на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Имущественные комплексы государственных унитарных предприятий

Реферат: Имущественные комплексы государственных унитарных предприятий

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

(ГОУВПО «АмГУ»)

Кафедра ЭТиГУ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

на тему: Имущественные комплексы государственных унитарных предприятий

по дисциплине Управление государственной собственностью

Благовещенск 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1 Имущественные комплексы государственных унитарных предприятий

1.1  Отчетность федеральных государственных унитарных предприятий

1.2  Показатели экономической эффективности

1.3  Устав предприятия и контракт с его руководителем как инструменты управления деятельностью федерального ГУПа

Заключение

Библиографический список


ВВЕДЕНИЕ

Стремительно произошедшие в нашей стране экономические преобразования, к сожалению, создали благоприятные условия для ослабления государственного контроля за использованием государственной собственности, и в первую очередь это относится к имуществу, находящемуся во владении государственных унитарных предприятий (ГУПов). В результате структурной перестройки экономики и реорганизации, а порой и ликвидации государственных отраслевых органов управления многие предприятия утратили свою ведомственную принадлежность и потому практически выпали из поля зрения государства вместе со своими имущественными комплексами.

Ослаблению контроля также способствовало то обстоятельство, что государство в условиях жесточайшего экономического кризиса разрешило государственным предприятиям оставлять в своем распоряжении ту часть прибыли, которую раньше они в обязательном порядке перечисляли в бюджет, и использовать эти средства на цели, не связанные с их основной деятельностью. Мотивом отказа государства от этих средств была задача стабилизации и сохранения промышленного производства в 1992 г., а также начавшаяся приватизация. Вновь создаваемые органы управления, не обладая информацией о количестве и характере подведомственных организаций, создавали новые структуры. Попытка остановить этот процесс была предпринята Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий», где предусматривалось прекращение создания новых федеральных государственных предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве хозяйственного ведения. Эта мера была рекомендована также субъектам федерации и муниципальным образованиям. Однако сохранявшиеся широкие полномочия руководителей предприятий, отсутствие механизма контроля за реализацией положений Указа и контроля за использованием государственного имущественного комплекса резко снизили эффективность использования имущества всего государственного сектора экономики и привели к существенному недополучению доходов в федеральный бюджет.

В сентябре 1999 г. Правительство РФ утвердило Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в РФ, определившую в числе других вопросов цели, задачи, основы реформирования механизма управления унитарными предприятиями. Одна из целей реформирования - сохранить только те предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, которые позволяют оптимально решить задачи государства.

В развитие Концепции Правительство Российской Федерации постановлением от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного ведения» установило, что организации в форме унитарных предприятий создаются исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы. Применение этой организационно-правовой формы было признано обоснованным исключительно в случаях, исчерпывающе перечисленных в постановлении и Концепции.

Итоги работы предприятий, не подпадающих под установленные критерии, должны анализироваться по каждой отрасли в целях выработки предложений о дальнейшей приватизации, реорганизации, ликвидации предприятий либо об их передаче в собственность субъекта федерации.. Механизм такой передачи был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1999 г. № 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных предприятий в собственность субъектов Российской Федерации» и дополняется соответствующими статьями федеральных законов о бюджете на очередные годы.


1 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

1.1 Отчетность федеральных государственных унитарных предприятий

В условиях сохранения отраслевого принципа управления руководство унитарными предприятиями осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены функции по организации, координации и регулированию деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления). В целях организации контроля за эффективностью деятельности ГУПов правительством утвержден Порядок отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, который обязывает руководителей предприятий ежеквартально представлять отчет о работе предприятия по установленной форме в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия[1].

В первом разделе отчета наряду с общими данными о предприятии должны быть указаны:

• вышестоящий отраслевой орган управления;

• данные о внесении сведений об имуществе предприятия в Реестр федеральной собственности; кроме того,

• должна содержаться информация о контракте с руководителем этого предприятия.

Из отчета можно узнать о прибылях и убытках, кредиторской и дебиторской задолженности, показателях рентабельности, ликвидности, финансовой устойчивости, основных средствах и стоимости чистых активов предприятия. Помимо этого, отчет должен содержать информацию о проданном в течение отчетного периода и неиспользуемом недвижимом имуществе, а в случае наличия признаков банкротства руководитель предприятия обязан также сообщить важную для собственника имущества информацию о характере этих признаков и мерах, принятых руководителем для финансового оздоровления предприятия.

Предусматривается, что при наличии у унитарного предприятия дочерних предприятий контролирующим органам в качестве приложения к отчету направляются также сводная бухгалтерская отчетность и справка об участии в дочерних предприятиях и иных хозяйственных обществах. Кроме того, руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия, одновременно с годовым отчетом доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы[2]:

структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции;

структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;

реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия;

использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении услуг;

выполнение федеральных инвестиционных программ;

достижение утвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия;

обобщенные данные о ходе выполнения программы деятельности предприятия за отчетный период; информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;

реализация мероприятий по недопущению банкротства предприятия;

данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия, в том числе руководителя, за отчетный период; данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

программа деятельности предприятия на очередной год;

научные исследования и разработки гражданского назначения, финансируемые за счет собственных средств федерального государственного унитарного предприятия, по форме (представляется в случае проведения научных исследований и разработок гражданского назначения, финансируемых за счет собственных средств федерального государственного унитарного предприятия).

За искажение отчетности руководители федеральных государственных унитарных предприятий и представители интересов Российской Федерации в органах управления акционерных обществ несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность.

Отчеты и доклады руководителя федерального государственного унитарного предприятия, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным утверждать программу деятельности предприятия, представляются в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Представляемые руководителями отчеты и проекты программ деятельности должны быть предметом анализа и обобщения как органов отраслевого управления, так и органов по управлению имуществом. Поэтому правительство обязало федеральные органы исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), рассматривать перечисленные выше материалы с помощью специальных комиссий. Комиссии ежегодно в установленном порядке осуществляют анализ эффективности деятельности предприятия, привлекая при необходимости специализированные организации, устанавливают показатели экономической эффективности для предприятий и определяют размер (долю) прибыли, подлежащую перечислению в бюджет. Информация о результатах анализа по каждому предприятию направляется в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом России для обобщения и в отраслевые министерства для утверждения показателей.

Естественно, возникает вопрос: распространяется ли изложенный порядок отчетности на руководителей дочерних унитарных предприятий?

Действующие нормативные акты не дают на него прямого ответа. Однако, учитывая характер функций, осуществляемых в процессе контроля за финансово-хозяйственной деятельностью дочернего предприятия, можно сказать, что эти предприятия должны представлять такую же отчетность непосредственно отраслевым органам управления и Федеральном агентству по управлению государственным имуществом России. Вместе с тем основное предприятие, утверждая устав дочернего, вправе установить его обязанность представлять ему информацию по форме и в порядке, описанным выше, поскольку основное предприятие обязано представлять сводную бухгалтерскую отчетность. Итоги финансово-хозяйственной деятельности дочерних предприятий также должны стать предметом контроля и анализа отраслевого органа управления, потому что эти предприятия составляют часть отрасли или сферы управления, за координацию и регулирование деятельности которой отвечают федеральные органы исполнительной власти.

Чтобы обеспечить возможность более углубленного анализа финансово-хозяйственной деятельности наиболее значимых унитарных предприятий, правительство установило обязательность ежегодных аудиторских проверок. Аудиторская деятельность не подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления[3].

Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия[4].

Необходимо также учитывать, что в соответствии со ст. 5 Закона об аудите обязательный аудит проводится в организациях (в том числе государственных или муниципальных унитарных предприятиях), если:

- объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн рублей.

Копия аудиторского отчета в обязательном порядке должна направляться Федеральном агентству по управлению государственным имуществом для анализа.

Такие аудиторские проверки должны проводить не любые, а только уполномоченные аудиторские организации, отобранные на конкурсной основе.

Постановлением правительства РФ от 12 июня 2002 г. №409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» были утверждены Правила проведения конкурса по отбору таких аудиторских организаций.

Следует отметить еще одну сторону контроля за финансовым состоянием предприятия.

В настоящее время очень остро стоит проблема банкротства предприятий, жестокие споры возникают по поводу недостатков и достоинств законодательства в данной области. Однако при этом совершенно упускается вопрос о роли отраслевого управления. Между тем порядок отчетности предприятий и анализа их деятельности, рассмотренные выше, со всей очевидностью показывают, что использование отраслевыми министерствами, да и органами по управлению имуществом всех предоставленных собственником прав по регулированию деятельности подведомственных организаций должно привести к исключению случаев банкротства унитарных предприятий либо по крайней мере сделать их единичными.

1.2 Показатели экономической эффективности

Значительная ответственность министерств за деятельностью ГУПов связана с тем, что именно они утверждают показатели экономической эффективности. Для создания единой информационной основы, которая должна содержать сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии предприятий, а также для реализации мер, направленных на повышение эффективности функционирования федеральных ГУПов, правительством введен реестр этих показателей (он используется для оценки эффективности не только ГУПов, но и тех ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности).

Страницы: 1, 2, 3



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.