Реферат: Понятие государства
Содержание
1.
Введение
2.
Понятие государства
3.
Признаки государства
4.
Формы правления в государстве
5.
Функции государства
6.
Заключение
7.
Литература
1.
Введение.
Государство , политика , право и законодательство , являются , как , известно ,
объектами исследования различных гуманитарных наук / юриспуденции , социологии
, политологии и т.д. /.
Политические и правовые учения появились лишь в ходе довольно долгого
существования ранне классовое общество и государства.
Теория государства и права , как и всякая наука , имеет свою историю
возникновения , становления и развития. Без изучения теории государства и права
невозможно анализировать современные политические процессы и явления.
Наука
о государстве зародилась в странах Древнего востока , но наивысшего расцвета в
Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Выдающийся мыслитель античности Платон / 427 –397 г.г. до н.э. / написал
произведение «государство» , « законы». Предшественники Платона
софисты /
Протогор , Протик и др./ утверждали , что политика и государство это чисто
человеческое дело. «Человек – есть мера всех вещей» , а потому справедливость
не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть
продукт соглашения между людьми , противоречивое и не изменчивое творение
человеческого разума.
Платон
находил подобные учения неверными , что они , по его мнению
призывом к
неповиновению законам. Не смотря на достигнутые договорённости , люди могут
нарушать условия договора и тем самым нарушать установленный порядок в
обществе. Согласно Платону , «естественным » путём возникают возникают лишь
«порочные формы государства ». К таким порочным формам он относит тимократию ,
аллигархию , демократию и тиранию. Тимократия – это власть честолюбцев.
Честолюбие влечёт за собой страсть к обогащению. В результате тимократия
переходит в
олигархию – господство немногих богачей. При этой форме
общественного
устройства существует как бы два государства : одно для богатых , другое для
бедных. Между ними идёт непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается
установлением демократии – власти большинства .
Демократическое
государство сверх нормы « пропитана свободой ». Чрезмерная свобода для
отдельного человека и для государства превращается в рабство. В данных условиях
власть захватывает какой – либо сильный род , а самый ловкий и коварный из его
среды становится тираном.
Так демократия неизбежно превращается в тиранию –
наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна , а постепенно
разрушается. Всё повторяется заново. Для того чтобы разорвать этот порочный
круг , Платон , предлагает вариант идеалього государства – справедливого
правления « аристократов духа » - мудрецов. В нём должно быть « красивым всё в
целом » , сохраняется всеобщность государственного принципа : свобода
государства в отношению к индивиду. Основным условием и принципом совершенного
государства Платон выделяет справедливость , состоящую в том , что каждому
гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение. Он вводит
строгую иерархию сословий : философы - правители , стражи – воины ,
ремесленники и крестьяне – занимаются физическим трудом , а также строго
контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего
: ни семьи , ни
собственности
- всё общее. Идея Платона о разделении труда , лежащая в основе возникновения
государства.
Аристотель / 384 – 322 гг. до нашей эры / делает попытку анализа реальных форм
государственного устройства посредством изучения фактического материала.
Аристотель утверждал , что человек – «политическое животное и поэтому несёт в
себе инстинктивное стремление к совместному жительству » , развитие общества
идёт от семьи к общине , а от неё к государству – полису. Он связывает функции
и предназначение государства с высшей природой целью человеческих существ –
общением.
Государство ,
как семья и община , выступает формой общественных связей ,
к тому же
высшей. Поэтому , по мысли Аристотеля , человек есть «животное
государственное
».
Все
формы государства Аристотель разделяет на правильные и неправильные.
Правильными являются те , где истинная цель состоит в общем благе. К
неправильным относятся такие формы , в которых имеются выгоды одних правителей
, а не народа. Государственный строй , по Аристотелю , представляет из себя
такой порядок , при котором господство принадлежит законно установленной
власти. К правильным государствам он относит монархию или царство ,
аристократию или господство лучших и « политию » или республику. Каждой
правильной форме противопоставляется
неправильная : тирания , где
имеется в виду только польза правителя ; олигархия , где правят богатые для
собственной выгоды ; Демократия , где властвуют бедные , имея в виду только
себя.
В учении Аристотеля , как и
у Платона , имеют место тоталитарные тенденции : человек – часть государства ,
личные интересы строго подчинены общественному благу. Гражданин – это частица
политической общности. Граждан Аристотель называл свободными людьми , но
свободу он понимал как противоположность рабству. Граждане занимаются военными
,
судебными и законодательными
делами , а сельское хозяйство и промышленное производство – это удел рабов. Граждане
могут иметь частную собственность , но пользоваться ею , по мнению Аристотеля ,
следует сообща т.к. неравенство становится причиной возмущений и переворотов.
Политический идеал Аристотеля – государство , в котором только закон есть сила
, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма
государственного строя , основанная на стремлении объединить интересы бедных и
богатых.
В Древнем Риме Марк Тулий
Цицерон / 106 – 43 гг до н.э. / в работах « О государстве » и « Законы » уделял
большое внимание разработкам проблем правового равенства. Согласно Цицерону ,
государство и право возникают не по произволу , а в соответствии со всеобщим
требованием природы , включаемым в том числе , и веления человеческой природы.
Государство , по Цицерону , основано на всеобщем равенстве и справедливости ,
оно также является делом народа и возникает в результате согласия в вопросах
права и общности интересов. Причиной образования государств является охрана
собственности. В основе права лежит справедливость , первым требованием которой
является не навредить другим и не покушаться на чужую собственность.
Цицерон выделяет три
формы государства : царская власть , власть оптимистов /аристократии / ,
народная власть /демократия /. Лучшей формой государства Цицерон считает
смешанную форму , важнейшим достоинством которой является прочность государства
и правовое равенство его граждан. Важным в учении Цицерона является рассмотрение
гражданина как субъекта правового общения. Он также впервые выделяет «право
народов» , существенным принципом которого является необходимость соблюдения обязательств
, налагаемих международными договорами.
В средние века учение об
общественном устройстве предложил Августин Авелий / 354-430 гг./ и Фома
Аквинский / 1224 –1274 гг. /.Епископ Иппонийский Августин выдвинул учение о
двух градах : божественном и человеческом. Согласно этому учению все люди
принадлежат к одному из этих «градов». Человеческий град – это град проклятых
Богом людей , нечестивцев , которые обречены на гибель. Град божий или Божье
царство образуют праведники , которые предопределены к спасению. С приходом
Христа и созданием христианской церкви « град Божий » реализуется через
деятельность церкви. Отсюда проистекает получившая широкое распространение в
средневековье идея господство церкви над государством,
духовной власти над светской. На
ней базируется мысль о вселенских правах папы Римского на власть , его право назначать
и смещать государей.
Доминиканский монах Фома
Аквинский учил , что повиноваться властям следует лишь в той мере , в какой они
благословенны духовной властью. Если же власть просто завоёвана , отобрана у
законного правителя , то всякий вправе ей сопротивляться. Точно также можно и
должно не повиноваться распоряжениям властей , если они предписывают греховные
деяния. Фома Аквинский бал сторонником монархии. Однако он различал два типа
монархии : абсолютную и политическую. Политическую монархию он считал
предпочтительней , так как в ней монархи руководствуются законом и действуют в
его пределах.
В эпоху Возрождения в
Западной Европе значительную роль в развитии
науки о государстве сыграл
итальянец Никколо Макиавелли /1469 – 1527 гг/.
В работах « Государь » и «
Рассуждения па первую декаду Тита Ливия » он рассматривает государство как
политическое состояние общества : отношение властвующих и подвластных , наличие
соответствующим образом устроенной , организованной политической власти ,
юстиции , учреждений и законов. При рассмотрении формы государственного
устройства он отдаёт предпочтение республике , а не монархии. Единовластие
необходимо при создании и реформировании государств , а республиканское
правление является лучшим для поддержания государственной власти. Макиавелли
отмечает также большое влияние на государство борьбы противоположных классов :
простого народа и элиты , имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе
сил он выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную
республику или смешанную форму государства , в которой сочетается
демократический , аристократический и монархический элементы власти.
В эпоху зарождения
капиталистических отношений в Западной Европе развитие мысли о государстве
связано с целой плеядой таких философов , как Т. Гоббс , Дж. Локк , Б. Спиноза
, Ш. Монтескье , М.Ф. Волтер , Ж.-Ж. Руссо и др. Одним из основоположников
теории общественного договора является английский мыслитель Томмас Гоббс /1588
– 1679 гг./. В работе « Левиафан или материя , форма и власть государства » он
описывает хаос естественного догосударственного существования людей , жизнь без
красоты , промышленной культуры. В этом обществе были только конфликты , но
люди , будучи разумными , нашли выход из хаоса – общественный договор. Они
согласились передать все свои права монарху и подчиниться в обмен на закон.
Политика и её носитель , государство , по мнению Гоббса , учреждаются людьми
путём договорённости между собой , индивиды доверяют единому лицу , верховной
власти над собой. Государство и есть
лицо , использующее силу и
средство для людей , как оно считает необходимым для их мира и общей зашиты.
Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал , что заключив
общественный договор и перейдя в гражданское состояние , индивиды утрачивают
возможность изменить форму правления , освободится из - под действия верховной
власти. По его мнению , могут существовать три формы государства : монархия ,
демократия и аристократия , которые различаются не природой и содержанием
воплощённой в них власти , а пригодностью к осуществлению той цели , для
которой они были установлены. Права государственной власти, по теории Т.Гоббса
, были вполне совместимы с интересами классов,
осуществляющих английскую
революцию. Совершенно очевидно , что по современным меркам Гоббс больше консерватор
, чем либерал , т.к. даже либеральную идею об общественном договоре он
интерпретировал так , что выводы оказались консервативными : свобода возможна
лишь в том случае ,
если люди передают право
распоряжаться ею монарху.
Дальнейшее развитие учения
о государстве и праве связано с именами Иммануил Кант /1727 – 1804 гг./ и
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля / 1770 – 1831 гг./. Кант в работах « К
вечному миру » и «Метафизические начала учения о праве » даётся обоснование
внутренних моральных истоков свободы человека и роли права в установлении
границ произвола. Человек, по Канту , - это цель , а не средство. Способность
человека « давать себе закон » и без всякого внешнего принуждения бороться за
осуществления этого закона выражает его моральную автономию. Высшей формой ,
обеспечивающей свободу , выступает правопорядок. В праве Кант видит гарант
невмешательства в процесс индивидуального самовоспитания. Каждый может быть
хозяином самому себе. Смысл принуждения , по Канту , состоит в эквиваленте
возмещения ущерба , который принёс потерпевший от преступления. Право обладает
принудительной силой , носителем которой выступает государство. Гегель
разрабатывает учение о свободной воле , которая соотносится с правом и
представлена в виде трех ступеней развития:
абстрактное право , моральность и
нравственность. Абстрактное право относится к проблемам собственности и договора
; учение о морали касается проблем умысла и вины , намерения и блага , добра и
совести ; учение о нравственности включает проблематику семьи , гражданского
общества и государства.
2.Понятие государства.
Понятие
государственная общественная организация содержит общие – основные признаки
государства . Некоторые из признаков государства состовляют относительно
неизменные основы государственной организации человеческого общества , а
некоторые из признаков , по мере развития общества теряют или изменяют новые
структуры и функции.
Само
понятие – это логически оформленная общественная мысль о классе предметов,
явлений. /2/
Существует несколько позитивных взглядов на признаки государства:
Страницы: 1, 2, 3, 4
|