Компенсация разводов и
овдовения повторными браками, не будучи, конечно, полной, весьма значительна
(особенно для мужчин) — уже через 5 лет после прекращения брачного союза 44–45%
мужчин и 22–23% женщин вступают в повторный брак, а еще через 5 лет больше
половины мужчин и каждая третья женщина состоят в зарегистрированном или
незарегистрированном союзе с новым партнером. Заметим, что у женщин
сформировалась в целом положительная тенденция вступления в повторный брак,
по-видимому, за счет снижения рождаемости и изменения социальных норм,
касающихся возможности для женщины с детьми искать нового семейного партнера.
Одно из центральных мест
в новейших тенденциях занимают изменения, связанные с социально-экономической и
психологической переоценкой положения, ролей женщины и мужчины в обществе и
семье.
Молодая женщина,
находящаяся в самом начале жизненного пути, получила невиданную ранее свободу
выбора во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и свободу создавать семью
— в той форме, в которой она считает для себя приемлемой, с тем числом детей,
которое пожелает, и в те сроки, какие сочтет нужными. Профессиональная
занятость стала нормой женской биографии и изменила тип жизненной стратегии
женщины и семьи в целом.
Одновременно мужчина
окончательно утратил неоспоримые права быть единственным кормильцем семьи и
организатором жизни в домохозяйстве, но при этом повысил свое участие в
семейных делах в нетрадиционной для него роли.
семья
супружеский молодой кризисный
1.2 Психологические
особенности
Психология семьи - относительно молодая отрасль
психологического знания, находящаяся в стадии своего становления. Она
базируется на богатейшей практике семейной психотерапии, опыте психологической
помощи семье и семейного консультирования, практике психологического
консультирования родителей по вопросам воспитания и развития детей и
подростков. Отличительной особенностью психологии семьи как научной дисциплины
стала ее неразрывная связь с психологической практикой. Именно социальный
запрос на оптимизацию жизнедеятельности семьи, повышение эффективности
супружества и детско-родительских отношений, решение проблем воспитания детей в
семье ускорил развитие и процесс институционализации данной научной дисциплины.
За последнее десятилетие
наметился ряд тревожных тенденций, свидетельствующих о кризисных явлениях в
жизни семьи, затрагивающих как супружеские, так и детско-родительские
отношения. Актуальность, развития новой научной дисциплины — психологии семьи —
связана с общим ухудшением психологической атмосферы и ростом дисфункциональное
и конфликтности в значительной части российских семей. Эти неблагоприятные тенденции
объясняются социально-экономическими условиями: нестабильностью социальной
системы, низким материальным уровнем жизни, проблемами профессиональной
занятости в большинстве регионов России, трансформацией традиционно сложившихся
ролевой структуры семьи и распределения ролевых функций между супругами.
Возрастает число неблагополучных семей, в которых девиантное поведение супругов
- алкоголизм, агрессия, измены, нарушения коммуникации, неудовлетворенные
потребности партнеров в уважении, любви и признании становятся причиной
возрастания эмоционально-личностных расстройств, напряженности, утраты чувства
любви и безопасности, нарушений личностного роста и формирования идентичности.
Изменение демографической
ситуации - падение рождаемости и, как следствие, увеличение удельного веса
однодетных семей - приводит к трудностям личностного развития и недостаточной
коммуникативной компетентности детей, воспитывающихся в таких семьях. Следует
констатировать неудовлетворительный уровень реализации отцом воспитательной функции
в значительном числе российских семей. Наряду с благоприятной тенденцией
активного включения отца в процесс воспитания еще на этапе раннего детства
ребенка столь ж ярко выступает тенденция дистанцирования отца от проблем
воспитания, его с низкой эмоциональной вовлеченности и ориентации на
родительство — значимого фактора в достижении личностной идентичности и
психологической зрелости. Миграция населения, связанная с трудоустройством и
особенностями профессиональной деятельности, обусловила рост числа
функционально неполных семей, в которых один из супругов не может постоянно
выполнять свою роль.
Другой социальной
проблемой является рост числа неофициальных браков. За период с 1980-го по 2000 г. количество гражданских браков возросло в шесть раз; 30% мужчин в возрасте от 18 до 30 лет
живут в гражданском браке, 85% в дальнейшем женятся, и лишь 40% заключенных
браков сохраняется. Главной причиной предпочтения гражданских браков является
неготовность супругов принять на себя всю полноту ответственности за семью,
партнера и детей. В силу этого семья, проживающая в гражданском браке,
достаточно часто характеризуется деструктогенностью, конфликтностью, низким
уровнем безопасности.
Еще одна социальная
проблема связана с увеличением числа детей, оставшихся без попечения родителей,
в частности резкое возрастание социального сиротства. Сегодня таких детей-сирот
свыше 500 тыс. Причины социального сиротства – разводы, рост случаев лишения
родительских прав, отказ родителей от ребенка и передача государству
родительских прав , временное помещение детей родителями в детские дома и дома
ребенка вследствие тяжелого материально-экономического положения семьи . В
случае лишения родительских прав в подавляющем большинстве семей отец и мать
страдают алкоголизмом. Добровольный отказ от родительства чаще всего обусловлен
болезнью ребенка, тяжелыми материальными и бытовыми условиями, обычно в
неполной семье. Возрастает число беспризорных детей. Так, недостаточно
продуманная система приватизации жилья привела к резкому увеличению
детей-бомжей. Расширение сети социально-реабилитационных центров и социальных
приютов позволяет в определенной мере обеспечить необходимый уровень протекции
и социальной адаптации таких детей, однако ни количество подобных учреждений,
ни уровень психологической помощи, оказываемой воспитанникам в этих центрах,
нельзя признать достаточными и удовлетворительными для обеспечения условий их
полноценного психического развития.
Сокращение и обеднение
общения в семье, дефицит эмоционального тепла, принятия, низкая
информированность родителей о реальных потребностях, интересах и проблемах
ребенка, недостаток сотрудничества и кооперации в семье ведут к возникновению
трудностей в развитии детей. Одновременно можно констатировать тенденцию
перекладывания родительских функций на детские воспитательные учреждения , а
также на специально приглашенный персонал и, тем самым, самоустранения
родителей от процесса воспитания ребенка.
Теоретической основой
психологии семьи стали исследования в социальной психологии, психологии
личности, психологии развития, педагогической психологии, клинической
психологии. Социальная психология, исходя из представления о семье как малой
группе, изучает вопросы ролевой структуры семьи и лидерства в семье, стадиальность
развития семьи как группы, проблемы выбора брачного партнера, проблемы
сплоченности семьи, конфликты в семье и способы их разрешения. Психология
развития и возрастная психология фокусом своего исследования сделали
закономерности развития личности в семье на разных возрастных стадиях,
содержание, условия и факторы социализации, проблемы воспитания ребенка в
семье, психологические особенности детско-родительских отношений.
Возрастно-психологическое
консультирование, направленное на контроль за ходом психического развития
ребенка, профилактику и коррекцию негативных тенденций развития, рассматривает
семью и семейное воспитание как важнейший компонент социальной ситуации
развития ребенка. Семейное воспитание и педагогика всегда были важнейшей
отраслью педагогической науки. Психология личности рассматривает общение и
межличностные отношения в семье как основу личностного роста и самореализации,
разрабатывает формы и методы оптимизации личностного развития человека с учетом
ресурсов семьи.
В рамках клинической
психологии внутрисемейные отношения рассматриваются как важный фактор в
контексте проблем этиологии, терапии и реабилитации после преодоления
психических нарушений и отклонений. Итак, система научных знаний, добытая в
различных сферах психологического исследования, опыт практики оказания
психологической помощи семье и семейного консультирования создали теоретическую
основу современной семейной психологии, актуальной задачей которой является
интеграция знаний о семье и практического опыта работы с семьей в целостную
психологическую дисциплину - психологию семьи.
Предметом психологии
семьи являются функциональная структура семьи, основные закономерности и
динамика ее развития; развитие личности в семье.
1.3
Социальные
особенности
В начале XX века
преобладающим типом семьи в России была традиционная крестьянская семья, и мало
кто думал, что дни ее сочтены и понадобится всего несколько десятилетий, чтобы
под натиском форсированной индустриализации и урбанизации такая семья в России
ушла в прошлое — как и сама традиционная российская деревня.
Можно по-разному
относиться и к самим этим переменам, и к методам, которыми они осуществлялись,
но невозможно оспорить их конечного результата. Уже к середине минувшего
столетия в России количественно преобладали семьи городских жителей, и доля
таких городских семей все время росла. Между 1926 и 1989 г. численность населения России увеличилась на 59%, численность городского населения — в 6,6
раза, число городских семей — более чем в 8 раз.
Число городских семей
быстро увеличивалось, потому что бурно росло городское население, а это в свою
очередь было следствием перемещения большей части рабочей силы из сельского
хозяйства в несельскохозяйственные отрасли, стремительного распространения
промышленных и других городских видов занятий. При этом производственная
деятельность все большего числа людей перемещалась за пределы семьи и
превращалась для большинства из них в труд за зарплату. В результате семейные и
производственные обязанности отделялись друг от друга в пространстве и времени,
их сочетание усложнялось. В России, как и в некоторых других республиках
бывшего СССР, эти общемировые тенденции были доведены до крайности, в частности
в том, что касается женской занятости (она почти не отличалась от занятости
мужчин в 1970–1980-е годы).
Еще одно ключевое
изменение, которое также не могло не сказаться на семье и семейных ролях, —
стремительный рост уровня образования мужчин и особенно женщин. В России даже в
1920-е годы проблемой была обычная грамотность, умение читать и писать. Начиная
с поколений, родившихся во второй половине 1930-х годов, быстро росла доля
мужчин и женщин, получающих высшее или среднее образование. У мужчин,
родившихся в первой половине 30-х годов, среднее или высшее образование получали
333 человека на тысячу, у женщин — 294. Для родившихся тридцать лет спустя, в
первой половине 60-х годов, соответствующие показатели были 911 и 947.
Резко выросшие требования
к воспитанию и образованию подрастающего поколения также не могли остаться без
последствий для семьи, ибо очень сильно увеличились затраты на каждого ребенка
и продолжительность срока их содержания родителями. А так как параллельно с
этими изменениями довольно быстро снижалась детская смертность, одновременно
увеличивалось и число выживающих детей, и объем затрат (не только денежных, но
и времени, эмоциональной энергии и т. п.) на каждого из них.
Семья оказалась перед
новыми вызовами, на многие из которых она не готова была ответить. Нарушилась
свойственная крестьянской семье тесная связь между числом едоков и числом
работников. Теперь потребности семьи при прочих равных условиях зависят от
числа и возраста ее членов, прежде всего детей, остающихся иждивенцами намного
дольше, чем прежде, а экономические ресурсы — от оплаты труда имеющихся в ее
составе работников. Прямой связи между тем и другим нет.
Кроме того, в новых
условиях, чтобы дать детям образование, обеспечить необходимый уровень заботы о
здоровье членов семьи и т. п., понадобились особые профессиональные знания,
специальные учреждения с развитой инфраструктурой, заменить которые семья не
может. Ответом на эту новую ситуацию во всем мире стало развитие современных
образовательных и медицинских учреждений, систем социального обеспечения,
берущих на себя иждивение некоторых нетрудоспособных членов семьи (например,
пенсионеров, инвалидов), помощь матерям с детьми и ряд других функций
материальной поддержки семьи, а также развитие сферы бесплатных или частично
оплачиваемых услуг, доступ к которым не связан жестко с доходами семей
(образование, здравоохранение и пр.).
В итоге резко возросли
даже минимальные «вложения в человека» — причем как вложения семьи, так и
вложения общества, тогда как ресурсы и семьи, и общества в 1920–1930-х годах
были более чем ограниченными. Стоит ли удивляться, что подобно тому, как это
происходило в других странах, в России началось быстрое снижение рождаемости,
которое стало ответом одновременно и на снижение детской смертности, и на рост
«стоимости» человека.
Объективный смысл
института брака всегда заключался в том, что он создавал социальные рамки
отношений мужчины и женщины в той части этих отношений, которая касалась
сексуальной жизни и производства потомства. Конечно, существовало еще множество
функций — экономических и социальных, — которые попутно выполнял брак,
множество отношений, которые регулировались с его помощью. Но такие отношения,
например имущественные, между членами семьи могли существовать (и существовали)
и независимо от брака, а права и обязанности, связанные с сексуальной жизнью и производством
потомства, как правило, давал только брак.
Страницы: 1, 2, 3
|