Реферат: Имущественные комплексы государственных унитарных предприятий
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)
Кафедра ЭТиГУ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Имущественные
комплексы государственных унитарных предприятий
по дисциплине
Управление государственной собственностью
Благовещенск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Имущественные
комплексы государственных унитарных предприятий
1.1
Отчетность
федеральных государственных унитарных предприятий
1.2
Показатели
экономической эффективности
1.3
Устав
предприятия и контракт с его руководителем как инструменты управления
деятельностью федерального ГУПа
Заключение
Библиографический
список
ВВЕДЕНИЕ
Стремительно произошедшие в нашей стране
экономические преобразования, к сожалению, создали благоприятные условия для
ослабления государственного контроля за использованием государственной
собственности, и в первую очередь это относится к имуществу, находящемуся во
владении государственных унитарных предприятий (ГУПов). В результате
структурной перестройки экономики и реорганизации, а порой и ликвидации
государственных отраслевых органов управления многие предприятия утратили свою
ведомственную принадлежность и потому практически выпали из поля зрения
государства вместе со своими имущественными комплексами.
Ослаблению контроля также способствовало то
обстоятельство, что государство в условиях жесточайшего экономического кризиса
разрешило государственным предприятиям оставлять в своем распоряжении ту часть
прибыли, которую раньше они в обязательном порядке перечисляли в бюджет, и
использовать эти средства на цели, не связанные с их основной деятельностью.
Мотивом отказа государства от этих средств была задача стабилизации и
сохранения промышленного производства в 1992 г., а также начавшаяся
приватизация. Вновь создаваемые органы управления, не обладая информацией о
количестве и характере подведомственных организаций, создавали новые структуры.
Попытка остановить этот процесс была предпринята Указом Президента Российской
Федерации от 23 мая 1994 г. № 1003 «О реформе государственных предприятий», где
предусматривалось прекращение создания новых федеральных государственных
предприятий с закреплением за ними государственного имущества на праве
хозяйственного ведения. Эта мера была рекомендована также субъектам федерации и
муниципальным образованиям. Однако сохранявшиеся широкие полномочия
руководителей предприятий, отсутствие механизма контроля за реализацией
положений Указа и контроля за использованием государственного имущественного
комплекса резко снизили эффективность использования имущества всего
государственного сектора экономики и привели к существенному недополучению
доходов в федеральный бюджет.
В сентябре 1999 г. Правительство РФ утвердило
Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в РФ,
определившую в числе других вопросов цели, задачи, основы реформирования
механизма управления унитарными предприятиями. Одна из целей реформирования -
сохранить только те предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения,
которые позволяют оптимально решить задачи государства.
В развитие Концепции Правительство Российской
Федерации постановлением от 6 декабря 1999 г. № 1348 «О федеральных
государственных унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного
ведения» установило, что организации в форме унитарных предприятий создаются
исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются,
не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной
организационно-правовой формы. Применение этой организационно-правовой формы
было признано обоснованным исключительно в случаях, исчерпывающе перечисленных
в постановлении и Концепции.
Итоги работы предприятий, не подпадающих под
установленные критерии, должны анализироваться по каждой отрасли в целях
выработки предложений о дальнейшей приватизации, реорганизации, ликвидации
предприятий либо об их передаче в собственность субъекта федерации.. Механизм
такой передачи был определен постановлением Правительства Российской Федерации
от 9 декабря 1999 г. № 1366 «О передаче федеральных государственных унитарных
предприятий в собственность субъектов Российской Федерации» и дополняется
соответствующими статьями федеральных законов о бюджете на очередные годы.
1 ИМУЩЕСТВЕННЫЕ КОМПЛЕКСЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Отчетность федеральных государственных
унитарных предприятий
В
условиях сохранения отраслевого принципа управления руководство унитарными
предприятиями осуществляют федеральные органы исполнительной власти, на которые
возложены функции по организации, координации и регулированию деятельности в
соответствующей отрасли (сфере управления). В целях организации контроля за
эффективностью деятельности ГУПов правительством утвержден Порядок отчетности
руководителей федеральных государственных унитарных предприятий, который
обязывает руководителей предприятий ежеквартально представлять отчет о работе
предприятия по установленной форме в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия[1].
В
первом разделе отчета наряду с общими данными о предприятии должны быть
указаны:
• вышестоящий отраслевой орган управления;
• данные о внесении сведений об имуществе
предприятия в Реестр федеральной собственности; кроме того,
• должна содержаться информация о контракте с
руководителем этого предприятия.
Из отчета можно узнать о прибылях и убытках,
кредиторской и дебиторской задолженности, показателях рентабельности,
ликвидности, финансовой устойчивости, основных средствах и стоимости чистых
активов предприятия. Помимо этого, отчет должен содержать информацию о
проданном в течение отчетного периода и неиспользуемом недвижимом имуществе, а
в случае наличия признаков банкротства руководитель предприятия обязан также
сообщить важную для собственника имущества информацию о характере этих
признаков и мерах, принятых руководителем для финансового оздоровления
предприятия.
Предусматривается,
что при наличии у унитарного предприятия дочерних предприятий контролирующим
органам в качестве приложения к отчету направляются также сводная бухгалтерская
отчетность и справка об участии в дочерних предприятиях и иных хозяйственных
обществах. Кроме того, руководитель федерального государственного унитарного
предприятия ежегодно направляет в федеральный орган исполнительной власти,
уполномоченный утверждать программу деятельности предприятия, одновременно с
годовым отчетом доклад о финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в
котором должны быть отражены следующие вопросы[2]:
структурные
изменения в номенклатуре выпускаемой продукции;
структурные
изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;
реализация
мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции
предприятия;
использование
передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении
услуг;
выполнение
федеральных инвестиционных программ;
достижение
утвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия;
обобщенные
данные о ходе выполнения программы деятельности предприятия за отчетный период;
информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим
функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;
реализация
мероприятий по недопущению банкротства предприятия;
данные
об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия,
в том числе руководителя, за отчетный период; данные об использовании прибыли,
остающейся в распоряжении предприятия;
программа
деятельности предприятия на очередной год;
научные
исследования и разработки гражданского назначения, финансируемые за счет
собственных средств федерального государственного унитарного предприятия, по
форме (представляется в случае проведения научных исследований и разработок
гражданского назначения, финансируемых за счет собственных средств федерального
государственного унитарного предприятия).
За
искажение отчетности руководители федеральных государственных унитарных
предприятий и представители интересов Российской Федерации в органах управления
акционерных обществ несут установленную законодательством Российской Федерации
ответственность.
Отчеты и доклады руководителя федерального
государственного унитарного предприятия, утвержденные федеральным органом
исполнительной власти, уполномоченным утверждать программу деятельности
предприятия, представляются в Федеральное агентство по управлению федеральным
имуществом.
Представляемые
руководителями отчеты и проекты программ деятельности должны быть предметом
анализа и обобщения как органов отраслевого управления, так и органов по
управлению имуществом. Поэтому правительство обязало федеральные органы
исполнительной власти, на которые возложены координация и регулирование
деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления), рассматривать
перечисленные выше материалы с помощью специальных комиссий. Комиссии ежегодно
в установленном порядке осуществляют анализ эффективности деятельности
предприятия, привлекая при необходимости специализированные организации,
устанавливают показатели экономической эффективности для предприятий и
определяют размер (долю) прибыли, подлежащую перечислению в бюджет. Информация
о результатах анализа по каждому предприятию направляется в Федеральное
агентство по управлению государственным имуществом России для обобщения и в
отраслевые министерства для утверждения показателей.
Естественно, возникает вопрос: распространяется ли
изложенный порядок отчетности на руководителей дочерних унитарных предприятий?
Действующие нормативные акты не дают на него прямого
ответа. Однако, учитывая характер функций, осуществляемых в процессе контроля за
финансово-хозяйственной деятельностью дочернего предприятия, можно сказать, что
эти предприятия должны представлять такую же отчетность непосредственно
отраслевым органам управления и Федеральном агентству по управлению
государственным имуществом России. Вместе с тем основное предприятие, утверждая
устав дочернего, вправе установить его обязанность представлять ему информацию
по форме и в порядке, описанным выше, поскольку основное предприятие обязано
представлять сводную бухгалтерскую отчетность. Итоги финансово-хозяйственной
деятельности дочерних предприятий также должны стать предметом контроля и
анализа отраслевого органа управления, потому что эти предприятия составляют
часть отрасли или сферы управления, за координацию и регулирование деятельности
которой отвечают федеральные органы исполнительной власти.
Чтобы
обеспечить возможность более углубленного анализа финансово-хозяйственной
деятельности наиболее значимых унитарных предприятий, правительство установило
обязательность ежегодных аудиторских проверок. Аудиторская деятельность не
подменяет контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности,
осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации
уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления[3].
Бухгалтерская
отчетность унитарного предприятия подлежит обязательной ежегодной аудиторской
проверке независимым аудитором в случаях, определенных собственником имущества
унитарного предприятия[4].
Необходимо
также учитывать, что в соответствии со ст. 5 Закона об аудите обязательный
аудит проводится в организациях (в том числе государственных или муниципальных
унитарных предприятиях), если:
-
объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации
(за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов)
за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн рублей или сумма активов
бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному,
превышает 20 млн рублей.
Копия аудиторского отчета в обязательном порядке
должна направляться Федеральном агентству по управлению государственным
имуществом для анализа.
Такие аудиторские проверки должны проводить не
любые, а только уполномоченные аудиторские организации, отобранные на
конкурсной основе.
Постановлением правительства РФ от 12 июня 2002 г.
№409 «О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита» были утверждены
Правила проведения конкурса по отбору таких аудиторских организаций.
Следует отметить еще одну сторону контроля за
финансовым состоянием предприятия.
В настоящее время очень остро стоит проблема
банкротства предприятий, жестокие споры возникают по поводу недостатков и
достоинств законодательства в данной области. Однако при этом совершенно
упускается вопрос о роли отраслевого управления. Между тем порядок отчетности
предприятий и анализа их деятельности, рассмотренные выше, со всей очевидностью
показывают, что использование отраслевыми министерствами, да и органами по
управлению имуществом всех предоставленных собственником прав по регулированию
деятельности подведомственных организаций должно привести к исключению случаев
банкротства унитарных предприятий либо по крайней мере сделать их единичными.
1.2 Показатели экономической
эффективности
Значительная ответственность министерств за
деятельностью ГУПов связана с тем, что именно они утверждают показатели
экономической эффективности. Для создания единой информационной основы, которая
должна содержать сведения о деятельности и финансово-экономическом состоянии
предприятий, а также для реализации мер, направленных на повышение
эффективности функционирования федеральных ГУПов, правительством введен реестр
этих показателей (он используется для оценки эффективности не только ГУПов, но
и тех ОАО, акции которых находятся в федеральной собственности).
Страницы: 1, 2, 3
|