Именно так: ребенок еще
не родился, а его психологический проект уже существует в ожиданиях матери, она
уже предполагает, что он обладает определенными чертами личности, характера и
способностями.
Выявлено,
что отношение к вынашиваемому ребенку динамично и проходит через определенные
этапы, соответствующие триместрам беременности.
В
первом триместре беременности наблюдается слабая дифференцированность
собственного «Я» женщины от вынашиваемого ребенка, что характеризуется
недостаточной представленностью когнитивного компонента. В некоторых случаях
отношение женщины к вынашиваемому ребенку может ограничиваться чувством
физического симбиоза, при котором плод воспринимается лишь как часть
собственного тела, от которой при желании можно с легкостью избавиться. В
других же случаях уже на этом этапе наблюдается восприятие ребенка как субъекта
отношения [21, С. 78].
Второй
триместр беременности, по мнению исследователей, сопровождается качественными
изменениями в отношении матери к вынашиваемому ребенку. Это связано с таким
явлением, как шевеление ребенка, которое именно во втором триместре делает
доступным восприятию матери внутриутробную жизнь плода. Ребенок начинает
восприниматься женщиной как нечто уже существующее, отличное от нее, но в то же
время витально неразрывное с нею. Появляется своеобразное «двойное Я», где
ребенок – уже не «мое Я», но одновременно еще не самостоятельное «Я». Именно в
этот момент обостряются амбивалентные переживания, связанные с тем, что две
разнонаправленные идентификации актуализируются в подсознании женщины.
В
третьем триместре беременности осуществляется дальнейшее развитие процессов,
начатых ранее: происходит дифференциация образа дитя от представлений матери о
себе и других и выстраивание прогностичной модели отношений с ребенком после
родов на основе полученного опыта и представлений матери о себе и своем
ребенке. В исследованиях указывается на существование взаимосвязи между
отношением и восприятием женщины своего ребенка на этапе беременности и
последующими детско-родительскими отношениями [21, С. 79].
Г. Г. Филиппова
выделяет девять периодов развития материнской сферы:
1.
Идентификация
беременности. Этот период в большинстве случаев непосредственно связан с
осознанием факта беременности. Переживание идентификации беременности не влияет
на дальнейшее развитие материнства, а отражает «стартовое» содержание
материнской сферы.
2.
Период
до начала ощущения шевеления. Сниженная общая активность, характерная для этого
периода имеет адаптивное значение. В это время происходит ограничение контактов
с внешним миром, что способствует сохранению беременности и развитию плода.
3.
Появление
и стабилизация ощущений шевеления ребенка. Этот период является наиболее
благоприятным для физического и эмоционального состояния матери. Женщина уже
свыклась с фактом беременности. В этот период многие женщины отмечают изменение
интересов, концентрацию на задачах беременности и послеродового периода,
подготовке к родам.
4.
Третий
триместр беременности. Этот период и с медицинской и с психологической точек
зрения считается самым сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие,
она быстро устает, снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком.
5.
Предродовой
период. В это время ограничена активность и способность резкого эмоционального
реагирования. У женщины снижается страх перед родами.
6.
Роды
и послеродовой период. Происходит образование эмоциональной связи между матерью
и ребенком.
7.
Новорожденность.
Обеспечивается центрация всей жизни матери на ребенке и на своих переживаниях.
8.
Совместно
- раздельная деятельность матери с ребенком. В этот период у матери уже есть
определенный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком. При
благоприятных условиях само развитие ребенка обеспечивает перевод интереса
матери с переживаний от контакта с ним на удовольствие от результатов его
активности.
Возникновение
интереса к ребенку как к личности. В первое полугодие второго года жизни
ребенка происходит изменение формы привязанности. Это связанно с необходимостью
нового отношения матери к его активности, сочетанию обеспечения безопасности и
самостоятельности [7, С. 120].
По мнению А. И.
Захарова (1998), беременность обусловлена инстинктом материнства и ее главной
целью является продолжение рода. Автор выделяет следующие факторы,
способствующие возникновению и проявлению инстинкта материнства в виде
последующей заботы о детях и любви к ним:
1.
Прообраз
материнства. Выраженность инстинкта у прародителей и родителей.
2.
Желание
иметь детей, установка на них.
3.
Положительный
отклик на наступление беременности.
4.
Нежность
к зарождающейся жизни (первое шевеление плода создает ощущение сопричастности).
5.
Чувство
жалости и сострадания к ребенку (первый крик новорожденного вызывает чувство
радости и желание помочь ребенку).
6.
Чувство
близости с ребенком (первое прикладывание к груди - опыт, соучастия в жизни
ребенка).
7.
Эмоциональная
отзывчивость матери (улыбка ребенка в ответ на доброжелательное, любящее
отношение родителей).
Наличие
этих факторов является условием адекватного формирования чувства материнства и
эмоционального контакта с ребенком [4, С. 110].
Таким
образом, отношение к вынашиваемому ребенку динамично и проходит через
определенные этапы, соответствующие триместрам беременности.
В
первом триместре беременности наблюдается слабая дифференцированность собственного
«Я» женщины от вынашиваемого ребенка. Второй триместр беременности
сопровождается качественными изменениями в отношении матери к вынашиваемому
ребенку. В третьем триместре беременности осуществляется дальнейшее развитие
процессов, начатых ранее.
2. Методы и процедура
исследования
2.1 Характеристика
выборки
Исследование родительского
отношения беременных женщин в разные триместры проводилось на базе поликлиники
г. Набережные Челны гинекологического отделения. Объем выборки – 90 женщин, из
них:
1) 30 чел. – ожидающих ребенка
на первом триместре;
2) 30 чел. – ожидающих ребенка
на втором триместре;
3) 30 чел. –ожидающих
ребенка на третьем триместре.
2.2 Описание методов
исследования
Сбор эмпирических данных
осуществлялся с применением следующих методик:
1. Методика диагностики
родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина [13]. Тест – опросник
родительского отношения (ОРО) представляет собой писиходиагностический инструмент,
направленный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической
помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.
Родительское отношение
понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку,
поведенческих стереотипов, практикуемых в обращении с ним, особенностей
восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник
состоит из 5 шкал: принятие-отвержение, образ социальной желательности
поведения - кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; маленький
неудачник (Приложение 1).
При подсчете тестовых
баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по
соответствующим шкалам интерпретируется. Тестовые нормы в виде таблиц
процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.
2. Опросник
«Сознательное родительство» (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова) – реализует
системный, диагностико-развивающий подход к оценке себя как родителя,
родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности,
стиля семейного воспитания; к оценке источников знаний и представлений о
родительстве. Предлагаемый опросник выполняет три функции: 1) диагностическую,
2) рефлексивную, 3) стимулирующую.
Данный опросник можно
использовать при диагностике потребности женщин в материнстве, индивидуальной
диагностике родителя для констатации осознанности родительства, а также при
работе с супружеской парой, для оценки согласованности позиции обоих родителей
по различным компонентам субъективного аспекта родительства. Опросник имеет две
формы – для отцов и матерей.
Сравнительный анализ родительского
отношения беременных женщин в разные триместры, осуществлялся методом
математической статистики t-критерием
Стьюдента. Он предназначен для сравнения выборочных средних величин,
принадлежащих к двум совокупностям данных. Его основная формула выглядит
следующим образом:
,
где - среднее значение по
одной выборке данных;
среднее значение по
другой выборке данных;
- интегрированные
показатели отклонений частых значений из двух сравниваемых выборок от
соответствующих им средних величин.
в свою очередь
вычисляются по следующим формулам:
где - выборочная дисперсия
первой переменной (по первой выборке);
- выборочная дисперсия
второй переменной (по второй выборке);
- число частных
значений переменной в первой выборке;
- число частных
значений переменной во второй выборке.
После того, как при
помощи приведенной выше формулы вычислен показатель t,
по таблице для заданного числа степеней свободы равного n1
+ n2 – 2, и избранной вероятности
допустимой ошибки находят нужное табличное значение t
и сравнивают с ним вычисленное значение t
[15].
2.3 Процедура
исследования
Для характеристики
совокупности переменных, указывающих на наиболее типичный или репрезентативный
для изучаемой выборки результат, нами использовались средняя арифметическая и
мода.
Исследование
проводилось в четыре этапа: 1. Организационный. На данном этапе мы подобрали
методики, определились с местом исследования, подготовили бланки и т.д. 2.
Эмпирический. На эмпирическом этапе была проведана диагностика беременных
женщин в разные триместры. Сформировали три выборки беременных женщин первого,
второго и третьего триместра. 3. Этап обработки данных. На данном этапе провели
статистический анализ родительского отношения беременных женщин в разные
триместры. 4. Этап интерпретации результатов. Формировали выводы и
рекомендации.
3. Эмпирическое
исследование особенностей родительского отношения беременных женщин в разные
триместры
3.1 Оценка
родительского отношения беременных женщин в первый триместр
По методике диагностики
родительского отношения к детям (А.Я. Варги В.В. Столин) определили отношение беременных
женщин в первый триместр, к детям по пяти шкалам: принятие-отвержение,
кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник.
Первичные результаты представлены в приложении 2.
На рисунке 1
представлены результаты диагностики отношения к детям беременных женщин в
первый триместр.
Рис. 1. Отношение
беременных женщин в первый триместр
Анализ рисунка 1
показал, что у беременных женщин в первый триместр было выявлено: по шкале
принятие-отвержение Хср. = 12,1 (низкое значение); кооперации Хср.=5,6 (среднее
значение), симбиоз Хср.=6,5 (высокое значение), авторитарной гиперсоциализации
Хср.=3,2 (среднее значение) и маленький неудачник Хср.=4,3 (среднее значение).
Следовательно, бремененным
женщинам в первый триместр более свойственно принятие ребенка. Они воспринимают
своего ребенка хорошим, приспособленным, удачливым. Им кажется, что ребенок
добьется успеха в жизни из-за высоких способностей, большого ума, хороших
манер. По большей части матери испытывают к ребенку радость. Они доверяют
ребенку. Большинство беременных женщин планировали беременность и с радостью
ждут его появление
Беременные женщины в
первый триместр стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Они ощущают
себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка,
оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Беременные женщины в первый
триместр постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и
беззащитным.
В работе исследовались
оценки беременных женщин в первый триместр себя как родителей, их родительских
установок и ожиданий, их отношения, чувства, позиции, ответственность, стили
семейного воспитания, также, оценки источников знаний и представлений о
родительстве. Первичные результаты диагностики сознательного родительства
беременных женщин в первый триместр представлены в приложении 3, а на рисунке 2
представлены выборочные средние по каждому показателю сознательного
родительства.
Анализ рисунка 2.
показал, что по родительской ответственности (Хср.=21,63) и семейным ценностям
(Хср.=22,17) беременные женщины в первый триместр получили высокие баллы. По
всем остальным – средние: родительские позиции (Хср.=19,27), родительские
чувства (Хср.=18,43), стиль семейного воспитания (Хср.=19,71), родительские
установки и ожидания (Хср.=11,77) и родительское отношение (Хср.=19,27). Также,
большинство беременных женщин в первый триместр отметили, что им лучше удается
в семье реализовывать следующие роли: жены, матери, взрослого, семейного
менеджера и советчика.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|