Реферат: Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь
ТЕМА
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Понятие, классификация и юридические свойства основных прав и свобод
Рассматривая обозначенную тему,
видится необходимым в начале уяснить содержание некоторых ключевых категорий, в
отношении которых будет вестись речь, а именно: право, свобода, обязанность,
человек, гражданин, личность.
Термин «право» имеет два значения. В
объективном смысле – это совокупность (система) установленных и гарантированных
государством общеобязательных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные
отношения, возникающие и функционирующие в данном государстве. Применительно же
к рассматриваемой теме, право будет выступать в субъективном значении – как
закрепленная в Конституции или ином законодательном акте возможность (мера)
определенного поведения человека (право на забастовку, право на участие в
культурной жизни, право свободного передвижения и выбора места жительства в
пределах Республики Беларусь и др.). Однако большая часть прав предполагает
возможность получения лицом определенных и гарантированных государством
материальных либо духовных благ (право на образование, право на жилище, право
на социальное обеспечение и др.).
Понятие «свобода» по своему
содержанию во многом схоже с субъективным правом. Юридическое различие между
ними провести зачастую довольно сложно. Не случайно, законодатели как
зарубежных стран, так и нашего государства в ряде случаев свободу воспринимают
как право. Например, в соответствии со ст.50 Конституции Республики Беларусь,
право каждого пользоваться родным языком и выбирать язык общения гарантируется
свободой выбора языка воспитания и обучения. В данной норме термины «право» и
«свобода» используются совместно, их значения здесь как бы переплетаются и
взаимно обуславливают друг друга, границы между ними в определенной мере
подвижны, а в некоторой степени – даже и условны.
Вместе с тем, рассматриваемые понятия
не во всех случаях являются идентичными. «Право» - выступает как более четкая и
конкретная юридическая категория, т.е. варианты его использования обозначаются
в нормативных актах, как правило, исчерпывающим образом. «Свобода» же чаще
всего воспринимается как более широкое понятие - как великое достояние
человека, как некая совокупность всех его прав и свобод. В этом значении «свобода»
отличается от конкретных индивидуальных прав, она может иметь много вариантов
осуществления, причем некоторые из них невозможно отразить в юридических нормах
(к примеру, как гарантировать свободу слова на дружеских встречах, в семейных
делах и т.д.).
В тех странах, где общественное устройство
утвердилось на принципе свободы (гражданского общества), были достигнуты
большие успехи в развитии экономики, науки, культуры, социальной защиты
населения. Общество без свободы в конечном итоге приходит к обратному
результату - застою и деградации экономики и культуры, к подавлению энергии,
инициативы человека, остановке социального прогресса.
Вместе с тем современное
конституционно-правовое учение о свободе исходит из того, что она не может быть
абсолютной. Автономия личности должна находиться в таких пределах, чтобы при
реализации своих прав она не нарушала законные интересы других субъектов
правоотношений, т.е. мера свободы, ее границы должны быть определены законом.
Иными словами, Конституция связывает права и свободы с обязанностями личности.
«Обязанность» - это категория противоположная по
своему значению «праву». Ее можно определить, как установленную законом
необходимость совершать какие-то действия, либо воздерживаться от их
совершения.
Конституционные права, свободы и
обязанности являются основными, потому что они определяют наиболее важные,
существенные отношения и связи между государством и гражданином. Они находят
свое развитие и конкретизацию в нормах текущего законодательства –
административного, трудового, гражданского и др.
«Человек» – это физическое лицо, живущее в обществе, государстве –
гражданин, иностранец, лицо без гражданства.
«Гражданин» – это физическое лицо, имеющее
документальное подтверждение своей правовой принадлежности к данному
государству и обладающее его гражданством.
«Личность» – это субъект (человек) с присущими
ему индивидуальными чертами и качествами – интелектуальными, эмоциональными,
волевыми. То есть, не о каждом человеке можно говорить как о личности
(малолетние, признанные судом недееспособными).
Права человека следует рассматривать
как основу конституционализма, паскольку главный смысл создания конституции как
раз заключается в обеспечении свободы и безопасности человека и, прежде всего,
от произволства государственной власти.
Идея о том, что люди от рождения cвободны и равноправны, что им в силу
рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естесвенных) прав легла в основу первых
конституционных актов, принимавших в ходе Английской, Американской, Французской
революций XVII-XVIII веков. Теоретические основы таких подходов заложили
выдающиеся мыслители англичанин Джон Локк, французский философ Жан Жак Руссо и
другие.
Первым правовым актом в области прав
человека был Билль о правах (Хабеас корпус акт), принятый в Англии в 1689 году.
Главным его содержанием является защита человека от незаконного ареста.
Согласно этому закону, человек, которого арестовали, имел право обратиться в
суд и судья должен был объяснить причину его ареста. Этот закон ограничивал
произвол абсолютизма феодального государства.
Несколько позже акты в области прав
человека были приняты в других странах. В частности, в США – «Декларация
независимости» (1776г.), послужившая основой для разработки и принятия
Конституции США (1789г.); во Франции – знаменитая «Декларация прав человека и
гражданина» (1789г.). Эти нормативные акты актуальны до сих пор. Например,
французская «Декларация прав человека и гражданина» служит преамбулой ныне
действующей Конституции Франции 1958 года.
В последующем ни одно государство,
претендовавшее на то, чтобы считаться демократичным, не могло не записать в
своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека
приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом
конституционного права. В последствии они стали и институтом международного права.
Первым международно-правовым актом системного изложения прав человека является
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10
декабря 1948 года. В этом историческом документе (ст.1) провозглашается, что
все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Каждый
человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни
было различия. Всеобщая декларация прав человека содержит в себе
основополагающие принципы прав человека. Государства (в том числе и Республика
Беларусь), подписавшие ее, ставят перед собой задачу уважать эти права и
свободы, принципы, на которых строится вся система основных прав и свобод
человека, строить свое законодательство на основе провозглашенных международных
норм – принципов: свободы, гуманизма, равноправия.
В литературе права и свободы
классифицируются по разным основаниям. К примеру, по времени появления выделяют
три периода прав и свобод.
Первый период длился с конца XVIII века до начала XX века. Причем в нем выделяется три
этапа появления прав и свобод. Первоначально правовое закрепление получают т.н.
естественные права человека, которые он приобретает не от государства, а в силу
своего рождения. Это право на жизнь, запрет пыток, запрет рабства, право
человека на гражданство, свободу совести и др.
Далее получают свое развитие
либеральные права: неприкосновенность жилища, личной корреспонденции, свобода
передвижения и др.
Завершается первый период появлением
прав на демократическое участие в жизни государства. Среди этих прав – право
участвовать в выборах и быть избранным, право на свободу союзов и ассоциаций,
право на государственную службу и т.д.
Таким образом, для первого периода
характерны личные и политические права и свободы.
Второй период прав и свобод берет
начало после первой мировой войны и заканчивается в 80-ых годах XX века. Второе поколение прав и свобод
связано с влиянием социалистических идей. Это так называемые
социально-экономические и культурные права и свободы, которые в основном
первоначально были закреплены в советских конституциях 1918 и 1936 годов –
право на труд, право на отдых, право на пользование достижениями культуры,
науки, искусства и т.д. Позже такие права появились и в других социалистических
государствах, а затем многие из них стали общепризнанными и нашли закрепление в
международных актах, в т.ч. во Всеобщей Декларации прав человека.
Права и свободы третьего поколения
стали фиксироваться с 80-х годов XX
века. Их необходимость была обусловлена появлением многих серьезных проблем, и
в первую очередь проблема сохранения здоровой и чистой окружающей среды, т.е.
проблема экологии. Появились проблемы связанные со свободой информации, с
распространением вычислительных машин; проблемы связанные со значительной
разницей в развитии государств. Права и свободы третьего поколения стали
фиксироваться в документах ООН. Это право на здоровую окружающую среду, право
на мир, право на свою территорию, право на самобытность, право на пользование
природными ресурсами и т.д.
В этот период появляется ряд
международных актов в области прав и свобод отдельных групп людей. К примеру,
была принята Конвенция о правах ребенка(1989г.), в которой закреплен особый
порядок защиты прав и свобод несовершеннолетних. Сегодня общепризнанно, что
права и свободы должны быть универсальными, то есть ими должны пользоваться все
люди Земли, а не только граждане государств, которых принято называть развитыми.
В зависимости от субъектов права и
свободы подразделяются на:
·
права и свободы
человека;
·
права и свободы
гражданина;
Содержание этих понятий несколько
различается. Права и свободы гражданина предопределены его правовой
принадлежностью к государству. Когда речь идет о правах и свободах человека, то
имеется виду их естественная природа происхождения, то есть они принадлежат
человеку уже в силу рождения. Гражданин же, наряду с естественными правами,
обладает и некоторыми дополнительными, которые ему предоставляются государством
и которыми не вправе пользоваться лица, не являющиеся гражданами
соответствующего государства. Например, только гражданин обладает избирательным
правом, только на него возлагается обязанность защищать отечество и т.д.
В некоторой мере разграничения
понятий «права человека» и «права гражданина» обусловлены наличием в
юридической науке двух направлений по данной проблеме: естественно-правового и
позитивистского. Сторонники первого подхода исходят из признания прав в силу
природы самого человека, а закон, по их мнению, выступает лишь как средство
фиксации уже существующих этих прав. В то же время позитивисты полагают, что
права могут дароваться человеку только государством, которое их определяет и
закрепляет в законе.
Вместе с тем, в современных условиях
обе концепции прав человека и гражданина взаимодействуют, между ними нет противостояния,
они как бы дополняют друг друга. Ведь сегодня общепризнанно, что есть права,
которые действительно являются прирожденными (право на жизнь, на личную
неприкосновенность и др.). Однако, без юридической определенности и защиты они не
могут обеспечиваться в полной мере.
В тоже время нельзя не согласиться с
тем, что есть права, которые могут быть реализованы лишь в результате
правотворческой деятельности государства. При этом важно, чтобы данная
деятельность основывалась на принципах гуманизма, свободы, справедливости и др.
Только при таком подходе позитивизм может получить свое достойное развитие.
v По способу реализации:
·
индивидуальные
права и свободы;
·
коллективные
(групповые) права и свободы.
Первые могут касаться каждого отдельного
гражданина, а коллективные – групп граждан. Между индивидуальными и
коллективными правами существует тесная связь, поскольку последние представляют
собой определенную совокупность первых. Иными словами, соответствующие
индивидуальные права могут реализовываться только коллективно – например, право
гражданина на забастовку, на участие в демонстрации и др.
v По характеру образования:
·
основные права и
свободы;
·
дополнительные
(вспомогательные, конкретизирующие) права и свободы.
Например, право участвовать в
управлении государством – выступает в качестве основного политического права, а
право избираться (быть избранным) – производное от него, дополнительное.
В юридической литературе даются и
иные классификации прав и свобод: к примеру, материальные и процессуальные.
Однако, наиболее традиционной и общепризнанной является классификация прав и
свобод по сферам проявления человеческой деятельности: личные (гражданские),
политические, социальные, экономически и культурные.
Основные права, свободы и обязанности
обладают рядом юридических свойств. Они:
1.
Возникают не на
основе конкретных правоотношений, а непосредственно из Основного Закона
государства;
2.
Выражают, прежде
всего, отношения и связи гражданина и государства;
3.
Существуют
постоянно, независимо от реализации, пока данное лицо является гражданином;
4.
Не отчуждаемы и
абсолютны и принадлежат каждому от рождения;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|