** Удельная площадь пола,
Однако показатель статическая нагрузка может характе-
ризовать также степень использования вагонов на объектах
погрузки (станции, отделении дороги, дороге, сети). В этом
случае величина статической нагрузки зависит от перевози-
мых грузов, имеющих различный объемный вес и, следова-
тельно, по-разному использующих погрузочный объем ваго-
нов; осности и грузоподъемности вагонного парка, способов
укладки груза.
Рассчитывают фактическую статическую нагрузку по фор-
муле :
где общее количество тонн груза, погруженного в вагоны на сети дорог, дороге,
отделении, станции,
отдельным грузоотправителем;
— количество
загруженных вагонов.
Динамическая нагрузка характеризует использо-
вание грузоподъемности вагонов в процессе перевозки, т. е.
с учетом расстояния пробега. Средняя динамическая нагруз-
ка показывает количество эксплуатационных тонно-километ-
ров, приходящееся на
1 вагоно-километр. Различают среднюю
динамическую нагрузку груженого вагона и вагона рабочего
парка, учитывающую порожний пробег.
Динамическая нагрузка груженого вагона
где — грузооборот на сети, дороге, отделении, т.км. нетто;
— пробег груженых
вагонов, вагоно-км.
Увеличение динамической нагрузки вагона способствует
повышению производительности вагона, которая рассчитыва-
ется по формуле:
где , —
среднесуточный пробег вагонов, км/сут;
— коэффициент порожнего пробега вагонов.
В значительной степени эксплуатационные качества кон-
струкции вагонов грузового парка определяются их массой
в порожнем состоянии (тарой), которая указывается на раме
вагонов, так же как и грузоподъемность.
Система нумерации подвижного состава
позволила в восьмизначном номере объединить неповторяю-
щийся инвентарный номер, присвоенный данной единице
подвижного состава, основную характеристику его и кодо-
вую защиту достоверности считывания номера.
Первая цифра характеризует род подвижного состава:
2 — крытые грузовые вагоны, 4 — платформы, 6 — полуваго-
ны, 7 — цистерны, 8 — изотермические вагоны, 3 и 9 — про-
чие вагоны (специализированные и др.).
Общим для всех грузовых вагонов (кроме номеров прочих
вагонов, начинающихся с цифры 3) является кодирование
осности. Второй знак номера характеризует осность и основ-
ные характеристики вагона. Цифры 0-8 обозначают четы-
рехосные, цифра 9 — восьмиосные вагоны. Все шестиосные
вагоны и транспортеры отнесены к прочим вагонам, номера
которых начинаются с цифры 3
(у шестиосных вторая цифра
номера — 6, у транспортеров — 9). Кроме осности, вторая циф-
ра определяет: для крытых вагонов — объем кузова (0 — до
120 м', 1 — более 120 м', 4 — более 120 м' с уширенными
дверными проемами), для платформ — длину рамы
(0 — до
13,4 м, 2 — 13,4 м и более), для четырехосных полувагонов—
наличие люков в полу и торцовых дверей
(0— с люками и
торцовыми дверями, 4 — с люками без торцовых дверей, 8—
с глухим кузовом), для цистерн — специализацию, для реф-
рижераторных вагонов и ледников — особенности конст-
рукции.
Четвертый, пятый и шестой знаки в номере вагона опре-
деляют их порядковый номер и характеристик не содержат.
В седьмом знаке цифра 9 свидетельствует о наличии у ваго-
на (кроме рефрижераторных) переходной площадки. Вось-
мая цифра — контрольная. С ее помощью проверяется пра-
вильность считывания (передачи) номера. Она наносится
слитно с остальными цифрами номера.
Контрольная цифра рассчитывается следующим образом:
Номер вагона 7 4 8 5 4 6 8
Множитель 2 1 2 1 2 1 2
Поразрядное
Произведение 14 4 16 5 8 6
16
Поразрядная
Сумма 1+4+4+1+6+5+8+6+1=42
Контрольным знаком является число, дополняющее по-
разрядную сумму до ближайшего целого десятка. Если по-
разрядная сумма кратна 10, то контрольный знак равен
нулю. В рассматриваемом примере контрольным знаком бу-
дет цифра 8.
Документальное оформление перевозок
При
перевозке грузов заключается договор перевозки между железной дорогой и
отправителем. Согласно Уставу, дорога обязуется по договору доставить вверенный
ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его получателю,а отправитель —
уплатить за перевозку установленную плату.
Содержание договора перевозки излагается в накладной. После оформления
накладная принимает форму и силу договора перевозки, заключаемого
грузоотправителем и дорогой в пользу третьего лица. Несмотря на то, что
грузополучатель
не участвует в оформлении этого договора на станции отправления, он также
входит в договорные отношения и обязан выполнять определенные требования:
принять и вывезти груз, очистить подвижной состав, внести дополнительные
платы и сборы, возместить убытки, если они возникли в процессе перевозки данной
отправки. По договору грузополучатель приобретает право требовать доставки
груза в срок и в полной сохранности.
Договор вступает в силу, когда груз принят станцией
отправления вместе с накладной. Дату приема груза к перевозке удостоверяют
наложением на накладной календарного штемпеля станции.
Отправитель, предъявляя груз к перевозке, представляет станции отправления на
каждую отправку заполненный, сброшюрованный комплект перевозочных документов
(накладную, дорожную ведомость, квитанцию в приеме груза и корешок дорожной
ведомости). Бланки этих четырех документов, именуемых в дальнейшем «перевозочные
документы», одинаковы по размеру и расположению общих граф и реквизитов, что
дает возможность заполнять их на пишущей машинке под копировальную бумагу,
одновременно весь комплект.
Перевозочные документы приспособлены для обработки на ЭВМ и сочетают текстовые
данные с их кодовыми эквивалентами. Места, выделенные для кодирования
информации,
обведены жирными рамками и расположены преимущественно в двух вертикальных
колонках.
Н а к л а д н а я — основной перевозочный документ, сопровождающий груз
до станции назначения. Она заполняется грузоотправителем на каждую отправку и
при выдаче груза вручается получателю. От правильного заполнения накладной
во многом зависит сохранность грузов и выполнение сроков его доставки. Кроме
того, точное составление накладной способствует обеспечению безопасности
движения поездов, ускорению оборота вагонов и правильности расчетов за
перевозки.
Таким образом, накладная имеет юридическое и расчетное значение, поэтому ее
графы должны заполняться отправителем отчетливо на пишущей машинке без
подчисток и помарок, а изменения сведений, внесенных в накладную железной
дорогой, должны быть заверены подписью работника дороги и штемпелем станции.
На перевозки грузов в местном и прямом сообщении составляют накладные формы
ГУ-27 и ГУ-29-0 (комплект перевозочных документов) .
В связи с различием условий некоторых видов перевозок и с целью упрощения их
оформления и учета предусмотрено составление специализированных накладных на
перевозку
грузов в универсальных контейнерах, маршрутами и группами вагонов, на пересылку
порожних цистерн, специализированного подвижного состава и др.
Д о р о ж н а я в е д о м о с т ь — документ расчетно-финансового значения — содержит данные о сроке
доставки груза, о проследовании пунктов перехода с дороги на дорогу
(календарные штемпели станций перехода) и др. Дорожная ведомость вместе с
накладной сопровождает груз до станции
назначения. На станции назначения получатель расписывается в ней в получении
груза. Затем с отчетом о выданных грузах ведомость высылают в технологический
центр по обработке документов (ТехПД), а оттуда — в информационный
вычислительный центр дороги (ИВЦ). По дорожным ведомостям определяют
выполненный дорогами объем перевозок, доходы от них, правильность расчетов,
выполнение сроков доставки грузов.
Квитанция в приеме груза — юридический документ, подтверждающий прием дорогой
груза к перевозке от
отправителя, которому она выдается.
Корешок дорожной ведомости служит основным
документом для определения платы за перевозку при централизованных расчетах и
для учета и отчетности о выполнении плана перевозок. Он остается на станции
отправления, которая с отчетом об отправленных грузах пересылает его в
ТехПД, а оттуда — в ИВЦ дороги отправления для обработки и составления статистических
данных.
Для возможности выполнения карантинных, таможенных и административных правил
отправитель обязан вместе с перевозочными документами предъявить
соответствующие приложения: сертификаты, удостоверения о качестве хлебных
грузов, карантинные сертификаты и карантинные разрешения, ветеринарное
свидетельство на грузы, удостоверение о качестве скоропортящегося груза или
сертификат, качественный паспорт на нефтепродукты, таможенные разрешения (на
вывоз груза за границу) и др. Объявление ценности необходимо главным образом
для того, чтобы при полной или частичной утрате, порче или повреждении груза не
возникло затруднений в определении размеров убытка, который необходимо
возместить отправителю или получателю. Устав предусматривает возможность
перевозки с объявленной ценностью. Во всех случаях объявленная ценность не
должна превышать стоимости груза.
Станции предоставлено право вскрывать отдельные места для проверки фактической
стоимости груза и объявленной ценности. Разногласия в определении цены между
дорогой и отправителем регулируются экспертизой с оформлением акта.
При объявлении ценности грузоотправитель обязан составить опись мест в двух
экземплярах, а при перевозке домашних вещей в контейнерах — в трех экземплярах.
В
описи грузоотправитель указывает станцию отправления и назначения, отправителя
и получателя, род упаковки, отличительные знаки, объявленную ценность и
название предметов, упакованных в каждом месте, их число и ценность каждого. В
конце описи указывается общая сумма объявленной ценности. Опись подписывается
грузоотправителем. В приеме
описи в ней расписывается товарный кассир, который одновременно проставляет
номер перевозочного документа и календарный штемпель. Один из двух экземпляров
описи возвращают грузоотправителю, второй остается в делах станции и всегда
может быть затребован службой грузовой и коммерческой работы дороги
назначения.
Заполненную накладную отправитель обязан до предъявления груза к перевозке
предъявить станции для получения разрешения (визы) на завоз груза, занятие
подвижного состава и погрузку. Порядок визирования устанавливается начальником
станции. Обычно накладные представляют в товарную контору, а их визирование
производится начальником станции или по его поручению заведующим товарной
конторой. Прежде чем завизировать накладную, станция должна тщательно
проверить полноту ее заполнения и соответствие внесенных в нее данных
требованиям Правил. При этом проверяют: предусмотрена ли перевозка данного
груза планом и заданием, соответствует ли наименование станции
и дороги назначения Тарифному руководству № 4 (кн. 2) и
открыта ли эта станция для выполнения коммерческих операций с данным грузом;
нет ли временного запрещения или ограничения перевозки груза на данную станцию;
полноту сведений о наименовании грузополучателя, его адресе, коде;
соответствует ли наименование груза Тарифному руководству. Если, согласно
Правилам, к накладной должны быть приложены сопроводительные документы, то
проверяется наличие их и отметок о них в накладной.
При визировании накладной в соответствующих графах указывают номер плана, в
счет которого принимается груз, дату ввоза и погрузки груза. Указанные данные
заверяются подписью начальника станции или работника, визирующего накладную,
после этого она возвращается грузоотправителю.
Грузы могут предъявляться отправителем к перевозке как на местах общего, так и
необщего пользования.
Завоз груза на места общего пользования и прием его к перевозке производятся
отправителем по предварительно завизированной накладной. Завезенный груз вместе
с накладной предъявляется приемосдатчику станции, который проверяет наличие на
ней визы. Тщательным наружным осмотром он должен убедиться в том, что
предъявленный груз и его количество соответствуют данным, указанным в
накладной, а упаковка не вызывает опасений в утрате, порче или повреждении
груза.
Одновременно с осмотром грузовых мест проверяют наличие. на них транспортной
маркировки.
При приеме к перевозке домашних вещей приемосдатчик
обязан проверить (перевеской на весах) массу грузовых
мест, которая должна указываться в накладной отдельной
строкой по каждому наименованию вещей.
О приеме груза к перевозке приемосдатчик записывает в
книгу приема груза к отправлению (форма ГУ-34). По окончании указанных операций
приемосдатчик на оборотной стороне накладной в графе «Ввоз груза по частям»
записывает
данные о ввозе груза, удостоверяя их своей подписью, и пересылает ее в товарную
контору.
В соответствии с Уставом при сдаче грузоотправителем
и приеме дорогой к перевозке груза должна быть определена
и указана в накладной его масса. В зависимости от вида
груза его масса может быть определена следующими способами: на весах, по
трафарету, по стандарту, расчетным путем, по обмеру и условно.
.Масса тарных и штучных грузов определяется только по
трафарету, который должен быть нанесен отправителем на
грузовых местах до предъявления их к перевозке.
Масса грузов, перевозимых насыпью или навалом, определяется взвешиванием на
вагонных или элеваторных весах.
В случае отсутствия вагонных весов масса грузов, перевозимых навалом,
определяется по обмеру или расчетным путем. Массу по обмеру определяют по
специальным таблицам.
Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, производится путем
взвешивания или по обмеру,
путем замера высоты налива и установления объема налитого груза с применением
специальных калибровочных таблиц, издаваемых МПС. При этом масса нефтепродуктов
определяется только по замеру, пищевых грузов — на вагонных весах, а при
отсутствии их — на товарных весах. При определении массы по замеру отправитель
обязан указать в накладной высоту налива, температуру и плотность продукта.
Масса грузов, перевозимых в бункерных полувагонах, лесных грузов и дров
определяется условно.
Способ определения массы груза отправитель обязан указать в соответствующей
графе накладной, что имеет важное значение, поскольку в зависимости от этого
устанавливается порядок выдачи груза получателю.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|