на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: История Руси

19 февраля 1861 г. - подписание Александром II ма­нифеста "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывате­лей" и "Положение о крестьянах, вышедших из крепо­стной зависимости". Получение крестьянами личной свободы и большинства общегражданских прав. Уч­реждение крестьянского самоуправления, которому пе­редавался сбор податей и ряд судебных полномочий. В то же время крестьяне по-прежнему платили подушную подать, несли рекрутскую повинность, подвергались телесным наказаниям. Сохранялась крестьянская общи­на и общинное землевладение.

Реформа 1861 г. обеспечивала сосуществование двух типов хозяйств - крупного помещичьего и мелкого кре­стьянского. Крестьянам предоставлялись наделы земли в среднем на 20 % меньше тех участков, которыми они пользовались при крепостном праве. За землю кресть­яне выплачивали помещикам выкуп, величина которо­го в 1.5 раза превышала рыночную стоимость земли. 80 'г выкупной суммы помещикам выплачивало государ­ство. Крестьяне в течение 50 лет должны были выплачи­вать долг государству с процентами. В 1859 - 1863 гг. проведена реформа удельных крестьян (принадлежав­ших императорской фамилии), в 1S66 г. - реформа го­сударственных крестьян.

Крестьянская реформа создала значительные воз­можности для аграрного развития России, однако сохранила и немало пережитков (сословная обособлен­ность крестьян, община). Большие трудности создава­ло крестьянское малоземелье. В будущем крестьянская реформа нуждалась в дальнейшем развитии - застой или поворот назад грозил революцией-

Реформы 1863 - 1874 гг.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобра­зование всех сторон государственной и общественной жизни России. В 1864 г. введено местное самоуправле­ние - земство. Представители всех сословий избирали уездные земские собрания, которые посылали депута­тов в губернское земское собрание. Члены земских со­браний именовались гласными. Председателями собра­ний были руководители дворянского самоуправления -предводители дворянства. Собрания формировали ис­полнительные органы - уездные и губернские земские управы. Земства получили право собирать налоги для своих нужд и нанимать служащих. Они ведали хозяй­ственными вопросами, школами, медициной, благотво­рительностью. В 1870 г. органы самоуправления, ведав­шие хозяйственными вопросами, были созданы в горо­дах. Городские избиратели выбирали городскую думу, которая формировала управу. Во главе думы и управы стоял городской голова.

В 1864 г. - проведение наиболее радикальной из ре­форм Александра II - судебной. Прежний суд (сослов­ный, закрытый, решавший дела канцелярским путем) был отменен. Простые дела передавались выборным мировым судьям. Для более сложных дел создавались окружные суды и судебные палаты. Решение о виновно­сти подсудимого в окружном суде выносили присяжные заседатели - представители общества. Судебный про­цесс стал устным, публичным, состязательным (подсу­димого обвинял прокурор, защищал адвокат - присяж­ный поверенный). Вводилась несменяемость судей, их независимость от администрации.

В 1863 г. был утвержден новый университетский ус­тав, возвращавший учебным заведениям автономию;

вводилась выборность ректора, деканов, профессоров. университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-фи­нансовые вопросы. В 1864 г. введено новое положение о начальных народных училищах (образованием наро­да совместно должны заниматься государство, церковь и общество). 1864 г. утвержден устав гимназий, провоз­гласивший доступность среднего образования для всех сословий и вероисповеданий.

В 1865 г. отменена предварительная цензура для сто­личных изданий. Теперь правительство налагало на прессу наказания за уже вышедшие в свет статьи.

Существенные реформы проведены в армии: страна была разделена на 15 военных округов, преобразовались военно-судебное ведомство и военно-учебные заведения. С 1874 г. вводилась всеобщая воинская повинность, при­чем значительные льготы предоставлялись в зависимос­ти от образования: в сухопутных войсках срок службы составлял 6 лет, для лиц со средним образованием - 1,5 года, а с высшим - 0,5 года (это стимулировало рост гра­мотности в стране). Для получения офицерского звания требовалось наличие специального военного образова­ния. Офицерский корпус готовился в юнкерских учили­щах, военных гимназиях и военных академиях. Ключе­вую роль в проведении военной реформы сыграл один из ближайших сотрудников Александра II - военный ми­нистр генерал Д.А. Милютин (высоко образованный че­ловек, получивший в конце жизни высшее воинское зва­ние генерал-фельдмаршала).

Великие реформы 60 - 70-х годов привели обще­ственно-политическое устройство России в соответ­ствие с потребностями 2-й половины XIX века, повыси­ли энергию общества, мобилизовали ее на выполнение общенациональных задач. Был сделан важный шаг в формировании правового государства (государства, деятельность которого ограничивается законами) и гражданского общества, т.е. общества самостоятельно­го, живущего независимой от государства жизнью. Од­нако до логического завершения реформы доведены не были: общество не было привлечено к обсуждению об­щегосударственных вопросов (не создано учреждение парламентского типа). Без этого общественные потря­сения в дальнейшем являлись неизбежными.

                                                                                28

Революция 1905 - 1907 годов

Наиболее общей причиной революции было всеобъ­емлющее противоречие между новыми, современными явлениями в промышленности и народном хозяйстве, культуре и образовании и отсталыми отношениями в стране, особенно в сельском хозяйстве и политическом строе. Конкретные противоречия:

1. Между крестьянами и помещиками (земля).

2. Рабочее движение, вызванное высокой степенью эксплуатации.

3. Недовольство царем и правительством русской интеллигенции, буржуазии, требовавшими политичес­ких свобод и народного представительства в виде пар­ламента, а также Конституции.

4. Требования анатомии нерусских народов импе­рии.

5. Недовольство в армии.

Большинство населения страны ждало перемен и было недовольно либо своим положением, либо поло­жением государства. Поражения в войне с Японией по­дорвали авторитет власти и усилили желание перемен.

По своему характеру революция была демократи­ческой, поскольку имела своей целью введение демок­ратических свобод и учреждений; антифеодальной, так как выдвигались требования устранения феодально-крепостнических пережитков.

Январские события J905 г. в Петербурге. Подъем рабочего движения в стране (Центральный промыш­ленный район, Среднее Поволжье, Украина, Прибалти­ка и др.), забастовки, образование Советов рабочих уполномоченных (Иваново-Вознесенск, Москва. Петер­бурга, другие города страны). Крестьянское движение весной 1905 г.: разгром помещичьих усадеб, запашка помещичьей земли и др. Революционное брожение в армии и на флоте (восстание на броненосце "Потем­кин" в июне 1905 г.) Попытка правительства маневри­ровать: рескрипт Николая II на имя министра внутрен­них дел А. Г. Булыгина о намерении созвать совеща­тельный представительный орган - Думу ("булыгинс-кая" Дума, которая так и не была создана).

Высший подъем революции. Всероссийская полити­ческая стачка в октябре 1905 г. Манифест Николая Л от 17 октября 1905 г.; свобода слова, печати, собраний, со­юзов, политической деятельности, созыв народных представителей - законодательной Государственной Думы. Манифест 17 октября формально превращал са­модержавный государственный строй России в конституционно-монархический. Декабрьское вооружен­ное восстание в Москве не явилось сигналом к единому всероссийскому восстанию. Революция постепенно идет на убыль, правительство начинает восстанавли­вать контроль над страной.

В годы революции идет процесс консолидации по­литических сил в стране, складывания политических партий;

1. Революционно-демократический лагерь: РСДРП (провозглашена еще в 1898 г., раскололась на две враж­дующие группировки - меньшевиков и большевиков -в 1903 г.; В.И. Ленин, Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов), партия социалистов-революционеров - эсеры (возник­ла в 1902 г.; В.М. Чернов. М.Р. Гоц, М.А, Натансон, Г.И. Гершуни).

2. Оппозиционно-либеральный лагерь: левое крыло либерализма - Конституционно демократическая партия (кадеты. П.Н. Милюков. В.Д. Набоков, А.И. Шингарев), правое крыло либерализма - "Союз 17 ок­тября'' (октябристы, А.И. Гучков. М.В. Родзянко, Д.Н. Шипов).

3. Монархические организации: черносотенное дви­жение в стране, "Союз русского народа" (А.И. Дубро­вин).

Деятельность 1-й (апрель - июль 1906 г.) и 2-й (фев­раль - июнь 1907 г.) Государственных Дум. Роспуск 2-й Думы 3 июня 1907 г., издание нового избирательного закона: конец революции.

                                                                                    29

Аграрная реформа П.А. Столыпина

П.А. Столыпин -- крупнейший государственный деятель России начала XX века. Стремление П.А. Столыпина создать в деревне мощный слой зажи­точного крестьянства, которое должно было стать новой надежной опорой государственной власти. Он отвергал попытки удовлетворения нужд крестьян­ства за счет помещиков. Главное содержание аграр­ной реформы - разрушение крестьянской обшины и насаждение личной крестьянской собственности на землю. Указ. положивший начало реформе, был принят i 1906 г. В соответствии с ним выход из общины для все} желающих был максимально облегчен. Основные эко­номические рычаги реформы; землеустройство, дея­тельность крестьянского поземельного банка, пересе­ленческая политика.

Проведение аграрной реформы; к 1916г. из общины выделилось 2,5 млн. крестьян (22 % всех крестьянских хозяйств), земля закреплялась в их личную собствен­ность, ликвидировались правовые ограничения в рас­поряжении надельными землями (более половины кре­стьян продали свою землю), создание участковых кре­стьянских хозяйств (хутора, отруба), приобретение кре­стьянами земли с помощью банка.

Переселенческая политика. Цель ее - ослабить зе­мельный голод в центральных губерниях страны, пере­местить наиболее ожесточенную часть населения на окраины, ввести в оборот новые земли, увеличить вы­ход сельскохозяйственной продукции. Основная масса переселенцев направлялась в Сибирь, Казахстан (пере­селилось более 3 млн. чел.) Помощь государства пере­селенцам.

Значение аграрной реформы как второго шага (пос­ле реформы 1861 г.) по пути капиталистического разви­тия сельского хозяйства России. Незавершенность ре­формы (чему способствовало и убийство П.А. Столы­пина в 1911 г.) Критика реформы крайними политичес­кими лагерями (большевики, эсеры, монархический ла­герь).

                                                                                        30

Февральская революция 1917 года. Двоевластие

Причины революции были те же. что и революции 1905 г.: земельный вопрос, поскольку общинное земле­владение по-прежнему существовало: национальный вопрос, поскольку многие нерусские народы желали получить определенную автономию (а некоторые и отделиться): не был до конца решен рабочий вопрос (рабочие требовали 8-часового рабочего дня, повыше­ния зарплаты; в связи с войной положение рабочих рез­ко ухудшилось из-за милитаризации труда); резко уси­лилось недовольство в обществе всевластием чиновни­чества (бюрократии); наиболее остро стоял вопрос об ограничении или свержении самодержавия (недоволь­ство царем, царицей и их окружением, правительством стало всеобщим, имелся законный центр оппозиции -Государственная дума с твердым большинством - "про­грессивный блок", который требовал реформ в стране, участия представителей земства, общественности в го­сударственных делах, стало выше гражданское право­сознание, более опытными стали политические партии); так же, как и в первую революцию, поражения в войне резко усилили недовольство общества режимом, обо­стрили все противоречия, но в 1917 г. война восприни­малась гораздо более тяжко ( население было ожесточе­но тяготами войны: дороговизной, нехваткой продук­тов питания, очередями и пр., армия устала воевать, хотела мира во что бы то ни стало). Все эти причины практически лишили самодержавие какой-либо суще­ственной поддержки в стране. Царь и правительство находились в изоляции.

В начале 1917 г. всеобщее недовольство властью приводит к революционному взрыву в Петрограде. К концу февраля более 80 % петроградских рабочих охва­чено забастовкой; массовые демонстрации, переход солдат запасных частей на сторону революции. Стихий­ный характер революции. В ходе революции создаются новые органы власти: временный комитет Государ­ственной Думы (во главе с председателем Думы М.В. Родзянко) и Петроградский Совет рабочих депутатов (большинство мест в Совете принадлежало эсеро-мень-шевистской интеллигенции, большевики оказались в Совете на вторых ролях; председатель Совета меньше­вик Н.С. Чхеидзе). Предполагалось, что Совет должен будет контролировать деятельности правительства с позиций защиты интересов рабочих. Под давлением рабочих и солдатских депутатов Совет 28 февраля принял печально знаменитый Приказ № 1. вводящий в ар­мии выборные солдатские комитеты, которые должны были контролировать деятельность командиров, распо­ряжаться наличным оружием и т.д. (по сути дела. с это­го приказа начинается развал русской армии).

Отречение от престола императора Николая II в пользу брата Михаила Александровича (2 марта), отре­чение Михаила (3 марта) - падение 300-летней династии Романовых. Создание Временного правительства (во главе с кня­зем Г.Е. Львовым), ведущую роль в правительстве игра­ли видные деятели буржуазной оппозиции: Милюков, Гучков, а также Керенский. На деле в стране сложилась противоречивая система управления - двоевластие, при котором правительству приходилось согласовывать свои действия с Петроградским Советом (по словам князя Г.Е. Львова, правительство было "властью без силы", тогда как Совет - ^силой без власти".

Политическая борьба в условиях двоевластия. Цели и тактика политических партий после победы Февраль­ской революции. Российская либеральная демократия и ее партии (кадеты, октябристы). Партии "революцион­ной демократии" (Т.В. Плеханов), Меньшевистское ли­дерство в Петроградском Совете. Социалисты-револю­ционеры (эсеры): В.М. Чернов. А.Ф. Керенский. "Рево­люционное оборончество". Большевики, В.И. Ленин, его переезд через Германию в Россию. Совпадение це­лей большевистских лидеров и германского генштаба.

Вопрос о мире как центральный политический воп­рос. Приверженность правящих политических партий к старым установкам во внешней политике. Подготовка Временным правительством созыва Учредительного собрания. Борьба политических партий за массы. Три политических кризиса Временного правительства. Июльские события - прелюдия гражданской войны в стране. Конец двоевластия и укрепление позиций бур­жуазно-монархических сил. А.Ф. Керенский и генерал Л, Г. Корнилов. Кризис парламентской демократии. Нарастание хозяйственной разрухи в стране. Поляриза­ция классовых сил в России. Большевизация масс.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.