Особенностью
таможенного режима России является применение экспортных налогов, взимаемых с
целью уравнивания внутренней и внешней цен, в первую очередь сырьевых товаров,
и пополнения госбюджета. Наиболее значительны в настоящее время ценовые
диспропорции по сырьевым товарам, и поэтому основными товарами, подлежащими
экспортному налогообложению, служат минералы и сырье, на которые приходится
более 80% всего экспорта России. Экспортные пошлины взимаются в экю с 1 т (т.е.
являются специфическими), лишь в отдельных случаях используются адвалорные
пошлины.
Основным методом
определения таможенной стоимости товара, закрепленным в таможенном тарифе
России, выступает признаваемый и рекомендуемый ГАТТ метод определения по цене
сделки с ввозимыми товарами или идентичными (в российской редакции
«однородными») по расчетной цене товарами.
Такое построение
таможенной оценки приближает Россию к использованию мировых норм и правил. На
практике же реальный контроль осуществляется лишь над очень крупными сделками.
То, что происходит при заключении небольших сделок, обычно происходит мимо
контролирующих организаций, а именно в этой сфере двух - трехкратное занижение
контрактной стоимости практически является нормой.
Действующий
российский таможенный тариф можно рассматривать как временный. Его основная
задача – пополнение госбюджета и протекционистская защита национальных
отраслей.
Система
таможенно-тарифного налогообложения дополняется широким использованием
импортного субсидирования.
Импортное
субсидирование представляет собой рудимент прежней распределительной системы с
целью выравнивания различий во внешних и внутренних ценах. Завышенный обменный
курс в рублях иностранной валюты, в которой происходит оплата импортного
товара, дополнительные сборы и в том числе налог на добавленную стоимость – все
это делает импортные товары недоступными по цене малоимущим слоям населения.
Источниками
субсидирования обычно являются займы, получаемые правительством от иностранных
государств, банков или международных организаций.
Неценовые методы
регулирования внешней торговли в России широко распространены и включают квоты,
лицензии, систему специальной регистрации экспортеров и специальный экспортный
контроль.
Наиболее
значимый из перечисленных методов – квотирование с целью резервирования
определенного количества жизненно важных товаров для внутреннего рынка. Квоты
формируются на основе материальных балансов и представляют собой разницу между
производством и внутренним потреблением. Таким образом, квотирование выступает
своеобразным порождением прежней системы централизованного распределения
товаров, при которой экспорт осуществляется только в том случае, если товары
производились в избытке по сравнению с требованиями внутреннего рынка, а объем
квот обеспечивал получение необходимого количества валюты для оплаты
запланированного импорта (2).
2.4. ПОЛОЖЕНИЕ
РОССИИ В МИРЕ ПО ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЭКОНОМИКИ
Мировое
сообщество стремительно переходит от традиционного состояния к так называемому
информатизационному обществу – обществу электронной переработки информации и
развитых коммуникационных систем, где информатизационные потоки приобретают не
меньшее значение, чем потоки материально-энергетические. Место любой страны в
современном мире в значительной степени определяется степенью включонности в
процесс информатизации общества. Активное участие в нем позволяет повысить
эффективность экономики, помогает приобрести преимущества по многим параметрам
экономического социального развития.
Россия вступила
на путь информатизации в период упадка плано-распределительной системы в рамках
СССР, последовавшего затем его распада, сложно протекающей рыночной
трансформации общества. Этим в значительной степени объясняется отставание
страны в темпах развития информационной индустрии, информационного обновления
материального производства, сферы услуг и индустриального устройства. Известно
отставание страны и в развитии коммуникационных сетей и средств связи, в
частности, следует назвать и низкое качество телефонной сети. Несмотря на то,
что положение с компьютерной оснащенностью и развитием коммуникаций в последние
годы меняется к лучшему, сегодня задача перевода на качественно новую ступень
информационного обеспечения страны стоит как никогда остро, ибо только с ее
решением можно связывать расчеты на благоприятные перспективы развития
экономики и интеллектуального потенциала.
2.5. РОССИЙСКАЯ
ФЕДЕРАЦИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
Крупнейшими
внешнеторговыми партнерами в прошлом десятилетии являлись:
Среди стран
дальнего зарубежья – Германия (традиционно; на нее в 1998 году приходилось 9,7%
объема экспортно-импортных связей), США (8%), Италия (4,4%), Нидерланды (4,3%),
Великобритания (3,7%) и Финляндия (3,0%).
Из числа
ближнего зарубежья – Украина (традиционно; ее доля во внешнеторговом обороте РФ
в 1998 году составляла 7,6%), Белоруссия (8%) и Казахстан (3,3%).
В 1999 году
общая сумма внешней задолженности РФ достигла 150 млрд долларов США. При этом
на долги бывшего СССР приходится 79,9 млрд долларов, а чисто «российская»
задолженность составляет 70,7 млрд долларов США (10).
Импорт товаров и
услуг представляет собой первое звено связи с внешним миром.
Экспорт
представляет собой еще одно звено, связывающее внутреннюю национальную
экономическую систему с зарубежными странами.
Средства,
полученные в качестве платежей, компенсирующих стоимость товаров и услуг,
проданных иностранным покупателям, поступают на рынки продуктов, где они
сливаются с потоками денежных средств, полученных от продажи товаров и услуг
внутренним семейным хозяйствам, фирмам и государству в лице правительства.
Средства из всех этих источников прибавляются к доходам, получаемым фирмами от
продажи национального продукта (12).
Новая стратегия
ВЭД (внешняя экономическая деятельность) была разработана в середине 1992 г. с
учетом обстановки, сложившейся после распада СССР: разрушения хозяйственных
связей, неопределенности нормативно-договорной базы ВЭД, ослабления контроля
государства за экспортно-импортными и платежно-расчетными операциями из-за
отсутствия таможенных границ и недееспособности системы регулирования торговли
со странами СНГ с использованием прежних методов, не учитывающих новой
специфики внешнеэкономических отношений; отсутствия надежного банковского и
валютного контроля; кризиса неплатежей и денежного обращения, негативно
влияющего на курс рубля и затрудняющего его использование в качестве платежного
средства во внешнеторговых операциях.
Особо следует
остановиться на противодействии развитых стран Запада выходу на внешние рынки
российских предприятий с наукоемкой продукцией, способной составить конкуренцию
на мировых рынках вооружения, атомной и авиакосмической продукции. Высокая
интегрированность западных государств, объединенных в ряд не только
политических, но и экономических союзов и организаций, позволяет предположить и
в дальнейшем высокую скоординированность этого сопротивления.
Среди ограничений,
налагаемых на российский экспорт, главное место занимают меры конкурентной
борьбы по отношению к российским товарам: сохранение санкций в отношении
торговли нефтепродуктами, дискриминационных квот и запретительных тарифов стран
– членов ЕС, правовой основой для применения которых является присутствие
России в списке стран с государственной системой торговли (7).
3. МЕЖДУНАРОДНАЯ
ТОРГОВЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВИЕМ РОССИИ
3.1.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА РОССИИ
Продовольственный
рынок, являясь социально-экономической системой, подвержен влиянию как внешних,
так и внутренних факторов. К внешним относятся: конъюнктура мировых цен на
сельскохозяйственное сырье, меры политического характера (эмбарго, гуманитарная
помощь) и т.д., внутренним – уровень развития отечественного производства,
климатические условия, влияющие на урожайность сельскохозяйственных культур,
развитость инфраструктуры, интегрированность производства и торговли, масштабы
государственной поддержки продовольственного сектора, наличие правового
обеспечения функционирования рынка (4).
За период
проведения экономических реформ с 1991-1999 гг. в России сократились объем
валовой продукции сельского хозяйства более чем на 40%, выпуск продукции
пищевой и перерабатывающей промышленности на 60%. В растениеводстве спад
отмечается прежде всего в производстве зерна и сахарной свеклы, вызванный
уменьшением площадей посева культур и их урожайности.
В
животноводстве, в связи со значительной ресурсоемкостью и убыточностью
практически всех отраслей, поголовье скота и птицы сокращается. В 1999 г. численность
поголовья крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий по сравнению с
1990 г. уменьшилось на 52%, в том числе коров – на 38%, свиней – в 2,2 раза,
овец и коз – в 4,2 раза, птицы – на 45%. Реализация скота и птицы в живой массе
снизилась в 2,2 раза, производство молока уменьшилось на 43%, яиц – на 32%.
В особо трудных
условиях оказались крупные птицефабрики яичного и мясного направлений,
комплексы по выращиванию и откорму крупного рогатого скота и свиней. На этих
предприятиях в 1990 г. производилось до 90% яиц, 85 – мяса птицы, 30 – свинины,
25% говядины от общего объема их производства в общественном секторе. Благодаря
научной организации производства, сбалансированному кормлению скота и птицы на
комплексах и птицефабриках затраты труда, расход кормов, себестоимость единицы
продукции в 2-3 раза ниже, чем на фермах. В настоящее время из-за недостатка
кормовых ресурсов и их плохого качества ряд крупных животноводческих комплексов
и птицефабрик прекратили свою производственную деятельность, а мощности
сохранившихся используются на 20-70%.
Сохранение
производства в крупных коллективных хозяйствах частично компенсируются его
увеличением в личных подворьях, хотя к настоящему времени их возможности по наращиванию
производства и поставок на рынок мяса, молока и яиц в значительной степени
исчерпаны.
В пищевой и
перерабатывающей промышленности ситуация характеризуется спадом производства
основных продуктов питания, тяжелым финансовым положением большинства предприятий,
интенсивным старением основных производственных фондов. Так, в 1999 г. по
сравнению с 1990 г. объемы производства маргариновой продукции, кондитерских
изделий, товарной пищевой рыбной продукции снизились в 2 раза; крупы, животного
масла, сыров и брынзы жирных сортов – в 3; цельномолочной продукции – в 4, мяса
(включая субпродукты 1 категории) – в 5,6 раза.
В то же время
мощности бывших государственных предприятий по производству мяса, используются
на треть, цельномолочной продукции – на четверть, животного масла, кондитерских
изделий, сычужных сыров, муки – на 35-53%. Причины – сокращение сырьевой базы и
стремление сельскохозяйственных производителей самим перерабатывать и
реализовывать продукцию сельского хозяйства.
Уменьшение
продовольственных ресурсов собственного производства привело к снижению
душевого потребления продовольствия в среднем по всем группам населения (табл.
2).
Таблица 2
Потребление
основных видов продуктов питания на душу населения (кг/год)
|
1990 г. |
1999 г. |
Мясо и мясопродукты
в пересчете на мясо |
75 |
41 |
Молоко и
молокопродукты в пересчете на молоко |
386 |
199 |
Яйцо и
яйцепродукты, штук в год |
297 |
209 |
Несмотря на
экстремальные погодные условия 1999 г., общий объем валовой продукции сельского
хозяйства на предприятиях всех категорий в сопоставимых ценах составил 102,4% к
1ровню 1998 г.
Сбор зерна
увеличился на 6,8 млн. т (14,2%) и достиг 54,7 млн. т. Производство сахарной
свеклы увеличилось на 40,9%, семян подсолнечника – на 38,4, овощей – на 16,5%
(табл. 3).
Таблица 3
Валовой сбор
основных сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий (млн. т)
|
1990 г. |
1997 г. |
1998 г. |
1999 г. |
1999 г. в % к |
1990 г. |
1998 г. |
Зерно |
116,7 |
88,6 |
47,9 |
54,7 |
46,9 |
116,7 |
В том числе пшеница |
49,6 |
44,3 |
27,0 |
31,0 |
62,5 |
114,6 |
Маслосемена |
4,7 |
3,3 |
3,4 |
4,6 |
97,9 |
113,9 |
В том числе подсолнечника |
3,4 |
2,8 |
3,0 |
4,2 |
123,5 |
138,4 |
Сахарная свекла |
32,3 |
13,9 |
10,8 |
15,2 |
47,1 |
140,9 |
Лен (волокно), тыс. т |
71,3 |
23,4 |
33,5 |
23,7 |
33,2 |
70,7 |
Картофель |
30,8 |
37,0 |
31,4 |
31,2 |
101,3 |
99,4 |
Овощи |
10,3 |
11,1 |
10,5 |
12,3 |
119,4 |
116,5 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|