на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Исторический опыт и современная организация правовой охраны Конституции

Реферат: Исторический опыт и современная организация правовой охраны Конституции

Министерство образования Украины

Одесская государственная юридическая академия

Факультет государственного управления

и международно-правовых отношений

Кафедра конституционного права.

Дипломная работа

на тему: Исторический опыт и современная организация правовой охраны Конституции.

студента V курса

дневного отделения

ОСАДЧЕГО АНАТОЛИЯ ЮРЬЕВИЧА

Научный руководитель: к.ю.н.,

ассистент  кафедры

Гараджаев Джейхун Ясинович

Допущено к защите - «         »  июня 1999 г.

Заведующий кафедрой

д.ю.н., профессор                        М.Ф. Орзих


Одесса - 1999 г.


Содержание:


Введение. ……………………………………………………..……………………с.3-6.

Раздел 1. Понятие и исторический опыт правовой охраны Конституции. .с.7-29.

1.1.      Понятие и сущность правовой охраны Конституции. ………...……..с.7-16.

1.2.    Анализ исторического опыта правовой охраны Конституции. …....с.16-29.

Раздел 2. Конституционный контроль (надзор). …………………………..с.30-50.

2.1. Соотношение терминов и понятие конституционного контроля (надзора). ………………………………………………………………….….…………..с.30-33.

2. 2. Сущность конституционного контроля. ……………….…...…...……с.33-50.

Раздел 3. Субъекты правовой охраны Конституции Украины. ..………...с.51-65.

3.1.    Специальный субъект: Конституционный Суд Украины. …………с.51-58.

3.2.    Иные субъекты правой охраны Конституции Украины. …...………с.59-65.

Заключение. ………………………………………………..………...……...с.66-71.

Список использованных источников. ……………………………...……с.72-80.

Введение.

Принятие Конституции Украины является важнейшим этапом формирования украинской государственности, обретшей свои правовые рамки, как суверенное, независимое, демократическое, социальное, правовое государство (ст. 1 Конституции Украины). Действующая Конституция является продуктом сложного и длительного процесса ее создания, в ходе которого был достигнут нелегкий компромисс, учитывающий интересы основных политических сил в обществе по таким вопросам, как ограничение вмешательства государства в жизнь общества и индивидов, формы организации и осуществления государственной власти, права и свободы личности. Правовой порядок в Украине основывается на принципах, в соответствии с которыми никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины (ст. 19 Конституции Украины). Впервые в истории отечественного конституционализма в Конституции Украины закреплен принцип разделения властей в государстве (ст. 6 Конституции Украины), обеспеченный механизмом сдержек и противовесов между тремя ветвями власти. На конституционном уровне признаны и гарантированы права и свободы, полностью соответствующие универсальным и региональным международно-правовым стандартам прав человека. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства (ч. 2 ст. 3 Конституции Украины).

Однако демократический режим организации публичной власти, закрепленный в конституции не гарантирует построения фактического правового государства и формирования свободного гражданского общества. На пример,  Конституция СССР 1936 г., являясь одной из самых демократических по своему содержанию, фактически заидеологозированная, не была обеспечена механизмом реализации и носила формальный характер. Следовательно, конституционная реформа не ограничивается созданием нормативно-правовой модели конституционализма. С принятием Конституции Украины, как отмечает М.Ф. Орзих, дальнейшее развитие конституционной реформы направляется на обеспечение реализации конституционных норм[1], обладающих высшей юридической силой и являющихся нормами прямого действия (ст. 8 Конституции Украины). Одна из основных задач, которую необходимо решить на данном этапе конституционной реформы – это организация средств защиты основ конституционного строя. При этом основными в сфере защиты являются правовые средства охраны, которые содержатся в конституционно-правовых нормативных актах. Исследованию этой проблемы, с применением методов  исторического и сравнительно-правового анализа, посвящена данная дипломная работа. Актуальность проблемы обеспечивается тем, что  функционирование системы конституционализма возможно лишь при наличии надежной правовой охраны Конституции при применении как общих, так и специальных правовых средств.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время в Украине практически отсутствуют фундаментальные исследования в данной сфере. Это связанно с отсутствием правоприменительной практики государственных органов в конституционном процессе. Однако ряд научных работ, существенно исследующих данную проблему, позволяет определить понятийный аппарат и выявить наиболее принципиальные стороны правовой охраны Конституции Украины. Среди ученых стран СНГ, занимающихся исследованиями проблемных вопросов в данной сфере, следует отметить, прежде всего, работы А.А. Белкина, Н.В. Витрука, Ж.И. Овсепян, В. Скоморохи, В. Шаповала, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеева.

 При исследовании темы данной работы следует, прежде всего, раскрыть такие основополагающие понятия как «правовая охрана конституции», «конституционный контроль», по поводу которых в юридической литературе высказываются различные точки зрения.

Исторический анализ опыта правовой охраны Конституции является необходимым условием определения ее содержания, раскрытия сущности основных средств правовой охраны Основного Закона, прежде всего таких, как конституционный контроль (надзор) и конституционная ответственность. Следует отметить, что в нашей стране на сегодняшний день практически отсутствует целостная теория конституционно-правовой ответственности, которая должна обеспечивать функционирование государственного строя на принципах реального конституционализма.[2]

Исследованию конституционного контроля, как основного способа правовой охраны Конституции, посвящается отдельный раздел работы. При этом следует определить терминологическое соотношение конституционного контроля и конституционного надзора, являющееся дискуссионным в юридической науке. Помимо иных вопросов по содержанию конституционного контроля, в работе предлагается рассмотрение системы объектов конституционного контроля, основанной на сложившейся иерархии нормативных актов.

В заключительном разделе дипломной работы рассматривается сложившаяся на сегодняшний день в Украине система органов правовой охраны Конституции. Особое внимание уделяется анализу полномочий и процессуальной формы деятельности Конституционного Суда Украины, являющегося специальным субъектом правовой охраны Конституции. Помимо единственного органа конституционной юрисдикции следует учесть роль иных органов государства, осуществляющих правовую охрану Конституции Украины.

В заключение дипломного исследования прилагаются выводы.

Раздел 1. Понятие и исторический опыт правовой охраны Конституции.

1.1.       Понятие и сущность правовой охраны Конституции.

Термин «правовая охрана конституции» применяется в научной литературе давно. В советской государственно-правовой литературе, независимо от конкретного аспекта исследования, традиционно говорилось об «охране Конституции». Отступления от этой формулы имели скорее стилистический, нежели методологический характер. Это же можно заметить и по поводу различий в наименовании соответствующих функциональных механизмов (например «защита», а не «охрана»).

Правовая охрана конституции рассматривается в широком и узком смысле. Первое – это охрана конституции всеми отраслями права. Второе – это специально-конституционные средства охраны (конституционный контроль и надзор, конституционная ответственность).[3] Также в научной литературе под правовой охраной конституции понимается, например, осуществление фактической ее реализации в процессе государственно-правовых отношений[4]. Но более обоснованно охрана Конституции рассматривается как одна из гарантийных функций в системе осуществления норм Конституции, вообще конституционно-правовых норм[5]. Отмечается, в частности, что «правовую охрану Конституции» составляет совокупность организационно-правовых гарантий (конституционный контроль, особый порядок принятия, изменения и др.).[6] Охрана представляется и как «пресечение тех или иных отклонений от Конституции, а также разрешение в соответствии с Конституцией спорных государственно-правовых вопросов конституционного значения».[7] Заслуживает интереса позиция А.А. Белкина, рассматривающего конституционную охрану в трех аспектах: пресекательно-модификаторском (изменение конституции), нормативно-применительном (конституционный контроль) и концептуально-легитимном (защита конституционного строя).[8]

Обобщая вышесказанное, можно говорить о правовой охране конституции как о совокупности юридических средств, с помощью которых обеспечивается выполнение всех норм, установленных конституцией, и строгое соблюдение режима конституционной законности.[9] 

Действие конституции, понимаемое в широком плане, применительно ко всем основным сферам жизни общества, неизбежно требует соответствующей системы социальных, экономических, организационных и правовых гарантий. Но в данной работе речь идет не столько о гарантиях, направленных на повышение авторитетности и стабильности конституционных норм, обеспечивающих, прежде всего, постепенное накопление ценностей, «способствующих оптимальному воспроизводству общества, созданию своего рода «конституционного фонда» таких ценностей»[10], сколько о гарантиях, позволяющих своевременно предупреждать и пресекать какие бы то ни было нарушения конституции, что немаловажно, ибо все другие гарантии лишь создают предпосылки для успешного осуществления конституции. Таким образом, правовая охрана конституции позволяет с помощью определенных юридических средств обеспечить устранение возможных ее нарушений и привлечение виновных к ответственности. Причем, в разрезе данной работы, под совокупностью юридических средств, понимаются специфические конституционно-правовые средства, выступающие правовыми гарантиями охраны конституции. При этом указанные гарантии могут принимать самый разнообразный вид: от конкретной нормы до целых правовых институтов, от глобальных политико-правовых принципов до конкретных процессуально-правовых методов их воплощения.

С этих позиций представляется обоснованной точка зрения Б.С. Эбзеева, различающего гарантии конституции, как средства и способы, обеспечивающие стабильность основного закона и конституционные гарантии в собственном смысле слова, представляющие собой средства и способы охраны конституции от всяких посягательств на нее, и относящего к числу первых особый порядок внесения изменений и дополнений или пересмотра конституции в целом.[11]

Для того чтобы конституция при всей важности ее вербально-деонтологического содержания реализовывалась в конституционном строе страны, системе конституционализма, необходимо полное воплощение в жизнь ее принципов и норм что отражается в требованиях конституционной законности, как реально действующей системы конституционализма, обеспечивающей полное действие конституции.[12]

Конституционная законность, по единодушному признанию конституционалистов является ядром, основной формой законности. Общая законность требует соблюдение всех законов, конституционная – основного. Необходимо отметить, что в объективной реальности общая и конституционная законность существуют неразрывно, и выделение конституционной законности целесообразно сугубо в целях научного познания. Здесь необходимо согласиться с мнением Ю.П. Еременко что, выделяя конституционную законность нельзя конструировать  «отраслевую» законность.[13]

Особенности конституционной законности продиктованы особой ролью конституции в системе законодательства, ее высшей юридической силой. Нарушения норм конституции, так или иначе, связаны с нарушением принципов конституционного строя и потому более существенны по своим последствиям, чем нарушения норм остального законодательства.

К содержанию конституционной законности, как отмечает Н.В. Витрук, относится правовой характер конституции, ее верховенство в правовой системе государства, прямое действие конституционных норм.[14]

Правовой характер конституции определяется закреплением в ней принципов демократии, свободы и справедливости, прав и свобод человека и гражданина, прежде всего отраженных в международно-правовых стандартах в данной сфере, конституционным воплощением принципов правового государства. Закрепленный Конституцией Украины принцип верховенства права, (ч. 1 ст. 8 Конституции Украины) проявляется в: закреплении в Конституции и законах основных прав человека, верховенстве в общественной и государственной жизни законов, выражающих волю большинства или всего населения страны, внедрении при этом общечеловеческих ценностей и идеалов; урегулировании отношений между личностью и государством на основе принципа: «разрешено все, что прямо не запрещено законом»; взаимной ответственности личности и государства.[15] Приведенные признаки являются необходимыми для функционирования правового государства (ст. 1 Конституции Украины).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.