Специализированные
органы контроля — Государственный комитет Украины по стандартизации,
метрологии и сертификации качества продукции (Госстандарт Украины),
Государственный таможенный комитет Украины, Государственная инспекция Украины
по защите прав потребителей (Госпотребзащита), Государственная автомобильная
инспекция, Государственная пожарная инспекция, Государственная санитарная
инспекция и др.
Муниципальный
контроль — местные Советы народных депутатов и их комиссии.
Независимый контроль
— аудиторский, создается на хозрасчетных началах.
Контроль
собственника — внутрисистемный, внутрихозяйственный.
Организационные
формы экономического контроля в Украине показаны на рис. 1.1.
Счетная палата
Верховной Рады Украины,
созданная в соответствии с Конституцией Украины, является постоянно
действующим высшим органом государственного финансово-экономического контроля.
Она осуществляет свою деятельность самостоятельно, независимо от каких-либо других
органов государства.
Задачи Счетной палаты:
организация и осуществление контроля за своевременным
выполнением доходной и расходной частей Государственного бюджета Украины,
расходованием бюджетных средств, в том числе средств общегосударственных целевых
фондов по объемам, структуре и их целевому назначению;
осуществление
контроля за возникновением и погашением внутреннего и внешнего долга Украины,
определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств,
валютных и кредитно-финансовых ресурсов;
контроль за финансированием общегосударственных программ экономического,
научно-технического, социального и национально-культурного развития, охраны
окружающей среды, использования объектов государственной собственности, не
подлежащих приватизации;
контроль
за соблюдением законности при предоставлении Украиной займов, экономической и
другой помощи иностранным государствам, международным организациям, а также
при заключении договоров о государственных займах и кредитах; осуществление
контроля за использованием кредитов, полученных Украиной от иностранных
государств, банков и международных организаций, и займов, не предусмотренных
Государственным бюджетом Украины;
контроль за
законностью и своевременностью движения средств Государственного бюджета
Украины, а также внебюджетных фондов в учреждениях Национального банка Украины
и уполномоченных банков;
осуществление
контроля за денежной эмиссией, использованием золотого запаса, драгоценных
металлов, камней, предоставлением кредитов и осуществлением операций по
размещению золотого и валютного резервов;
анализ
установленных отклонений от показателей Государственного бюджета Украины и
подготовка предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного
процесса в целом;
регулярное
информирование Верховной Рады Украины, ее подразделений о ходе выполнения
Государственного бюджета Украины и состоянии погашения внутреннего и внешнего
долга Украины, о результатах осуществления других контрольных функций.
Кроме
перечисленных задач Счетная палата выполняет другие поручения Верховной Рады
Украины, имеющие контрольный характер.
Счетная палата
осуществляет финансово-экономический контроль на основаниях законности,
плановости, объективности, независимости и гласности.
Правовая основа организации и
деятельности Счетной палаты
определяется Конституцией Украины и Законом Украины «О Счетной палате», другими
нормативно-правовыми актами.
В соответствии с
задачами, поставленными перед Счетной палатой, она выполняет следующие
функции:
контролирует
выполнение законов и Государственного бюджета Украины, финансирование
общегосударственных программ, сохранение и использование государственного
имущества органами государственной исполнительной власти и должностными
лицами, избираемыми или утверждаемыми Верховной Радой Украины;
по
поручению Верховной Рады Украины проверяет использование органами
исполнительной власти средств общегосударственных целевых фондов и внебюджетных
фондов;
контролирует
эффективность управления средствами Государственного бюджета Украины
Государственным казначейством Украины, законность и своевременность движения
средств общегосударственных целевых фондов в Нацбанке Украины, уполномоченных
банках и кредитных учреждениях;
по поручению
Верховной Рады Украины осуществляет контрольные функции относительно
финансирования общегосударственных программ экономического, научно-технического,
социального и национально-культурного развития, охраны окружающей среды и
других, утверждаемых Верховной Радой Украины;
контролирует
инвестиционную деятельность органов государственной исполнительной власти,
проверяет законность и эффективность использования финансовых ресурсов,
выделяемых из Госбюджета Украины на выполнение общегосударственных программ;
контролирует
деятельность Антимонопольного комитета Украины и Фонда государственного имущества
Украины;
проверяет по поручению Верховной Рады
Украины в соответствии со своим статусом смету расходов, связанных с деятельностью Верховной Рады Украины и ее
аппарата, вспомогательных органов и служб Президента Украины и аппарата
Кабинета Министров Украины, а также расходование средств государственными
учреждениями, действующими за рубежом и финансируемыми из Госбюджета Украины;
осуществляет связи
с контрольными органами иностранных государств и соответствующими
международными организациями, заключает с ними договоры о сотрудничестве.
Счетная палата
имеет полномочия осуществлять контрольно-ревизионные, экспертно-аналитические,
информационные и другие виды деятельности, обеспечивающие единую систему
контроля за использованием средств общегосударственных целевых фондов,
внебюджетных фондов, финансово-кредитных и валютных ресурсов. Кроме того, ей
предоставлено право производить проверки и ревизии деятельности Нацбанка
Украины, Фонда государственного имущества, других подотчетных Верховной Раде Украины
органов, а также на предприятиях и в организациях независимо от форм
собственности в пределах ее функций.
Следовательно,
Счетная палата — это главный орган финансово-экономического контроля в Украине,
в котором соединяются общегосударственный экономический и финансовый контроль
всех звеньев власти.
Государственная
налоговая администрация Украины
и ее органы на местах контролируют соблюдение законодательства о налогах,
правильность вычисления и своевременность внесения в бюджет налогов и других платежей,
установленных законодательством, а также принимают меры по предупреждению
уклонения юридических и физических лиц от уплаты налогов.
Государственная
контрольно-ревизионная служба Украины и ее
органы на местах контролируют соблюдение финансовой дисциплины предприятиями и
организациями по территориальному делению расходования средств из
государственного бюджета на социальные потребности, содержание органов
государственного управления и др.
Государственное
казначейство Украины и
его подразделения в регионах контролируют расходование средств
государственного бюджета учреждениями и организациями в соответствии с их
сметами оперативно в момент их расходования. Так, учреждения и организации,
финансируемые из государственного бюджета, не могут получать или переводить
средства другим субъектам с текущих счетов в банках без предварительного
контроля со стороны органов Государственного казначейства Украины.
Фонд
государственного имущества Украины (далее Фонд) является государственным органом, который осуществляет
государственную политику в сфере приватизации государственного имущества,
выступает как арендодатель имущественных комплексов, являющихся
общегосударственной собственностью. Он подчинен в своей деятельности и подотчетен
Верховной Раде Украины.
В
Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе Фонд создает
региональные отделения. В случае необходимости Фонд имеет право создавать представительства
в других городах и районах Украины.
Основные задания Фонда:
защита
имущественных прав Украины на ее территории и за границей;
реализация прав
распоряжения имуществом государственных предприятий в процессе их
приватизации, создание совместных предприятий;
осуществление
полномочий по организации и проведению приватизации имущества предприятий,
находящегося в общегосударственной собственности, а также относительно
арендодателя имущества государственных предприятий и организаций, их
структурных подразделений;
содействие
процессу демонополизации экономики и создание условий для конкуренции
производителей.
Фонд в соответствии с возложеными на него
задачами:
разрабатывает и передает Кабинету
Министров Украины проекты
государственных программ приватизации, организовывает и контролирует их
выполнение;
изменяет в
процессе приватизации организационно-правовую форму предприятий, находящихся в
общегосударственной собственности, путем преобразования их в открытые
акционерные общества;
осуществляет
полномочия собственника относительно части акций акционерных обществ, которые
не были реализованы в процессе приватизации, в частности несет ответственность
в пределах указанной части;
продает имущество,
находящееся в общегосударственной собственности, в процессе его приватизации,
включая имущество ликвидированных предприятий и объектов незавершенного
строительства;
создает комиссии по приватизации;
утверждает планы
приватизации имущества, находящегося в общегосударственной собственности;
заключает договоры
с посредниками по организации подготовки к приватизации и продаже объектов
приватизации;
выдает лицензии посредникам;
осуществляет связь с местными органами
приватизации;
принимает меры по
привлечению иностранных инвесторов в процесс приватизации;
выступает
как арендодатель имущества целостных имущественных комплексов предприятий,
организаций, их структурных подразделений, являющихся общегосударственной
собственностью, дает разрешение предприятиям, организациям на передачу в аренду
имущественных комплексов их структурных подразделений;
принимает
участие в создании совместных предприятий, в уставный фонд которых передается
имущество, являющееся общегосударственной собственностью;
разрабатывает
проекты нормативных актов по вопросам управления имуществом, находящимся в
государственной собственности, и его приватизации;
принимает участие в разработке и
заключении межгосударственных
соглашений по вопросам собственности и использования государственного
имущества;
представляет
интересы Украины за рубежом по вопросам, касающимся защиты имущественных прав
государства.
Актуален
вопрос о формах собственности. Решающим в определении перспектив его решения
является определение частной собственности. И здесь следует особо отметить,
что впервые на законодательном уровне предусматривается закрепить это право
как основу свободы, духовной и экономической независимости граждан.
Одновременно с частной собственностью в законодательном порядке также закрепляется
государственная и коллективная собственность.
Разделение
собственности на государственную и частную объективно связано с определением
двух основных субъектов права собственности: государства и лица.
Что касается
коллективной собственности (собственности трудовых коллективов,
коллективов-арендаторов, коллективных предприятий, кооперативов, хозяйственных
обществ, профессиональных союзов и т. п.), то это самостоятельная форма
собственности. Ее следует считать производной от частной. Коллективная
собственность — это общая собственность отдельных лиц. Она существует во всех
странах и является только средством организации сотрудничества конкретных людей,
в пределах которого определяются отношения между ними, порядок управления
коллективом и собственностью. Через такую организацию и реализуются функции
владения, пользования и распоряжения имуществом.
Фонд имеет право:
издавать в
пределах своей компетенции нормативные документы, обязательные для выполнения
органами государственной исполнительной власти, другими юридическими лицами,
контролировать их выполнение;
получать от
органов государственной исполнительной власти информацию, необходимую для выполнения
возложенных на Фонд задач и функций;
производить инвентаризацию
общегосударственного имущества,
которое в соответствии с Государственной программой приватизации подлежит
приватизации, а также осуществлять аудиторские проверки эффективности его использования;
утверждать смету
расходов из государственного внебюджетного фонда приватизации в пределах,
установленных Государственной программой приватизации имущества государственных
предприятий.
Министерство
экономики Украины контролирует
выполнение планов экономического и социального развития государства,
утвержденных Верховной Радой Украины, выявляет отклонения от заданных
параметров развития отдельных отраслей народного хозяйства и принимает меры по
их предупреждению, т.е. осуществляет контроль экономики на макроуровне.
Министерство
труда и социальной политики Украины контролирует соблюдение законодательства по вопросам труда и
заработной платы в отраслях народного хозяйства, тарифных соглашений по оплате
труда, механизма регулирования фонда оплаты труда. Кроме того, Министерство
труда и социальной политики разрабатывает и утверждает нормативные документы по
вопросам регулирования занятости населения, использования труда и его оплаты.
Государственный
комитет статистики Украины контролирует
по данным отчетности сбалансированность рынка товаров, выполнение программ
экономического и социального развития государства, наличие товарных, материальных,
трудовых и других ресурсов, необходимых для населения и для развития народного
хозяйства, осуществляет выборочные контрольные переписи ресурсов и т. п.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|