на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Подведомственность гражданско-правовых споров

Следовательно, подведомственность правовых споров судам общей юрисдикции можно определить только методом исключения, т. е. судам общей юрисдикции подведомственны все споры, за исключением тех, которые отнесены к предметной компетенции Конституционного Суда (ст. 125 Конституции РФ) и арбитражных судов (ст. 22 АПК РФ).

По субъектному составу, а также характеру правоотношения можно определить предметную компетенцию военных судов, входящих в систему судов общей юрисдикции. Данным судам подведомственны жалобы военнослужащих на действия органов военного управления и воинских должностных лиц.

Следует отметить, что в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального конституционного закона "О федеральных административных судах в Российской Федерации", уже принятый в первом чтении. Он предусматривает отнесение к компетенции этих судов дел об оспаривании нормативных правовых актов.

2.1.2. Арбитражные суды

Общие правила подведомственности дел арбитражному суду установлены в ст. 22 АПК РФ:

1) субъектный состав участников и

2) экономический характер спора.

Субъектами споров, разрешение которых отнесено к под­ведомственности арбитражных судов, являются: юридические лица; граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имею­щие статус индивидуального предпринимателя, приобретен­ный в установленном порядке; организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не имеющие статуса ин­дивидуального предпринимателя (в случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами); Российская Федерация, субъекты РФ, государственные органы, органы местного самоуправления; иностранные организации, орга­низации с иностранными инвестициями, иностранные граж­дане и лица без гражданства, осуществляющие предприни­мательскую деятельность, если иное не предусмотрено меж­дународным договором РФ (ч.ч.1, 4, 6 ст.22 АПК РФ).

Характер споров, разрешение которых отнесено к подве­домственности арбитражных судов, определяет в общей фор­ме Конституция РФ (ст.127) и подробнее раскрывает АПК РФ (ст.ст.1, 2, 22). Это — экономические споры и иные дела, отнесенные к их компетенции АПК РФ и другими федераль­ными законами.

АПК РФ не дает определения понятия «экономические споры», а лишь при­водит примерный перечень, и указывает, что они могут возникать из граждан­ских, административных и иных отношений:

· о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;

· об изменении условий или о расторжении договоров;

· о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;

· о признании права собственности;

· об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

· о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

· о возмещении убытков;

· о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

· о защите чести, достоинства и деловой репутации;

· о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;

· об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

· о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;

· о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Анализируя содержание споров, признаваемых согласно ч.2 ст.22 АПК РФ экономическими, в совокупности с харак­теристикой субъектов споров, отнесенных к подведомствен­ности арбитражных судов, и выполняемыми ими задачами (ст.2 АПК РФ),  можно сделать следующие вы­воды об их характеристике.

Главным образом — это споры между указанными субъ­ектами, возникающие в процессе осуществления ими или одним из них (последнее относится к спорам, возникающим из административных отношений, в которых другой сторо­ной является государственный или иной орган) предприни­мательской деятельности.

Предпринимательской деятельностью в соответствии со ст.2 ГК РФ является самостоятельная, осу­ществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования иму­щества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в уста­новленном законом порядке.

Также эти споры должны вытекать из отношений по поводу имущества: вещей, которые имеют денежную оценку. Если споры носят неимущественный характер, они не могут быть признаны экономическими, поскольку без иму­щества не может быть экономики.[12]

П.С. Дружков предлагает относить к экономическим споры между указанными выше субъектами, возникаю­щие в связи:

· с осуществлением предпринимательской деятельности или с доступом к этой деятельности;

· с предъявлением иных имущественных требований.[13]

Оба критерия (субъектный состав и характер спора), по которым определяется подведомственность дел арбитражны­м судам,  должны учитываться в совокупности; при отсутствии любого из них спор подлежит разрешению в судах общей юрисдикции.

Необходимо обратить внимание на то, что принятый 16 июля 1998 г. Налоговый кодекс РФ расширил компетенцию арбитражных судов. Согласно ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ, судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

До принятия НК РФ вопрос о подведомственности дел об оспаривании нормативных актов решался однозначно: данные споры были подведомственны судам общей юрисдикции.

В настоящее время по вопросу обжалования нормативных актов налоговых органов существует правовая коллизия, позволяющая обжаловать такой правовой акт и в суд общей юрисдикции, и в арбитражный суд. В результате по заявлениям об обжаловании одного и того же правового акта налогового органа, рассмотренным двумя судами судом общей юрисдикции и арбитражным судом, могут быть вынесены противоположные решения.

Нормативные акты налоговых органов могут быть обжалованы в арбитражный суд при соблюдении двух условий:

а) характер спора должен быть экономическим;

б) субъектный состав участников правоотношений должен соответствовать субъектному составу, определенному в ст. 22 АПК РФ.

К индивидуальным предпринимателям Налоговый кодекс РФ наряду с физическими лицами, зарегистрированными в установленном порядке и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, относит также и "частных нотариусов, частных охранников, частных детективов" (ст. 11).

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства о нотариате нотариальная деятельность не является предпринимательством.

Целью деятельности частных детективов и частных охранников, согласно ст. 1 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", является защита законных прав и интересов клиентов.

В этой связи нельзя однозначно утверждать, что указанные лица могут обращаться в арбитражный суд с заявлением об обжаловании как нормативного акта, так и акта, имеющего ненормативный характер.

2.1.3. Конституционный суд

При определении дел, подведомственных Конституционному Суду РФ, следует исходить из принципа исключительности подведомственности дел Конституционному Суду РФ. На основании ст. 125 Конституции РФ, а также ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" можно определить круг дел, подведомственных Конституционному Суду. Такие дела и будут относиться только к подведомственности Конституционного Суда РФ и не могут быть приняты к производству и рассмотрены в других федеральных судах. В то же время все другие дела (не отнесенные к подведомственности Конституционного Суда) распределяются между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Данный, довольно простой подход сегодня осложнен одним обстоятельством: ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» не содержит единого института подведомственности. Он раскрыт через совокупность норм о «полномочиях» (ст. 3), «поводах и основаниях к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации» (ст. 36); «допустимости (запроса, жалобы, ходатайства)» (ст. 85,89,93,97,102,108); «пределах проверки» (ст. 86, 90, 94, 99, 104) и «праве на обращение» (ст. 84, 88, 92, 96, 101, 105, 107).

Это приводит к расплывчатости института подведомственности дел Конституционному Суду РФ и порождает широкое «усмотренческое» начало в этом вопросе самого Конституционного Суда РФ. Тем не менее, подведомственность дел Конституционному Суду РФ все же можно определить через анализ данных норм.

Правом на обращение в Конституционный Суд наделены граждане и объединения граждан, включая юридические лица и общественные организации. Такое обращение в Конституционный Суд допускается в случае нарушения их конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

При обращении с индивидуальной или коллективной жалобой в Конституционный Суд указанным субъектам следует помнить о следующем.

Во-первых, их права и свободы должны быть нарушены именно законом, а не другими актами. Под законом в данном случае следует понимать федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также конституции, уставы и законы субъектов федерации.

Во-вторых, данные законы должны затрагивать не любые, а именно конституционные права и свободы.

В-третьих, для обращения в суд необходимо, чтобы обжалуемый закон применялся или подлежал применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе.

Следует сказать, что российская система конституционного контроля представляет собой экспериментальную модель, в которую помимо Конституционного Суда РФ включены все другие судебные органы. Поэтому, сопоставляя п. 4 ст. 125 со ст. 46 Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что все другие (кроме законов) акты, нарушающие права и свободы граждан, подлежат обжалованию в другие суды.

Говоря о Конституционном суде РФ, следует упомянуть и Конституционные (уставные) суды субъектов, поскольку по своему правовому назначению они очень похожи.

Существующие федеральные суды своей предметной компетенцией, в целом, охватывают все могущие возникнуть правовые споры. Более того, иногда возникает ситуация, когда один и тот же спор оказывается в альтернативной подведомственности федеральным судам (как, например, в случае с участием в споре иностранного субъекта). В связи с этим конституционные (уставные) суды субъектов РФ как бы выпадают из общей судебной системы, и их предметная компетенция неизбежно начинает затрагивать предметную компетенцию федеральных судов. Учитывая множественность субъектов федерации, а также неразработанность единого законодательства о конституционных уставных судах субъектов РФ, четко определить их подведомственность не представляется возможным.

Однако общий подход к определению подведомственности конституционных (уставных) судов РФ изложен в п.1 ст. 27 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Там закреплено, что "конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации может создаваться субъектом Российской Федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации".

2.2. Разграничение подведомственности между судами

Общим основанием разграничения подведомст­венности является характер правоотношения, из которого возникает спор. Другим общим основанием разграничения подведомственности служит субъектный состав сторон. Последнее основание применяется при разграничении компетенции суда и арбитража по спорам, возникающим из граж­данских правоотношений.

Наряду с отмеченными общими основаниями разгра­ничения подведомственности иногда выделяют и особенные (специальные) основания. В качестве таковых могут выступать, в частности, различные соображения поли­тического и практического характера, а именно, стрем­ление законодателя усилить контроль за разрешением тех или иных споров, усилить правовые гарантии защи­ты прав отдельных категорий субъектов, целесообразно распределить работу по разрешению споров между раз­личными юрисдикционными органами и т. д. Специаль­ные основания обычно используются законодателем в целях установления отдельных исключений из общих оснований разграничения подведомственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.