Центральная избирательная комиссия Российской
Федерации (ЦИК РФ) - особая властная
структура, статус которой определен федеральным законом "Об основных гарантиях
избирательных прав граждан" (от 6 декабря 1994 г. N56-фз.), установившему,
что
·
ЦИК РФ действует на постоянной основе, срок полномочий Комиссии -
4 года
·
Комиссия состоит из 15 членов. Пять членов Комиссии назначаются Государственной
Думой из числа кандидатур, предлагаемых депутатскими объединениями в
Государственной Думе; пять членов Комиссии назначаются Советом Федерации
из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (представительными) и
исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
пять членов Комиссии назначаются Президентом Российской Федерации.
·
Члены Центральной избирательной комиссии избирают из своего
состава тайным голосованием Председателя, заместителя Председателя и секретаря
Комиссии.
·
Член ЦИК может уйти в отставку только по собственному желанию или
же после вступления в силу обвинительного приговора суда в его отношении.
·
Досрочный роспуск Центральной избирательной комиссии невозможен
ни при каких основаниях
Новый состав Комиссии был сформирован в
марте 1999г.
24 марта 1999 г. Александр
Вешняков был избран Председателем ЦИК РФ.
Заместитель Председателя ЦИК РФ Александр
Власов.
В сентябре 1997 года вступил в силу новый Федеральный закон
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации", который установил порядок деятельности,
формирования и численный состав Комиссии. Федеральный закон зафиксировал, что
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является
государственным органом.
Полномочия и порядок деятельности Комиссии
устанавливаются также Федеральным конституционным законом "О референдуме
Российской Федерации", Федеральным законом "О выборах Президента
Российской Федерации", Федеральным законом "О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и
Регламентом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Новая
редакция Регламента Комиссии утверждена постановлением постановлением Комиссии
от 23 июня 1998 года.
В соответствии с
перечисленными законодательными актами и Регламентом
a) Комиссия
осуществляет в пределах своей компетенции руководство деятельностью
избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти,
а также руководство по проведению референдума Российской Федерации.
b) Комиссия
устанавливает результаты выборов Президента Российской Федерации, итоги голосования
при выборах депутатов Государственной Думы в целом по Российской Федерации,
определяет результаты референдума Российской Федерации и публикует их в печати.
c) Совместно
с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации (они также являются
государственными органами) Комиссия
;
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав и права
граждан Российской Федерации на участие в референдуме
;
организует разработку нормативов технологического оборудования,
необходимого для работы избирательных комиссий, комиссий референдума,
утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением
;
обеспечивает реализацию федеральных целевых программ, связанных с
подготовкой и проведением выборов и референдумов, развитием избирательной
системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей,
профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других
организаторов выборов и референдумов
;
осуществляет меры по организации системы финансирования выборов и
референдумов; единого порядка распределения эфирного времени между
зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными
блоками для проведения предвыборной агитации, установления итогов голосования,
определения результатов выборов и референдумов в Российской Федерации и порядка
опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов
;
распределяет выделенные из федерального бюджета средства на
финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, контролирует
их целевое использование
;
оказывает правовую, методическую, организационно-техническую
помощь избирательным комиссиям, комиссиям референдумов
;
заслушивает сообщения федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов и
референдумов
;
устанавливает нормативы изготовления (включая степень
защищенности) избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на
референдуме, списка избирателей, участников референдума и других избирательных
документов, а также документов, связанных с подготовкой и проведением референдума
;
рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие)
нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним мотивированные решения
;
осуществляет иные полномочия
Деятельность Комиссии осуществляется на основе коллегиальности,
свободного, открытого и гласного обсуждения и решения вопросов, входящих в ее
компетенцию.
Раздел II. Органы местного самоуправления РФ.
Глава 1. Местное самоуправление.
Часть 1 ст. 130 развивает положения о местном
самоуправлении как форме осуществления власти народом (ч. 2 ст. 3 Конституции)
и основе конституционного строя Российской Федерации (ст. 12). В данном
случае определяется его социальное назначение обеспечивать самостоятельное
решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и
распоряжение муниципальной собственностью.
В этой сущностной функциональной характеристике
местного самоуправления обращается внимание на ряд важных моментов. Первое:
назван субъект местного самоуправления - население. Ему как сообществу
граждан, проживающих на соответствующей территории, и каждому в отдельности
гарантируется право на осуществление местного самоуправления непосредственно и
через своих представителей, причем независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к
религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям (см. ч. 2 ст.
3 Федерального закона "Об общих принципах организации местного
самоуправления в Российской Федерации" - СЗ РФ, 1995, N 35, ст. 3506).
Указанное право конкретизируется через систему специальных прав, предусмотренных
Конституцией:
избирать
и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в референдуме
(ч. 2 ст. 32); обращаться лично, а также направлять индивидуальные и
коллективные обращения в органы местного самоуправления (ст. 33); знакомиться
с документами и материалами органов местного самоуправления, непосредственно
затрагивающими права и свободы гражданина (ч. 2 ст. 24); определять структуру
органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 131); выражать мнение по поводу
изменения границ территорий местного самоуправления (ч. 2 ст. 131); защищать
право на местное самоуправление и образующие его права в судебном порядке
(ст. 46). Прецедент последнего был создан определениями Верховного Суда
Российской Федерации от 1 марта 1995 г. (Государство и право, 1995, N 7, с.
12-18), который поддержал решения Ярославского областного суда по жалобам
граждан и регионального отделения "Демократической России" на
правовые акты губернатора Ярославской области, нарушающие права местного самоуправления,
в частности право самостоятельно формировать свои органы и распоряжаться
собственными средствами.
Второе:
в общем виде сформулировано поле деятельности местного самоуправления -
"вопросы местного значения", под которыми понимаются вопросы
непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального
образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в
соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом,
законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 1 Федерального закона
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской
Федерации"). В их перечень Конституция включает жилищное строительство и
распределение жилья (ст. 40), муниципальное здравоохранение (ст. 41) и
образование (ст. 43), управление муниципальной собственностью, охрану
общественного порядка и др. (ст. 131, 132). Подробнее об этом сказано в
упомянутом Федеральном законе, где названо 30 предметов ведения местного
самоуправления и определено, что "муниципальные образования вправе
принимать к своему рассмотрению иные вопросы, отнесенные к вопросам местного
значения законами субъектов Российской Федерации, а также вопросы, не
исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных
образований и органов государственной власти" (ч. 2 ст. 6). Третье:
установлена экономическая основа местного самоуправления с наделением
населения правами собственника - владения, пользования и распоряжения этой
собственностью. Она признается и защищается наравне с другими формами собственности
(ч. 2 ст. 8 Конституции). Федеральный закон "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации" под
муниципальной собственностью понимает собственность муниципальных образований
- городских, сельских и иных (ч. 1 ст. 1). В ее состав, согласно названному
Закону (ст. 29), входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные
фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли
и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности,
муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие
финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые
помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и
спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Субъекты Российской Федерации передают в собственность
муниципальных образований объекты, находящиеся в собственности субъектов
Российской Федерации, необходимые для решения вопросов местного значения, в
соответствии с разграничением полномочий между субъектами Российской Федерации
и муниципальными образованиями,
а
также между муниципальными образованиями. Споры, возникающие по этому поводу,
разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке. Органы
местного самоуправления управляют муниципальной собственностью. Они же от
имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении
имущества, входящего в состав данной собственности; в случаях, предусмотренных
законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований,
это право может быть реализовано населением непосредственно. В соответствии с
Законом органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной
собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим
лицам, сдавать их в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также
совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные
сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых
или передаваемых в пользование объектов. В интересах населения они могут
устанавливать условия использования земель, находящихся в границах
муниципального образования. Муниципальная собственность может быть
приватизирована. При этом порядок и условия ее приватизации определяются
непосредственно населением или представительными органами местного
самоуправления. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности
поступают в полном объеме в местный бюджет.
Право
муниципальной собственности регулируется Гражданским кодексом Российской
Федерации (ст. 125 и др.). Им, в частности, закреплено, что особенности
приобретения и прекращения права собственности на имущество, включая
имущество, находящееся в собственности муниципального образования, могут
устанавливаться лишь законом (ч. 3 ст. 212). Четвертое: местное самоуправление
обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Самостоятельность - определяющая черта местного самоуправления. Она выделяется
при его характеристике как основы конституционного строя (ст. 12 Конституции)
и в других случаях (ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132); реализуется в пределах
установленных полномочий; производна от реально обеспеченных материальных,
финансовых и других условий функционирования местного самоуправления;
корреспондирует ответственности органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления; получает конкретное правовое выражение и
гарантируется (см. комментарий к ст. 12).
Часть 2 ст.130 раскрывает организационный механизм
функционирования местного самоуправления. Ведущую роль в нем играют формы
прямого волеизъявления граждан. На первое место в этом отношении Конституция
ставит референдум. Он, согласно федеральному закону "Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяется
как голосование по вопросам местного значения (ч. 1 ст. 1). Этим же Законом
устанавливаются общие правила, касающиеся местного референдума (ч. 1 ст. 8, 22,
44, 52, 57), в том числе закрепляется, что:
- решение о его проведении принимается
представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или
по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. В
случае, если в муниципальном образовании представительный орган местного
самоуправления не сформирован, местный референдум может назначаться главой
местной администрации (главой местного самоуправления) по требованию граждан в
количестве не менее 5% числа избирателей муниципального образования;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|