В последние годы практика
значительно обогатилась опытом работы следственно-оперативных групп.
Образование таких групп создает ряд преимуществ по сравнению с другими формами
взаимодействия следователей и оперативных работников. В частности, появляется
больше возможностей привлекать к расследованию убийств наиболее
квалифицированных работников, что не всегда удается при организации «
разового » взаимодействия следователя и оперативных групп; создавать лучшие
условия для взаимопонимания между членами группы.* Это способствует более
активному и умелому использованию научно- технических средств, оперативной
проверке нескольких версий, а при необходимости – концентрации усилий группы на
решающем участке.
Следственно- оперативные
группы могут приступать к расследованию сразу после получения информации об
убийстве, совершенном в условиях неочевидности, непосредственно с осмотра места
происшествия. В других случаях такие группы начинают действовать лишь через
несколько дней после совершения убийства, и если к этому времени работники местных
правоохранительных органов не раскрыли преступление.
В практике
правоохранительных органов сложились определенные виды следственных и
следственно-оперативных групп. Остановимся на рассмотрении исключительно
следственно- оперативных групп. Рассмотрение следует начать с приведения их
классификации, которую предлагает в своей работе О.В. Синеокий *. При всем
разнообразии и несходстве уголовных дел, индивидуальности их фабул и
обстоятельств совершения преступлений создаваемые для их расследования группы можно
подразделить на два вида, исходя из форм участия в них оперативных работников
органа дознания. Первый вид – это взаимодействующее с оперативными работниками
по разовым поручениям, направляемым через начальника органа дознания. В полном
смысле слова « следственно – оперативная группа » такую форму взаимодействия
трудно назвать группой, она выделяется скоре всего для лучшего уяснения
постоянно (в течение длительного времени) действующих групп. Такой
взаимодействие целесообразно в ситуациях, когда лицо совершившее убийство,
установлено и задержано. Тогда следователь направляет сотрудникам органа
дознания поручения с указаниями действий, направленных на собирание
дополнительных доказательств. Второй вид, – когда следователь или следователи
взаимодействуют с постоянно выделенным составом оперативных работников. Такой
вид взаимодействия наиболее благоприятен, так как в этом случае не только
следователь, но и оперативные работники заинтересованы в своевременном и
качественном проведении мероприятий. Контроль за деятельностью таких групп
осуществляется путем заслушивания результатов, полученных за определенный
промежуток времени или при выполнении какой-либо части плана, на совещаниях
руководителя ведомства. Для создания группы не требуется вынесения специального
постановления, надо, чтобы руководитель ведомства ( прокурор, начальник УВД и
т.д.) издал приказ, где были бы указанны выделенные для постоянной работы в
группе подчиненные ему работники. При этом следует заметить, что участие в
такой группе лишь в исключительных случаях, таких, например, как необычайно
большой объем работы, особая тяжесть совершенного преступления, повышенный
интерес к расследованию преступления со стороны общественности, освобождает
следователя или оперативного работника от выполнения повседневной работы по
своим делам. Как правило в группу включаются наиболее опытные и
квалифицированные работники, у которых и так большая загруженность им тяжело
сконцентрировать усилия на деятельность в группе, так как из-за этого
происходит приостановление текущей работы по остальным делам.
Численность следственно-
оперативных групп может быть самая различная: от двух – трех, до нескольких
десятков участников. Для каждого вида следственно-оперативных групп характерны
свои тактические особенности взаимодействия, они определяются кругом
участников, задачами и др.
В УПК РСФСР прямо не
предусмотрена возможность создания следственно – оперативных групп, никак не
регламентирована подобная деятельность. Тем не менее данные группы создаются и
выполняют определенные задачи. Не приводит ли создание таких групп к
произвольному расширению имеющегося правового поля? Представляется, что нет.
Так сами основы деятельности по расследованию преступлений подводят нас к
выводу о том, что без создания таких групп невозможно выполнить задачи,
установленные ст.2 УПК РСФСР. Яркий пример тому – дежурные следственно –
оперативные группы. Такие группы сложились в повседневной практике суточных
дежурств, как правило, городского или районного уровня. Создание такой группы
не регламентировано какими – либо нормативными документами, как единица она
формально и фактически не существует, поскольку ее состав постоянно изменяется
в зависимости дежурных работников прокуратуры и органов внутренних дел. В
работе правоохранительных органов такие группы необходимы для оперативного
реагирования на сообщения о совершенных преступлениях. В работе такой группы
имеются и отрицательные аспекты – по окончании дежурства происходит замена
следователя, ввиду постоянной смены состава между членами группы нет
сложившегося «рабочего контакта», то есть деятельность такой группы по
сравнению с созданными на продолжительный срок значительно менее эффективна.
Тем не менее, без создания такой группы деятельность правоохранительных органов
немыслима.
Основными задачами
взаимодействия следователей с органами дознания являются: 1. раскрытие и
расследование преступлений; 2. привлечение к уголовной ответственности лиц,
совершивших преступление; 3. совместная деятельность по розыску преступников;
4. пресечение преступлений и принятие мер по их предотвращению.* В целях
реализации этих задач происходит обмен информацией, представляющей интерес для
следствия, оперативно – розыскной и иной деятельности. Оперативные работники
осуществляют информационное обеспечение следственных действий. Следователь же
не только использует полученную оперативную информацию, но и сообщает
оперативному работнику о результатах ее реализации. Происходит совместное
обсуждение результатов следственных и оперативно – розыскных действий,
профилактических мер по предотвращению в дальнейшем таких видов преступлений.
Профилактические меры на практике сводятся в основном к проверке участковым
инспектором лиц, ранее совершавших преступления или имеющих склонность к их
совершению, а также выявление следователем причин и условий совершения
преступлений и внесением представлений в соответствующие инстанции.
При расследовании
преступлений можно выделить несколько этапов взаимодействия.
Первый из них совпадает с
этапом доследственной проверки материалов о совершении преступлений и
продолжается до момента возбуждения уголовного дела. Чаще всего на практике
такую проверку проводит оперативный работник. Он истребует нужные материалы,
получает объяснения, принимает меры к предотвращению и пресечению преступления.
Данный этап взаимодействия как правило начинается с выезда на место
происшествия. Осмотр места происшествия с участием оперативных работников
позволяет более полно и своевременно отобрать информацию, имеющую поисковое
значение, наметить версии, подлежащие проверке как следственным, так и
оперативным путем, определить круг неотложных следственных действий.
При производстве осмотра
места происшествия важно правильно распределить функции между его участниками.
Задачи сотрудников органа дознания при таком осмотре различаются в зависимости
от характера самого происшествия и подлежащего осмотру места.
При осмотре места
обнаружения трупа сотрудник уголовного розыска выполняет следующие действия:
знакомится с данными об обстоятельствах смерти человека и принимает необходимые
оперативно – розыскные меры по установлению и задержанию преступника; выявляет
очевидцев и других лиц, которые могут сообщить что – либо об обстоятельствах
совершенного преступления и о преступнике; собирает сведения о направлении, в
котором скрылся подозреваемый, осуществляет его розыск по «горячим следам»; с
целью розыска преступника и обнаружения следов преступления обследует места их
возможного укрытия: чердаки и подвалы ближайших зданий, лесопосадки и т.п.;
информирует следователя об имеющих значение для дела данных, полученных в
результате осуществления на месте происшествия оперативно – розыскных
мероприятий.
Участковый инспектор во
время осмотра места происшествия по указанию следователя принимает меры по
охране места происшествия, сообщает следователю и сотруднику уголовного розыска
сведения о характере и месте совершения преступления; потерпевшем и его
окружении, связях; ставит в известность следователя и оперативного работника о
появлении на обслуживаемой им территории подозрительных лиц, представляющих
оперативный интерес. Кроме того участковый инспектор по поручению следователя
устанавливает лиц, располагающих сведениями о преступнике и преступлении. В
этих целях он использует помощь общественности и другие возможности.
В свою очередь и следователь
делится с сотрудниками органа дознания полученной им в ходе осмотра
информацией, помогая тем самым определить наиболее перспективные направления
поиска преступника и следов преступления. Обычно уже в ходе осмотра у
следователя возникают какие – либо идеи и версии, требующие немедленной
проверки. Обмен информацией между следователем и сотрудниками органа дознания
является залогом получения положительных результатов. Немаловажную роль при
этом играет профессионализм и взаимопонимание.
Второй этап начинается с
момента возбуждения уголовного дела и продолжается до окончания первоначальных
следственных действий. Взаимодействие в стадии возбуждения уголовного дела во
многом определяется характером повода к возбуждению уголовного дела. Обычно
выделяют три наиболее типичных повода:
1. уголовное дело возбуждается по
материалам, полученным оперативным путем. Имея возможность пользоваться
полученными материалами, следователь и оперативный работник заранее
согласовывают порядок и последовательность своих действий. Подобные ситуации
наиболее часто возникают при решении вопроса о возбуждении уголовного дела по
материалам о нераскрытых преступлениях;
2. уголовное дело возбуждается в связи с
непосредственным обнаружением признаков преступления. Следователь и орган
дознания, как правило, лишены возможности заранее подготовиться в таких случаях
к проведению необходимых следственных действий и оперативно – розыскных
мероприятий. Взаимодействие по таким делам осуществляется с момента осмотра
места происшествия и производства первоначальных следственных действий.
3. уголовное дело возбуждается по
заявлениям граждан, сообщениям должностных лиц и др. В таких случаях
предстоящее расследование не является неожиданным для причастных к преступлению
лиц, ими уже приняты меры к уничтожению или сокрытию следов преступной
деятельности.
На этом же этапе
следователь, проанализировав совместно с представителями взаимодействующих
сторон полученные на предыдущем этапе данные, касающиеся обстоятельств
совершенного преступления, выдвигает следственные версии, согласовывает меры по
их проверке, составляет план расследования по уголовному делу. Этот план в
соответствии с ведомственными рекомендациями должен содержать:
1.изложение следственных и розыскных
версий;
2.перечень обстоятельств, подлежащих
установлению и выяснению – по каждой из выдвинутых версий;
3.перечень необходимых действий, с
помощью которых должны быть установлены или исследованы эти обстоятельства и
порядок таких действий;
4.перечень розыскных мероприятий;
5.сроки исполнения, в том числе промежуточные:
обмена информацией, корректировки плана;
6.исполнители по каждому пункту плана.
Особенно важны
согласованность и своевременная корректировка начального этапа расследования,
когда от этого зависит успешность раскрытия преступления по «горячим следам»,
установление и розыск преступника, розыск похищенного имущества. В случае,
когда производство по делу приостанавливается для розыска, следователь не
вправе полностью перекладывать его на сотрудников дознания, он обязан сам
активно осуществлять розыскные меры, координируя и согласовывая их с оперативно
– розыскными мероприятиями, преследующими ту же цель.
С помощью оперативно –
розыскных мер получения информации о событиях, предметах, имеющих значение для
дела, оперативные работники на этом этапе:
- устанавливают
объекты – возможные источники доказательств, их характер, местонахождение, а
также сведения, ориентирующие на наиболее целесообразные способы их
использования. Нередко положительные результаты дают оперативно – розыскные
мероприятия, проводимые с целью поиска вещественных доказательств, предметов,
уличающих преступника, тайников и т. д.;
- выясняют
ориентирующие данные о конкретных обстоятельствах, подлежащих доказыванию, для
решения следователем вопроса о выборе наиболее эффективных средств доказывания,
тактических и технических приемов собирания доказательств;
- собирают
сведения, позволяющие следователю более правильно оценить имеющиеся по делу
доказательства;
- собирают иную
информацию, которая используется следователем при составлении плана
расследования, а также для организации и тактики проведения отдельных
следственных действий.
В обмене информацией
между следователем и оперативным работником органа дознания выражается
двусторонний характер их помощи. Взаимное информирование необходимо для
корректировки и согласованности планов следствия и оперативно – розыскных
мероприятий. Это особенно важно при планировании оперативно – тактической
комбинации, успех которой полностью зависит от того, точно ли выдерживают ее
участники намеченные сроки и последовательность (очередность) оперативно –
розыскных мероприятий и следственных действий. Своевременный, исчерпывающий и
непрерывный обмен информацией приобретает особо важное значение для членов
следственно – оперативной группы. Немаловажно при этом сохранить тайну
следствия, не допустить утечку оперативной информации, в чем могут быть
заинтересованы лица, противодействующие расследованию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|