Рисунок № 2 Форма правления.
5.Функции государства.
Функции
государства – это основные направления его деятельности
, выражающее сущность и назначение государства в
обществе.
В функциях государства
проявляется та реальная роль , которую оно играет в решении основных проблем
общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов
населения страны. Функции государства устанавливаются в зависимости от основных
задач , стоящих
перед государством на том или
ином этапе его развития и представляют собой средство реализации этих задач. Содержание
же задач государства определяется внутренним и внешним факторами. Функции
государства охватывают его реальность в целом. Таким образом , функции
государства необходимо отличать от видов государственной деятельности , нельзя
отождествлять с формами и методами их реализации. Различают внутренние и
внешние функции государства.
Внутренние функции – это
основные направления государства по управлению внутренней жизнью страны.
Экономические функция
выражается в выработке и координации государством стратегии и тактики развития
страны в наиболее оптимальном режиме. Экономическая деятельность государства
проявляется в установлении налогов , выдаче кредитов , инвестиций , определении
льгот в отношении некоторых товаров , в регулировании работы различных
субъектов хозяйственной деятельности , строительство инфраструктуры /дорог ,
мостов , плотин , транспортных , энергетических , информационных и других
систем / , выработке программ экономического развития и т.п. Государство должно
создать правовые основы рынка , т.е. как бы разработать « правила игры » для
хозяйствующих субъектов различных форм собственности действующих на рынке.
Также государство может осуществлять непосредственное управление предприятиями
некоторых особо важных отраслей народного хозяйства / энергетика , связь ,
атомная , оборонная промышленность , космонавтика , информатика и т. п. /.
Здесь оно выступает собственником средств производства , производителем
материальных благ.
Политическая функция
обусловлена необходимостью осуществления или гармонизации различных социальных
групп. Проведение референдумов , плебесцидов , выборов , позволяет государству
определить действительную расстановку социальных сил , учесть в своей политике
интересы различных
социальных групп и не допустить
их открытого столкновения. Особо важным представляется процесс формирования
парламента , который / в идеале / должен представлять как бы срез общества. В
Р.Ф. Государственная Дума формируется в основном по партийным спискам. На всенародных
выборах партии должны преодолеть 5% барьер. В итоге по результатам выборов в
Государственной Думе Р.Ф. заседают несколько партий , а те партии за которые
проголосовало менее 5% населения остались без депутатских мандатов. Т.е. мы
получаем тот Парламент за который часть населения не голосовала и
соответственно изначально встаёт вопрос о легитимности Парламента. Далее ,
государство обеспечивает защиту конституционного строя , государственного
суверенитета , ведёт правотворческую деятельность и официально представляет всё
население страны как во внутренних , так и во внешнеполитеческих делах.
Социальная функция. Её выполнение позволяет обеспечить
нормальные условия жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия
в производстве материальных благ , а также от возраста , пола , здоровья и т.п.
Государство в законодательном порядке устанавливает : минимальный уровень
оплаты труда , пенсий , стипендий , пособий больным , инвалидам , пожилым людям
, студентам , детям , матерям , безработным. В
государственном бюджете Р.Ф.
предусмотрено выделение предусмотренных средств на здравоохранение , культуру ,
образование и просвящение. Всё это,
позволяет людям вести достойную и
активную жизнь , способствующие их развитию. Однако и в этом деле нужна
осторожность : социальная политика проводится за счёт налогов и сборов ,
отчисляемых от предпринимательской деятельности , и если они высоки , то у
предпринимателей пропадает стимулы работать. Население может деградировать.
Нельзя также обеспечивать социальное регулирование по принципу уравниловки т.к.
это не обеспечивает прогресс общества.
Правоохранительная функция
, или функция по установлению и охране правопорядка – эта деятельность государства
по обеспечению точного и полного выполнения положений законодательства всеми
гражданами , организациями , государственными органами. Эта функция выполняется
различными методами. Среди них можно выделить метод правотворчества /разработка
и принятие законов и других нормативных актов / , метод правоприменения /
деятельность компетентных органов по применению мер юридической ответственности
/ , организационно – правово й , осуществляемый исполнительными органами /
регулирование ценообразование , разрешение митингов , демонстраций / и др.
Борьба с правонарушениями – очень важная сторона правоохранительной
деятельности государства.
Она ведётся с помощью всей
системы правоохранительных органов. В настоящее время , действия этой системы
не дают отдачи и преступность не снижается , правящая элита должна подумать над
тем , эффективно ли она управляет обществом.
Экологическая функция в
силу своей значимости выдвигается в разряд основных функций государства.
Человечество в связи с энтенсивной эксплуатацией природы и природных ресурсов ,
поставило себя под возможность полного уничтожения. Государство обязано
предусмотреть и обуздать этот процесс своими установлениями / в Российской
Империи :1/ постановление , закон /. /1/ Во многих странах разработано обширное
природоохранное законодательство , которое чётко регулирует деятельность людей
и организаций в области использования окружающей среды , а к его нарушителям
применяются суровые меры / начиная от предупреждений , солидных штрафов , и
кончая ликвидацией предприятий , являющихся источниками загрязнения окружающей
среды /.
Дополнительные функции :
строительство дорог , обеспечение национальной безопасности , ирригационных мелиорационных
и иных общественных систем , транспортная , борьба с последствиями стихийных
бедствий и др.
Внешние функции – это
основные направления деятельности государства на международной арене. Их выполнение
обеспечивает полноправное существование государства в современном мире ,
которой
становится всё более
взаимосвязанным.
Функция обороны всегда
имела первостепенное значение во все времена. Международные организации берут
на себя регулирование территориальных претензий и разрешение конфликтов между
государствами,
предупреждая их военное
столкновение. Не смотря на это , даже развитые страны , накопившие немалый опыт
в мирном сосуществовании , предпочитают держать свои вооруженные силы в
состоянии боевой готовности , поскольку еще далеко не все правящие элиты
прислушиваются к мировому сообществу , а современное вооружение позволяет любым
нецивилизованным правителям в короткие сроки и на больших расстояниях наносить
разрушительные удары. Современный мир не стабилен. Примером того служит
вооруженная агрессия военного альянса НАТО , без мандата ООН , против
Югославии. Данные действия альянса является довольно опасным прецедентом в
международном праве. В настоящее время функция обороны является одной из самых
главных.
Дипломатическая функция
способствует поддержанию приемлемых отношений со всеми странами независимо от
того , какой идеологии они придерживаются , какую систему хозяйствования они
используют. Нормальные добрососедские отношения – это тот минимум общения на
международной сцене , который позволяет достичь стабильности и процветания
всего человечества.
Внешнеэкономическая
функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств которая
проявляется в международном разделении труда , специализации и кооперировании
производства , обмене новейшими технологиями , координации товарооборота ,
развитие
кредитно – финансовых связей.
Экономическое сотрудничество эффективно между странами , территориально связанными
друг с другом / страны ЕЭС ,
СНГ , Лига арабских государств и
т.д. / , а также между странами с единой валютой / евро /.
Поддержка мирового
правопорядка / внешнеполитическая функция / заключается в политическом
сотрудничестве государств с тем , чтобы исключить глобальные вооруженные
конфликты. ООН является основным международным органом , координирующим
политические интересы существующих государств. Также Совет Безопасности – постоянный
орган ООН занимается вопросами политического урегулирования конфликтов.
Содействуют поддержанию политической стабильности и безопасности в мире и
региональные международные организации /Лига арабских государств Организация
африканского единства , Организация американских государств и др ./.
Культурное сотрудничество
между странами осуществляется на основе двухсторонних и многосторонних договорах
между государствами , неправительственными организациями / Международный союз
архитекторов,
Международный шахматный клуб ,
Олимпийский комитет и др./. В ООН культурную деятельность координирует ЮНЕСКО
/образование , наука и культура /.
Сотрудничество государств
в решении глобальных проблем современности / рациональное использование природных
ресурсов , охрана окружающей среды , сохранение энергии поддержка мира ,
контроль над
нераспостранением двойных
технологий , проведение демографической политики и др.
Внешняя деятельность
государств в современном мире тогда будет эффективной , когда она базируется на
общечеловеческих ценностях , международно – правовых актах , учитывает
национальные , экономические , культурные и религиозное особенности и интересы
всех народов , входящих в мировое сообщество / рисунок
№ 3 /.
экономическая обороны
политическая дипломатческая
социальная
внешнеэкономическая
правоохранительная поддержка мирового порядка
экологическая культурного
сотрудничества
обеспечение национальной сотрудничество государств
безопасности в
решении глобальных проблем
строительство объектов
общественного назначения экологическая
транспортная
информационная
информационная
борьба с последствиями стихийных
бедствий
Рисунок
№ 3 Функции государства.
6.Заключение
Мощные геополитические
разломы конца ХХ века наложились на целый комплекс давно ждущих своего решения
глобальных проблем человечества ,
которые можно подразделять на
четыре основные группы :
·
проблемы преимущественно социально – политического характера :
предотвращения ядерной войны ; прекращение гонки вооружений , разрешение
региональных , межгосударственных конфликтов ; строительство ненасильного мира
, на основе утверждения доверия между народами , упрочнения системы всеобщей
безопасности ;
·
проблемы преимущественно социально – экономического характера :
преодоления слаборазвитости и связанных с нею нищеты и культурной отсталости ;
обеспечение эффективного производства и воспроизводство мирового валового
продукта ; поиск и пути решения энергетического , сырьевого и
продовольственного кризисов ; оптимизация демографической ситуации , особенно в
развивающихся странах ; освоение в мирных целях околоземное пространства и
Морового океана ;
·
социально – экологические проблемы , обусловленные дальнейшим
ухудшением природной среды обитания людей. С особой остротой встала
необходимость проведения мероприятий по улучшению газовой оболочки атмосферы ;
по гармоничному развитию живой и неживой природы ; по рациональному
использованию естественного потенциала планет ; по предотвращению вредного
воздействия на природу военной деятельности;
·
проблемы человека , включая человеческие измерение общественного
прогресса ; соблюдение социальных , экономических и индивидуальных прав и
свобод ; ликвидацию голода , эпидемических заболеваний , невежества ; духовное
развитие личности ; преодоление отчуждения человека от природы , общества ,
государства , других людей и результатов собственной жизнедеятельности.
Вопрос о месте России в мировом сообществе , в том геополитическом
пространстве , которое образовалась после распада СССР , весьма непрост,
отзываются болью в национальном сознании. В этом плане показательна полемика в
российской прессе по вопросу о статусе России в мировом сообществе , её месте в
системе международных отношений. Одна из высказываемых точек зрения заключается
в том , что Россия , признанная официальной преемницей СССР , сохранив за собой
место постоянного члена Совета Безопасности ООН , обладая мощным ядерным
потенциалом , обречена быть «великодержавной». Оппоненты этой точки зрения ,
оперируя реальными показателями сократившейся базы ресурсного обеспечения
страны на международной арене / 76 % по территории , 60 % - по населению, 50
% - по ВНП от показателей СССР 1985 года / , низводят Россию лишь до уровня
региональной державы. Самоидентификация России в современном мире происходит в
труднейших условиях.
Во – первых , страна переживает глубокий кризис и всеохватывающий
социально – политический и духовный кризис. Идёт острая дискуссия вокруг
вопросов о стратегии модернизации , средствах и методах её реализации ; общество
расколото социально и политически , не способно сформировать сколько – нибудь
общепринятое понимание общероссийских национально – государственных интересов ,
в том числе и реализуемых на международной арене.
Во – вторых , фактом
является незавершенность становления России как
суверенного государства
современного типа. Признание Р.Ф. правопреемницей СССР в международных делах в
известной степени «затуманило» несколько самоочевидных вещей : что
государственность новой России не может выводиться из советской
государственности. Её нынешние лидеры , внеся определённый вклад в ликвидацию
СССР , тем самым отвергли связующие моменты с российской государственностью / в
том числе периода существования царской империи /. Борясь до обретения независимости
в декабре 1991 г. против центра , Россия во многом боролась и против себя , так
как лишилась преимуществ и возможностей единого хозяйственного комплекса.
В – третих, с разделом СССР
Россия была как бы оттеснена дальше в северную и восточную часть Европы , лишена
удобных выходов в Мировой океан , ослаблена инфраструктурно , так как вместе с
Украиной , Белоруссией и Прибалтикой от неё отошли и наиболее развитые в этом
отношении регионы. Россия отделена от Западной и Центральной Европы поясом
суверенных государств и выходит к Тихому океану наименее развитой своей частью.
Как новая Россия справится
с проблемами которые перед ней поставила
жизнь зависит и то какое будет
государство.
7.Литература
1.
Большой Юридический словарь. Издательство Инфра-М
город
Москва 1998 г.
2.
Основы Российского права. Издательство Инфра-М – НОРМА.
город
Москва 1997 г.
Т.В.
Квашнина. А.А. Кашанин.
3.
Теория государства и права. Издательство Интерстиль.
город
Москва 1998 г.
|