на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

Реферат: Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

 

ТЕМА

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 


Понятие, классификация и юридические свойства основных прав и свобод

Рассматривая обозначенную тему, видится необходимым в начале уяснить содержание некоторых ключевых категорий, в отношении которых будет вестись речь, а именно: право, свобода, обязанность, человек, гражданин, личность.

Термин «право» имеет два значения. В объективном смысле – это совокупность (система) установленных и гарантированных государством общеобязательных правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, возникающие и функционирующие в данном государстве. Применительно же к рассматриваемой теме, право будет выступать в субъективном значении – как закрепленная в Конституции или ином законодательном акте возможность (мера) определенного поведения человека (право на забастовку, право на участие в культурной жизни, право свободного передвижения и выбора места жительства в пределах Республики Беларусь и др.). Однако большая часть прав предполагает возможность получения лицом определенных и гарантированных государством материальных либо духовных благ (право на образование, право на жилище, право на социальное обеспечение и др.).

Понятие «свобода» по своему содержанию во многом схоже с субъективным правом. Юридическое различие между ними провести зачастую довольно сложно. Не случайно, законодатели как зарубежных стран, так и нашего государства в ряде случаев свободу воспринимают как право. Например, в соответствии со ст.50 Конституции Республики Беларусь, право каждого пользоваться родным языком и выбирать язык общения гарантируется свободой выбора языка воспитания и обучения. В данной норме термины «право» и «свобода» используются совместно, их значения здесь как бы переплетаются и взаимно обуславливают друг друга, границы между ними в определенной мере подвижны, а в некоторой степени – даже и условны.

Вместе с тем, рассматриваемые понятия не во всех случаях являются идентичными. «Право» - выступает как более четкая и конкретная юридическая категория, т.е. варианты его использования обозначаются в нормативных актах, как правило, исчерпывающим образом. «Свобода» же чаще всего воспринимается как более широкое понятие - как великое достояние человека, как некая совокупность всех его прав и свобод. В этом значении «свобода» отличается от конкретных индивидуальных прав, она может иметь много вариантов осуществления, причем некоторые из них невозможно отразить в юридических нормах (к примеру, как гарантировать свободу слова на дружеских встречах, в семейных делах и т.д.).

В тех странах, где общественное устройство утвердилось на принципе свободы (гражданского общества), были достигнуты большие успехи в развитии экономики, науки, культуры, социальной защиты населения. Общество без свободы в конечном итоге приходит к обратному результату - застою и деградации экономики и культуры, к подавлению энергии, инициативы человека, остановке социального прогресса.

Вместе с тем современное конституционно-правовое учение о свободе исходит из того, что она не может быть абсолютной. Автономия личности должна находиться в таких пределах, чтобы при реализации своих прав она не нарушала законные интересы других субъектов правоотношений, т.е. мера свободы, ее границы должны быть определены законом. Иными словами, Конституция связывает права и свободы с обязанностями личности.

«Обязанность» - это категория противоположная по своему значению «праву». Ее можно определить, как установленную законом необходимость совершать какие-то действия, либо воздерживаться от их совершения.

Конституционные права, свободы и обязанности являются основными, потому что они определяют наиболее важные, существенные отношения и связи между государством и гражданином. Они находят свое развитие и конкретизацию в нормах текущего законодательства – административного, трудового, гражданского и др.

«Человек» – это физическое лицо, живущее в обществе, государстве – гражданин, иностранец, лицо без гражданства.

«Гражданин» – это физическое лицо, имеющее документальное подтверждение своей правовой принадлежности к данному государству и обладающее его гражданством.

«Личность» – это субъект (человек) с присущими ему индивидуальными чертами и качествами – интелектуальными, эмоциональными, волевыми. То есть, не о каждом человеке можно говорить как о личности (малолетние, признанные судом недееспособными).

Права человека следует рассматривать как основу конституционализма, паскольку главный смысл создания конституции как раз заключается в обеспечении свободы и безопасности человека и, прежде всего, от произволства государственной власти.

Идея о том, что люди от рождения cвободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естесвенных) прав легла в основу первых конституционных актов, принимавших в ходе Английской, Американской, Французской революций XVII-XVIII веков. Теоретические основы таких подходов заложили выдающиеся мыслители англичанин Джон Локк, французский философ Жан Жак Руссо и другие.

Первым правовым актом в области прав человека был Билль о правах (Хабеас корпус акт), принятый в Англии в 1689 году. Главным его содержанием является защита человека от незаконного ареста. Согласно этому закону, человек, которого арестовали, имел право обратиться в суд и судья должен был объяснить причину его ареста. Этот закон ограничивал произвол абсолютизма феодального государства.

Несколько позже акты в области прав человека были приняты в других странах. В частности, в США – «Декларация независимости» (1776г.), послужившая основой для разработки и принятия Конституции США (1789г.); во Франции – знаменитая «Декларация прав человека и гражданина» (1789г.). Эти нормативные акты актуальны до сих пор. Например, французская «Декларация прав человека и гражданина» служит преамбулой ныне действующей Конституции Франции 1958 года.

В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы считаться демократичным, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права. В последствии они стали и институтом международного права. Первым международно-правовым актом системного изложения прав человека является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. В этом историческом документе (ст.1) провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своих достоинствах и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия. Всеобщая декларация прав человека содержит в себе основополагающие принципы прав человека. Государства (в том числе и Республика Беларусь), подписавшие ее, ставят перед собой задачу уважать эти права и свободы, принципы, на которых строится вся система основных прав и свобод человека, строить свое законодательство на основе провозглашенных международных норм – принципов: свободы, гуманизма, равноправия.

Классификация прав и свобод

В литературе права и свободы классифицируются по разным основаниям. К примеру, по времени появления выделяют три периода прав и свобод.

Первый период длился с конца XVIII века до начала XX века. Причем в нем выделяется три этапа появления прав и свобод. Первоначально правовое закрепление получают т.н. естественные права человека, которые он приобретает не от государства, а в силу своего рождения. Это право на жизнь, запрет пыток, запрет рабства, право человека на гражданство, свободу совести и др.

Далее получают свое развитие либеральные права: неприкосновенность жилища, личной корреспонденции, свобода передвижения и др.

Завершается первый период появлением прав на демократическое участие в жизни государства. Среди этих прав – право участвовать в выборах и быть избранным, право на свободу союзов и ассоциаций, право на государственную службу и т.д.

Таким образом, для первого периода характерны личные и политические права и свободы.

Второй период прав и свобод берет начало после первой мировой войны и заканчивается в 80-ых годах XX века. Второе поколение прав и свобод связано с влиянием социалистических идей. Это так называемые социально-экономические и культурные права и свободы, которые в основном первоначально были закреплены в советских конституциях 1918 и 1936 годов – право на труд, право на отдых, право на пользование достижениями культуры, науки, искусства и т.д. Позже такие права появились и в других социалистических государствах, а затем многие из них стали общепризнанными и нашли закрепление в международных актах, в т.ч. во Всеобщей Декларации прав человека.

Права и свободы третьего поколения стали фиксироваться с 80-х годов XX века. Их необходимость была обусловлена появлением многих серьезных проблем, и в первую очередь проблема сохранения здоровой и чистой окружающей среды, т.е. проблема экологии. Появились проблемы связанные со свободой информации, с распространением вычислительных машин; проблемы связанные со значительной разницей в развитии государств. Права и свободы третьего поколения стали фиксироваться в документах ООН. Это право на здоровую окружающую среду, право на мир, право на свою территорию, право на самобытность, право на пользование природными ресурсами и т.д.

В этот период появляется ряд международных актов в области прав и свобод отдельных групп людей. К примеру, была принята Конвенция о правах ребенка(1989г.), в которой закреплен особый порядок защиты прав и свобод несовершеннолетних. Сегодня общепризнанно, что права и свободы должны быть универсальными, то есть ими должны пользоваться все люди Земли, а не только граждане государств, которых принято называть развитыми.

В зависимости от субъектов права и свободы подразделяются на:

·  права и свободы человека;

·  права и свободы гражданина;

Содержание этих понятий несколько различается. Права и свободы гражданина предопределены его правовой принадлежностью к государству. Когда речь идет о правах и свободах человека, то имеется виду их естественная природа происхождения, то есть они принадлежат человеку уже в силу рождения. Гражданин же, наряду с естественными правами, обладает и некоторыми дополнительными, которые ему предоставляются государством и которыми не вправе пользоваться лица, не являющиеся гражданами соответствующего государства. Например, только гражданин обладает избирательным правом, только на него возлагается обязанность защищать отечество и т.д.

В некоторой мере разграничения понятий «права человека» и «права гражданина» обусловлены наличием в юридической науке двух направлений по данной проблеме: естественно-правового и позитивистского. Сторонники первого подхода исходят из признания прав в силу природы самого человека, а закон, по их мнению, выступает лишь как средство фиксации уже существующих этих прав. В то же время позитивисты полагают, что права могут дароваться человеку только государством, которое их определяет и закрепляет в законе.

Вместе с тем, в современных условиях обе концепции прав человека и гражданина взаимодействуют, между ними нет противостояния, они как бы дополняют друг друга. Ведь сегодня общепризнанно, что есть права, которые действительно являются прирожденными (право на жизнь, на личную неприкосновенность и др.). Однако, без юридической определенности и защиты они не могут обеспечиваться в полной мере.

В тоже время нельзя не согласиться с тем, что есть права, которые могут быть реализованы лишь в результате правотворческой деятельности государства. При этом важно, чтобы данная деятельность основывалась на принципах гуманизма, свободы, справедливости и др. Только при таком подходе позитивизм может получить свое достойное развитие.

v  По способу реализации:

·  индивидуальные права и свободы;

·  коллективные (групповые) права и свободы.

Первые могут касаться каждого отдельного гражданина, а коллективные – групп граждан. Между индивидуальными и коллективными правами существует тесная связь, поскольку последние представляют собой определенную совокупность первых. Иными словами, соответствующие индивидуальные права могут реализовываться только коллективно – например, право гражданина на забастовку, на участие в демонстрации и др.

v  По характеру образования:

·  основные права и свободы;

·  дополнительные (вспомогательные, конкретизирующие) права и свободы.

Например, право участвовать в управлении государством – выступает в качестве основного политического права, а право избираться (быть избранным) – производное от него, дополнительное.

В юридической литературе даются и иные классификации прав и свобод: к примеру, материальные и процессуальные. Однако, наиболее традиционной и общепризнанной является классификация прав и свобод по сферам проявления человеческой деятельности: личные (гражданские), политические, социальные, экономически и культурные.

Основные права, свободы и обязанности обладают рядом юридических свойств. Они:

1.  Возникают не на основе конкретных правоотношений, а непосредственно из Основного Закона государства;

2.  Выражают, прежде всего, отношения и связи гражданина и государства;

3.  Существуют постоянно, независимо от реализации, пока данное лицо является гражданином;

4.  Не отчуждаемы и абсолютны и принадлежат каждому от рождения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.