1. Преподаватели едут на
дом к ребенку и дают ему домашние уроки;
2. Службы помогают ребенку
выехать из дома и заниматься в интегрированных группах, организуемых в Центре.
Цель:
Духовное и культурное
развитие детей, имеющих инвалидность, и их интеграция в общество через
организацию специальных служб “Выездной лицей”, “Персональный ассистент” и
транспортные службы.
Задачи:
1. Обучение детей, имеющих
инвалидность, общеобразовательным дисциплинам и творчеству на дому.
2. Профессиональное
обучение и развитие творческих способностей детей, имеющих инвалидность, в
интегрированных кружках вне дома.
3. Интеграция детей,
имеющих инвалидность, и их родителей умением и навыкам независимой жизни.
Методы.
1. Движение на дом
обеспечивают профессиональные педагоги, которые привлекаются для работы в
службе “Выездной лицей” на контактной основе. Приоритет при этом отдается
педагогам, обладающим достаточным запасом знаний и жизненным опытом,
необходимыми для работы с особыми детьми по индивидуальным программам. Большое
значение придается привлечению к работе педагогов из общеобразовательной школы
с тем, чтобы приблизить школу к пониманию проблем детей, имеющих инвалидность,
а затем превратить ее в основного союзника.
2.Движение из дома
обеспечивается тремя службами одновременно. Персональные ассистенты и
оборудованный транспорт необходимы для того, чтобы ребенок, имеющий
инвалидность, получил мобильность и смог посещать кружки вне дома.
3.Интеграция детей, имеющих
инвалидность, в общеобразовательную школу осуществляется при помощи службы
“Персональный ассистент” и транспортной службы, которые помогут детям посещать
интегрированные кружки и обычные классы.
4.Знания о независимой
жизни людей, имеющих инвалидность, передаются на семинарах, организуемых
службами “От родителя к родителю” и “Правовая защита интересов ребенка”.
Заключение.
Президентская программа
“Дети России” всколыхнула третий сектор, объединяющий неправительственные
организации. Включение в программу, поддерживаемую бюджетом, инновационной
практики независимых организаций, является ярким примером положительных
изменений в социальной политике Государства. Союз и сотрудничество между
государством и неправительственными организациями имеет большое значение для
таких организаций, как клуб “Контакты-1”, так как признание нас равноправными
партнерами, умеющими внести положительную динамику в социальную политику, дает
нам силы и желание работать, проявлять инициативу и принимать на себя всю
ответственность за предлагаемые нами идеи, модели, программы.
Опыт появляется только у
тех, кто работает. Клубу “Контакты-1” дает возможность работать и доказывать
свою полезность обществу Президентская программа “Дети России”.
Целевая программа
реабилитации
детей - инвалидов и
членов их семей на базе Реабилитационного центра “Ивма” города Калуги
Актуальность проблемы
Реабилитационный центр
“Ивма”- некоммерческое, благотворительное объединение семей, имеющих детей-
инвалидов, уже более 5-ти лет занимается учебно- педагогическими работами,
направленными на помощь аномальным детям и их родителям.
В течение ряда лет центр
ведет постоянно корректируемую, компьютерную базу по аномальным детям г.
Калуги. Сейчас она насчитывает 985 детей- инвалидов, получающих социальные
пособия (без учета психических больных, а их по нашим данным около 30% от
общего числа):
- 16% из них с ДЦП, причем
10-15% из них - тяжелые постельные больные;
- 11% с заболеванием глаз и
тугоухостью;
- 17% с различными
анатомическими отклонениями ( сколиозы, косолапие, вывихи врожденные,
отсутствие и недоразвитие конечностей и т.п.).
Как правило, эти
заболевания приводят к задержке психического развития детей, а в дальнейшем - к
тяжелым психическим недугам при отсутствии грамотных реабилитационных
мероприятий. Статистика показывает, что если при рождении психическими
расстройствами страдают лишь около 10% детей - инвалидов, то к 16 годам около
30%, в 30-40 лет 60%, а к 50-60 годам более 90% инвалидов с детства страдают
психическими заболеваниями.
Следует признать, что из
всего количества детей, а их в Калуге менее 70 тысяч, детей - инвалидов около
1,4%. Если принять экспертную оценку российских врачей по тяжелой инвалидности
детей, то 4,5% или 3150 детям в городе следует назначить социальные пособия
(пенсии) по инвалидности.
Из них:
- ортопедических больных -
1300;
- с нарушением психического
развития - 360;
- хирургических больных -
219;
- с детским церебральным
параличом (ДЦП) - 159. То есть не менее 50% детей - инвалидов имеют сохранный
интеллект.
Сегодняшняя ситуация
такова, что вряд ли стоит рассчитывать, что каждый ребенок- инвалид сможет
постоянно находиться в специальном реабилитационном центре: нет экономических
условий для их строительства и создания оплачиваемых мест воспитателей (в
международной практике принято соотношение - для каждых трех ребят - инвалидов
- один наставник).
Да и вряд ли дети,
воспитанные в специализированных условиях, смогут адаптироваться в обычной
жизни.Более реальной будет постепенная интеграция ребенка с аномалиями в
развитии в социум семейной жизни, детского дошкольного учреждения, школы и т.п.
с активным использованием реабилитационного потенциала семьи.
Основные цели и задачи
Основные задачи
Реабилитационного центра и создаваемых им клубов можно объединить блоками.
Информационно-методический
блок
Создание благоприятной
информационно-методической среды обеспечения выживания, защиты и развития
детей-инвалидов и их семей:
- создание достоверной
системы учета детей-инвалидов, позволяющей получать информацию об уровне
детской инвалидности, ее динамику, проблемы, потребности и интересы детей и их
семей;
- создание пункта сети или
использование существующей электронной сети информационного обмена по проблемам
детской инвалидности;
- освоение новых
информационных и диагностических технологий при работе с детьми-инвалидами.
Для конкретной реализации
блока этих задач центр:
- разрабатывает анкеты,
тесты, программы и методики работы с детьми- инвалидами;
- проводит работу по
оснащению телекоммуникационной системы (компьютер, модем, программное
обеспечение);
- проводит техническое
оснащение современными средствами тестирования и диагностики детей, информационной
технологии обучения.
Учебно - педагогический
блок
Блок, изначально
ориентированный на тезис аномального ребенка: “Помоги мне сделать все самому”.
Пусть любой маленький человек сделает немногое, но сам. Это:
- реализация Принципа
детерминированной динамической Среды, создающей условия воспитания и
развивающего обучения детей-инвалидов на основе методик Марии Монтессори и
Рудольфа Штайнера, Толстого Л.Н., Циолковского К.Э. и Ушинского К.Д.
Для реализации поставленных
задач центр осуществляет следующую деятельность:
- проводит интеграционную,
педагогическую работу на экспериментальных площадках по инновационным
направлениям работы с детьми-инвалидами;
- решает вопросы
обеспечения дидактическими материалами, Монтессори материалами, методиками и
программами учебно-педагогической работы, компьютерными программами и т.п.
Блок прагматической
школы
По существу, это подготовка
ребенка-инвалида к независимой жизни: - предпрофессиональное обучение по
конкурентным специальностям, обучение надомному труду и создание фонда
техноваций надомного труда, преимущественно в области народных и
декоративно-прикладных искусств и информационной, компьютерной области.
Центр в своей работе:
- способствует созданию и
расширению сети учебно-производственных мастерских, подсобных хозяйств, с
помощью которых дети могут получить необходимые навыки и специальность,
оказывает помощь в технологическом оснащении надомного труда.
Инженерный блок
Создан из-за существенного
возрастания насыщенности современного информационно ориентированного учебного
процесса, использования сложного диагностического и коррекционного
оборудования. Это:
- расширение потенциальных
возможностей детей-инвалидов с помощью реабилитационных технических средств.
Центр:
- решает вопросы
обеспечения необходимым оборудованием для конструирования и изготовления в
местных условиях устройств, приспособлений, тренажеров, систем, расширяющих
возможности ребенка-инвалида.
Блок медицинского
оздоровления
Естественное желание
родителей, имеющих детей с аномалиями в развитии, это:
- медицинское оздоровление
детей-инвалидов, направленное на восстановление и компенсацию нарушенных или
утраченных функций организма.
Центр:
- проводит работы по
созданию оздоровительных кабинетов нетрадиционной медицины, разрабатывает
системы и методики медицинского оздоровления аномальных детей.
Блок духовного развития
это:
- помощь в духовном
развитии, воспитание детей-инвалидов в духе добра, порядочности, чести и
достоинства; - организация культурно-досуговой деятельности детей и их семей в
атмосфере любви,понимания и заботы.
Кроме этого центр
оказывает:
- гуманитарную помощь
семьям, имеющим детей-инвалидов;
- способствует
осуществлению внешних контактов, включая зарубежные, по вопросам детской
инвалидной тематики;
- разрабатывает
законодательные, экологические, научные, инновационные и др. инициативы,
соответствующие целям и задачам центра;
- способствует повышению
реабилитационной культуры родителей и заинтересованных лиц по компонентам
интегрированного подхода к проблемам детской инвалидности:
1. основам общей психологии
и педагогики;
2. основам практической
психологии и коррекционной педагогики;
3. основам прамедицинских
знаний;
4. основам экологии,
гелиоэкологии и валеологии;
5. основам организации
культурно-досуговой деятельности детей с ограниченными возможностями;
6. другим.
Положительный эффект,
полученный в результате проводимой внешкольной работы, содействующей
саморазвитию личности, реализации творческого потенциала ребенка с недостатками
в умственном и физическом развитии при отсутствиии какой-либо существенной
помощи педагогам, так как вся работа проводится безвозмездно, не считая
незначительной оплаты за кружковую работу, требует расширения поля
деятельности: создания распределенной сети надомных производств и кабинетов
индивидуального оздоровления для семей, имеющих детей-инвалидов и наиболее
незащищенных категорий населения. Это позволяет создать систему ранней трудовой
реабилитации в сенситивный период развития ребенка, имеющего нарушения в
психофизическом развитии и создать рабочие места семьям с этими детьми.
Программа создания сети
надомных производств
Программа состоит из двух
частей - образовательной и организационной.
Образовательная часть
программы базируется на четырех основных принципах:
- борьба с замкнутостью и
одиночеством детей с недостатками в психофизическом развитии, что впоследствии
ведет к различным отклонениям в нравственном, физическом становлении личности,
к эмоциональной напряженности;
- содействие саморазвитию
личности, ее активная социальная защита, способствующая раскрытию субъектной
позиции каждого ребенка с недостатками в умственном или физическом развитии,
реализацию его творческого потенциала;
- взгляд на семью как
первооснову социального воспитания, как главное условие реализации задатков и
способностей человека, приобщение его к культуре;
- использование огромного
воспитательного влияния природы на развитие ребенка, экологического и
декоративно- прикладного искусства.
Отдельные элементы
образовательной части программы уже отрабатывались в течение ряда лет Реабилитационным
центром “ИВМА” при проведении занятий с детьми - инвалидами в клубе
самодеятельных художников.
В задачи образовательной
части программы входит:
1) формирование у детей -
инвалидов основ целостной эстетической культуры через развитие исторической
памяти, развитие их способностей и задатков;
2) развитие
наблюдательности у детей, способности живо откликаться на события окружающей
действительности;
3) выработка осознанного
отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие
личности;
4) воспитание потребности в
труде, уважения к мастерам своего дела, заботливого и бережного отношения к
природе;
5) формирование общих и
начальных профессиональных умений и знаний, необходимых для обустройства
личного хозяйства, включая подсобный садовый (дачный) участок;
6) развитие творческих
способностей в процессе художественной деятельности, включающей основы
научно-исследовательской;
7) побуждение к
сознательному выбора одной из профессий, связанных с народным и
декоративно-прикладным искусством или современными информационными
технологиями;
8) обучение Основам
безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) по двум разделам: “Выживание в природе” и
“Безопасность в городе (социуме)”;
9) использование новейших
информационных технологий развивающего художественно- эстетического
образования, включая мультимедийные средства и компьютерную анимацию;
10) включение в
муниципальные, региональные, федеральные и международные гуманитарные
программы.
К особенностям
образовательной части программы следует отнести практическую (прагматическую)
направленность обучения детей-инвалидов и их семей. Применение основных
принципов художественно- эстетического образования для приобритения
ребенком-инвалидом основ возможной профессии, связанной с народными и декоративно-
прикладными искусствами или иной конкурентной специальностью. Использование
природного материала для развивающего художественного образования детей -
инвалидов.
Основным показателем
педагогической эффективности образовательной части программы является снятие
комплекса неполноценности, подготовка детей-инвалидов к жизни в нормальной
социальной среде , формирование познавательного интереса детей-инвалидов к
народному и декоративно- прикладному искусству, новым информационным
технологиям, творческой активности, самостоятельности, бережного отношения к
природе и памятникам культуры, понимание роли искусства в жизни общества, в его
духовном развитии.
Организационная часть
программы - это комплекс мероприятий по оснащению и функционированию системы
рабочих мест надомного производства:
- маркетинговые
исследования рынка сбыта продукции;
- приобретение, установка и
ввод в действие необходимого оборудования, инструментов и приспособлений;
- комплектование сырьем,
заготовками, материалами;
- сбыт продукции;
- финансово- бухгалтерское
сопровождение.
Со временем возможно
выделение отдельных производителей в самостоятельные хозяйственные
товарищества, общества или производственные кооперативы.
Таким образом, основным
показателем эффективности программы является подготовка детей - инвалидов и их
семей к активному использованию прамедицинских знаний народной медицины с целью
улучшения здоровья, диагностирования и быстрого исцеления болезни, снятие
утомления и раздражительности, нормализации сна, повышения работоспособности и
сохранения гармоничного взаимодействия организма с внешним миром.
Таковым нам представляется
реальный путь вхождения ребенка-инвалида в счастливую, независимую жизнь.
Заключение.
Таким образом, основные
сферы жизнедеятельности человека - труд и быт. Здоровый человек
приспосабливается к среде. Для инвалидов же особенность этих сфер
жизнедеятельности состоит в том, что их надо приспосабливать к нуждам
инвалидов. Им надо помочь адаптироваться в среде: чтобы они свободно могли
дотянуться до станка и выполнять на нем производственные операции; могли бы
сами, без посторонней помощи выехать из дому, посетить магазины, аптеки,
кинотеатры, преодолев при этом и подъемы, и спуски, и переходы, и лестницы, и
пороги, и многие другие препятствия. Чтобы инвалид смог все это преодолеть,
нужно сделать среду его обитания максимально для него доступной, т.е.
приспособить среду к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных
со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Это и
называется социальной помощью инвалидам, людям престарелого возраста - всем
тем, кто страдает от физических и психических ограничений.
Список используемой литературы:
1. “Основы социальной работы” Москва-98, учебник;
2. “Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов”
Н.Ф.Дементьева, Э.В.Устинова; Тюмень 1995г.;
3. “Социальная работа с инвалидами” Москва-96;
4. “ Теория и методика социальной работы”,часть-1, Москва-94.
|