Оперативный
и аналитический поиск в борьбе с организованной пре-ступностью ведется
непрерывно с использованием всех тактических воз –можностейспециализированных
оперативных аппаратов. Цель оперативного и аналитического поиска – получение
из любых источников информации о признаках организованной преступной
деятельностью. Оперативный поиск проводится:
в
криминально активной и иной криминогенной среде в связи с опе-ративным
прикрытием территории и объектов, привлекающих внимание преступных групп,
банд, преступных организаций и сообществ;
в
ходе специализированных тактических операций (по борьбе с прес–тупностью
гастролеров, распространением наркотических средств, хищениями на
железодорожном транспрте, по пресечению организованной преступной деятельности
различных этнических группировок и т.п.).
Оперативный
поиск сочетается с аналитическим:
первичные
данные, получаемые в ходе оперативного поиска, сопостов-ляются с материалами,
поступающими в результате аналитического поиска;
по
результатам аналитического поиска проводят тактические опера –
ции и отдельные
оперативно–поисковые мероприятия в целях обнаружения преступников и пресечения
их преступной деятельности.
Задачи
оперативного и аналитического поиска вытекают из смысла Федерального закона
“Об оперативно–розыскной деятельности” для обеспечения
оперативно–розыскных действий.
Оперативный
поиск всегда ведется в условиях неопределенности: нет точных данных, кто
попадет в поле зрения, когда и что произойдет. Есть лишь прогноз вероятности
представляющих интерес событий, основанный на оценке оперативной обстановки и
результатов аналитического поиска, что и предопределяет обозначение объектов и
среды, где могут быть достигнуты цели оперативного поиска. Прогноз же, в свою
очередь, базируется на оперативно–тактической оценке среды (отдельные
этнические группы, рецидивисты, активные члены ОПГ, представители групп
“непрофессионалов”,
проходящие по делам о контрабанде, незаконных валютных операциях, сбыте
наркотических средств, предметов старины и искусства и т.д.). В ходе
оперативного поиска в поле зрения оперативных аппаратов попадают лица,
характеризующиеся той или иной степенью криминальной активности или осведомленности
о ней.
Оперативный
и аналитический поиск обеспечивают информацией и “стратегическую разведку”, и “выход” на
проявления организованной прес –тупности в ходе оперативной проверки по локальным
преступлениям. И в том, и в другом случае получением информации достигают
единых целей:
“опознание” (диагностика, констатация)
функционирования преступных организаций;
изучение
их структур внутренних и внешних связей;
оценка
масштабов организованной преступной деятельности, что пре–допределяет включение
в оперативно–розыскные мероприятия оперативных служб разных уровней;
оперативно–тактическое
и криминалистическое изучение конкретных преступных проявлений для
документирования действий преступников и подготовки информации для
доказывания;
оперативно–тактическое
изучение конкретных ситуаций, складываю– щихся в ходе оперативного поиска,
оперативной профилактики и операти–вных проверок. Это изучение
обеспечивает осведомленность о противо – борствующей стороне и влияет на
тактические решения.
Заключение
Организованная
преступность – сложное антисоциальное явление, не имеющее государственных
границ. Многие десятилетия она “сопровождает” экономическое и культурное развитие
большинства стран мира, стимулируя такие пороки человеческого общества, как
коррупция, вымогательство, насилие, наркомания, проституция.
Развитие
причин организованной преступности в Российской Федера–ции повторило путь
большинства стран: разложение бюрократических структур государства, нарушение
принципов социальной справедливости, девальвация нравственных ценностей, выход
из примитивного состояния “безналоговой” теневой экономики.
Возрастающие
масштабы организованной преступности представляют реальную угрозу безопасности
государства и общества, так как она усиливает свои позиции через монополизацию
многих видов противоправной деятельности, используя отсутствие надежных
механизмов защиты нарождающихся рыночных отношений, активно внедряется в
новые экономические структуры, стремится сохранить господствующее положение в распределительной
сфере, заблокировать процесс реформ. В ряде мест преступных формирования,
пользуясь безнаказанностью, а подчас и попустительством правоохранительных
органов, действуют всё более нагло и вызывающе, превращая обширные территории в
свои вотчины. Они контролируют такие доходные виды противоправной деятельности,
как наркобизнес, проституция, азартные иргы, нелегальная торговля оружием,
спекуляция, вымогательство и др. Примитивные преступления уступают место
крупномасштабным преступным акциям, глубокому проникновению через
коррумпированные связи в экономику и финансовую систему, попыткам оказывать
прямое влияние на политику государства в этой сфере.
Биржи, торговые
и валютные аукционы, рынок жилья, коммерческие банки, совместные предприятия и
иные экономические структуры преступ–ники пытаются использовать как для
отмывания “грязных” денег, так и для использования
самой рыночной экономики в своих корыстных интересах.
Преступные формирования,
распологающие крупными суммами денег, завоевывают сильные позиции на внутреннем
рынке, осуществляют противозаконные крупномасштабные преступные операции
по вывозу из страны сырья, товаров и других средств. Противоправный бизнес
стремится приобретать либо иметь контрольный пакет акций различного рода
предприятий и организаций, создавать собственные производства (банковские и
всякого рода посреднические организации), внедрятся во внешнеэкономические
структуры и таким образом выходить на формирование преступных между-народных
организаций.
Организованная
преступность становится одним из основных факторов политической и
социально–экономической нестабильности в Российской Федерации. На это
неоднократно обращалось внимание в обращениях и выступлениях Президента
Российской Федерации, руководителей Правительства и Парламента России, в
документах руководящих государственных органов.
Организованная
преступность породила новую криминальную ситуа–цию, которая требует для её
разрешения неотложных законодательных, организационно–управленческих мер,
значительных материальных ресурсов на оснащение правоохранительных органов
и обучение сотрудников методам борьбы с организованной преступной
деятельностью. Одной из причин сложившейся ныне в сфере борьбы с организованной
преступностью ситуации является недостаточно научная проработка проблем,
отсутствие ясных представлений о стратегии и идеологии этой борьбы, а
также правовой, криминологической, криминалистической и оперативно–розыскной
концепции и соответствующих научных рекомендаций по выявлению, раскрытию,
расследованию и предупреждению организованной преступной деятельности.
Теоретическому познанию организованной преступности как социально–правового
явления в нашем обществе предшествовала оперативно–розыскная, следственная и
судебная практика.
На протяжении многих
лет в юридической теории наблюдалось стрем-
лениеобосновать
официальные политические доктрины, и это сдерживало
объективный анализ
действительности, а в итоге негативно сказывалось и на оценке фактической
расстановки сил в борьбе с прступностью, и на тео-
ретической разработке
организационно–тактических форм борьбы с прес –тупностью, адекватных такой
расстановке.
Проблема
организованной преступности не только не исследовалась, но и не ставилась. В
этом и состояло одно из противоречий общества: в его структурах уже
функционировала теневая экономика, определённые эше-
лоны государственной и
партийной власти были поражены коррупцией, внутри страны и зарубежом
дйствовали многие связи, порожденные иерар–хией преступных отношений, но
интересы официальных политических докт-
рин не позволяли все
это квалифицировать как организованная преступ –ность и, соответственно,
разрабатывать эффективные меры борьбы с ней.
Свою преддипломную
практику я проходил именно в отделе по борь-
бе с организованной
преступной деятельностью и заглянул из внутри на работу этого отдела. Для
достижения больших результатов в раскрытии и расследовании преступлений,
сотрудникам этого отдела нехватает техничес–ких средств, теоретической базы,
все оперативно–розыскное мероприятия разрабатываются с помощью опыта, который
поучили при работе в других отделах (уголовный розыск, ОБХСС и др.). Но работа
на этом не останав–ливается. По данным МВД России сотрудниками отдела по борьбе
с орга–
низованной преступной
деятельностью нашли и возместили государству ущерб на сумму, которой бы хватило
на выплату заработной платы всем сотрудникам этого отдела, на сто лет в перёд.
Отдел по борьбе с органи –зованной преступной деятельностью при Острогожском
РОВД существует всего семь лет, но за это время были обезврежены преступные
группы занимающиеся наркобизнесом, незаконнымм оборотом оружия и взрывча–тых
веществ.
На мой взгляд
бороться с организованной преступностью можно, при соответствующей помощи
государства. И тогда преступникам не по–могут никакие высшие эшелоны
государственной власти.
Список использованной литературы
Нормативный материал
1. Конституция
Российской Федерации. Принята всенародным голосо–ванием 12 декабря 1993. –М.,
1993. с. 61.
2. О милиции:
Закон Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991.// Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. –1991. №16. с. 503.
3.
Об
операративно–розыскной деятельности в Российской Федерации: закон Российской
Федерации от 28 апреля 1992 // Российская газе–та 1992. 14 мая.
4.
Об органах
Федеральной службы безопасности в Российской Фе –дерации: закон Российской
Федерации от 3 апреля 1995. // Российс-кая газета 1995. 20 апреля.
5.
О
Государственной налоговой службе: закон РСФСР от 21 марта 1991., с
изменениями и дополнениями, внесённые законами Российс-кой Федерации от 24 июня
1992., от 2 июля 1992., и от 25 февраля 1993. // Сборник нормативных
документов. –М. ”Юридическая лите–
ратура”. 1994.
6.
О Федеральных
органах налоговой полиции: закон Российской Фе–дерации от 24 июня 1993.
//Сборник нормативных документов. –М. “Юридическая литература”.
1994.
7.
О службе в
таможенных органах: закон Российской Федерации от 21 июля 1997. // Собрание
законодательства Р.Ф. 1997. № 30. 5847–5870.
8.Положение о Федеральной
пограничной службе утвержденное Ука-зом Президента Российской Федерации. №3216
от 30 декабря 1993. // Ведомости 1994. №1.
9. Уголовный кодекс Российской
Федерации. от 1 января 1997. М. 1996.
10.
Уголовно–процессуальный кодексРоссийской Федерации. М. 1993. с. 224.
Специальная литература
11.Алексеев А.Х. Борьба с новыми
видами преступлений в сфере эко-номики. //Вестник МВД РФ. 1997. № 6. с. 55.
12. Баяхчев В. Г. Кража
автотранспорта совершенная организованной группой. //Вестник МВД РФ. 1997. №
5. с. 25.
13. Борьба с экономической
преступностью. // Вестник МВД РФ. 1995. № 3. с. 51.
14. Борьба с экономической
преступностью. // Вестник МВД РФ. 1995. № 4,5. с.114.
15. Взаимодействие с пограничниками.
// Вестник МВД РФ. 1996. № 5. с. 99.
16. Гаухман Л.Д., Максимов С.В.
Уголовная ответственность за органи–зацию преступного сообщества. //
Коментарий. М. Учебно–консульта –ционный центр. “Юр. информация”.
1997. с. 32.
17. Голицын С.В. Коррупция в органах
власти. // Вестник МВД РФ. 1997. № 4. с. 19.
18. Голицын С.В. Коррупция в ОВД. //
Вестник МВД РФ. 1997. № 4. с. 19.
19. Голицын С.В. Коррупция. //Вестник
МВД РФ. 1996. № 4,5. с. 55.
20. Дамидов Ю.Н.,Алексеев А.Х. О
борьбе с новыми видами преступ –лений в сфере экономики. //Вестник МВД РФ.
1997. № 6. с. 55.
21. Данилов В.А. Наркомания. //
Вестник МВД РФ. 1996. № 2. с. 65.
22. Изучение организованной
преступности: Российско–американский диалог. //Сборник статей. М.: Олимп. 1997.
с. 317
23. Ларьин Ф.Г. Взяточничество среди
сотрудников ОВД. //Вестник МВД РФ. 1997. № 5. с. 34.
24. Машин В.П. Организованная
преступность. Финансовые стороны. //Вестник МВД РФ. 1996. № 3,4. с. 78.
25. Организованная преступность. //
М. 1996. с. 352.
26. Организованная преступность.
//Под. ред. Долговой А.И. –М.: Юри–дическая литература. 1989. с. 352.
27. Организованная преступность – 4.
// Под. ред. Долговой А.И. –М.:
Криминологическая Ассоциация. 1998.
с. 280.
28. Овчинский В.С. Основы борьбы с
организованой преступностью. // М. 1996.
29. Проблемы борьбы с организованной
преступностью и коррупцией. /Сборник научных трудов.// Под. ред. Грибанова В.П.
ВНИИ МВД Рос –сии. 1995.
30. Смирнов Г.Г. Организованная
преступность и меры по её преду–преждению. // Учебное пособие. Екатеринбург.
ЕВШ МВД РФ. 1995. с. 32.
31. Сбирунов П.Н., Целинский Б.П.
Наркомания – опасность социальная. //Вестник МВД РФ. 1997. с. 71.
32. семёнов Э.Н. Оружие под контроль.
//Вестник МВД РФ. 1996. № 6. с. 61, 69.
33. Ярочкин В.Н. Организованная
преступность. Откуда исходит угроза. // М. 1995.
|