Население включается в самоуправление. Местные Уставы
давно стали на местах предметом самого пристального внимания, обсуждения
населением, приняты и работают во многих муниципальных образованиях России. В
то же время законодательное закрепление вопросов местного самоуправления на
уровне субъектов Федерации составляет менее 50% от
необходимого, т.е. процессы на местах опережают и подталкивают субъекты
Федерации к реализации положений Конституции России и федерального
законодательства.
В настоящее время, в соответствии с Указом Президента
РФ ?568 "Об основных направлениях реформы местного самоуправления в
Российской Федерации" от 11 июня 1997г. Администрации Президента РФ
совместно с Правительством РФ поручено организовать взаимодействие с
ассоциациями муниципальных образований для обеспечения участия органов местного
самоуправления в проведении экономических и социальной реформ, а также
обеспечить регулярное освещение в средствах массовой информации хода реформы
местного самоуправления, организовать работу по разъяснению населению
конституционных основ местного самоуправления и государственной политики в
области местного самоуправления.
Управление Президента РФ по вопросам местного
самоуправления обеспечивает постоянное рабочее взаимодействие с ассоциациями
местного самоуправления, принимая участие в проводимых ими мероприятиях. Такая
работа проводится с Союзом Российских городов, Российским союзом местных
властей, Союзом малых городов, Ассоциацией городов Сибири и Дальнего Востока,
Союзом городов Северо-Запада России, Ассоциацией городов Юга России, Союзом
городов Урала и др. В мае 1997 г. были подготовлены и проведены встречи
представителей муниципальных образований с рядом руководителей Правительства
Российской Федерации и принято решение о создании Постоянно действующего
совещания руководителей муниципальных образований по проведению
социально-экономических реформ при Правительстве Российской Федерации. В рамках
выполнения решения Совета по местному самоуправлению в Российской Федерации
создана рабочая группа по подготовке предложений о принципах организации и
деятельности Конгресса муниципальных образований России, ведется работа по
согласованию позиций в этом вопросе с действующими союзами и ассоциациями
местного самоуправления.
В то же время, попытки на федеральном уровне найти
механизмы решения второй части поставленной Президентом РФ задачи
предпринимались неоднократно. Еще в ноябре 1994 г. Комитетом Государственной
Думы по вопросам местного самоуправления были проведены парламентские слушания
"Реформа местного самоуправления и средства массовой информации", в
рекомендациях которых было отмечено, что проблемы местного самоуправления не
заняли надлежащего места в информационном пространстве Российской Федерации, в
центральных средствах массовой информации отсутствует систематическое освещение
жизни российских городов, проблем местной власти и населения.
О том, что ситуация с освещением местных проблем в
центральных средствах массовой информации мало изменилась, говорят и
соответствующие обращения к Президенту Российской Федерации Председателя Совета
Федерации Е.С.Строева (о проблемах освещения жизни российских регионов на ОРТ и
РТР), и поручение Президента Российской Федерации руководителям основных
телеканалов уделять больше внимания проблемам становления российской
государственности на местах.
К сожалению, информационная и тематическая политика
центральных средств массовой информации в настоящее время не может
удовлетворять требованиям в области освещения проблематики местного
самоуправления. Примером неудачных попыток решения этой задачи может служить
целый ряд выпусков передачи "Избранные" (РТР) летом 1997 г., в
которых бессистемно и непрофессионально, а в результате - искаженно,
обсуждались и комментировались проблемы становления местного самоуправления.
Подобные же качества по затронутому вопросу
демонстрируют и официальные печатные средства массовой информации. Особенно
часто непрофессиональные материалы на эту тему, сопровождающиеся как
терминологической, так и содержательной путаницей в названиях и полномочиях
местных органов власти, публикуются, к сожалению, в "Российской
газете". Так, 3 июля 1997 г. в разделе "Документы"
"Российской газеты" ? 126(1736) под рубрикой "Президент отклонил
законы. Почему?" печатается заключение на проект принятого в первом чтении
федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской
Федерации" за подписью Президента Российской Федерации, в то время как
именно в этот день Совет Федерации должен на своем заседании рассматривать
данный Федеральный закон, принятый Государственной Думой в целом уже в
измененной редакции при поддержке Полномочного представителя Президента
Российской Федерации в Государственной Думе. Стоит ли удивляться, что указанный
закон, вносившийся в Государственную Думу двумя профильными Комитетами
Государственной Думы и Совета Федерации совместно (!), был в результате
отклонен Советом Федерации.
Эта и подобные ситуации стали возможны из-за
недостаточной координации деятельности подразделений Администрации Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, отвечающих за
взаимодействие со средствами массовой информации и соответствующих
подразделений, отвечающих за разработку и формирование политики Президента
Российской Федерации в области государственного строительства.
Кроме того, прекращение в соответствии с
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 1997 г. ? 799-р
издания журнала "Российская Федерация", вызванное рядом причин
объективного и субъективного характера, привело к утрате единственного в
федеральных средствах информации канала постоянного обмена опытом и информацией
по проблемам становления местного самоуправления, осуществлявшегося через
регулярную рубрику данного журнала "Местное самоуправление",
журналистский коллектив которой отличался профессионализмом и глубоким знанием
проблематики местного самоуправления и неоднократно выходил с предложением
подготовить на базе указанной рубрики отдельное самостоятельное издание.
Потребность в таком издании назрела давно. На
муниципальном уровне ощущается острейший дефицит в правовой, статистической и
методической информации по вопросам местного самоуправления, в аналитических
материалах сугубо прикладного характера, освещении практики местного
самоуправления. Издание (под условным названием "Муниципальный
блокнот"), ориентированное прежде всего на должностных лиц и служащих государственных
и муниципальных органов власти, депутатов представительных органов местного
самоуправления, могло бы значительно восполнить пробел в информационной и
методической работе по совершенствованию правовых и организационных основ
местного самоуправления, а также по разъяснению государственной политики в
области местного самоуправления. Для обеспечения подобного издания материалами
и координации деятельности по его выпуску целесообразно создание редакционного
совета из числа ответственных должностных лиц заинтересованных структур (Совета
по местному самоуправлению в Российской Федерации, Миннаца России, Комитета Государственной
Думы по вопросам местного самоуправления и др.).
Во многом решить указанные задачи могли бы созданные
в последнее время периодические методические журналы "Городское
управление", "Муниципалитет", "Муниципальная власть".
Однако они вряд ли смогут заполнить весь информационный рынок, так как
рассчитаны на самоокупаемость, а значит, не могут быть дешевыми и массовыми
изданиями, доступными любому заинтересованному муниципальному депутату или
служащему.
После завершения в 1996-1997 гг. выборов органов
местного самоуправления, они должны показать избирателям свою дееспособность и
эффективность в решении вопросов местного значения. Непременным условием успеха
этого этапа является постоянная связь муниципальной власти с жителями, их
понимание проблем и принципов деятельности органов местного самоуправления.
Поэтому сейчас становится актуальной работа с массовым сознанием с целью
укрепления авторитета института местного самоуправления, активизации прямого
участия населения в решении местных проблем.
Особую роль в работе с массовым сознанием играют
электронные средства массовой информации - телевидение и радио. С этой целью
необходимо способствовать созданию на основных телевизионных и радиоканалах
вещания специализированных программ и наладить регулярный выпуск теле- и
радиопередач по проблемам местного самоуправления.
Среди существующих систем обеспечения населения
информацией без должного внимания до настоящего времени остается развитая сеть
государственных и муниципальных библиотек, расположенных во всех городах,
поселках и селах. Она является в определенной мере естественным монополистом в
области информационного обеспечения, так как средства массовой информации
сообщают прежде всего текущие сведения, но не могут обеспечить необходимую
полноту официальной информации.
Кроме того, Федеральный закон "Об информации,
информатизации и защите информации", Указ Президента Российской Федерации
? 228 от 28.02.95 г. "О Федеральной целевой программе повышения правовой
культуры избирателей и организаторов выборов в Российской Федерации" и ряд
других документов дают основание рассматривать библиотечную сеть как канал
правового просвещения и населения, и представителей муниципальной власти.
Деятельность библиотек обеспечивается работой
специалистов, имеющих дополнительное образование по отдельным блокам
ведомственной и научной информации. Информация правового и методического
характера обслуживается по установленным правилам и актуализируется, отмененные
акты изымаются из обращения и переводятся в другой разряд хранения. Библиотеки
и их должностные лица несут ответственность за полноту и правильность
поддержания и хранения информации.
Кроме методической работы с населением по разъяснению
принципов местного самоуправления и целей муниципальной реформы в рамках хорошо
освоенных технологий внешкольной подготовки населения, на базе муниципальных библиотек
возможна и целесообразна организация подготовки и переподготовки муниципальных
служащих и депутатов представительных органов местного самоуправления.
Для решения этой задачи необходимо на уровне
соответствующих федеральных структур обеспечить создание в рабочих каталогах
хранения библиотечной сети раздела по вопросам местного самоуправления с
определением перечня изданий, относящихся к категории обязательных экземпляров;
разработку правил хранения и актуализации законодательства Российской
Федерации, соответствующего субъекта Российской Федерации, нормативных актов и
решений органов местного самоуправления; обеспечить централизованное пополнение
фондов соответствующей литературой.
Важное значение как для информационного обеспечения
деятельности органов местного самоуправления, так и для работы со средствами
массовой информации и частными пользователями, имеет и использование
современных информационных технологий (компьютерных сетей различных типов).
Наиболее подходящей технологией решения этой проблемы является использование
сети "Интернет" с созданием "муниципальных" страниц в
Web-серверах соответствующих организаций.
Решение всех вышеперечисленных проблем будет
способствовать реализации одной из основных задач работы с населением в области
местного самоуправления - добиться четкого понимания гражданами, какие органы
власти и должностные лица в системе управления государством обладают теми или
иными полномочиями ("за что отвечают"), как может рядовой гражданин
влиять на местную власть и контролировать ее деятельность.
Кроме того, в целях разъяснения населению
конституционных основ местного самоуправления и государственной политики в
области местного самоуправления, необходимо проводить соответствующую работу с
редакциями и существующими объединениями журналистов (Союз журналистов России,
Союз главных редакторов, региональные ассоциации и др.) по введению
периодических рубрик по вопросам местного самоуправления в основных центральных
и региональных газетах, и в обязательном порядке – в официальных печатных
изданиях.
В то же время, было бы целесообразным создать
межведомственную рабочую группу, включающую представителей соответствующих
подразделений Администрации Президента РФ, министерств и ведомств Правительства
РФ, для детальной разработки и согласования всего комплекса мер, направленных
на реализацию программы популяризации среди населения принципов осуществления
местного самоуправления и вовлечения граждан в практическую деятельность его
органов. Ключом к такому вовлечению является именно реальная возможность
граждан влиять на работу избираемых ими для этого муниципальных органов.
Тема эта, несомненно, требует отдельного подробного
исследования. Однако уже сейчас, говоря о методах вовлечения в реформу широких
слоев населения, нельзя не коснуться активно "рекламируемой" в
последнее время рядом общественно-политических и государственных структур
"земской идеи" – внедрения системы земского самоуправления, как
глубоко национальной, обеспечивающей единственно реальную возможность широкого
участия населения во власти и "настоящий" контроль населения за той
же властью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
оворя
о реализации конституционного права населения на осуществление местного
самоуправления, необходимо осознавать, что эффективность этого процесса во
многом зависит не только от наличия всего комплекса необходимых законов,
обеспечивающих организационную и экономическую самостоятельность муниципальных
образований, но и от понимания населением своих прав и возможностей в
осуществлении местного самоуправления, от действительной способности этими
правами грамотно воспользоваться, способности реализации права на местное
самоуправление.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|