на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Республике Беларусь

Порядок и основания проведения обыска (в том числе личного), а также иных действий, имеющих отношение к жилищу (выемка определенных предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела и др.) регламентируются Уголовно-процессуальным кодексом (гл.24).

Свобода передвижения и выбор места жительства

«Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно» (ст.30 Конституции Республики Беларусь). Как следует из данной конституционной нормы, право на свободу передвижения предполагает право свободно передвигаться как внутри страны и выбирать в ней место жительства, так и право выезжать из страны и возвращаться обратно.

Что касается первой части данного положения, то его реализация в Республики Беларусь (впрочем, как и в других странах СНГ) затрудняется наличием института прописки.

В 1992 году Президиум Верховного Совета Республики Беларусь поручил соответствующим комиссиям подготовить пакет законопроектов о порядке регистрации и учета граждан по месту их жительства с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным, при котором гражданин не получает разрешение на прописку от органов внутренних дел, а лишь ставит их в известность об избранном месте жительства. Однако соответствующие законопроекты так и небыли тогда приняты. К сожалению, Верховный Совет не реализовал даже требование Закона Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. «О порядке вступления в силу Конституции Республики Беларусь», которым предписывалось, чтобы в течение двух лет после вступления в силу Конституции Республики Беларусь, в стране был принят нормативный акт, регулирующий переход к реализации закрепленного в статье права на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах нашего государства. Следует отметить, что в настоящее время соответствующие государственные органы и, в первую очередь Министерство внутренних дел, занимаются разработкой проектов актов, принятие которых позволит в той или иной мере разрешить обозначенную проблему. Целесообразность отмены (или видоизменения) института прописки обуславливается и тем, что с ней в определенной мере связаны и некоторые другие права граждан – трудовые, жилищные и т.д., на которые она прямо или косвенно оказывает негативное влияние.

Что касается второй части рассматриваемого конституционного права граждан, т.е. их права покидать пределы Республики Беларусь и беспрепятственно возвращаться обратно, то она обеспечивается, пожалуй, в полной мере. Данная конституционная норма получила свое развитие в ряде нормативных актов, и в частности, в Законе Республики Беларусь от 2 июня 1993 г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь».

Право выезда гражданина за границу может быть временно ограничено лишь в случаях, прямо предусмотренных Законом:

1.  если он владеет сведениями, составляющими государственную тайну - до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду;

2.  если против него возбуждено уголовное дело – до окончания производства по делу;

3.  если он осужден за совершение преступления – до отбытия наказания или освобождения от наказания;

4.  если он уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом – до исполнения обязательств;

5.  если к нему предъявлен гражданский иск в суде – до окончания производства по делу;

6.  если он сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов;

7.  если он прописан к призывному участку и подлежит призыву в назначенное время на действительную срочную военную службу – до прохождения срочной военной службы или до освобождения от нее в соответствии с законом.

При возникновении в какой-либо стране чрезвычайной ситуации, создающей невозможность безопасных условий проживания граждан Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь может принимать решения об ограничении выезда в данную страну. Эти решения и сведения об их отмене подлежат опубликованию. Указанные ограничения действуют до прекращения обстоятельств, препятствующих выезду.

Заявление гражданина Республики Беларусь об оформлении документов на выезд за границу на постоянное жительство должно быть рассмотрено не позднее трех месяцев со дня подачи документов, а на временный выезд – в месячный срок.

Если поездка за границу связана со срочным лечением выезжающего гражданина либо с тяжелой болезнью или смертью близкого родственника, проживающего за границей, заявление об оформлении документов на выезд рассматривается немедленно, но не позже чем на протяжении трех рабочих дней.

Граждане Республики Беларусь, не достигшие восемнадцатилетнего возраста, могут выезжать из Республики Беларусь с письменного согласия законных представителей или в их сопровождении. При отсутствии письменного согласия одного из законных представителей выезд из Республики Беларусь несовершеннолетнего может быть разрешен на основании решения суда.

Граждане Республики Беларусь при выезде за границу на постоянное жительства имеют право сохранять за собой на территории Республики Беларусь жилье и другое имущество, принадлежащее им на праве собственности, кроме земли.

Выезд за границу оформляется гражданам по их личному заявлению или по ходатайству их законных представителей уполномоченными на это государственными органами по месту постоянного жительства заявителя. Заявление о выезде за границу принимается при наличии справки инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь об отсутствии задолженности по налогам и другим обязательным платежам.

Право на определение отношения к религии

Конституция Республики Беларусь (ст.31) устанавливает, что каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов.

Свобода совести является общепризнанным понятием, закрепленным в международно-правовых документах. Оно включает следующие характерные черты:

·  равенство всех религий;

·  обеспечение фактического равноправия и равенства верующих и неверующих граждан перед законом;

·  исповедание любой религии по своему выбору и распространение ее идей;

·  не исповедание никакой религии;

·  изменение религиозной принадлежности и убеждений;

·  отправление религиозных культов как единолично, так и сообща;

·  ведение атеистической пропаганды.

Государство не вправе закреплять правовыми нормами различного рода религиозные обряды и правила отправления религиозных культов. Это внутреннее дело церкви.

В Беларуси отношения, связанные с реализацией свободы совести и вероисповедания, регулируются Законом «О свободе совести и религиозных организациях» от 17 декабря 1992 года (в ред. Закона от 31 октября 2002г.).

К основным гарантиям свободы совести и вероисповеданий относятся: отделение церкви от государства; невмешательство государства в деятельность церкви и церкви – в дела государства; отделения школы от церкви (обучение религии осуществляется в специальных учебных заведениях, кружках и частным путем); государственный контроль за соблюдением законов о свободе совести и вероисповеданий; правовая охрана прав верующих и неверующих граждан; равенство всех религий; недопущение дискриминации в отношении любой религии; равенство прав и обязанностей верующих и неверующих; запрещение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями.

Право на вступление в брак и создание семьи

Согласно Конституции Республики Беларусь (ст.32), женщина и мужчина по достижении брачного возраста имеют право на добровольной основе вступить в брак и создать семью. При этом супруги равноправны в семейных отношениях. Данное конституционное положение получило свое развитие в ряде нормативных актов и, прежде всего в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, вступившем в силу 1 сентября 1999года. Данный Кодекс устанавливает порядок и условия заключения брака, закрепляет права и обязанности членов семьи, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие в связи с усыновлением (удочерением), опекой и попечительством, другими формами устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, порядок и условия прекращения брака, признания его недействительным, порядок регистрации актов гражданского состояния, другие семейные отношения.

Свобода мнений и убеждений

Конституция Республики Беларусь гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. «Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускаются» (ст.33).

В данной норме закрепляются как свобода слова, так и свобода печати, которая в свою очередь является средством выражения свободы слова. Вместе с тем свободу слова не следует понимать в буквальном смысле слова, т.е. она не может использоваться во вред обществу и государству. За злоупотребление свободой слова может наступать дисциплинарная административная, гражданско-правовая и даже уголовная ответственность. К примеру, последняя установлена за призывы к свержению или изменению конституционного строя или к совершению преступлений против государства (ст.361 УК); пропаганду войны (ст.113 УК); разжигание национальной, расовой или религиозной вражды или розни (ст.130 УК); разглашение государственной и служебной тайны (ст.373-375 УК); клевету (ст.188 УК); оскорбление (ст.189 УК).

Установленные законом соответствующие ограничения свободы слова не противоречат международной практике и, в частности, Международному пакту о гражданских и политических правах, в котором прямо устанавливается необходимость на основе закона ограничить свободу слова для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения.

Согласно закону, никто не может принуждаться к выражению своих убеждений или отказу от них. Никто не должен оказывать на человека в этой связи насильственное воздействие. Свои мнения и убеждения каждый вправе оставлять при себе, поэтому любое принуждение человека к их открытому выражению считается противоправным. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно. Непонимание этой простой истины – главная причина краха всех тоталитарных режимов.

Свобода слова неразрывно связана с демократией, при ликвидации одной из них неизбежно исчезает и другая. В связи с данным обстоятельством свобода слова в определенных случаях приобретает политическую окраску, что характерно, прежде всего, для тоталитарных и авторитарных государств.

Часть 3 комментируемой статьи Конституции Республики Беларусь устанавливает недопустимость монополизации средств массовой информации государством, общественными объединениями и отдельными гражданами, а также осуществление цензуры.

Законом «О печати и других средствах массовой информации» установлено, что ущемление свободы массовой информации в какой-либо форме, в том числе посредством цензуры, должно влечь за собой дисциплинарную, административную, уголовную и другую ответственность, установленную законодательством Республики Беларусь.

Право на национальную принадлежность, пользование родным языком

В соответствии со ст.50 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право сохранять свою национальную принадлежность, равно как никто не может быть принужден к определению и указанию национальной принадлежности. Оскорбление национального достоинства преследуется согласно закону. Каждый имеет право пользоваться родным языком, выбирать язык общения. Государство гарантирует в соответствии с законом свободу выбора языка воспитания и обучения.

Содержание комментируемой статьи Конституции дает основание сделать вывод, что правом сохранять свою национальную принадлежность имеют как граждане Республики Беларусь, так и иностранцы. Хотя при этом следует заметить, что во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) национальность утратила юридическое значение, и все граждане именуются общим словом («американец», «француз», «немец»).

Проблема обеспечения национального равенства является довольно сложной. Многие конфликты между людьми разгорались, именно, на почве межнациональных и религиозных распрей. Причем нередко они перерастали в вооруженные противостояния и заканчивались войнами. Такие примеры, к сожалению, мы наблюдаем и в современном мире. К счастью, на фоне этнонациональных противоречий, имеющих место в ряде стран, наше государство, благодаря умело проводимой национальной политике, в целом выглядит вполне благополучно.

Следует отметить, что в силу важности и многоплановости национального вопроса Конституция Республики Беларусь не ограничивается лишь положениями указанной статьи. Те или иные аспекты, имеющие к нему отношение, содержатся и в некоторых других нормах Основного Закона. К примеру, в его статье 5 устанавливается запрет на создание и деятельность политических партий, других общественных объединений, ведущих пропаганду национальной вражды. В соответствии со статьей 14, государство регулирует отношения между социальными, национальными и другими общностями на основе принципов равенства перед законом, уважения их прав и интересов. Статья же 54 обязывает каждого человека беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.