должно быть четко определено: и
цент-
ральному , и региональным правительствам необходимы
твердые
гарантии, что предоставленные им права не могут быть
аннулиро-
ваны. Конечно, никакая конституция не может служить
абсолютной
гарантией, тем не менее она является необходимым
компонентом
федерализма.
_22. Двухпалатный парламент.
Высший законодательный орган федеративного
государства,
как правило, состоит из двух палат: первая представляет
насе-
ление страны в целом, а вторая - субъекты федерации.
_23. Право субъектов федерации принимать участие в изменении
фе-
_2деральной конституции и самостоятельно вносить
изменения в
_2собственную конституцию.
Как правило, изменения федеральной конституции не
могут
быть проведены без выраженного в той или иной форме
согласия
субъектов федерации. Оно может быть выражено верхней
палатой
парламента, представляющей субъекты федерации, и/или
одобрени-
ем со стороны по крайней мере большинства законодательных
ор-
ганов субъектов федерации или референдумами, проводимыми
в
субъектах федерации.
Пожалуй, единственным исключением в этом плане
является
_1Австрия_0, где изменения в конституцию могут быть внесены
просто
низшей палатой парламента большинством в две трети голосов.
В то же время в случае наличия собственной
конституции
субъекты федерации имеют возможность менять ее по
своему
усмотрению в рамках полномочий, предоставленных им в
соот-
ветствии с федеральной конституцией. Один из положительных
мо-
ментов наличия своих конституций/уставов в субъектах
федерации
связан с тем, что в этом случае они имеют возможность
экспери-
ментировать по своему усмотрению с организационными
формами
управления. В случае успеха такой эксперимент может быть
поле-
зен как для других субъектов федерации, так и для всей
федера-
ции в целом.
- 3 -
На практике, однако, почти везде мы видим
практически
__полный изоморфизм между структурой центральных органов
управ-
__ления и органов управления субъектов федерации.
Так например, в США губернаторы штатов практически
высту-
пают в роли "президентов" и избираются по
мажоритарной систе-
ме. Аналогично после введения президентской формы правления
в
России началось повальное введение постов президента в
авто-
номных республиках. Претендуют на эту роль и мэры
крупнейших
городов России: Москвы и Петербурга, являющихся субъектами фе-
дерации.
Есть однако и ряд _1исключений_0. Так, скажем, в
республике
_2Коми_0, где идея президентства не получала необходимой
поддерж-
ки, вместо этого был введен пост Главы Республики,
соединяющий
в себе функции главы государства и главы исполнительной
власти
в отличии от президента Российской Федерации, который
является
главой государства, в то время как исполнительная власть
возг-
лавляется премьер-министром.
Встречаются исключения и в других странах. Так, для
всех
германских земель характерна парламентская система, но в
Бава-
рии премьер-министр не может быть смещен путем вынесения
ему
вотума недоверия. Пропорциональная система
представительства
характерна для избирательной системы Швейцарии как на
феде-
ральном уровне, так и на уровне большинства кантонов, но
в
нескольких небольших кантонах используется мажоритарная
систе-
ма.
Однако эти и ряд других примеров не опровергают общей
до-
минирующей тенденции - тенденции к унификации систем
госу-
дарственного управления на уровне федерации в целом и
отдель-
ных ее субъектов.
_24. Равное или непропорционально сильное представительство
не-
_2больших субъектов федерации в верхней палате парламента.
Поскольку все субъекты федерации имеют равное
представи-
тельство (Россия, США, Швейцария - по два
представителя,
Австралия - по десять представителей) небольшие субъекты
полу-
чают преимущество, так как их небольшое население имеет
такое
же представительство, как население крупных образований.
В
германском бундесрате и канадском сенате нет равного
предста-
вительства субъектов федерации, однако меньшие по
численности
населения единицы имеют определенные преимущества в
представи-
тельстве, не соответствующие пропорциональному
соотношению
численности населения в них.
_1Исключением_0 опять является Австрия, где в
бундесрате
представительство земель примерно пропорционально
численности
их населения.
_25. Децентрализация государственного управления.
Измерение степени централизации/децентрализации
представ-
ляет значительную трудность. Чаще всего за основу
берутся
расходы и доходы центра и регионов. Поскольку между доходами
и
расходами существует определенное соответствие, используются
и
те и другие показатели, однако многие исследователи
считают,
что целесообразнее оценивать в целом распределение
ресурсов
между различными уровнями управления. Поэтому они
предлагают
сравнивать централизованное и нецентрализованное
налогообложе-
ние.
- 4 -
К нецентрализованному налогообложению относятся:
_1во-первых_0, налоги , собираемые субнациональными
уровнями уп-
равления для самих себя;
_1во-вторых_0, дополнительные налоговые ставки на налоги
центра и
доли определенных центральных налогов, автоматически
передава-
емые субнациональным уровням управления.
При этом речь не идет о налоговых доходах,
передаваемых
центром субнациональным уровням (трансфер центра), а также
о
всех налогах, связанных с социальным страхованием.
Анализ ситуации в 22 развитых демократических
госу-
дарствах показывает, что исходя из этого критерия средний
уро-
вень централизации для 15 унитарных государств составляет
83
процента, а для 6 федеративных - 58 процентов.
_22. Причины и пути создания федераций.
_2Базовые принципы_0 _2федеративного
государства_0.
_2Виды федерализма_0.
__Федерация представляет собой комплексное и всегда
созна-
__тельно создаваемое государственное образование_..
Она может создаваться путем объединения независимых
госу-
дарств, как это произошло в США в 1787 году, в Канаде в
1867
году, в Австралии в 1901 году.
Она может навязываться со стороны бывшими
колонизаторами
при предоставлении независимости, что было характерно для
Ла-
тинской Америки и ряда Британских колоний. Такой
"навязанный"
федерализм редко бывает стабильным и способным к
дальнейшему
саморазвитию. В этом плане типичен пример не долго
просущест-
вовавшей Восточно-Африканской федерации, включавшей в себя
Ке-
нию, Танганьику (теперь - Танзания) и Уганду.
Наконец, третий путь (путь России, Бельгии,
Германии,
Австрии) - путь превращения унитарного государства в
федера-
тивное.
Какие же мотивы лежат, как правило, в основе создания
фе-
деративного государства?
_1Во-первых_0, стремление максимально адекватно
отразить ге-
терогенный (неоднородный) характер многонационального
общест-
ва( Индия, Югославия, Нигерия, Россия).
_1Во-вторых_0, надежда на приобретение определенных
полити-
ческих выгод, на политическое и военное усиление. При
этом
речь может идти не только о противостоянии внешней
агрессии,
но и об усилении собственных возможностей для экспансии.
Так,
например, создатели Канадской федерации стремились
обеспечить
свое политическое и экономическое влияние на северо-запад
кон-
тинента в противовес конкуренции США.
_1В-третьих_0, сильнейшим мотивом для объединения может
стать
экономическая целесообразность и выгода. Австралийские федера-
листы были убеждены, что создание федерации будет
способство-
вать быстрому экономическому развитию. Именно
экономические
причины заставили Великобританию участвовать в процессе
созда-
ния западно-европейской федерации. Аналогичны и причины
цент-
ростремительных тенденций в СНГ.
Вне зависимости от того, какие конкретные причины
лежали
в основе создания федерации, очевидно, что она является
ярким
примером того, как можно организовать внутреннее
управление
государством, чтобы сделать это государство максимально
конку-
рентноспособным на мировой арене.
- 5 -
_1Федеративное государство_0 обычно должно строиться
на трех
основных принципах:
_21. Принцип автономии.
Федерация в целом и каждое из ее образований наделяются
преро-
гативой принятия законов. Имеет место реальное
разделение
власти. Полномочия тех и других распространяются на строго
оп-
ределенные сферы деятельности. В этом плане автономия
исключа-
ет всякое конкурирующее вмешательство федерации и ее
субъектов
в решение одного и того же вопроса, т. е. каждый
обладает
собственными исключительными полномочиями.
_22. Принцип равенства.
Федерации не принадлежит опекунская власть, иначе говоря,
по-
литический контроль над ее субъектами в сфере
компетенции
последних. Сами же субъекты федерации тем более не вправе
на-
вязывать ей свою волю. Как с точки зрения права, так и
на
практике все объединяющиеся в федерацию единицы должны
быть
равны. Они подчинены лишь Конституции, которая устанавливает
и
разграничивает их компетенцию.
_23. Принцип участия.
Федеративное государство основывается на изначальном
распреде-
лении полномочий и средств их осуществления. Подобное
разделе-
ние функций должно быть компенсировано наличием механизмов
сотрудничества. Субъекты федерации участвуют в руководстве
на
федеральном уровне, в первую очередь, через верхние палаты
на-
циональных парламентов.
В общем виде, не с точки зрения конституционного
закреп-
ления, а с точки зрения реального соотношения сил,
сложивше-
гося между центром и субъектами федерации, можно выделить
сле-
Страницы: 1, 2
|