Социальная
и психологическая адаптация в социологической и философской литературе
рассматривается на различных уровнях:
I — общества в целом (в масштабе
макросреды);
II —
социальной группы (в масштабе микросреды);
III — индивида (внутриличностная
адаптация).
Вывод
о существовании адаптации личности на уровне общества не получил общего
признания среди специалистов. Скорее всего, имеет смысл говорить об адаптации
личности в масштабе общества (макросреды), человек может усвоить и использовать
образцы и шаблоны поведения и деятельности, характерные для конкретной
общности (группы, ближайшего социального окружения),
и в то же время не достичь органического единства с макросредой (обществом),
не интегрироваться с ней.
В
качестве примера неадаптированности личности на уровне общества, отрешенности и
безразличия к социальной стороне своего существования можно рассматривать
героя повести А. Камю «Посторонний». Примером же социальной и психологической
адаптации личности на уровне общества могут служить жизнь и творчество Николая
Островского.
Выделение
социальной и психологической адаптации личности на уровне социальной группы
(коллектива — микросреды) является общепризнанным. Адаптация личности в
социальной группе представляет собой ее самоопределение, обеспечение прочности
«врастания» человека в данную группу (коллектив). В процессе коллективной
деятельности и общения человек утверждает свою индивидуальность и вместе с
тем, в известной мере, интегрируется с группой. Однако при этом конфликт с
обществом не допускается, лицо воздерживается от нарушения правовых норм хотя
бы под страхом наказания.
Неадаптированность
личности может привести к возникновению конфликтных ситуаций. В социальной психологии
рассматриваются следующие виды конфликтных ситуаций:
1)
противоречия между представлениями индивида о жизни и реальной
действительностью;
2)
переоценка своих возможностей и недооценка их
другими
людьми;
3)
острая необходимость выбора между двумя или несколькими жизненно важными
действиями;
4)
конфликт, возникший на почве несоответствия социальных стремлений личности и
социальных убеждений людей, мнением которых человек дорожит.
Социальная
неадекватность может быть результатом определенного несоответствия уровня
притязаний как уровню объективных возможностей группы (ближайшего окружения),
так и субъективным данным, индивидуальным способностям личности.
Социально-психологическим
содержанием социальной адаптации являются сближение целей и ценностных
ориентации среды и входящего в нее индивида, усвоение им норм, традиций,
осознание социального статуса
и связанного с ним ролевого
поведения.
В
зависимости от того, как взаимодействует личность со средой, различают три типа
адаптационного процесса:
I —
преобладает активное воздействие индивида на социальную среду;
II —
пассивное, конформное вхождение в группу;
III—
активное воздействие среды на индивида.
В
связи с тем, что социальная адаптация представляет собой протекающий во
времени процесс, возникает вопрос о его этапах или стадиях. По-видимому,
правильнее говорить об этапах социальной адаптации.
Польский
социолог Я. Щепаньский выделяет четыре этапа:
первый (начальный) этап, когда адаптирующийся индивид
усваивает лишь правила поведения, но система ценностей новой среды внутренне им
не признается;
второй этап (терпимости), когда как среда, так и индивид
признают равноценность эталонов поведения друг друга;
третий этап (приспособления, «аккомодации») связан со
взаимными уступками: не только индивид признает и принимает систему ценностей
среды, но и представители последней признают некоторые его ценности;
четвертый этап (самой
полной адаптации, этап «ассимиляции»), когда индивид полностью отказывается от
прежних образцов и ценностей и полностью принимает новые.
Приведенная
периодизация в полном объеме может быть использована лишь в случаях
кардинального расхождения ориентации личности и новой для нее среды. Однако,
поскольку такая ситуация возникает далеко не всегда, а точнее, сравнительно
редко, целесообразно внести в нее некоторые коррективы.
Прежде
всего следует указать на необходимость выработки у осужденных в процессе исполнения
и отбывания наказания адаптационных знаний и личностных качеств, облегчающих
впоследствии их социальную адаптацию. Социальная адаптация освобожденных от
отбывания наказания в виде лишения или ограничения свободы в значительной мере
зависит от пластичности личности, ее желания приобщиться к честной трудовой
жизни. При подготовке осужденного к освобождению важно также создать для этого
объективные предпосылки: поиск подходящего места жительства и работы,
завязывание полезных знакомств.
Итак,
социальная адаптация освобожденных от отбывания наказания проходит следующие
три этапа.
1. Приспособительный
этап, когда освобожденный от отбывания наказания разрешает насущные
жизненные проблемы, связанные с бытовым и трудовым устройством. Этот начальный
этап освоения после освобождения от наказания — самый сложный и порой решающий.
Важность его для социальной адаптации сложно переоценить. Нередко, сталкиваясь
с трудностями в быту и при устройстве на работу, освобожденные от отбывания
наказания обращаются за помощью к прежним друзьям, вовлекающим их в новые
преступления. Отрицательному влиянию групп с антиобщественной направленностью в
таких случаях не просто, а зачастую невозможно противостоять.
2. Этап
усвоения социально полезных ролей сложен и противоречив, связан с
психологическими и нравственными трудностями освобожденного от отбывания наказания.
В этот период происходит изменение его социальных ролей, функций, и, как
правило, возникает необходимость в изменении установившихся навыков и привычек.
Часто лица, особенно отбывшие длительный срок лишения свободы,
приспосабливаются к новой социальной среде с большим внутренним напряжением,
психологическими срывами, с постоянными стрессовыми состояниями.
3.
На этапе правовой адаптации происходит утверждение в психике нужных и
полезных взглядов, привычек, наклонностей, ценностей, желания честно трудиться,
точно и неуклонно выполнять требования законов и нравственно-этических норм.
Речь идет о закреплении достигнутых в процессе исполнения наказания положительных
результатов исправительно-трудового воздействия и достижении целей исправления
судимого лица.
При
оценке успешности протекания такого сложного социального процесса, как
социальная адаптация, в ходе которого изменяется не только духовный облик, но и
поведение судимого лица, необходимо учитывать объективные и субъективные
показатели.
Объективные
критерии фиксируют внешние признаки примерное поведение, честное отношение к
труду, точное и неуклонное выполнение требований законов и правил, участие в
общественной жизни трудового коллектива и др.).
Субъективные критерии социальной адаптации освобожденных
от отбывания наказания характеризуют степень (уровень) осознанности личностью
необходимости поведения, адекватного ожиданиям-требованиям общества, удовлетворенности
новыми социальными ролями, желание добиться осуществления намеченных планов и
выражаются в позитивном отношении к трудовому коллективу, отдельным его членам,
семье и др. Указанные критерии можно использовать для определения уровня
протекания социальной адаптации, выявления обстоятельств, тормозящих или,
наоборот, благоприятно влияющих на нее.
Глава 2. Адаптационные
проблемы бывших заключенных.
Одним
из основных направлений борьбы с рецидивной преступностью является оказание
лицам освобожденным от наказания помощи в трудовом и бытовом устройстве. Это
относится не только к постпенитенциарной адаптации, но и ко всем лицам,
отбывшим наказание, соединенное с ограничением свободы. Следует отметить, что
уровень рецидивной преступности здесь достаточно высок, что обычно объясняется
ошибками судов, применяющих указанные виды наказания, а также недостатками
организации карательно-воспитательного процесса. Однако, как верно отмечал Б.
С. Никифоров, «...даже правильно назначенное и надлежащим образом исполненное
наказание далеко не всегда приводит к исправлению и перевоспитанию преступника
и предупреждению новых преступлений». Поведение отдельного лица после отбытия
наказания зависит не только и, пожалуй, не столько от результатов
карательно-воспитательного воздействия, сколько от влияния на него факторов
постпенитенциарной адаптации. Одни из них способствуют закреплению
результатов исправительно-трудового воздействия, другие, наоборот, провоцируют
новые преступления.
Наказания,
связанные с лишением или ограничением свободы, исполнение и отбывание которых
происходит с отрывом осужденного от привычной среды, - влекут за собой
ослабление, а иногда и утрату социально полезных связей, существенное
ограничение выполняемых социальных ролей. Изменяется и личность бывшего
осужденного, причем далеко не всегда в лучшую сторону.
Исполнение
наказания обусловливает необходимость адаптации осужденного к условиям жизни в
ИТУ, что нередко связано с усвоением нравов далеко не лучшей среды. После
освобождения и возвращения в прежнее социальное окружение адаптационная
проблема возникает иногда даже у тех лиц, кто совершил преступление случайно,
под воздействием неблагоприятных обстоятельств.
Характерными особенностями социальной адаптации освобожденных от отбывания
наказания являются следующие:
1)
она протекает после освобождения от наказаний, связанных с лишением или
ограничением свободы;
2)
этот социально-психологический процесс начинается с момента освобождения
осужденных от наказания и завершается достижением соответствия между
ожиданиями-требованиями общества (отдельных социальных групп) и поведением
ранее судимого лица;
3)
задачей социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, является
приобщение их к жизни без правоограничений, связанных с наказанием, в новой или
изменившейся, прежней социальной среде, предполагающее их свободное и
добровольное подчинение нормативным требованиям данной среды и
уголовно-правовых норм;
4)
социальная адаптация освобожденных от наказания зависит также от адаптационных
навыков и способностей, присущих индивиду изначально и воспитанных в условиях
исполнения наказания;
5)
успех социальной адаптации освобожденных от отбывания наказания в значительной
степени зависит от соотношения системы личностных установок освобожденного и
требований, предъявляемых средой (трудовым коллективом, ближайшим бытовым
окружением, семьей);
6) социальная
адаптация освобожденных от наказания может быть обеспечена лишь при наличии
положительной взаимообусловленной социальной направленности микросреды и
личности судимого, совместимости социальных ожиданий среды и нравственных
позиций, ценностных ориентации личности.
Протекание
социальной адаптации зависит от множества факторов. Одни из них
благоприятствуют успешному «вхождению» лица, освобожденного от наказания, в
новую или изменившуюся среду, другие, наоборот, этому препятствуют.
Важнейшим
фактором, от которого зависит социальная адаптация, является соотношение
между диспозиционной структурой личности и социальными ожиданиями среды.
Концепция
многоуровневой саморегуляции социального поведения получила развитие и
эмпирическое обоснование в работах В. А. Ядова и его сотрудников. Сущность
концепции заключается в следующем. Социальная и нравственная направленность
(по словам В. А. Ядова, ее диспозиционная структура) состоит из фиксированных
установок различных уровней сознания и обобщения. Выбор вариантов поведения,
осуществляемый под воздействием внешних обстоятельств (среды), в той или иной
степени зависит от диспозиции субъекта, его преднастроенности поступать
соответствующим образом. Причем, как правильно резюмирует А. Ф. Зелинский,
реальным поведением индивида управляют не отдельные ориентации или установки, а
вся диспозиционная система в целом. Приведенное положение представляется очень
важным, ибо здесь подчеркиваются взаимопроникновение осознаваемого и
неосознаваемого в процессе любой деятельности и необходимость учитывать это
единство при анализе человеческого поведения, в том числе освобожденных от
наказания в процессе их социальной адаптации.
Проблемы
социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания, исследовались многими авторами.
Все они указывают на типичные трудности вхождения освобожденных от наказания в
новую или изменившуюся микросреду. Для многих из них, например, проблемой
являются ситуация в семье, взаимоотношения с трудовым коллективом, ближайшим
бытовым окружением.
Анализ
сущности и содержания процесса социальной адаптации освобожденных от наказания,
его социально-психологических закономерностей показывает, что данный процесс
далеко не всегда протекает гладко и бесконфликтно. Освобожденному приходится
преодолевать многочисленные препятствия как внутренние, субъективные, так и
внешние, от него не зависящие. Они и составляют проблемы адаптации (или
адаптационные проблемы). Рассматриваемые проблемы могут быть разделены на две
категории.
Первая
категория охватывает заботы, связанные с удовлетворением насущных потребностей
в жилье, пище, одежде, заработке, т. е. с созданием внешних условий
жизнедеятельности субъекта.
Другая
группа проблем связана с вхождением освобожденного в новую микросреду — семью,
трудовой коллектив, ближайшее бытовое окружение. В первой, как правило,
преобладают ситуации, определяемые объективными, не зависящими от воли
освобожденного обстоятельствами (отсутствие жилья, трудности в
трудоустройстве). Во второй — решающую роль играют личные качества лица и его
поведение, т. е. факторы субъективного плана.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|