исполнении служебных
обязанностей.
Организация
взаимодействия между органами внутренних дел и орга–нами налоговой полиции
Российской Федерации предусматривает создание постоянно действующих
координационных рабочих групп из представите–лей заинтересованных главков и
управлений МВД и ФСНП России, а также подразделений органов внутренних дел
и органов налоговой полиции на местах для выработки и реализации
согласованных действий по выявле–нию, предупреждению, пресечению налоговых
преступлений, а также пра –вонарушений и преступлений в сфере экономики и
потребительского рын–ка, проведение совместных оперативно–розыскных и
профилактических ме–роприятий с целью выявления незаконных операций,
осуществляемых кре –дитнофинансовыми и иными учреждениями, предприятиями,
организация–ми, в том числе занимающиеся торгово–закупочной деятельеностью.
Руководителям
федеральных органов налоговой полиции целесообраз–
но: ежеквартально
информировать органы внутренних дел о криминогенной обстановке по налоговым
преступлениям, о конкретных фактах подготовки или совершения преступлений в
сфере экономики и потребительского рын–ка, ставших известными в процессе
осуществления оперативно–розыскной деятельности.*
___________________
*Закон Российской
Федерации “о федеральных органах налоговой
полиции” // Сборник нормативных документов.
Москва. “Юридическая литература”. 1994.
Взаимодействие с
органами пограничной службы
Федеральная пограничная служба
взаимодействует с иными субъекта–ми в борьбе с организованной
преступностью на основе Положения о
ФПС, утвержденного
Указом Президента Российской Федерации № 2316 от 30 декабря 1993 г. Важно
отметить, что подразделения имеют возможность получать оперативно–розыскную
информацию не только на территории Российской Федерации, но и за её
пределами при охране государственных границ других стран. Это
обстоятельство особенно важно учитывать в борьбе с наркобизнесом,
незаконным оборотом оружия, радиоактивных и иных особо опасных веществ.*
Взаимодействие с
таможенными органами
Взаимодействие с таможенными органами
строится, прежде всего, ис–ходя из положений Таможенного кодекса Российской
Федерации. В соот –ветствии со ст. 224 и 226 ТК РФ таможенные органы Российской
Федера–ции осуществляют оперативно–розыскную деятельность в целях:
выявления лиц,
подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние,
признаваемое законодательством Российской Феде–
рации преступлением,
производство дознания по которому отнесено к ком–петенции таможенных органов
Российской Федерации ( в соответствии со ст. 22 ТК РФ ) таможенные органы
Российской Федерации являются орга –нами дознания по делам о контрабанде, об
уклонении от уплаты таможен–ных платежей, о незаконных валютных операциях и
иных деяниях с ва –лютными ценностями, касающимися таможенного дела, а также по
делам об иных преступлениях, производство дознания по которым отнесено к
компе–тенции таможенных органов Российской Федерации, при запросах
междуна-родных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных орга –нов
иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской
Федерации по таможенным вопросам.
____________________
*Указ Президента
Российской Федерации “О
Федеральной пограничной службе”. №
2316. //Ведомости. 1994. № 1.
ГЛАВА 3.
ЭЛЕМЕНТЫ ОПЕРАТИВНО – РОЗЫСКНОЙ ТАКТИКИ В
БОРЬБЕ С
ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ
1. Общие элементы оперативно–розыскной
тактики
в борьбе с организованной
преступностью
Тактика – основная
категория оперативно–розыскной деятельности, поскольку именно тактика
определяет набор видов оперативно–розыскных мероприятий, их содержание и
последовательность, место, время, интенсивность поведения.
В сложной
структуре тактики постоянно происходит сочетание мыс –лительных процессов (
оценка исходной информации, предвидение развития ситуаций, принятие решений,
оценка возможности их реализации ) и конк –ретных действий оперативных
работников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД, иных лиц,
включенных в реализацию так–тических решений.
Тактика борьбы
с организованной преступностью использует много –летний опыт оперативных
аппаратов, их успешных операций, стратегичес –ких и тактических просчетов,
сохраняет все традиционные элементы, учи –тывает комплекс факторов,
обусловливающих устойчивость, живучесть, приспособленность и видоизменения
организованной преступности.
Оперативно-розыскная
тактика по своему содержанию предполагает:
мышление
оперативного работника, включающее оценку оперативно–тактической ситуации,
собственных сил, средств и возможностей, сил и качеств противоборствующей
стороны – преступной среды;
выбор образа
действия, линии поведения, самого оперативного работ –ника, либо по его заданию
(поручению ) лиц, оказывающих содействие;
сами действия, их
последовательность, линию проведения, корректиру-
емые в зависимости от
развития ситуаций ( получение подкреплений или наоборот ).
При таком
содержании оперативно–розыскной тактики определение её
понятие требует
включения всех указанных элементов и может быть сформулировано так:
оперативно–розыскная
тактика– категория ОРД отражающая мышле–
ние оперативного работника,
включающее оценку ситуации, своих сил, средств и возможностей, сил и
качеств противоборствующей стороны и предопределяющее образ действия и линию
поведения, избираемые для дос-
тижения целей
предупреждения и раскрытия преступлений и розыскной работы.
Как уже было
отмечено, тактику борьбы с организованной преступ –ностью в значительной мере
определяют, с одной стороны, маскировка её системы ( структур, их состав,
лидеров, финансовых операций, планов, взаимоотношений с государственными
органами, повседневной жизни членов преступных объединений ) с другой – так
называемая “активная оборона”, то есть совокупность действий,
направленных на дестабилизацию правоохра–нительной системы.
Существует
несколько уровней противоборства в зависимости от мас–штабов деятельности
преступных формирований.
Индивидуальный.
Он, основываясь на преступном опыте участников ОПФ, во многом воспринял
“школы” преступных корпораций. Сюда, например, входят: проверки
окружения, смена адресов, укрытие оружия, денег и ценностей, добытых преступным
путём, в “надёжных” местах, отделение этих улик от своей
личности.
Групповой.
Он базируется на
общих групповых интересах. На этом уровне проявляются две главные заботы:
первая – обеспечение достижения преступных целей любыми средствами, которые
не приведут к провалу участников групповой преступной деятельности; вторая –
продление существования, выживания и даже процветания группы, преступного
объединения. В этих целях активно используется разведка в отношении
конкурирующих преступных организаций, а также контрразведка в отношении
деятельности правоохранительных органов: с вовлечением их сотрудников в
преступную деятельность, проникновение в негласный аппарат, выявление
агентуры в своей среде, компрометация вышедших на след преступников
оперативных работников и успешно ведущих расследование следователей и
прокуроров.
Корпоративный.
Этот уровень
характерен для сложных структур ор –ганизованной преступности, рассчитан на их
устойчивость, в связи с чем проявляется главная забота о покровителях, о
продвижении их к рычагам власти и о захвате представителями преступной
корпорации определённых позиций в государственном аппарате. Главный
инструмент маскировки на этом уровне, подкуп. Но отмечено и активное
использование политической демалогии, исторических подтасовок,
националистической идеологии, моло–дёжных течений, ошибок и злоупотреблений
местной и центральной влас –ти. На этом уровне практикуются искусно
отработанные методы маскиров –
ки, которые не
вписываются даже в откровенно циничные нормы преступ–ной среды. Практикуется,
например, такой приём, направленный на обеспечение безопасности системы: “сдают” правоохранительным органам часть преступной организации для
того, чтобы не была изобличена вся структура.
Например, входе
оперативной проверки одной из преступных органи–заций, осуществлённой
сотрудниками МУРа в конце 80-х годов, было уста–новлено, что некоторые
московские “воры в законе” – рецидивисты с совре–
менной культурной “окраской” – оказались связаны с сотрудниками алмаа–тинского зоопарка; “специалистами” Мосгорисполком, срочно, за сутки офор-мляющими им
заграничные паспорта и выезд в Болгарию; со столичным меценатом–кооператором;
с проворовавшимся тверским зверосовхозом; с артистами, выступающими в Болгарии
под эгидой софийского филиала московского театра “Союз”; с
итальянской мафией, допустившей к порнобизнесу на гастроли в Италию “звезд стриптиза”, а точнее, валютных проституток из
России; наконец, с американскими спецслужбами, позволившим этим проституткам
промышлять на военных базах США расположенных в Италии.
Широкие
возможности для совершенствования организации и тактике оперативно–розыскной
деятельности заложены в Федеральном законе “Об оперативно–розыскной деятельности”. В соответствии с этим законом в до–полнение к ранее
определенному Закону Российской Федерации “Об опе–ративно–розыскной деятельности в Российской
Федерации”
перечнем опе –ративно–розыскных мероприятий ( опрос граждан, наведение
справок, сбор образцов для сравнительного исследования, на блюдение, контроль
почто–вых отправлений, подслушивание телефонных и иных переговоров и т.д. )
дополнительно введены следующие оперативно–розыскные мероприятия:
оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент;
проверочная закупка.
Закон
предпологает, что процесс и результаты проведения указании
оперативно–розыскных мероприятий отражаются в делах оперативного уче-та для
последующей оценки и использования в уголовном судопроизводст-ве.
Оперативное внедрение предпологает внедрение штатных
сотрудни–ков специализированных подразделений по борьбе с организованной прес–
тупностью либо
лиц, содействующих этим органам в осуществлении опе –ративно–розыскных
мероприятий, в организованные группы, банды, преступные организации и
сообщества.
Контролируемая
поставка предпологает поставку, покупку, продажу, перемещение денег, ценных
бумаг, предметов, находящихся в легальном и
нелегальном обороте.
Могут проводить иные контролируемые операции с предметами, являющимися
орудием или средством совершения преступле–ния, либо предметами, добытыми
преступным путём, либо предметами, опе–рация с которыми образует состав
преступления.
Проверочная
закупка – оперативно–розыскное мероприятие, широко применяемое в
деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.
Оперативный
эксперимент предпологает создание или воспроизведе–ние условий для
проявления преступных намерений лиц, обоснованно по –дозреваемых в
принадлежности к организованной группе, банде, преступной организации и
сообществу, а также для обнаружения возможных объектов их преступных
посягательств в целях своевременного выявления, предуп –реждения, пресечения,
раскрытия преступлений либо снижения обществен –ной опасности и возможного
вреда. При этом в соответствии со ст. 8 Фе –дерального закона “Об оперативно–розыскной деятельности” проведение оперативного
эксперимента допускается только в целях выявления, предуп–реждения, пресечения
и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц,
их подготавливающих, совершающих или совершивших.*
___________________
*Закон “ Об оперативно–розыскной деятельности
в Российской Федерации “. //
Российская газета. 1992. 29 апреля.
2. Оперативно–розыскное прогнозирование в борьбе с
организованной преступностью
По мере того
как оперативно–розыскная деятельность получает право-
вую и теоретическую базу,
её функции становятся все более многогранны–ми, появляются возможности
углубленного исследования явлений, составляющих её предмет. Одна из таких
возможностей реализуется в прогнозировании. Прогностической оценкой
охватываются явления, комплексы явлений, факторы, предопределяющие выбор
оперативно–розыскной тактики в решении задач борьбы с организованной
преступностью.
Возможность
предвидения заложена в самой природе человеческих понятий, которые
складываются даже в процессе стихийно–эмпирического познания. Прогнозу как
средству управления социальными процессами и регулятору тактических решений в
сфере оперативно–розыскной деятельности присущи те же функции, что и прогнозу
вообще. К такого рода функциям обычно относят:
1) выявление характера изменения
определенной ситуации в условиях, когда на неё действуют стихийно
складывающиеся влияния;
2) анализ изменения ситуация условиях,
когда на неё оказывается оп-ределённое действие и когда известны цели и
средства его осу –ществления;
3) определение характера ситуации, из
которой необходимо исходить для достижения поставленной цели;
4) выявление изменения частных целей
и средств при достижении главной цели. В качестве самостоятельных можно
выделить следу–ющие виды оперативно–розыскного прогнозирования:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|