Тоталитарному режиму присущи следующие черты:
1)
основывается на идее полного
господства государства над личностью, обществом и всеми сторонами их жизни, в
том числе частной жизнью;
2)
в политической жизни
насильственно устанавливается однопартийная система; другие партии запрещаются
или уничтожаются;
3)
утверждается господство одной
официальной идеологии, которая объявляется общегосударственной; никакие иные
учения или теории не разрешаются, а все научные исследования, публичные
выступления, художественные и иные произведения должны соответствовать этой
идеологии;
4)
происходит сращивание
партийного и государственного аппаратов, власть концентрируется в руках
партийной верхушки, все государственные посты и привилегии распределяются
исключительно по партийной принадлежности;
5)
превалируют идеи вождизма,
явный или скрытый культ личности руководителя партии — вождя, который
идеализируется, а порой даже обожествляется;
6)
осуществляется государственно
организованный террор в отношении несогласных с режимом или его критикующих;
народ превращается в толпу, которой легко управлять; устанавливается система
концентрационных лагерей;
7)
полная унификация жизни
общества, контроль за образованием, литературой, искусством, всей духовной
жизнью; устранение влияния церкви, подчинение государству средств массовой
информации, использование пропаганды для влияния на сознание, мысли, чувства людей;
8)
уничтожение демократических
институтов или придание им чисто формального характера;
9)
экономической основой режима
служат государственная собственность, которая является по существу
всеохватывающей, и жесткая регламентация экономических отношений;
10)
крайняя централизация
государственного аппарата, соединение в одном органе законодательной и
исполнительной власти, отсутствие независимой судебной власти.
Различают
три вида тоталитаризма: левый, правый и религиозный. К
левому тоталитаризму принято относить социалистическое (коммунистическое) движение,
основанное на классовом критерии. Оно получило развитие в СССР, КНР во времена
Мао Цзэдуна, в Кампучии в период правления Пола Пота. Правая форма выражена в
фашистском движении. Религиозный тоталитаризм проявляется в виде исламского
фундаментализма.
Надо
иметь в виду, что в отдельных странах те или иные черты тоталитарного режима
нередко получали специфическое проявление.
Фашистскому
режиму свойственны те же черты, что и
тоталитарному. Однако фашистский режим имеет следующую специфику:
а)
основывается на расистской
идеологии, провозглашающей одну нацию в качестве высшей, элитной. Другие же,
«неполноценные» народы должны либо обслуживать высшую расу либо подвергаться
уничтожению;
б)
проявляет крайнюю
агрессивность по отношению к другим государствам и народам; милитаризируется
внутренняя жизнь страны, вводится военно-бюрократический централизм.
Считается,
что в настоящее время нигде не существует фашистского режима, однако
периодически можно наблюдать отдельные проявления фашистской идеологии.
Авторитарный режим значительно мягче тоталитарного. Его главная черта
состоит в том, что государством руководит узкий круг людей — правящая элита,
которая возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.
Для рассматриваемого режима характерны следующие особенности:
1)
власть элиты не ограничена
законом;
2)
народ отстранен от управления
государством и не может контролировать деятельность правящей элиты;
3)
в области политической жизни
допускается существование многопартийности, однако оппозиционные партии запрещаются;
4)
существование сфер, свободных
от политического контроля. Это экономика и частная жизнь граждан. Контролю
подлежит главным образом политическая сфера жизни общества;
5)
провозглашается приоритет
интересов государства перед личными интересами;
6)
принуждение и насилие
проводятся только в отношении открытых противников строя.
Авторитарный
режим занимает промежуточное место между тоталитарным и демократическим
режимами и нередко перерастает в тот или другой. Здесь большую роль играет
ориентация правящей элиты и ее лидера.
Демократические
режимы обычно начинают характеризовать с
самого распространенного их вида — либерально-демократического.
Демократия
означает народовластие, поэтому базу любой разновидности демократического режима
составляет прямое или косвенное участие народа в осуществлении государственной
власти: народ выбирает представительные органы власти, участвует в принятии
государственных решений (например, путем референдума, т. е. всенародного голосования),
а также контролирует в той или иной мере деятельность государства.
Либерально-демократический
режим характеризуется плюрализмом во всех сферах общественной жизни. В
экономической сфере это выражается в многообразии форм собственности и свободе
выбора любой из них; в политической — предполагает широкий спектр общественных
объединений, многопартийность; в духовной — разнообразие мнений, убеждений,
мировоззренческую свободу, терпимость к различным взглядам, суждениям.
Функции
государства.
Функции государства в юридической науке
классифицируются по-разному. Самым распространенным является деление функций на
внутренние и внешние. Внутренние функции характеризуют
цели и задачи государства внутри данной страны. Внешние функции раскрывают специфику
интересов государства в межгосударственном общении. Внутренние и внешние
функции тесно связаны между собой и дополняют друг друга.
Внутренние функции государства относятся:
политическая;
экономическая;
социальная;
экологическая;
налогообложения
и финансового контроля;
охрана
и защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.
Внешние функции государства составляют:
функция
интеграции в мировую экономику;
обороны
страны;
поддержки
мирового правопорядка;
сотрудничества
по глобальным проблемам. V Остановимся более подробно на каждой из функций
государства.
При
рассмотрении внутренних функций государства первой из них
обычно называют политическую функцию. Ее главное содержание составляют
следующие задачи:
1)
обеспечение государственного
суверенитета;
2)
защита конституционного строя;
3)
реализация волеизъявления
народа в законодательстве и иных государственных решениях;
4)
создание необходимых и
достаточных условий для формирования гражданского общества;
5)
официальное представительство
общества внутри страны и на международной арене.
Деятельность государства в политической
сфере чрезвычайно многогранна и по существу является ключевой в создании
условий для эффективного выполнения других функций. Именно политическая функция
создает в обществе своеобразный климат, позволяющий благоприятно развиваться
другим направлениям деятельности государства — экономической, социальной и др.
Экономическая функция во многом
зависит от того, является ли данное общество обществом с рыночной или с
распределительной экономикой.
В обществе с распределительной
экономикой государство выступает собственником основных средств
производства и, опираясь на эту базу, централизованно, монопольно регулирует
экономические отношения, планирует производстве и распределяет его продукцию в
масштабах всей страны. Государство также принимает на себя функцию регулирования
торгового и бытового обслуживания населения.
В
условиях развитых рыночных отношений, свободы предпринимательской деятельности,
многообразия и равенства всех форм собственности вмешательство государства в
экономику существенно ограничивается и сводится, как правило, к следующим
задачам:
а)
выработке экономической
политики;
б)
управлению предприятиями и
организациями, составляющими государственную собственность. Круг этих объектов
ограничивается отраслями, имеющими общегосударственное значение, например,
ядерная энергетика, деятельность в космосе, общегосударственный транспорт,
связь и др.;
в)
установлению правовых основ
рынка и ценовой политики, в частности стимулированию свободного предпринимательства
и свободы труда, пресечению недобросовестной конкуренции (монополизма) и охране
прав потребителя от недобросовестного производителя;
г)
регулированию
внешнеэкономической деятельности государства.
Социальная функция имеет многообразное содержание и охватывает широкий
спектр проблем. Ее главное назначение состоит в обеспечении общественного
благополучия. В этих целях государство стремится гарантировать занятость
трудоспособного населения и социальную защиту тех, кто нуждается в
государственной поддержке: инвалидов, пожилых, многодетных семей, детей-сирот и
детей в неполных семьях, беженцев, безработных, вынужденных переселенцев,
национальных меньшинств и др. Государство, если оно обладает достаточными для
этого материальными возможностями, должно обеспечить социально уязвимым слоям
населения прожиточный минимум, т. е. определенный объем социальных благ за счет
государства.
Социальная функция включает в себя государственную
политику в области образования, науки, культуры, здоровья граждан. Здесь социальная
функция осуществляется в форме государственной поддержки (финансовой, материальной,
программной и др.) образовательных, воспитательных, научных учреждений и
учреждений культуры. В управлении и организации своей работы эти учреждений
самостоятельны, и государство не вправе вмешиваться в эту сферу.
К социальной непосредственно примыкает экологическая
функция, которая обусловлена обязанностью государства обеспечивать экологическую
безопасность населения. Эта функция приобретает большую значимость в условиях ухудшения
экологической обстановки во всем мире, в частности в результате ряда
экологических катастроф и интенсивной эксплуатации природных ресурсов. Вредные
последствия такой деятельности требуют постоянного вмешательства государства.
Оно устанавливает правовой режим природопользования, принимает меры при
экстремальных экологических ситуациях, проводит спасательные работы, оказывает
помощь жертвам бедствий и т. д.
Следует
отметить, что в последнее время экологическая функция все больше перерастает
свое внутригосударственное значение, превращаясь во внешнюю функцию.
Функция налогообложения и финансового контроля играет важную роль в деятельности государства. Как
известно, бюджет страны и его структурных и региональных единиц почти целиком
состоит из налогов и обязательных платежей, которые, как уже указывалось,
направляются на:
а)
покрытие расходов по
содержанию государственного аппарата;
б)
перераспределение среди
различных слоев и групп населения (например, на выплату пенсий, пособии);
в)
развитие экономики, социальной
сферы и иную деятельность.
Вторая
часть рассматриваемой функции — финансовый контроль — направлена
на:
1)
проверку выполнения финансовых
обязательств перед государством всеми субъектами финансовых отношений;
2)
проверку соблюдения правил
финансовых операций;
3)
контроль за правильностью
использования юридическими лицами находящихся в их распоряжении финансовых
ресурсов;
4)
предупреждение и устранение
нарушений финансовой дисциплины.
К числу приоритетных функций государства относится охрана
и защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. Соблюдение
прав человека является одним из главных критериев демократичности государства.
В настоящее время проблема прав человека переросла из внутреннего дела каждого
государства в фактор международной политики. И если лицо не получило защиты
своих прав внутри данного государства, оно может обратиться в международные
органы.
Выполнение рассматриваемой функции обеспечивается
системой правоохранительных органов — судом, органами внутренних дел,
государственной безопасности, а также прокуратурой, которая осуществляет надзор
за соблюдением законности.
Внешние функции отражают
интересы государства во взаимоотношениях с другими государствами. В частности,
функция интеграции в мировую экономику обусловлена процессами
интернационализации мировой экономики, всеобщим переплетением экономических
интересов различных государств, взаимной зависимостью их друг от друга. Современный
период характеризуется переходом от конфронтации большинства государств к
партнерству во внешнеэкономических отношениях, защите иностранных инвестиций и
права собственности иностранных партнеров, снятию других барьеров на пути к
интеграции. В настоящее время получили распространение совместные предприятия,
которые создаются на базе иностранных инвестиций или с участием иностранных
партнеров.
Функция обороны относится к
постоянной деятельности любого государства, поскольку имеет своим назначением
отражение вооруженной агрессии, защиту территориальной целостности государства.
На современном этапе меняются ориентиры в реализации данной функции; происходит
отказ от безудержной гонки вооружений, так как это сказывается на бюджете
страны и благосостоянии населения. Большинство стран придерживаются принципа
достаточного уровня обороноспособности, отвечающего требованиям национальной
безопасности. Это обусловлено тем, что в современном мире усиливаются процессы
взаимного сотрудничества различных государств в предотвращении вооруженных
конфликтов, угрозы развязывания мировой войны, в укреплении международной безопасности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|