на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: История и теории избирательного права

Реклама коммерческой деятельности кандидатов, избирательных объединений (блоков) может распространяться в виде наружной рекламы, в радио- и телепрограммах, в периодических печатных изданиях, в кино- и видеообслуживании, в справочном обслуживании, на транспортных средствах и в почтовых отправлениях, а также в других не запрещенных законом формах.

С объективной стороны административное правонарушение выражается в совершении деяний (действий или бездействия), нарушающих именно те условия рекламы, которые предусмотрены законодательством о выборах и референдумах. К таким условиям в соответствии с п. 5 ст. 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" относятся: а) оплата рекламы из избирательного фонда кандидата, избирательного объединения (блока); б) сопровождение рекламы информацией о том, из какого фонда она оплачивается.

Ответственность за нарушение условий рекламы коммерческой и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений (бло-ков), предусмотренных законодательством о рекламе (ненадлежащая, заведомо ложная, скрытая либо неэтичная реклама, а также отказ от контррекламы), наступает по правилам, определенным в ст. 31 Федерального закона "О рекламе".

Субъектами анализируемого административного правонарушения являются граждане и должностные лица.

Административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за проведение агитации в период запрещения ее проведения. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума в период, когда проведение такой агитации запрещено федеральным законодательством о выборах и референдумах, либо в местах, где проведение такой агитации запрещено федеральным законом - влечет в соответствии со ст. 40-10 КоАП наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Объектом указанного административного правонарушения являются урегулированные законодательством общественные отношения, связанные с предвыборной агитацией и агитацией при проведении референдума.

Агитация начинается со дня регистрации кандидата или списка кандидатов (опубликова-ния правового акта о назначении референдума) и прекращается в ноль часов за сутки до дня голосования.

При проведении повторного голосования предвыборная агитация возобновляется со дня официального опубликования решения о назначении повторного голосования и прекращается в ноль часов за сутки до дня повторного голосования. В период с ноля часов за сутки до дня голосования и до окончания дня голосования агитация запрещена.

Агитация в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений запрещена федеральным законом.

Административное правонарушение может быть совершено как гражданами, так и должностными лицами.

С субъективной стороны административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за проведение агитации лицами, которым участие в ее проведении запрещено законом. Проведение предвыборной агитации, агитации при проведении референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом, - влечет на основании ст. 40-11 КоАП наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от двадцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 40-11 КоАП, являются общественные отношения по поводу осуществления предвыборной агитации, а также агитации при проведении референдума.

Объективная сторона административного правонарушения выражается в осуществлении лицами, которым запрещено участвовать в проведении предвыборной агитации (агитации по вопросам референдума) действий, имеющих целью побудить или побуждающих избирателей (участников референдума) к участию в выборах (референдуме), а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них (поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос).

В соответствии с п. 5 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в агитации при проведении выборов и референдума не могут участвовать члены избирательных комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, государственные органы, органы местного самоуправления, благотворительные организации, религиозные объединения, а также лица, замещающие государственные и муниципальные, государственные и муниципальные служащие, военнослужащие при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Таким образом, рассматриваемое правонарушение может быть совершено только специальном субъектом, то есть тем лицом, относительно которого в федеральном законе имеется прямо сформулированный запрет на участие в проведении агитации. Перечень данных лиц не подлежит расширительному толкованию.

Данное административное правонарушение может быть совершено гражданами и должностными лицами как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за изготовление или распространение анонимных агитационных материалов предусмотрена ст. 40-12 КоАП.

Объектом административных правонарушений, ответственность за которые установлена указанной нормой, являются урегулированные законодательством общественные отношения, возникающие в связи с изготовлением и распространением агитационных материалов.

Основные правила изготовления и распространения агитационных материалов изложены в ст. 43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", которые сводятся к следующему. Все агитационные печатные материалы должны содержать наименования и адреса организаций (фамилии, имена, отчества и места жительства лиц), изготовивших печатные материалы, наименование организации (фамилию, имя, отчество лица), заказавшей изготовление данных печатных материалов, а также информацию об их тираже и о дате их выпуска. Экземпляры агитационных печатных материалов или их копии до начала их распространения должны представляться в избирательную комиссию, зарегистрировавшую соответствующего кандидата (соответствующий список кандидатов), в комиссию референдума, зарегистрировавшую инициативную группу по проведению референдума, или в нижестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума в случаях, предусмотренных федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации. Вместе с данными материалами в избирательную комиссию, комиссию референдума должны быть представлены также сведения о месте нахождения (адресе места жительства) организаций (лиц), изготовивших и заказавших эти материалы. Изготовление и распространение агитационных печатных материалов без согласия в письменной форме соответствующих зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума не допускаются.

Предметом (непосредственным объектом) административных правонарушений выступают агитационные печатные материалы. Под агитационными печатными материалами в данных составах правонарушений понимаются растиражированные типографским способом (печата-нием или тиснением) в каком-либо количестве идентичных экземпляров произведения письменности и (или) изоискусства, содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума. Наиболее распространенными видами печатных агитационных материалов являются листовки, брошюры, буклеты, плакаты, календари.

Не могут быть предметом административных правонарушений напечатанные и распространенные экземпляры биографии кандидата в депутаты или на выборную должность, так как эти печатные материалы не являются агитационными, а представляют собой информацию, хотя и распространяемую в период избирательной кампании, но не содержащую признаков предвыборной агитации7 . Вместе с тем, изготовление таких информационных материалов должно быть оплачено из средств избирательного фонда соответствующего кандидата.

Предметом рассматриваемых административных правонарушений не могут быть также агитационные материалы изготовленные исключительно рукописным способом без печатного тиражирования рукописного оригинал-макета.

С объективной стороны данные административные правонарушения могут быть совершены как в форме действий, так и бездействия.

Под изготовлением печатных агитационных материалов понимается создание оригинал-макетов (в том числе электронных) агитационных материалов, а также их тиражирование путем печатания. Как изготовление следует рассматривать и создание текстов и изображений в процессе подготовки печатных агитационных материалов.

Распространение печатных агитационных материалов состоит в их выпуске в обращение для ознакомления с ними неопределенного круга лиц.

Квалифицирующее значение имеет время совершения административных правонарушений - период подготовки и проведения выборов (референдума), который начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов и референдума и завершается окончанием дня голосования.

Субъектами административных правонарушений по ст. 40-12 КоАП могут быть граждане и должностные лица.

Административные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за непредоставление кандидату возможности опубликовать опровержение. Непредоставление возможности обнародовать (опубли-ковать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата до окончания срока предвыборной агитации в случае обнародования (опубликования) в теле-, радиопрограммах на каналах организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и в периодических печатных изданиях информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, влечет административную ответственность граждан и должностных лиц на основании ст. 40-13 КоАП.

Объектом данного административного правонарушения являются урегулированные законодательством общественные отношения, связанные с проведением в средствах массовой информации предвыборной агитации и гарантирующие кандидатам право на опубликование опровержения или иного разъяснения в свою защиту.

Согласно п. 6 ст. 45 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" непредоставление зарегистрированному кандидату возможности обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации в программах телерадиокомпаний и в периодических печатных изданиях с государственным и муниципальным участием, которые обнародовали (опубликовали) информацию, способную нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, может являться основанием для привлечения указанных средств массовой информации и их должностных лиц к ответственности, установленной законодательством Российской Федерации.

Право гражданина, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации предусмотрено и в ст. 152 первой части ГК РФ.

Оценка опубликованной информации с точки зрения ее способности нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата носит формальный характер и зависит от того, потенциально порочат кандидата или нет опубликованные о нем сведения. Сам факт опубликования негативных сведений о кандидате, независимо от того, соответствуют они действительности или нет, насколько обосновано опровержение или иное разъяснение кандидата, порождает юридическую обязанность средства массовой информации предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать (опубликовать) до окончания срока предвыборной агитации опровержение либо иное разъяснение в свою защиту.

Согласно разъяснению, данному в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 августа 1992 г. № 11 (в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 и с изменениями на 25 апреля 1995 г.), порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица8 .

С объективной стороны административное правонарушение может быть совершено в форме неправомерного действия или неправомерного бездействия (например, должностное лицо средства массовой информации не реагирует на обращение кандидата опубликовать опровержение).

Субъектами административного правонарушения могут быть только должностные лица соответствующих средств массовой информации (главные редакторы, их заместители, ответственные секретари и др.).

Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Административная ответственность за умышленное уничтожение и повреждение печатных материалов, относящихся к выборам и референдуму. Умышленное уничтожение или повреждение информационных или агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, а равно нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы - влечет на основании ст. 40-14 КоАП наложение административного штрафа в размере от пяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.

Объектом этого административного правонарушения являются урегулированные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации общественные отношения, связанные с предвыборной агитацией, агитацией по вопросам референдума, а также информированием избирателей и участников референдума.

Общественная вредность рассматриваемого административного правонарушения выражается в том, что таким противоправным поведением сознательно осложняется проведение агитации в пользу того или иного кандидата, а также нарушаются информационные права избирателей, участников референдума.

Предметом (непосредственным объектом) административного правонарушения выступают печатные материалы, относящиеся к выборам и референдуму (информационные и агитационные печатные материалы). Под печатными материалами, относящимися к выборам и референдуму, понимаются растиражированные типографским способом (печатанием или тиснением) в каком-либо количестве идентичных экземпляров произведения письменности и (или) изоискусства, направленные на информирование участников выборов (референдума) либо содержащие признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, и предназначенные для массового распространения и обнародования в ходе избирательной кампании, при проведении референдума. К таким печатным материалам относятся, в частности: портреты кандидатов в депутаты или на выборные должности; плакаты с биографиями кандидатов; агитационные листовки. Печатные материалы могут быть изготовлены на типографских печатных станках, принтерах, ризографах, ксероксах, а также с использованием другого оборудования. При этом может применяться любой технологический вид печати - офсетная, высокая, трафаретная и др.

Информационные и агитационные печатные материалы признаются предметом административного правонарушения при условии их вывешивания на зданиях, сооружениях или иных объектах.

Порядок вывешивания печатных материалов, относящихся к выборам или референдуму, определен федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 5 ст. 43 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" агитационные печатные материалы могут вывешиваться в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах с согласия собственников или владельцев указанных объектов. Запрещается вывешивание указанных материалов на памятниках, обелисках и зданиях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях избирательных комиссий, комиссий референдума, у входа в них и в помещениях для голосования. Органы местного самоуправления по предложению избирательных комиссий, комиссий референдума обязаны предусмотреть на территории каждого избирательного участка специальные места для вывешивания агитационных печатных материалов. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам должны быть обеспечены равные условия для вывешивания таких материалов. Сроки и порядок организации указанных мест устанавливаются федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

При квалификации рассматриваемого административного правонарушения следует учитывать, что вывешивание информационных и агитационных печатных материалов на зданиях, сооружениях и иных объектах допускается только с согласия собственника или иного владельца этих объектов. Не могут расцениваться в качестве противоправных действия собственника здания, который сорвал со своего здания агитационные и иные материалы, размещенные без его согласия.

Административное правонарушение может совершаться в форме уничтожения, повреждения вывешенных информационных или агитационных печатных материалов, а также их порчи путем нанесения на них надписей или изображений.

Уничтожение означает такое внешнее воздействие на печатные материалы, в результате которого они прекращают свое физическое существование либо приводятся в полную непригодность для использования по целевому назначению. Например, срыв и разрывание плаката, сожжение вывешенного плаката, обезображивание плаката кислотой, заливание плаката краской и др. При уничтожении печатные материалы не могут быть восстановлены путем реставрации.

Повреждение выражается в таком внешнем воздействии на печатные материалы, при котором они качественно ухудшаются, но могут быть восстановлены (отреставрированы). Например, отрыв небольшой части плаката, когда возможно склеивание частей плаката.

Порча совершается без физического повреждения печатного материала путем нанесения на него надписей или изображений.

Как прямо указано в тексте ст. 40-14 КоАП административное правонарушение может быть совершено только умышленно. Неосторожное уничтожение или повреждение информационных и агитационных печатных материалов не может влечь административную ответственность по данной статье.

Субъектами административного правонарушения могут быть как граждане, так и должностные лица.

Административная ответственность за нарушение права пользования помещениями в ходе избирательной кампании предусмотрена ст. 40-15 КоАП.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией закрепленного в законодательстве права участников избирательного процесса на пользование помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

Общий порядок пользования помещениями в ходе избирательной кампании определен в ст. 42 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Согласно этому предписанию заявления о выделении помещений для проведения встреч кандидатов, их доверенных лиц, доверенных лиц избирательных объединений, избирательных блоков с избирателями рассматриваются государственными органами, органами местного самоуправления не позднее трех дней со дня их подачи. По заявке избирательных комиссий помещения, пригодные для проведения массовых мероприятий и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности государственных предприятий, учреждений и организаций, безвозмездно предоставляются в пользование на установленное избирательной комиссией время для встреч кандидатов, представителей избирательных объединений, избирательных блоков и их доверенных лиц с избирателями. В случае, если указанное помещение было предоставлено для проведения массовых мероприятий одному из кандидатов, избирательному объединению, избирательному блоку, собственник помещения не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечить равные возможности пользования соответствующими помещениями для зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков при проведении массовых мероприятий.

Отказ должностного лица в предоставлении помещения, непригодного для проведения массового мероприятия, например, находящегося в аварийном или пожароопасном состоянии, не является основанием его привлечения к ответственности по ст. 40-15 КоАП. Такой отказ должен признаваться правомерным.

Административное правонарушение может быть совершено как в форме неправомерного действия (например, незаконный отказ инициативной группе по проведению референдума в предоставлении помещения для встречи с участниками референдума), так и в форме неправомерного бездействия (например, нерассмотрение должностным лицом заявления зарегистрированного кандидата о предоставлении помещения для встречи с избирателями).

Субъектами административного правонарушения являются должностные лица государственных и муниципальных органов, организаций и учреждений, которые в рамках своих служебных обязанностей регулируют пользование соответствующими помещениями.

Рассматриваемое административное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Список литературы
1. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. М., 1999. С.92.
2. Князев С.Д. Современное российское избирательное право: понятие, принципы, источники. Владивосток, 1999. С. 112.
3. Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). Т.10. М., 1965. С.8.
4. Там же, С. 67.
5. Летописец, содержащий в себе Российскую историю. М., 1819. С.123.
6. ПСРЛ.Т.10. С.58.
7. Подвигина Н.Л. Очерки социально-экономической и политической истории Новгорода Великого в ХП-ХШ вв. М., 1976. С.109.
8. Институты самоуправления: историко-правовое исследование. М., 1995. С.133.
9. ПСРЛ. Т.9. С.77.


Страницы: 1, 2, 3, 4



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.