Основным правоприменителем в сфере разрешения споров о
праве теперь становится суд, поскольку именно на него ст. 18 Конституции РФ
возлагает задачу по обеспечению (в случае возникновения споров) защиты прав и
свобод человека и гражданина. Исходя из этого, все другие органы,
управомоченные законом на разрешение споров о праве, должны теперь
рассматриваться только как органы их предварительного, досудебного разрешения,
решение которых по заявлениям не согласных с ними заинтересованных лиц в полном
объеме являются предметом контроля со стороны суда; решения же судов никаким
другим несудебным органам неподконтрольны и могут быть в установленной законом
процедуре пересмотрены только вышестоящими судами.
Полная компетенция суда по самостоятельному разрешению
всех вопросов фактов, имеющих значение для данного дела и необязательность для
него решений несудебных органов, в которых содержатся выводы об этих фактах
(заключения различных комиссий, решения органов исполнительной власти,
постановления следственных органов и др.), основана на положениях ст.46
Конституции РФ, в силу которой все несудебные решения, нарушающие права
человека и гражданина, могут быть обжалованы в суд. Поэтому теперь суд не
связан выводами несудебных органов по вопросам фактов, имеющим значение для
дела, и самостоятельно разрешает их с учетом доводов и возражений сторон и
представленных ими доказательств.
На основании вышесказанного в
эволюции института подведомственности следует выделить несколько значительных
периодов:
1) до 1 января 1988г. судам были подведомственны те дела,
которые были прямо предусмотрены законодательством;
2) с 1 января 1988г. до 1 июля 1990г. — все дела о защите
прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда
законодательством (в том числе и подзаконными актами) был установлен иной
порядок их разрешения;
3) с 1 июля 1990г. до 17 сентября 1991г. — все дела о
защите прав и охраняемых законом интересов граждан, кроме случаев, когда
законами (но не подзаконными актами) был установлен иной порядок их разрешения;
4) с 17 сентября 1991г. — все дела о защите прав, свобод и
охраняемых законом интересов, без ограничения.
Таким
образом, законодательство СССР и РСФСР в своем развитии прошло путь от
установления довольно узкой судебной подведомственности — отнесения к ведению
судов строго определенных категорий дел индивидуального значения при
возможности произвольного (по усмотрению законодательных и других органов,
управомоченных на нормотворческую деятельность) изъятия тех или иных категорий
дел из подведомственности судов, которая сохранилась почти на всем протяжении
его истории, к установлению (на последнем этапе развития) широкой
подведомственности — отнесению к ведению судов всех дел о защите прав и охраняемых
законом интересов индивидуального значения, не допуская никаких изъятий из нее,
и дел общего значения.
Так как же понимается
подведомственность в настоящее время?
Глава 1. Теоретические
аспекты
Существует несколько точек зрения относительно определения
понятия «подведомственность». В основном различие заключается в том, что одни
авторы считают подведомственность материально-правовым институтом, другие – гражданско-процессуальным.
Например, П.С. Дружков считает, что подведомственность
правильнее относить к «…межотраслевым материально-правовым институтам…»[3], что «нормы подведомственности» не
являются процессуальными, поскольку они «устанавливают компетенцию различных
органов государства и общественности в решении производственно-хозяйственных,
оперативных и др. вопросов».[4]
Основываясь на этом, П.Ф. Елисейкин определяет подведомственность как «свойство
дела, позволяющее разграничить отдельные формы защиты субъективного права или
охраняемого законом интереса» [5].
Данная точка зрения критикуется, и многие авторы склонны
считать, что подведомственность – это процессуальный институт[6] и есть ни что иное как «…предпосылка,
обязательное условие возбуждения деятельности соответствующего юрисдикционного
органа по разрешению определенных юридических дел»[7].
Наиболее предпочтительным представляется определение,
которое дается в учебнике по гражданскому процессу под редакцией М.С. Шакарян:
Подведомственность — это
«относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и
иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных
(государственно-общественных) органов и третейских судов» [8].
Она определяет круг споров о праве и иных материально-правовых
вопросов индивидуального значения, разрешение которых отнесено к ведению тех
или иных органов государства, общественности либо органов смешанного
характера.
Данный
вопрос также является дискуссионным.
Не
вызывает сомнения делить подведомственность общую и специальную. В отношении
дальнейшего деления мнения авторов расходятся.
В первую
очередь обращает на себя внимание классификация, предложенная Ю.К. Осиповым.
Специальную подведомственность он делит на множественную и единичную (в
зависимости от количества органов которые полномочны решить спор),
множественную – на альтернативную, договорную, императивную, условную и
смешанную[9].
Классификация
судебной подведомственности гражданских дел проводится и в учебной литературе.
Так, в учебнике «Советский гражданский процесс» выделяются четыре вида судебной
подведомственности: исключительная (Ю. К. Осипов именует ее единичной), условная — когда по закону
требуется обязательное досудебное урегулирование сторонами спора в
претензионном порядке (Ю. К. Осипов не выделяет такого вида), смешанная (Ю. К.
Осипов называет ее императивной) и альтернативная (с включением в нее и
договорной подведомственности). Примерно те же виды судебной подведомственности
гражданских дел перечислены в другом учебнике «Советский гражданский процесс»,
за исключением смешанной (или императивной) подведомственности, а также вкладывается
иное содержание в понятие условной подведомственности. В частности, в качестве
этого вида подведомственности указывается на установленный законом порядок
взыскания различных видов задолженности в бесспорном порядке на основании
исполнительной надписи нотариуса. Но в тех случаях, когда утрачивается возможность
взыскания указанных сумм по исполнительной надписи нотариальных органов,
подобные требования становятся подведомственными суду[10].
Наиболее
обоснованной представляется классификация, предложенная П.С. Дружковым[11].
Он
также делит подведомственность на общую и специальную.
Общая
подведомственность определяет правила распределения споров между
юрисдикционными органами (суды, административные органы и др.), специальная же
устанавливает изъятия из общих правил. Она, в свою очередь делится на
альтернативную, исключительную, договорную и условную.
Альтернативная подведомственность имеет место тогда,
когда один из двух или более органов государства или общественности, которые вправе согласно закону разрешать данный спор
или правовой вопрос, избирается истцом либо лицом, обращающимся с просьбой о
рассмотрении правового вопроса, а также в отдельных случаях самим
юрисдикционным органом. Например, если гражданин считает, что действиями
должностного лица нарушаются его права и свободы, он вправе обратиться с
жалобой как в суд, так и к вышестоящему должностному лицу.
В тех случаях, когда закон специально (особо) устанавливает
подведомственность спора о праве или иного правового вопроса строго
определенному органу государства или общественности, следует говорить об
исключительной подведомственности. Например, только судом общей юрисдикции
могут быть рассмотрены дела о расторжении брака супругов, имеющих общих
несовершеннолетних детей. Только арбитражным судом могут быть рассмотрены дела
о несостоятельности (банкротстве).
Договорной называется подведомственность, определяемая
соглашением сторон, в случаях, предусмотренных законом (например, передача
дела на рассмотрение третейского суда). Если при договорной подведомственности
орган государства или общественности избирается по соглашению сторон, то при
альтернативной подведомственности — истцом, либо лицом, обращающимся с
просьбой о разрешении правового вопроса, а также в ряде случаев самим
юрисдикционным органом.
По мнению П.С. Дружкова, условная подведомственность — это
такая подведомственность, когда спор о праве или иной правовой вопрос подлежит
разрешению органом государства либо общественности при наличии условий,
указанных в законе. Однако более точно ее следует понимать как рассмотрение
споров различными органами в установленной законом последовательности
(например, вначале в КТС, затем - в суде), или рассмотрение споров судом при
условии соблюдения досудебного порядка урегулирования. Например, до предъявления иска в связи с перевозкой пассажира, багажа,
груза к перевозчику или в связи с буксировкой буксируемого объекта к
буксировщику обязательным является предъявление претензии к перевозчику или
буксировщику (ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ).
Правила специальных видов
подведомственности, во-первых, служат исключениями из правил общей подведомственности
при разграничении компетенции суда, арбитража и административных органов,
во-вторых, образуют компетенцию всех остальных органов государства и
общественности, рассматривающих споры о праве и иные правовые вопросы в порядке
гражданского судопроизводства и в административном порядке.
Глава 2. Практические
аспекты
Граждане и юридические лица могут защитить свои права в
судах общей юрисдикции, если они являются участниками спорного правоотношения в
делах:
1. По спорам, возникающим из гражданских, семейных,
трудовых, земельных, кооперативных и иных правоотношений, если хотя бы одной из
сторон в споре является гражданин;
2. По спорам, возникающим из публично-правовых отношений,
основанных на властном подчинении одной стороны другой, если подчиненной
стороной является гражданин;
3. Об оспаривании гражданами (объединениями граждан)
нормативных актов, проверка конституционности которых не осуществляется в ином
судебном (в том числе конституционном) порядке;
4. Об оспаривании отказов в регистрации средств массовой
информации и в выдаче им лицензий; об оспаривании решений об аннулировании
выданных лицензий, о прекращении или приостановлении деятельности средств
массовой информации;
5. По спорам общественных и религиозных организаций
(объединений) с органами государственной власти и должностными лицами или по
спорам этих организаций между собой и с другими организациями:
а) об оспаривании отказа в регистрации указанных
организаций или о прекращении (приостановлении) их деятельности;
б) о признании незаконными решений и действий
государственных органов, государственных служащих, органов местного
самоуправления, общественных объединений, избирательных комиссий и должностных
лиц по назначению организации и проведению референдумов, выборов в органы
государственной власти и местного самоуправления, а также о признании
недействительными результатов референдумов и выборов;
в) о защите деловой репутации и возмещении морального вреда
и др.
Также в судах общей юрисдикции рассматриваются дела особого
производства, перечисленные в ст.245 ГПК РФ. Кроме них в настоящее время судам
подведомственны еще две категории дел.
Закон РФ от 2 июня 1992 г. N 3185-1 "О психиатрической
помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" предусматривает судебный
порядок решения вопроса о госпитализации лица в психиатрический стационар в
недобровольном порядке (ст.33 указанного Закона), и ч.2 п.1 ст.27 ГК РФ
предусматривается судебный порядок объявления несовершеннолетнего лица
полностью дееспособным (эмансипация).
Вместе с
тем следует иметь в виду, что на основании ст. 116 ГПК РФ Верховному Суду РФ
подсудны также дела об оспаривании нормативных актов федерального уровня,
принятых ведомствами, которые не относятся к федеральным органам исполнительной
власти. Исходя из этого, Верховный Суд РФ рассматривает в качестве суда первой
инстанции дела об оспаривании нормативных актов, принятых Центральным банком
Российской Федерации и Генеральным прокурором РФ, а также действующих до
настоящего времени на территории Российской Федерации нормативных актов
министерств и ведомств Союза ССР.
Приведенный перечень носит открытый характер. В судах общей
юрисдикции могут рассматриваться и другие споры. Подведомственность данной
системы судов самая объемная, и сегодня она определяется, прежде всего, на
основе п. 1, 2 ст. 46 Конституции РФ, закрепляющих, что "каждому
гарантируется судебная защита его прав и свобод", а "решения и
действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть
обжалованы в суд". В то же время споры, отнесенные к предметной
компетенции Конституционного Суда РФ и арбитражных судов, не могут быть
рассмотрены в судах общей юрисдикции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|