на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Родительское отношение беременных женщин в разные триместры

Именно так: ребенок еще не родился, а его психологический проект уже существует в ожиданиях матери, она уже предполагает, что он обладает определенными чертами личности, характера и способностями.

Выявлено, что отношение к вынашиваемому ребенку динамично и проходит через определенные этапы, соответствующие триместрам беременности.

В первом триместре беременности наблюдается слабая дифференцированность собственного «Я» женщины от вынашиваемого ребенка, что характеризуется недостаточной представленностью когнитивного компонента. В некоторых случаях отношение женщины к вынашиваемому ребенку может ограничиваться чувством физического симбиоза, при котором плод воспринимается лишь как часть собственного тела, от которой при желании можно с легкостью избавиться. В других же случаях уже на этом этапе наблюдается восприятие ребенка как субъекта отношения [21, С. 78].

Второй триместр беременности, по мнению исследователей, сопровождается качественными изменениями в отношении матери к вынашиваемому ребенку. Это связано с таким явлением, как шевеление ребенка, которое именно во втором триместре делает доступным восприятию матери внутриутробную жизнь плода. Ребенок начинает восприниматься женщиной как нечто уже существующее, отличное от нее, но в то же время витально неразрывное с нею. Появляется своеобразное «двойное Я», где ребенок – уже не «мое Я», но одновременно еще не самостоятельное «Я». Именно в этот момент обостряются амбивалентные переживания, связанные с тем, что две разнонаправленные идентификации актуализируются в подсознании женщины.

В третьем триместре беременности осуществляется дальнейшее развитие процессов, начатых ранее: происходит дифференциация образа дитя от представлений матери о себе и других и выстраивание прогностичной модели отношений с ребенком после родов на основе полученного опыта и представлений матери о себе и своем ребенке. В исследованиях указывается на существование взаимосвязи между отношением и восприятием женщины своего ребенка на этапе беременности и последующими детско-родительскими отношениями [21, С. 79].

Г. Г. Филиппова выделяет девять периодов развития материнской сферы:

1.  Идентификация беременности. Этот период в большинстве случаев непосредственно связан с осознанием факта беременности. Переживание идентификации беременности не влияет на дальнейшее развитие материнства, а отражает «стартовое» содержание материнской сферы.

2.  Период до начала ощущения шевеления. Сниженная общая активность, характерная для этого периода имеет адаптивное значение. В это время происходит ограничение контактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и развитию плода.

3.  Появление и стабилизация ощущений шевеления ребенка. Этот период является наиболее благоприятным для физического и эмоционального состояния матери. Женщина уже свыклась с фактом беременности. В этот период многие женщины отмечают изменение интересов, концентрацию на задачах беременности и послеродового периода, подготовке к родам.

4.  Третий триместр беременности. Этот период и с медицинской и с психологической точек зрения считается самым сложным. У женщины несколько ухудшается самочувствие, она быстро устает, снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком.

5.  Предродовой период. В это время ограничена активность и способность резкого эмоционального реагирования. У женщины снижается страх перед родами.

6.  Роды и послеродовой период. Происходит образование эмоциональной связи между матерью и ребенком.

7.  Новорожденность. Обеспечивается центрация всей жизни матери на ребенке и на своих переживаниях.

8.  Совместно - раздельная деятельность матери с ребенком. В этот период у матери уже есть определенный стиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком. При благоприятных условиях само развитие ребенка обеспечивает перевод интереса матери с переживаний от контакта с ним на удовольствие от результатов его активности.

Возникновение интереса к ребенку как к личности. В первое полугодие второго года жизни ребенка происходит изменение формы привязанности. Это связанно с необходимостью нового отношения матери к его активности, сочетанию обеспечения безопасности и самостоятельности [7, С. 120].

По мнению А. И. Захарова (1998), беременность обусловлена инстинктом материнства и ее главной целью является продолжение рода. Автор выделяет следующие факторы, способствующие возникновению и проявлению инстинкта материнства в виде последующей заботы о детях и любви к ним:

1.  Прообраз материнства. Выраженность инстинкта у прародителей и родителей.

2.  Желание иметь детей, установка на них.

3.  Положительный отклик на наступление беременности.

4.  Нежность к зарождающейся жизни (первое шевеление плода создает ощущение сопричастности).

5.  Чувство жалости и сострадания к ребенку (первый крик новорожденного вызывает чувство радости и желание помочь ребенку).

6.  Чувство близости с ребенком (первое прикладывание к груди - опыт, соучастия в жизни ребенка).

7.  Эмоциональная отзывчивость матери (улыбка ребенка в ответ на доброжелательное, любящее отношение родителей).

Наличие этих факторов является условием адекватного формирования чувства материнства и эмоционального контакта с ребенком [4, С. 110].

Таким образом, отношение к вынашиваемому ребенку динамично и проходит через определенные этапы, соответствующие триместрам беременности.

В первом триместре беременности наблюдается слабая дифференцированность собственного «Я» женщины от вынашиваемого ребенка. Второй триместр беременности сопровождается качественными изменениями в отношении матери к вынашиваемому ребенку. В третьем триместре беременности осуществляется дальнейшее развитие процессов, начатых ранее.


2. Методы и процедура исследования

2.1 Характеристика выборки

Исследование родительского отношения беременных женщин в разные триместры проводилось на базе поликлиники г. Набережные Челны гинекологического отделения. Объем выборки – 90 женщин, из них:

1) 30 чел. – ожидающих ребенка на первом триместре;

2) 30 чел. – ожидающих ребенка на втором триместре;

3) 30 чел. –ожидающих ребенка на третьем триместре.

2.2 Описание методов исследования

Сбор эмпирических данных осуществлялся с применением следующих методик:

1. Методика диагностики родительского отношения А.Я. Варга и В.В. Столина [13]. Тест – опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой писиходиагностический инструмент, направленный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в обращении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник состоит из 5 шкал: принятие-отвержение, образ социальной желательности поведения - кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; маленький неудачник (Приложение 1).

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно». Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется. Тестовые нормы в виде таблиц процентильных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

2. Опросник «Сознательное родительство» (М.О. Ермихина, Р.В. Овчарова) – реализует системный, диагностико-развивающий подход к оценке себя как родителя, родительских установок и ожиданий, отношения, чувств, позиций, ответственности, стиля семейного воспитания; к оценке источников знаний и представлений о родительстве. Предлагаемый опросник выполняет три функции: 1) диагностическую, 2) рефлексивную, 3) стимулирующую.

Данный опросник можно использовать при диагностике потребности женщин в материнстве, индивидуальной диагностике родителя для констатации осознанности родительства, а также при работе с супружеской парой, для оценки согласованности позиции обоих родителей по различным компонентам субъективного аспекта родительства. Опросник имеет две формы – для отцов и матерей.

Сравнительный анализ родительского отношения беременных женщин в разные триместры, осуществлялся методом математической статистики t-критерием Стьюдента. Он предназначен для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных. Его основная формула выглядит следующим образом:

,

где  - среднее значение по одной выборке данных;

 среднее значение по другой выборке данных;

 - интегрированные показатели отклонений частых значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.

 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

где  - выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);

 - выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);

 - число частных значений переменной в первой выборке;

 - число частных значений переменной во второй выборке.

После того, как при помощи приведенной выше формулы вычислен показатель t, по таблице для заданного числа степеней свободы равного n1 + n2 – 2, и избранной вероятности допустимой ошибки находят нужное табличное значение t и сравнивают с ним вычисленное значение t [15].

2.3 Процедура исследования

Для характеристики совокупности переменных, указывающих на наиболее типичный или репрезентативный для изучаемой выборки результат, нами использовались средняя арифметическая и мода.

Исследование проводилось в четыре этапа: 1. Организационный. На данном этапе мы подобрали методики, определились с местом исследования, подготовили бланки и т.д. 2. Эмпирический. На эмпирическом этапе была проведана диагностика беременных женщин в разные триместры. Сформировали три выборки беременных женщин первого, второго и третьего триместра. 3. Этап обработки данных. На данном этапе провели статистический анализ родительского отношения беременных женщин в разные триместры. 4. Этап интерпретации результатов. Формировали выводы и рекомендации.


3. Эмпирическое исследование особенностей родительского отношения беременных женщин в разные триместры

3.1 Оценка родительского отношения беременных женщин в первый триместр

По методике диагностики родительского отношения к детям (А.Я. Варги В.В. Столин) определили отношение беременных женщин в первый триместр, к детям по пяти шкалам: принятие-отвержение, кооперация, симбиоз, авторитарная гиперсоциализация, маленький неудачник. Первичные результаты представлены в приложении 2.

На рисунке 1 представлены результаты диагностики отношения к детям беременных женщин в первый триместр.

Рис. 1. Отношение беременных женщин в первый триместр

Анализ рисунка 1 показал, что у беременных женщин в первый триместр было выявлено: по шкале принятие-отвержение Хср. = 12,1 (низкое значение); кооперации Хср.=5,6 (среднее значение), симбиоз Хср.=6,5 (высокое значение), авторитарной гиперсоциализации Хср.=3,2 (среднее значение) и маленький неудачник Хср.=4,3 (среднее значение).

Следовательно, бремененным женщинам в первый триместр более свойственно принятие ребенка. Они воспринимают своего ребенка хорошим, приспособленным, удачливым. Им кажется, что ребенок добьется успеха в жизни из-за высоких способностей, большого ума, хороших манер. По большей части матери испытывают к ребенку радость. Они доверяют ребенку. Большинство беременных женщин планировали беременность и с радостью ждут его появление

Беременные женщины в первый триместр стремятся к симбиотическим отношениям с ребенком. Они ощущают себя с ребенком единым целым, стремятся удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Беременные женщины в первый триместр постоянно ощущают тревогу за ребенка, ребенок кажется им маленьким и беззащитным.

В работе исследовались оценки беременных женщин в первый триместр себя как родителей, их родительских установок и ожиданий, их отношения, чувства, позиции, ответственность, стили семейного воспитания, также, оценки источников знаний и представлений о родительстве. Первичные результаты диагностики сознательного родительства беременных женщин в первый триместр представлены в приложении 3, а на рисунке 2 представлены выборочные средние по каждому показателю сознательного родительства.

Анализ рисунка 2. показал, что по родительской ответственности (Хср.=21,63) и семейным ценностям (Хср.=22,17) беременные женщины в первый триместр получили высокие баллы. По всем остальным – средние: родительские позиции (Хср.=19,27), родительские чувства (Хср.=18,43), стиль семейного воспитания (Хср.=19,71), родительские установки и ожидания (Хср.=11,77) и родительское отношение (Хср.=19,27). Также, большинство беременных женщин в первый триместр отметили, что им лучше удается в семье реализовывать следующие роли: жены, матери, взрослого, семейного менеджера и советчика.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.