Реферат: Правовое государство
Оглавление
I. Введение.................................................................................................................................................................................... 2
II. Становление и развитие
идеи правового государства......................................................................... 3
III. Основные
характеристики правового государства.......................................................................... 8
IV. Проблемы и
перспективы формирования правового государства в России................. 22
V. Заключение.......................................................................................................................................................................... 31
VI. Список использованной
литературы:......................................................................................................... 32
I.
Введение.
Тема "Правовое государство"
заинтересовала меня тем, что при ее освещении необходимо постоянно проводить
сравнение между продекларированными законодательством идеями и реальной жизнью.
Мы живем в стране, которая по Конституции Российской Федерации является
правовым государством. Но то, что пишется в основном законе, не дает нам повода
утверждать, что это именно так. На мой взгляд, у нас еще не все полностью
осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда
определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество,
то есть соответствующая зрелость традиционного общества. А в России общество
еще не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и
реализующие свои разнообразные потребности и интересы.
Актуальна эта тема еще тем, что
представляется возможным сравнить уровень развития гражданского общества,
демократии, плюрализма, прав и свобод за рубежом и у нас в стране, понять их
социальную значимость для построения правового государства.
Особый интерес возникает,
когда сугубо теоретические характеристики правового государства проецируются на
общественно-политическую жизнь города и области.
Знание основ теории
государства и права дает возможность грамотно оценить публичные заявления политиков
и практические шаги государственных органов власти на пути формирования
правового государства. Такие знания помогают понять, на каком уровне
строительства правового государства мы находимся.
II.
Становление и развитие идеи правового
государства.
Историческая память
хранит немало поучительных и плодотворных идей о совместимости государства с
правом. Правовое государство - это продукт нового времени. Ни древность, ни
средние века не знали правового государства. Хотя, как полагают некоторые
юристы, идея правового государства уходит своими корнями в античное общество,
так как истоки идеи разделения властей можно отыскать еще во взглядах
Аристотеля.
Решающим событием в
истории преобразования политико-правовых отношений стала разработанная
Дж. Локком концепция правового государства, сформулированная им в 1690 г.
антиабсолютистская концепция Правового государства ("Два трактата о
правлении"). Ему же принадлежит и попытка практически реализовать проект
Правового государства в конституции английской колонии Каролина в Америке
(1669г.).
В основе современных
концепций правового государства лежат идеи немецкого философа Канта
(1724-1804гг.), французского просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.)
и других европейских просветителей ХVШ и ХIХ вв. таких, как Гуго Гроций,
Спиноза, Дени Дидро, Ж.-Ж. Руссо. Эти ученые полагали, что на смену
полицейскому, бюрократическому государству эпохи абсолютизма (которое Кант
называл государством произвола), должно прийти правовое государство, в основе
которого лежит идея автономной личности, обладающей неотъемлемыми,
неотчуждаемыми правами. Взаимоотношения личности и государственной власти в
условиях правового государства принципиально иные, нежели в абсолютистском
государстве, ибо для правового государства характерно ограничение
государственной власти, связанность ее правом и законом.
Концепция правового
государства у И. Канта сводится к следующим тезисам: источником нравственных и
правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей;
человек становится моральной личностью, если возвышается до понимания своей
ответственности перед человечеством в целом; "правом, основанным на
нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью,
чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе
других"; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные
отношения между людьми; государство - это соединение множества людей,
подчиненных правовым законам; государство призвано гарантировать правопорядок и
строиться на началах суверенитета[1].
Государственно-правовые
воззрения Монтескье сводятся к тому, что формы правления, формы государственного
устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства;
основываются на том, что принцип демократии - это добродетель, любовь к общему
благу; исходят из того, что к "правильной" форме государства
относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе
народа, и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством
которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного
собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих
порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния[2].
Теоретическая конструкция
правового государства, сложившаяся в политико-правовой доктрине ХVIII-ХХ вв., включает разделение властей
на законодательную, исполнительную и судебную, верховенство правового закона,
взаимную ответственность личности и государства, доминирование обще дозволительного
типа правового регулирования в соответствии с юридическим принципом
"дозволено все, что не запрещено законом", установление реальных
гарантий прав и свобод личности.
Надо отметить, что среди
русских философов идеи правового государства тоже нашли свое отражение. Они
излагались в трудах П.И. Пестеля, Н.Г. Чернышевского, Г.Ф. Шершеневича. Так,
Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового
государства:
1. "для устранения произвола
необходимо установление норм общественного права, которые определяют пределы
свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и
государственной организации, - отсюда идет идея господства права в
управлении";
2. "если личная инициатива требует
простора, то государству достаточно ограничиться охраной субъективных
прав";
3. "чтобы новый порядок не
нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия
последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив
самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве
выборные общественные элементы".
[3]Многие ключевые понятия прошлого
повторяются на новом витке исторического развития. Еще в недавнем прошлом во
времена СССР провозглашалось "социалистическое правовое государство".
Скорее это государство было правовым условно, так как в нем отрицалось наличие
различных форм собственности и идеологий. Впервые в СССР разговор о правовом
государстве зашел накануне 19 общепартийной конференции. Это было актуально
тогда, так как требовалось привести реальную политическую практику в
соответствии с конституцией. Различные свободы в СССР были лишь
продекламированы, а необходимо было их вернуть людям фактически. Не смотря на
то, что у широких масс населения о М.С. Горбачеве сложилось отрицательное мнение,
следует признать его огромный вклад в развитии правового государства у нас в
стране. Во-первых, в сознании общества утвердилась идеология правового
государства, против него сейчас никто не возражает, а во-вторых, созданы
механизмы для функционирования правового государства: Парламент, Президент,
Конституционный Суд, разделение властей[4].
В наиболее развитом
буржуазно-демократическом виде концепция правового государства является социальной
ценностью всего человечества, удачным сочетанием общечеловеческих и классовых
интересов. В основе правового государства, во-первых, должна лежать правовая
экономика, а не командно-казарменная, обреченная на деградацию из-за отсутствия
внутренних стимулов к труду. А, во-вторых, основой правового строя служит
развитое гражданское общество. Гражданское общество - система экономических,
духовных, культурных, нравственных, религиозных и других отношений индивидов,
свободно и добровольно объединившихся в ассоциации, союзы, корпорации для
удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов. Оно
строится на принципе самоуправляемости, защищено традициями, обычаями,
моральными нормами и правом вмешательства государства. Государство - лишь форма
гражданского общества.
В антиправовом (тоталитарном) государстве личность,
общество и народ противопоставлены государству как политическому аппарату
власти, отчуждены от него. Там нет граждан, есть подданные. Гражданское
общество предполагает наличие многочисленных независимых союзов, институтов и
организаций, которые служат барьером против монополизма и посягательств
государственных органов. Правовым государством считается то, которое опирается
на гражданское общество, способное реально противостоять государству, его
органам или высшим должностным лицам, если они не считаются с действующими
законами или с конституцией. Создание гражданского общества не происходит
быстро, для этого требуются многие годы. А без гражданского общества не может
быть правового государства. Это- аксиома.
Таким образом, правовое
государство есть концентрированное выражение гражданского общества. В силу
этого его этапы развития в целом и общем совпадают с этапами развития
гражданского общества. Вместе с тем, поскольку всякое государство обладает
известной самостоятельностью по отношению к обществу, то этапам развития
правового государства присущи определенные особенности, отражающие его политический
характер. Первый этап развития правового гражданского общества - это
становление рыночной экономики, предпринимательства, гласности, свободы средств
массовой информации, социальной защищенности граждан; второй этап - утверждение
рыночной экономики различных форм предпринимательства, обеспечение социальной
защищенности граждан, наличие гласности, свободной деятельности средств
массовой информации.
В заключение первого
вопроса стоит отметить, что идеи правового государства разрабатывались учеными
и мыслителями на протяжении веков. Существование таких государств является
логичным и исторически обоснованным. Вместе с тем полноценное правовое
государство может существовать только в многополярном и развитом гражданском
обществе.
III.
Основные характеристики правового
государства.
Для того чтобы понять
глубинную суть правового государства, недостаточно ограничиться набором хотя и
важных, но все же внешних характеристик, определенной системой принципов и
норм. Суть государства правового - именно в характере законов, их соответствии
правовой природе вещей, направленности на обеспечение суверенитета личности.
Еще Гегель подчеркивал, что хорошие законы ведут к процветанию государства. В
настоящее время существует множество определений правового государства. У них
одна суть, но подчеркивают они разные грани одного многоугольника.
Правовое
государство -
это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство
закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и
гарантируются права и свободы человека и где в основу организации
государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной
и судебной властей.
Признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах
жизни общества.
2. Деятельность органов правового
государства базируется на принципе разделения властей на законодательную,
исполнительную и судебную.
3. Взаимная ответственность личности и
государства.
4. Реальность прав и свобод гражданина,
их правовая и социальная защищенность.
5. Политический и идеологический
плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий,
организаций, объединений, действующих в рамках конституции, наличии различных
идеологических концепций, течений, взглядов.
6. Стабильность законности и
правопорядка в обществе.
К числу дополнительных
факторов и условий становления правового государства можно отнести
следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом
сознании;
- выработка высокой политико-правовой
грамотности;
- появление действенной способности
противостоять произволу;
- разграничение партийных и
государственных функций;
- установление парламентской системы
управления государством;
- торжество политико-правового
плюрализма;
- выработка нового правового мышления и
правовых традиций.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|