Свидетельство о праве
собственности в случае смерти одного из супругов выдаётся государственной
нотариальной конторой , в компетенцию которой входит оформление наследственных
прав .
Несколько ограничена
компетенция уполномоченных должностных лиц органов исполнительной власти ,
согласно ст.37 Основ они удостоверяют завещания , доверенности , принимают меры
к охране наследственного имущества , свидетельствует верности копий документов
и выписок из них , свидетельствуют подлинности подписи на документах ; на
указанных должностных лиц законодательными актами РФ может быть возложено
совершение и иных нотариальных действий .
Согласно ст.38 Основ
уполномоченные должностные лица консульских учреждений совершают те же
нотариальные действия , что и нотариусы работающие в государственных
нотариальных конторах , за исключением таких как : передавать заявления
физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам ;
предъявление чеков к платежу и удостоверение на неоплаты чеков ; совершать
протесты векселей .
Государственные
нотариальные конторы организационно входят в систему Министерства юстиции РФ ,
которое осуществляет руководство их деятельностью .
Из статей 3,4,7,9,12,13
Основ законодательства РФ о нотариате оно заключается в том , что Министерство
юстиции РФ открывает или упраздняет государственные нотариальные конторы в
городах и других населённых пунктах , либо поручает решение этих вопросов
органам юстиции субъектов РФ , ведёт их реестр ; органы юстиции назначают на
должность , перемещают и увольняют государственных нотариусов , поощряют их ,
налагают на них дисциплинарные взыскания , осуществляют регулярный контроль за
соблюдением правил нотариального делопроизводства , за выполнением нотариусами
профессиональных обязанностей , финансирует их деятельность , организует
материально-техническое обеспечение государственных нотариальных контор ;
осуществляя руководство государственными нотариальными конторами , органы
юстиции организуют их работу , разрабатывают и издают правовые акты , разъяснения
по вопросам их организационного обеспечения и направленных также на
совершенствование нотариальных контор , осуществляет мероприятия по повышению
квалификации государственных нотариусов .
Нотариусы , занимающиеся
частной практикой , их конторы организационно не входят в систему Министерства
юстиции РФ . Организация их деятельности иная , нежели государственных
нотариусов . Все нотариусы , занимающиеся частной практикой , объединяются в такую
организацию как нотариальная палата . Согласно ст.24 Основ законодательства РФ
о нотариате членство в ней является обязательным для нотариусов , занимающихся
частной практикой .
Нотариальные палаты создаются
в республиках , краях , областях , автономной области , автономных округах ,
городах Москве и Санкт-Петербурге . Их деятельность строится на принципах самоуправления
. Высшим органом нотариальной палаты является собрание её членов, а
непосредственно руководство палатой осуществляют правление и её президент . В
ст.25 основ законодательства РФ о нотариате определены основные функции и
полномочия нотариальной палаты : представлять и защищать интересы нотариусов ,
заниматься частной практикой , оказывать им помощь и содействие в развитии их
частной нотариальной деятельности ; осуществлять контроль за соблюдением
профессиональных обязанностей нотариусами ; организация стажировки и повышение
квалификации нотариусов . Нотариальные палаты объединяются в Федеральную
нотариальную палату , которая организует свою деятельность на правах
самоуправления . Её высшим органом является собрание представителей
нотариальных палат . Руководство палаты осуществляет руководство и президент
палаты .
Статьёй 30 Основ
законодательства РФ о нотариате определены основные задачи и полномочия палаты
: координация деятельности нотариальных палат ; представление интересов
нотариальных палат в органах государственной власти ; защита социальных и
профессиональных интересов нотариусов , занимающихся частной практикой ;
участие в проведении экспертиз проектов законов РФ по вопросам нотариальной
деятельности ; обеспечение повышение квалификации нотариусов , стажёров и помощников
нотариусов ; организует страхование нотариальной деятельности ; представляет
интересы нотариальных палат в международных организациях .
Министерство юстиции и его
органы оказывают определённое организующее воздействие на деятельность
нотариусов , занимающихся частной практикой . Это выражается в том , что оно
ведёт реестр контор нотариусов , занимающихся частной практикой; устанавливает
порядок выдачи лицензии на право нотариальной деятельности . При нём образуется
апелляционная комиссия , рассматривающая жалобы на решения квалификационных
комиссий, которые создаются при органах юстиции для приёма экзаменов у лиц ,
прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью . Органы
юстиции совместно с нотариальными палатами осуществляют контроль за исполнением
правил нотариального делопроизводства нотариусами , занимающихся частной
практикой . При совершении нотариальных действий частные нотариусы руководствуются
законами , а также правовыми актами , издаваемые Министерством юстиции РФ по
вопросам нотариальной деятельности .
С другой стороны объединения
нотариусов , занимающихся частной практикой , активно участвуют в организации
нотариальной службы , например , согласно ст.12 Основ законодательства РФ о
нотариате , должность любого нотариуса учреждается и ликвидируется органом
юстиции совместно с нотариальной палатой, их количество в нотариальном округе
определяется также совместно органом юстиции и нотариальной палатой .
Наделение любого нотариуса
полномочиями осуществляется Министерством юстиции РФ или по его поручению
органом юстиции на основании рекомендации нотариальной палаты и на конкурсной
основе . Порядок проведения конкурса разрабатывается и определяется совместно
Министерством юстиции РФ и Федеральной нотариальной палатой .
К совместному ведению Министерства
юстиции РФ и Федеральной нотариальной палаты относятся определение порядка
прохождения стажировки лиц , решивших заняться нотариальной деятельностью ;
утверждение положений о квалификационной и апелляционной комиссиях .
К лицу решившему заняться
нотариальной деятельностью , предъявляются определённые требования , они содержатся
в ст.2 Основ законодательства РФ о нотариате : оно должно быть гражданином РФ
иметь высшее юридическое образование , пройти стажировку в государственной
нотариальной конторе или у нотариуса , занимающегося частной практикой , сдать
квалификационный экзамен квалификационной комиссии и получить лицензию на право
нотариальной деятельностью , которая выдаётся после сдачи квалификационного экзамена
на основании решения квалификационной комиссии .
В осуществлении своей
деятельности , функций и полномочий нотариусы независимы и руководствуются
только законами, нормативными актами Министерства юстиции РФ , изданными в
пределах его компетенции , иными актами , а также актами органов
государственной власти республик , краёв , областей , автономной области ,
автономных округов , городов Москвы и Санкт-Петербурга .
3.
Адвокатура
В соответствии с Конституцией РФ от 12.12.93 ст.48 каждому
гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи . Эта
помощь , обеспечивается соответствующих организаций , среди которых важное
место занимает адвокатура .
Правовые основы организации и деятельности адвокатуры
закреплены в Положении об адвокатуре РСФСР , утверждённом Законом РСФСР «Об
утверждении Положения об адвокатуре РСФСР» 20 ноября 1980 г. В ст.1 данного
положения определены задачи адвокатуры , оказание юридической помощи гражданам
, предприятиям , учреждениям , организациям , общественным объединениям –
главная из них .
Согласно ст.19 Положения об адвокатуре РСФСР ,
юридическая помощь осуществляется адвокатурой , состоит в следующем :
-
дача консультаций и разъяснение по юридическим вопросам, устных и
письменных справок по законодательству ;
-
составление заявлений, жалоб и других документов правового характера ;
-
осуществление представительства в суде , арбитраже и других
государственных органах по гражданским делам , делам по административных
правонарушениях ;
-
участие на предварительном следствии в суде по уголовным делам в
качестве защитников , представителей потерпевших , гражданских истцов ,
гражданских ответчиков ;
-
оказание иной правовой помощи .
Перечисленные выше основные функции адвокатуры
свидетельствуют о том , что она своими действиями способствует охране прав и
законных интересов граждан и юридических лиц , объективному и справедливому
отправлению правосудия , укрепление законности .
Адвокатура является общественным объединением ,
формируемым на добровольной основе , функционирующим на основе самоуправления ,
самостоятельно решающая внутренние вопросы своей деятельности . Формируется оно
из числа лиц , имеющих высшее юридическое образование и занимающихся
адвокатской деятельностью .
Основной организационной формой и низовым
подразделением адвокатуры являются юридические консультации , образуемые в
городах и районах . Руководит консультацией заведующий . В ст.18 Положения об
адвокатуре РСФСР определены основные права и обязанности заведующего , они
следующие :
-
организует работу юридической консультации ;
-
заключает соглашение с гражданами об оказании юридической помощи и
договоры на юридическое обслуживание с предприятиями , учреждениями и
организациями ;
-
назначает адвокатов для осуществления защиты по требованию органов
предварительного следствия и суда ;
-
распределяет работу между адвокатами с учётом их квалификации и
персональных к ним обращений ;
-
устанавливает в соответствии с инструкцией размер оплаты за выполненную
адвокатами работу , а также освобождает от оплаты за юридическую помощь ;
-
осуществляет контроль за качеством работы адвокатов , прохождением стажировки
;
-
рассматривает жалобы на действие адвокатов ;
-
и другие функции .
Юридические консультации создаются президиумом коллегии
адвокатов , место нахождения и количество работающих юридических консультациях
адвокатов определяются президиумом коллегии адвокатов по согласовании с
органами юстиции в субъектах РФ .
Согласно ст.3 Положения об адвокатуре РФ коллегия
адвокатов образуется по заявлению учредителей , состоящих из лиц , имеющих
высшее юридическое образование . предложение об образовании коллегии
направляется в Минюст для согласования , если согласие Минюста получено , то
осуществляется регистрация коллегии . Коллегии образуются в республиках , краях
, областях , автономной области , автономных округах , городах Москве и
Санкт-Петербурге.
Высшим органом коллегии адвокатов является общее
собрание членов коллегии , ст.5 Положения предусматривает , что , если в
коллегии насчитывается более 300 человек , то в место общего собрания может
созываться конференция членов коллегии адвокатов избирают президиум коллегии
адвокатов , ревизионную комиссию , устанавливает численный состав , штаты
коллегии , утверждает отчёты о деятельности президиума и ревизионной комиссии
коллегии ; рассматривает жалобы на постановления президиума коллегии и
осуществляет другие функции , предусмотренные ст.6 Положения об адвокатуре
РСФСР .
Оперативное руководство осуществляет президиум , на
который возложены многочисленные функции по организации деятельности коллегии ,
они предусмотрены ст.8 Положения : созывать общие собрания (конференции) членов
коллегии ; создавать юридические консультации ; руководить их деятельностью и
осуществлять за ними контроль ; принимать в члены коллегии и состав стажеров ;
решать вопросы о переводе адвокатов из одной юридической консультации в другую
, исключать их из членов коллегии ; осуществлять контроль за качеством работы
адвокатов , за соблюдением правил внутреннего трудового порядка коллегии, за
соблюдением установленного порядка рассмотрения предложений , заявлений и жалоб
граждан и юридических лиц в юридических консультациях ; представлять коллегию в
органах государственной власти и общественных объединениях ; разрабатывать и издавать
методические пособия по вопросам адвокатской деятельности и др. функции .
Министерство юстиции РФ и его органы сотрудничают с объединениями
и организациями адвокатов , а многие вопросы деятельности адвокатуры решаются
при непосредственном участии Минюста и его органов с их согласия . Министерство
юстиции и его органы оказывают организациям и объединениям адвокатов помощь в проведении
мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов ; содействуют
созданию условий для наиболее полного использования адвокатами предоставленных
им прав и выполнение возложенных на них обязанностей . Минюст РФ устанавливает
порядок оказания адвокатами юридической помощи гражданам и организациям ,
издаёт отдельные инструкции и методические рекомендации по вопросам деятельности
адвокатуры . Заведующие юридическими консультациями назначаются и освобождаются
от должности президиумом коллегии адвокатов по согласовании с соответствующими
органами юстиции , с органами согласовываются места нахождения юридических
консультаций и т.д.
Все выше названные функции Минюста и его органов по
участию в деятельности адвокатуры предусмотрены Положениям об адвокатуре РСФСР
.
Таким образом отношения между органами юстиции и
адвокатурой , строятся как на сотрудничестве так и непосредственном участии
первых в деятельности последней .
4.
Регистрация актов гражданского состояния .
Регистрация актов гражданского состояния осуществляют
органы записи гражданского состояния . Суть деятельности органов состоит в
регистрации событий и фактов , влияющих на правовое положение гражданина .
Регистрации подлежат только те события и факты , которые непосредственно
названы в правовых актах , Гражданский кодекс РФ в ст.47 ч.1 содержит ному о
том , что государственной регистрации подлежат следующие акты гражданского состояния
: рождение , заключение брака, расторжение брака , усыновление (удочерение) ,
установление отцовства , перемена имени , смерть гражданина . Аналогичные нормы
содержит Семейный кодекс РФ , например , в ст. ст. 11,19,25,51.
Регистрация актов гражданского состояния производится
органами записи актов гражданского состояния , которые образуются при местной ,
областной (краевой) администрациях , которые непосредственно руководят их
деятельностью . Регистрация актов гражданского состояния производится органами
путём внесения соответствующих записей в книги регистрация актов гражданского
состояния (актовые книги) и выдача гражданам свидетельств на основании этих
записей (например , свидетельство о рождении). Порядок регистрации актов , порядок
изменения , восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния
, формы актовых книг и свидетельств , а также порядок и сроки хранения актовых
книг определяется федеральным законом «Об актах гражданского состояния № 143-ФЗ
от 15.11.97.»
Хотя непосредственное руководство органами записи актов
гражданского состояния и осуществляется соответствующими администрациями ,
Минюста РФ и его органы осуществляют методическое руководство и правовое
регулирование деятельности данных органов . Оно заключается в том , что Минюст
проводит мероприятия по совершенствованию деятельности органов ЗАГСа ; вносит
предложения в соответствующие органы государственной власти по
совершенствованию законодательства , регулирующего их деятельность ; изучает и
обобщает практику их работы ; разрабатывает необходимые для их работы бланки ,
формы отчетности , учёта и т.п.
Важное значение имеют инструкции и разъяснения по
вопросам организационного обеспечения деятельности органов записи гражданского
состояния , издаваемые Министерством юстиции РФ, которые обязательны не только
для упомянутых органов , но и для органов учреждений и организаций системы
Министерства юстиции РФ , федеральных органов исполнительной власти , иных
органов , должностных лиц и граждан , на которые распространяются эти акты .
|