Правительство Украины предоставило
Госкомстату право осуществлять контроль за выполнением министерствами,
государственными комитетами и ведомствами, концернами, ассоциациями, а также
подчиненными им предприятиями и объединениями законодательства и нормативных
актов по вопросам статистики, учета и отчетности, обеспечение достоверности государственной отчетности,
давать обязательные для исполнения указания по устранению обнаруженных
недостатков. Кроме того, Госкомстат имеет право получать от органов
управления, предприятий и объединений статистическую и бухгалтерскую отчетность
и разъяснения к ней независимо от форм собственности; проверять первичную
документацию и достоверность отчетных данных; требовать письменных объяснений
и других материалов в связи с обнаруженными нарушениями, давать обязательные
для исполнения указания по устранению нарушений отчетной дисциплины, а также
по проведению в необходимых случаях ревизий финансово-хозяйственной деятельности
предприятий, объединений и организаций. Указания органов государственной
статистики подлежат обязательному исполнению министерствами, ведомствами, предприятиями
и объединениями с извещением их в 10-дневный срок о принятых мерах.
Госкомстат имеет
право отменять не утвержденную в установленном порядке отчетность, проверять
состояние учета и отчетности на всех уровнях хозяйственного управления, а в
случае обнаружения приписок и других искажений отчетных данных направлять
необходимые материалы в органы прокуратуры для привлечения виновных к ответственности.
Госкомстат и его
органы на местах направляют органам управления заключения о своевременности
представления и качестве отчетов подведомственных им предприятий и объединений,
а также осуществляют контроль за привлечением их руководителей и других
должностных лиц к ответственности за представление недостоверных данных и
нарушение отчетной дисциплины.
Антимонопольный комитет Украины предотвращает
возникновение монопольного положения на рынке предпринимателей, ограничивающих
конкуренцию определенного товара. В противном случае это приводит к нарушению
рыночных отношений при производстве и реализации от дельных видов товаров, к недобросовестной
конкуренции в предпринимательской деятельности.
Национальный
банк Украины в
соответствии с уставом и законодательством о банках и банковской деятельности
контролирует наличие денег в обращении, использование кредитов по целевому
назначению, соблюдение предпринимателями кассовой дисциплины, правил расчетов
в народном хозяйстве и других операций, возложенных на банки в условиях
рыночных отношений, а также расходование средств из государственного бюджета,
осуществляет эмиссию денег и регулирует денежные отношения в государстве. Кроме
того, он контролирует деятельность коммерческих банков, регистрирует их,
получает от них балансы, расчеты экономических нормативов и другую отчетность,
проводит ревизии, вносит предложения по улучшению их деятельности или об их
закрытии, если они как акционерные образования нарушают действующее
законодательство. Национальный банк Украины издает в пределах своих полномочий
инструкции, положения и другие нормативные документы по кассовым, расчетным,
кредитным, валютным операциям.
К
специализированным органам экономического контроля принадлежат государственные комитеты,
инспекции и др.
Государственный
комитет Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт
Украины) — это центральный
орган исполнительной власти, подведомственный Кабинету Министров Украины. В
пределах своей компетенции он проводит мероприятия по стандартизации, обеспечению
единства и достоверности измерений и сертификации продукции, а также
координирует работу других органов государственного управления по этим
вопросам.
Главные задачи Госстандарта:
создание системы нормативно-технической документации,
которая устанавливает прогрессивные требования к разработке, производству и
использованию продукции (работ, услуг) с целью повышения технического уровня и
качества, гарантирования безопасности использования, совместимости и взаимозаменяемости,
охраны окружающей среды, ресурсосбережения, более широкого применения мало- и безотходных
технологий,
а также повышения роли потребителя в определении конкретных характеристик продукции
(работ, услуг);
создание и
обеспечение функционирования государственной системы сертификации продукции;
осуществление
государственного надзора за внедрением и соблюдением требований стандартов, технических условий и образцов (эталонов) на продукцию
(работы, услуги) и государственного
метрологического надзора, использование
прав по предотвращению выпуска недоброкачественной продукции;
определение
основных направлений и координация проведения мероприятий межгосударственного
и международного сотрудничества, связанных со стандартизацией, метрологией и
сертификацией;
организация нормативно-методического
обеспечения общественного производства по
вопросам стандартизации, метрологии
и сертификации;
организация
научно-технической информации в сфере стандартизации, метрологии и сертификации.
Госстандарт Украины в
соответствии с возложенными на него задачами:
осуществляет
методическое руководство, координацию и контроль за деятельностью министерств,
ведомств и объединений
предприятий по стандартизации, метрологии и сертификации;
готовит предложения
о социальных, экономических и правовых основах обеспечения качества продукции (работ, услуг);
взаимодействует с обществами потребителей и другими общественными организациями в
сфере стандартизации, метрологии и сертификации;
с учетом задач социально-экономического
развития Украины определяет приоритетные
направления развития сферы
стандартизации, метрологии и сертификации;
осуществляет методическое руководство разработкой
министерствами, ведомствами и объединениями предприятий методологического
обеспечения, утверждает и систематически проводит оценку их реализации;
утверждает
государственные стандарты (за исключением стандартов проектирования и
строительства, использования ресурсов, охраны окружающей среды от загрязнения
и других вредных влияний), проводит экспертизу проектов государственных
стандартов и технических условий, отвечает за их научно-технический уровень и
технико-экономическое обоснование;
ведет в
установленном порядке учет и регистрацию государственных стандартов, технических
условий и изменений, вносимых в них, решений об их отмене, посылает заинтересованным
лицам соответствующую информацию;
имеет
исключительное право издавать и переиздавать государственные стандарты;
организовывает
работу по сертификации, осуществляет организационно-методическое руководство
функционированием государственной системы сертификации, признает в
установленном порядке сертификаты других стран;
предоставляет
методическую помощь предприятиям, их объединениям и организациям во внедрении
международных стандартов по системам управления качеством, организовывает
сертификацию этих систем.
Государственный
таможенный комитет Украины контролирует
соблюдение предпринимателями и физическими лицами таможенного законодательства
и нормативных актов при уплате пошлины на экспорт и импорт товаров через
границу Украины, а также при внутригосударственных операциях, за которые
необходимо платить пошлину.
Государственная инспекция Украины по
защите прав потребителей (Госпотребзащита) и ее органы в Автономной Республике Крым, областях,
городах и районах осуществляют государственный контроль за соблюдением предприятиями,
организациями и учреждениями независимо от форм собственности и хозяйствования,
а также гражданами законодательства о защите прав потребителей, других
нормативных актов по вопросам торговли и предоставления услуг населению;
осуществляет проверку непосредственно на предприятиях промышленности, сферы
услуг, торговли и предприятиях общественного питания, на базах, складах и в
экспедициях независимо от форм собственности и хозяйствования.
Государственная
автомобильная инспекция (ГАИ) контролирует соблюдение законодательства и нормативных актов при
регистрации и учете подвижного состава транспортных средств (автомобили,
прицепы, мотоциклы) предпринимателями и физическими лицами. Кроме того, ГАИ
контролирует соблюдение владельцами транспортных средств и водителями правил
дорожного движения на дорогах Украины.
Государственная
пожарная инспекция осуществляет
контроль за соблюдением противопожарных правил предпринимателями и населением,
профилактические мероприятия по предотвращению пожаров, а в случае возникновения
— гашение.
Государственная
санитарная инспекция контролирует
соблюдение санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического законодательства
предпринимателями и населением, а также проводит профилактику возникновения
эпидемий, массовых заболеваний.
Муниципальный экономический контроль осуществляется в соответствии с
законодательством о местных Советах народных депутатов и местном региональном
самоуправлений. Комиссии по вопросам планирования, бюджета и финансов
осуществляют контроль за выполнением планов и программ экономического и
социального развития и бюджета; контролируют поступление и расходование внебюджетного
фонда. В компетенцию исполнительных комитетов сельских, поселковых, городских
Советов народных депутатов входит контроль за состоянием учета и отчетности на
предприятиях, в организациях и учреждениях, являющихся коммунальной
собственностью, за соблюдением обязательств по платежам в бюджет местного
самоуправления предприятиями и организациями.
Государство
делегировало местным Советам народных депутатов и местному и региональному
самоуправлению следующие дополнительные функции:
осуществлять
контроль за соблюдением проектов строительства объектов жилищно-коммунального
хозяйства и производственного назначения, а также останавливать строительство,
которое ведется с нарушением планов застройки и утвержденных проектов и может
причинить вред окружающей среде;
назначать государственные
приемные комиссии, утверждать акты о принятии в эксплуатацию объектов
жилищно-гражданского назначения, участвовать в принятии в эксплуатацию других
объектов;
контролировать
эксплуатацию объектов коммунального хозяйства, торговли и общественного
питания, бытового обслуживания, находящихся в собственности предприятий и
отдельных граждан; прекращать эксплуатацию их в случае нарушения
экологических, санитарных правил, других требований законодательства, отменять
в таких случаях выданные им разрешения на создание и эксплуатацию соответствующих
объектов.
Независимый аудиторский контроль осуществляется аудиторами, аудиторскими
организациями (фирмами) на хозрасчетных началах по договорам с государственными
и акционерными предприятиями, кооперативными, арендными предприятиями и
организациями, предприятиями с совместным капиталом и др. При этом проверяют
состояние учета деятельности указанных предприятий и организаций,
соответствие отчетности данным учета, правильность образования прибыли и
своевременность расчетов с государственным бюджетом, а также распределение
прибыли по акциям, размеру внесенного капитала и другим источникам,
предусмотренным уставными документами и финансовым планом предприятия.
Результаты контроля аудиторская организация оформляет в виде акта, экспертного
заключения или другого документа, согласованного с заказчиком. Аудиторские
организации предоставляют предпринимателям услуги, способствующие улучшению
хозяйствования по вопросам маркетинга, менеджмента, инвестиций и др. Кроме
того, аудиторская организация может делать выводы о правильности составления
отчетности и деклараций, которые предприятия, кооперативы и другие организации
представляют финансовым органам (налоговым инспекциям).
Аудиторский
контроль осуществляется не только независимыми аудиторами, фирмами, но и
аудиторскими подразделениями государственных налоговых администраций. Функции
таких подразделений определяются налоговыми органами при определении полноты
начисления и своевременности уплаты налогов предпринимателями и физическими
лицами.
Экономический контроль собственника делится на внутрисистемный
и внутрихозяйственный.
Внутрисистемный
экономический контроль осуществляется министерствами, государственными
комитетами, концернами, ассоциациями, акционерными обществами, акционерными
производственными объединениями в соответствии с законодательными и другими
нормативными актами, которыми предусмотрено проведение комплексных ревизий и
контрольных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятия по
инициативе собственника, т.е. вышестоящим органом, которому предприятие
подчиняется на правах собственности.
Основная задача
внутрисистемного контроля — контроль за выполнением плановых заданий по
производственной и финансово-хозяйственной деятельности, использованием
материальных и финансовых ресурсов, недопущение фактов бесхозяйственности и
расточительства; обеспечение сохранения собственности, правильной постановки
бухгалтерского учета и контрольно-ревизионной работы; соблюдение действующего
законодательства по производственной и финансово-хозяйственной деятельности.
Внутрихозяйственный
экономический контроль включает
контрольные функции, осуществляемые руководителями предприятий, комбинатов,
организаций и учреждений, концернов, ассоциаций в соответствии с действующим законодательством.
Задача внутрихозяйственного контроля — проверка хозяйственных операций в
производственных единицах с целью не допустить перерасход материальных и
финансовых ресурсов, выполнения производственных и финансовых планов,
рационального использования рабочей силы, внедрения новых методов труда и
прогрессивной технологии в бригадах, участках, цехах и других производственных
подразделениях, обеспечения сбережения средств и товарно-материальных
ценностей, экономного расходования сырья и топливно-энергетических ресурсов,
выпуска продукции высокого качества, имеющей спрос на рынке.
Организация
внутрихозяйственного контроля в соответствии с Законом Украины «О предприятиях
в Украине» возложена на руководителя предприятия. Иногда для выполнения этих
функций на предприятиях создаются специальные аудиторские подразделения.
Согласно утвержденному плану работники, занятые управлением, осуществляют
систематический и оперативный текущий контроль за производственной и
финансово-хозяйственной деятельностью подразделений предприятия. По итогам
контрольных проверок руководство предприятия принимает управленческие решения
по устранению причин, негативно влияющих на деятельность предприятия.
В осуществлении внутрихозяйственного
контроля на предприятиях ведущее место занимают работники бухгалтерии, в
частности главные бухгалтеры. В соответствии с нормативными документами главный
бухгалтер предприятия вместе
с руководителями соответствующих подразделений и служб обязан контролировать
оформление, принятие и отпуск товарно-материальных ценностей, расходование
заработной платы, соблюдение штатной, финансовой, кассовой и платежной
дисциплины, законность списания с бухгалтерского баланса недостач, проведение
инвентаризации ценностей, взимание в установленные сроки дебиторской и
погашение кредиторской задолженности и других операций. Кроме того, главный
бухгалтер наравне с руководителем объединения, предприятия, организации,
учреждения несет ответственность за нарушение правил и положений,
регламентирующих ведение учета и составление отчетности.
Функции контроля
главный бухгалтер осуществляет лично и через аппарат бухгалтерии. На крупных
предприятиях есть специалисты, на которых возложены обязанности контролеров
(экономисты-ревизоры, бухгалтеры-инвентаризаторы и др.).
Итак, организационные
формы и виды экономического контроля по своим функциям взаимосвязаны между
собой, охватывают все стадии расширенного воспроизводства общественно
необходимого продукта и таким образом составляют систему экономического
контроля.
|