Роль социального работника
состоит в том, чтобы с учетом возрастных интересов, личностно-
характерологических особенностей обеих категорий проживающих, организовать
социально- бытовую и социально- психологическую адаптацию молодых инвалидов.
Оказание содействия в
поступлении инвалидов в учебное заведение является одной из важных функций
участия социального работника в реабилитации этой категории лиц.
Важным разделом
деятельности социального работника является трудоустройство инвалида, которое
может быть осуществлено (в соответствии с рекомендациями врачебно- трудовой
экспертизы) либо в условиях обычного производства, либо на специализированных
предприятиях, либо в надомных условиях.
При этом социальный
работник должен руководствоваться нормативными актами о трудоустройстве, о
перечне профессий для инвалидов и др. и оказывать им действенную помощь.
При осуществлении
реабилитации инвалидов, находящихся в семьях, и тем более живущих одиноко,
важную роль приобретает морально- психологическая поддержка этой категории лиц.
Крах жизненных планов, разлад в семье, лишение любимой работы, разрыв привычных
связей, ухудшение материального положения - вот далеко неполный перечень
проблем, которые могут дезадаптировать инвалида, вызвать у него депрессивную
реакцию и явиться фактором, осложняющим собственно весь процесс реабилитации.
Роль социального работника состоит в соучастии, в проникновении в сущность
психогенной ситуации инвалида и в попытке устранить или хотя бы смягчить
воздействие ее на психологическое состояние инвалида. Социальный работник
должен, в связи с этим, обладать определенными личностными качествами и владеть
основами психотерапии.
Таким образом, участие
социального работника в реабилитации инвалидов носит многоаспектный характер,
который предполагает не только разностороннее образование, осведомленность в
законодательстве, но и наличие соответствующих личностных особенностей,
позволяющих инвалиду доверительно относиться к этой категории работников.
РАЗДЕЛ II .ТЕХНОЛОГИЯ
ОБЩЕНИЯ И РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ.
Одним из основных принципов
работы с пожилыми людьми и инвалидами является уважение к личности. Необходимо
уважать и принимать клиента таким, каким он есть.
Профессиональная
компетентность социального работника заключается, безусловно, в знаниях геронтологических
и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к той
или иной социальной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение,
ближайшее окружение, жилищно- бытовые, материальные условия, уклад жизни
клиентов- это, и многое другое, находится в поле зрения подлинного
профессионала, что, несомненно, дает возможность выбрать оптимальную технологию
социальной помощи, грамотно определить проблему и пути ее решения. Как говорят
зарубежные технологи, необходимо открыть “ три ящика стола”: Что случилось? (В
чем проблема?). Почему? ( Что явилось причиной?). Как помочь? (Что я могу
сделать?). Данный прием помогает социальным работникам, психологам, медикам
оказать содействие человеку в адаптации к окружающей действительности, к реальным
и непростым условиям внешнего и внутреннего мира.
У пожилых людей и людей с
ограниченными возможностями должна быть сформирована надежда быть нужным людям,
социуму, быть им уважаемым. Для этого используются различные приемы: выявив
проблему, сделать все, чтобы реализовать хотя бы некоторые потребности: помочь
установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы и т.д. И,
конечно, очень важна конкретная помощь действием: навести порядок в комнате
слабослышащей старушки, может быть, доставить ей на дом парикмахера, чтобы
доказать, что “возраст - это всего лишь состояние души”, добыть новый слуховой
аппарат; повысить, с подключением различных инстанций, мизерную пенсию;
пригласить поучаствовать в выставке, в конкурсе творческих работ, подтвердив
истину, что “мир не без добрых людей”, и др.
Существенной стороной
общения социального работника с клиентом выступает перцепция, то есть
восприятие друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой
основе взаимопонимания.
Доминантный субъект общения
главенствует в диалоге, стремится овладеть инициативой в беседе; в обращении с
просьбами и требованиями, его не беспокоит их умственность и целесообразность.
Такой его настрой можно уловить по осанке, мимике, жестам, взглядам, репликам.
Порою он бывает напорист в общении, многократно повторяет одно и то же.
Социальному работнику необходимо дать такому клиенту возможность выявить свою
доминантность.
Недоминантный субъект
общения - человек( клиент), постоянно чувствующий себя просителем, очень
чувствительный к состоянию партнера- социального работника. Он излишне
застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в
общении: стимулировать, поддерживать, предоставлять ему инициативу и
возможность выразить себя, изложить свои просьбы.
Мир инвалидов своеобразен.
Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду - это
прежде всего воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во
внимательном и сердечном отношении.
Психологические аспекты
социальной работы с людьми с ограниченными возможностями.
Необходимость интеграции
технологий социальной работы и методов прикладной психологии в первую очередь
определяется спецификой людей с ограниченными возможностями( ОВ ) как объектов
“ социальной терапии”.
Среди проблем людей с ОВ,
особенно молодых, чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка и
отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, ощущение
стигматизированности и отверженности из-за своих недостатков, психологическая и
физическая зависимость, профессиональное самоопределение и трудоустройство, а
также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Весьма острыми
являются такие проблемы сексуальной и семейной жизни, как установление и
развитие взаимоотношений с противоположным полом и возможные медицинские
противопоказания к деторождению.
Можно предположить, что
острота физических, социально- экономических и, главное, психологических
проблем гораздо выше в случае не врожденной, а приобретенной аномалии(
инвалидности), становящейся сильным стрессогенным фактором и принципиально
меняющей жизненный сценарий человека и, в какой-то степени, его ближайшего
окружения.
Одна из основных
психологических проблем людей с ОВ- это проблема маргинальности и
аутоидентичности, то есть того, к какой группе относит себя такой человек - к “
миру нормальных” или к “миру неполноценных”. Как показывает практика, в
большинстве случаев люди по мере возможности стараются скрывать свои
недостатки, чтобы предстать в глазах окружающих частью мира “нормальных” людей.
Если же это не удается, то человек с ОВ либо уходит в социальную самоизоляцию,
либо в процессе коммуникации с нормальными людьми ощущает себя особенно
неполноценным из-за гиперопеки и сочувствия с их стороны. В этой связи
основными психологическими условиями социальной адаптации человека с ОВ могут
являться осознание им реального положения дел и адекватная самооценка,
эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения и нахождение
своей профессиональной ниши на ранке труда и занятости.
Авторство социальной модели
(иногда ее обозначают как “интерактивную модель”, или “модель взаимодействия”)
принадлежит главным образом самим людям с ОВ. В фокусе этой модели находиться
взаимосвязь между отдельным человеком и окружающей его средой (в том числе
обществом), причем ограниченные возможности не рассматриваются как часть
человека и как его вина: человек может стараться ослабить последствия своего
недуга, но ощущение ограниченности своих возможностей вызвано не недугом, а
отношением людей и барьерами, существующими в окружающей среде (архитектурой,
социальной организацией, психологическим климатом и пр.). Иначе говоря,
ограниченные возможности как проблема есть результат социального и
экономического притеснения внутри общества, поэтому людей с ОВ скорее можно
рассматривать как притесняемую группу, чем как аномальную или трагическую.
В этой связи концепция
независимой жизни рассматривает человека с ОВ и его проблемы в свете его
гражданских прав, а не с точки зрения его патологии, и ориентируется на
устранение физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью
специальных служб, методов и средств. Очевидно, что именно в сфере социальной
работы, предполагающей, по определению, профессиональную поддержку, защиту и
помощь социально-уязвимым категориям населения, должны быть предоставлены
условия для социальной реабилитации, адаптации и интеграции людей с ОВ.
С другой стороны,
независимая жизнь представляет собой наличие альтернатив и возможность выбора,
который человек с ОВ может сделать с помощью социальных служб, причем
критерием независимости является не степень его дееспособности и
самостоятельности в условиях отсутствия помощи, а качество жизни в условиях
предоставляемой помощи. В свою очередь, понятие помощь включает в себя ее характер,
способ оказания, контроль и результат. Иногда бывает трудно принимать помощь,
но и не менее трудно ее оказывать.
В связи с вышеизложенным
важны не только содержание и технологии социальной работы, но и ее
психологическая окрашенность. Одним из самых распространенных и, по-видимому,
наиболее адекватных для “помогающих профессий” (типа социальной работы и
недирективной консультативной психологии) является гуманистический подход
(К.Роджерс и др.). Согласно этому подходу, для нормального существования человека,
предполагающего формирование его высокой самоценности, необходимы активизация
внутренних ресурсов позитивного развития личности (“личностного роста”),
гуманность и возможность выбора. С другой стороны, с позиций экзистенциальной
психологии одним из важнейших стремлений личности является обретение смысла
своего существования, и для человека важнее не то, что с ним случилось, а свое
отношение к случившемуся (В.Франкл).
В этой связи весьма важной
задачей социального работника является перевод клиента из позиции объекта
социального воздействия, предполагающего пассивную общественную и личностную
позицию, внешний локус контроля, отказ от самостоятельного принятия решений и
зависимость, стереотипичность мышления и поведения и пр., в позицию способного
к саморазвитию, активного и креативного субъекта социального
воздействия. В рамках двусторонних отношений “социальный работник-клиент”
последний должен быть стимулирован на активный выбор в виде самостоятельного
принятия решений, Возможно, социальному работнику было бы гораздо легче
принимать решения самому, но это привело бы к возрастанию неуверенности клиента
в своих силах и его зависимости от социального работника. Так, например, в
социальных учреждениях интернатного типа нередко возникает “приобретенная беспомощность”:
убедившись в своей не способности влиять на решения, которые касаются их
судьбы, клиенты, не пытаясь воздействовать на ход событии, впадают в депрессию,
что может приводить к росту заболеваемости и смертности. В этой связи
социальные работники могут помочь клиентам активнее участвовать в решении
повседневных вопросов (например, содействовать созданию советов клиентов и
советов их семей как органов коллективного мнения), а также сделать более
проницаемыми границы между интернатом ( или семьей) и обществом.
Как показывает практика,
одним из наиболее важных и в то же время проблемных вопросов в жизни людей с ОВ
является выбор профессии и трудоустройство. Профессиональное самоопределение
должно включать в себя два принципиально важных условия: активность субъекта
профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи со
стороны социального работника с целью обоснованного и адекватного выбора
профессии. В часто встречающихся случаях, когда затруднения человека с ОВ в
профессиональном самоопределении вызваны нерешительностью и неуверенностью в
своих силах, особое значение приобретает помощь в осознании и правильной оценке
своих особенностей с позиции их профессиональной значимости, а также информация
о профессиях, в которых именно такие качества могут обеспечить успешность
деятельности. Идеальным результатом представляется формирование у человека с ОВ
умения осознанно и самостоятельно планировать свой личный профессиональный
маршрут и определять пути его реализации.
В принципе настоящая
независимость предполагает независимость не только физическую, сколько
психологическую, не взирая на наличие аномалии и степень ее тяжести.
Естественно, социальный работник не в состоянии решить все психологические
проблемы клиента, но может этому содействовать, применяя методы
психологического консультирования, оказания экспресс-психологической помощи,
работы с посттравматическим стрессом и осуществляя, фактически, психосоциальную
работу, что особенно важно в условиях существующего в стране дефицита практических
психологов.
Одним из важнейших факторов
успешности медико-социально-психологической реабилитации является ближайшее
микросоциальное окружение людей с ОВ. В частности, их семьи по прежнему
остаются основными источниками помощи, обычно сопряженной с физическим и
эмоциональным стрессами, а перечень разного рода проблем (медицинских,
материально-бытовых, психологических, педагогических, профессиональных и др.),
возникающих в семье в связи с частичной или полной недееспособности какого-либо
из ее членов, бесконечен. С психологической точки зрения очень важно
нейтрализовать две часто встречающиеся в семьях крайности в отношении к
человеку с ОВ: либо его воспринимают как обузу, усложняющую существование и
затрудняющую личное “выживание”, либо на нем сосредотачивается внимание всей
семьи и он подвергается гиперопеке. Выступая в различных ролях (консультанта,
защитника интересов, помощника и др.), социальный работник может способствовать
разрешению возникающих проблем, формированию правильного отношения к недееспособному
родственнику и в целом - нормализацией внутрисемейных отношений. Помимо
индивидуальной работы с семьей, целесообразно проводить групповые занятия и
содействовать объединению семей (и клиентов) со сходными проблемами.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|