Нарадсмрити предстает
законченным юридическим произведением, целиком посвященным вопросам права,
которое свидетельствует о достаточно высоком уровне развития правовой культуры.
Составитель Нарады отходит от указаний на конкретные наказания по каждому виду
преступления, ограничиваясь абстрактными рекомендациями в форме:
"заслуживает штрафа", "пусть его накажет царь или судья",
отсылая в большинстве случаев к обычаю, к признанным на местах нормам обычного
права. Это обстоятельство — явный признак сугубо практического назначения
данной дхармашастры.
При большом разнообразии
дхармашастр можно увидеть глубокое сходство между ними, взаимовлияние,
взаимозависимость, текстуальное совпадение, а главное — единство
религиозно-философских концепций, принципов, на которых они основывались. Это
прежде всего понятие самой дхармы, закрепление неравенства варн, особого
значения ритуала, ритуальной чистоты и нечистоты индуса, системы искупления с
целью очищения, в том числе и за совершенные преступления.
К этим концепциям относится и
традиционный религиозный взгляд на источники права Древней Индии, согласно
которому все его содержание, границы действия норм предопределены ведами —
священными источниками "всех знаний" Отсюда делается вывод, что между
дхармашастрами не может быть противоречий. Если же они выявляются, а их в
действительности было множество, то они должны быть разрешены соответствующим
толкованием. "Когда имеются противоречия в двух отрывках священного
откровения, они оба... объявлены правильной дхармой", — записано в ЗМ [2, c. 155].
Глава III. Правовое положение отдельных групп населения
Правовые памятники дают яркую
картину сословно-кастового деления древнего общества Индии, которое приобрело
здесь наиболее законченные формы.
Процесс социального расслоения
древнеиндийского общества начался в недрах разрозненных племенных общин. В
результате разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные и
влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках общественные функции
управления, военной охраны, жреческие обязанности. Это привело к развитию
социального и имущественного неравенства, рабовладения, к превращению племенной
верхушки в родовую аристократию. Способствовали развитию социального
неравенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависимости, подчинения
между отдельными племенами и общинами.
Социальное расслоение в
Древней Индии привело, однако, не к формированию классов (рабовладельцев и
рабов), а к возникновению особых сословных групп — варн: брахманов
(священнослужителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев
(земледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о
брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом раннем произведении
ведической литературы — Ригведе. В более поздних ведах указывается на
наследственный характер религиозной и военно-управленческой деятельности брахманов
и кшатриев.
Формированию варны жреческой
верхушки брахманов способствовала монополизация ими на определенном этапе
исторического развития отправления религиозных церемоний, знание ведических
гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия — кшатрии начала
складываться в процессе завоевания ариями речных долин Северной Индии. В эту
категорию первоначально входили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных
племен варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами сильных родовых
групп, на что, в частности, указывает существование в Древней Индии особой
категории "вратья-кшатриев", т.е. кшатриев по обету, а не по
рождению.
Название третьей варны
"вайшии" произошло от слова "виш" — народ, племя,
поселение. Это основная масса трудового люда, земледельцев и ремесленников.
Обособлению кшатриев среди своих соплеменников — вайшиев-простолюдинов
способствовали представления, что кшатрии — полновластные распорядители
богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военнопленных.
В основе этой первой,
трехчленной дифференциации древнеиндийского общества лежало разделение труда,
та глубокая социально действенная ступень разделения, когда труд физический
отделялся от умственного, материальный от духовного, производительный от
управленческого. В таком разделении труда уже были заложены основы
социально-экономического неравенства, эксплуатации родовой аристократией
простого народа.
По мере консолидации высших
варн — брахманов и кшатриев складывался особый порядок регулярных отчислений от
сельскохозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог).
Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время возрастал, став со
временем своеобразной формой государственной эксплуатации рядовых
общинников-крестьян.
С формированием самой многочисленной
и эксплуатируемой варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но
не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри самого
арийского общества; разряд шудр пополнялся представителями не только коренного
населения, но и беднейшей части арийской общины, тех ее членов, которые
отрабатывали долги, находились в услужении, попадали в зависимость, иногда и в
рабскую.
В Законах Ману указаны семь
разрядов рабов (а соответственно и семь источников рабства): захваченный под знаменем
(военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный,
доставшийся по наследству, и раб в силу наказания. Право хозяина распоряжаться
жизнью и смертью раба было общепризнанным в Древней Индии. Раб был
неправоспособен, заключенные им сделки считались недействительными. Рабов
продавали, уплачивая при этом пошлину, равную 20—25% их цены, как при продаже
других товаров, сдавали внаем, закладывали и пр. Потомство рабыни считалось
собственностью хозяина.
В дхармашастрах в одних случаях
проводятся различия между рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися
в услужении, в других — эти различия отсутствуют. Слово "даса" в
Законах Ману одновременно обозначает и раба, и лицо, находящееся в услужении.
Связано это было с тем, что рабство в Древней Индии было одной из форм
зависимости, но далеко не единственной. Здесь широко были представлены
многочисленные переходные социальные формы, промежуточные социальные состояния
(от свободных, но неполноправных беднейших слоев населения — к рабам).
Дхармашастры закрепляют четкие
религиозно-правовые границы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами,
основанные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях, запретах,
предписаниях. Шудры устраняются, например, от участия в жертвоприношениях,
ритуалах — "самскарах", за исключением самскары брака. За
каждой варной строго закрепляется наследственный круг занятий. Изучение
священных книг— привилегия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают
название дважды рожденных (в отличие от шудр — единожды рожденных). Второе
рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в связи с началом
изучения священных книг. Целые главы дхармашастр посвящены жесткой
регламентации поведения людей, их общения друг с другом, с представителями так
называемых неприкасаемых каст, стоящих вне варн индийского общества, ритуалам
"очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть
наказания за совершение тех или иных преступлений определяется в дхармашастрах
в строгом соответствии с принадлежностью к той или иной варне.
Закрепляемые правом границы
варн чаще всего отражали фактическое положение индивида в системе общественного
производства и распределения, непосредственно связанного с его отношением к
собственности на землю: государственной и общинной. Это и дает основания
говорить с определенной долей условности о варнах как о сословиях-классах.
Формированию государственных
земель способствовали арийские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных
племен по мере укрепления государственной власти и расширения государственной
территории непосредственно переходила в царские владения (сита), судя по
Артхашастре, здесь применялся труд рабов и зависимых арендаторов; другая —
очень рано стала передаваться знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых
временных пожалований, в "кормление". Они приобретали право сбора
налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких домохозяйств.
С государственной
собственностью на землю была связана эксплуатация общинников-крестьян
господствующей правящей верхушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата,
царских чиновников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания
ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рамках самих
полуавтономных изолированных общин с присущим им органическим соединением
земледелия и ремесла. Общинная верхушка эксплуатировала труд рабов и других
неполноправных жителей общины.
Владельческие права общин в
Индии отличались исключительной прочностью. Община имела почти неограниченное
право распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, дарить ее,
особенно храмам. В общинной собственности были пастбища, ирригационные
сооружения, дороги. Коллективно ответственная за сбор ренты-налога община в
лице своей управляющей верхушки получала часть поборов с общинников-крестьян в
свою пользу.
Общинное землевладение
сосуществовало с частным крестьянским землевладением или землевладением большой
семьи, которое также было связано с широкими правомочиями — продажей, сдачей в
аренду, дарением земли. Основное ограничение землевладения свободного
общинника-крестьянина выражалось в обязанности платить налог в пользу
государства и частных лиц, если государство передавало им свои права.
Полноправный
общинник-землевладелец, чаще всего вайший, сам мог быть эксплуататором. В
хозяйствах богатых общинников трудились безземельные наемные работники,
представители "неприкасаемых" каст, которые в основном и создавали
прибавочный продукт, присваиваемый различными категориями эксплуататоров, рабы.
Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древней Индии даже в царском
хозяйстве. В наиболее распространенном мелконатуральном хозяйстве общинника в
использовании труда рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.
Усиление имущественной
дифференциации с течением времени все чаще стало проявляться в расхождении
варнового статуса и фактически занимаемого человеком места в обществе. В
Законах Ману можно найти упоминание о брахманах, пасущих скот,
брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к которым предписывается относиться "как
к шудрам".
В маурийский период к
кшатриям, сосредоточившим в своих руках военную, политическую и экономическую
власть, стали относить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к
царскому роду и к категории привилегированных наемных воинов. Расцвет городов и
расширение торговли вызвали появление зажиточной торгово-ремесленной верхушки
среди вайшиев, включающей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих
ремесленников. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых агентов
царя, сборщиков налогов и пошлин.
В буддийской и джайнистской
литературе древности описывается высокое положение богатых купцов, которые,
вопреки предписаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользовались
большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имущественное расслоение и
варну шудр. Об этом свидетельствуют Законы Ману: "Шудра не должен
накапливать богатство, даже имея возможность (сделать это), так как шудра,
приобретая богатство, притесняет брахманов" [2, c.145].
О неоднородности варны шудр свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления
кастового деления стали относить отверженные, "неприкасаемые" касты
париев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману упоминаются лица,
"презренные даже для отверженных".
Таким образом, внутри каждой
варны развивалось социальное неравенство, деление на эксплуатируемых и
эксплуататоров, но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные
правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую общность. Этот
аспект и создавало особую пестроту сословно-классовой социальной структуры
Древней Индии.
Глава IV.
Государственный строй
Примитивные государственные
образования складывались в Древней Индии в 1 тысячелетии до н.э. на основе
отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств.
Они представляли собой небольшие государственные образования, в которых
племенные органы перерастали в органы государственного управления. Это были
монархии, в которых главенствующую роль играли брахманы, или олигархические
кшатрийские республики, в которых политическое господство осуществлялось
непосредственно военной силой кшатриев.
Правители первых
государственных образований (протогосу-дарств) раджи выполняли
простейшие функции управления, обеспечивали внешнюю безопасность, вершили суд,
распоряжались как военачальники фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов,
знать, собирали ренту-налог.
В некоторых государственных
образованиях власть раджи была выборной, лишь со временем утвердился
наследственный принцип получения царственности. При выборных монархах вся
полнота власти сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере укрепления
власти правителя, формирования административных органов совет старейшин теряет
свои былые полномочия, превращается в совещательный орган при монархе — паришад.
Но зависимость правителей от брахманской ученой верхушки и военной кшатрийской
аристократии, как и соперничество между представителями правящих варн, была
неизменной.
Непосредственно до
рассматриваемой эпохи в Древней Индии на базе старых племенных государств,
растущих вместе с развитием ремесла и торговли городских центров, складываются
первые более или менее крупные государства, которые ведут между собой
непрекращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства, кроме воспетых в
древнеиндийских эпических сказаниях войн, не оставили заметного следа в
индийской истории.
Страницы: 1, 2, 3
|