на тему рефераты Информационно-образоательный портал
Рефераты, курсовые, дипломы, научные работы,
на тему рефераты
на тему рефераты
МЕНЮ|
на тему рефераты
поиск
Реферат: Современные подходы к пониманию государства

В последнее время в связи с повышением роли средств массовой информации (СМИ) в развитии политических процессов, в формировании общественного мнения они рассматриваются в качестве компонента политической системы. СМИ в немалой степени способствуют формировании политики, активно участвуют в подготовке, принятии и реализации политических решений, в деятельности государственных органов, в обеспечении успеха на выборах той или иной партий, формируют имидж того или иного политика. Не обладая непосредственно властными или управленческими полномочиями, СМИ тем не менее выступают как функциональный институт политической системы, потенциал которого используется в политической борьбе за власть и в контроле за протекающими в обществе процессами. Это обусловливает характеристику СМИ как «четвертой власти»: они имеют возможность манипулировать общественным мнением, навязывать обществу социальные ценности, внедрять в общественное сознание определенную идеологию.

Спорным является вопрос об отнесении церкви и религиозных организаций к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где та или иная религия относится к официальной, государственной и, следовательно, церковь имеет право участия в политической жизни государства, религиозные организации государственной конфессии включаются в политическую систему. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Однако даже в этом случае влияние церкви и религиозных организаций на жизнь общества достаточно велико: они участвуют в управлении делами общества путем благотворительной деятельности, воспитания людей на основе общечеловеческих, нравственных принципов, но при этом не могут преследовать политических целей.

Существование различных видов политических систем обусловлено многими факторами. К ним относятся не только структура политической системы, ее элементный состав, но и связь с общественно-экономической формацией, организация государственной власти. Главным же критерием при этом является политический режим. По этому признаку выделяют либерально-демократические и тоталитарные системы.


Государство в политической системе.

Государство оценивается как главное звено политической системы, ее центральный структурный элемент. Такая роль и место государства в политической системе определяются рядом его особенностей.

Во-первых, государство выступает как единственная организация, объединяющая всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом.

Во-вторых, государство обладает публичной (политической) властью и в силу этого может применять в необходимых случаях принуждение. Для этого образуются специальные органы — суды, армия, тюрьмы, органы охраны общественного порядка и др.

В-третьих, государство обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения).

В-четвертых, государство обладает суверенитетом, т. е. верховенством и независимостью в осуществлении внутренней и внешней политики.

В –пятых, государство интегрирует общество в единое целое не зависимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.

Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества также регламентируется государством. Данные организации могут регулировать только деятельность собственных формировании и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия других организаций ограничены теми или иными пространственными пределами — регионом действия данной организации или субъектным составом данного объединения, и распространяются не на все общество.

Правовым считается государство, где господствует право. Такое государство, построенное на правовых началах, признает и осуществляет требования права во всех сферах общественной жизни, ограничивает свою деятельность в соответствии с правовыми установлениями.

Наибольшие заслуги в разработке теории правового государства принадлежат немецкому философу И. Канту (1724—1804). Опираясь на теорию естественных, неотъемлемых прав человека, Кант обосновал необходимость для государства ориентироваться на право во всех своих действиях. При этом право он трактовал как справедливость, воплощенную в законах государства, как обеспеченные государством естественные права и свободы человека.

Правовое государство в трактовке Канта есть идеальная теоретическая модель, которой следует руководствоваться в практике государственно-правовой жизни, это сфера долженствования (как должно быть).

Другой немецкий мыслитель — Г. Гегель (1770—1831) рассматривал правовое государство как воплощение идеи свободы, как высшее право. Гегель различал право и закон, признавал, что могут существовать противоправные, антиправовые законы. Тем не менее он исходил из того, что право по своей природе разумно, поэтому государство, принимая законы, должно ориентироваться на право как идею свободы и справедливости, как «царство реализованной свободы». Сам же термин «правовое государство» ввел в оборот представитель немецкого либерализма первой половины XIX в. государствовед Р. фон Моль. Определенный вклад в развитие теории правового государства внесли и русские государствоведы: А. С. Алексеев, В. М. Гессен, Б. А. Кистяковский, Н. М. Коркунов и др. Они считали необходимым, чтобы государство было связано законом и он был обязателен для власти, чтобы она стояла под правом, а не над ним. Теоретические разработки позволили юридической науке сформулировать признаки правового государства, или критерии, которым должно отвечать государство, претендующее называться правовым.

В настоящее время принято выделять четыре основных при-знака правового государства:

1)  господство права в общественной и политической жизни;

2)  принцип разделения властей;

3)  незыблемость прав и свобод личности, их гарантированность и реальность осуществления;

4)  взаимная ответственность государства и личности.

Раскроем содержание каждого из названных признаков.

Господство права предполагает:

во-первых, правовую организацию государственной власти, т. е. создание и формирование всех государственных структур строго на основе законов;

во-вторых, правовой характер принимаемых законов, иначе говоря, они по своему содержанию должны быть справедливыми, основываться на естественных, неотъемлемых правах и свободах человека;

в-третьих, связанность государства им же созданными законами, самоограничение государства законом, установление рамок для деятельности государства и его органов;

в-четвертых, верховенство конституционного закона в системе нормативных правовых актов государства, прямое действие конституционных норм.

Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное существование и функционирование трех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из них служит своеобразным противовесом другой.

Принцип разделения властей позволяет действовать государственной власти на правовых основах, регулировать действия каждой из них и не допускать концентрации власти во всей полноте в одних руках. Ни одному из органов власти не принадлежит власть в полном объеме. Кроме того, разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованные действия на основе общих принципов. Принцип разделения властей означает, что все споры и конфликты между ветвями власти разрешаются правовым путем.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод личности означает, что правовое государство может считаться таковым лишь в случае, если оно устанавливает, закрепляет и реально обеспечивает равенство всех людей как субъектов правового общения, равенство всех перед законом. Люди должны обладать равной правосубъектностыо, равными возможностями для достижения каких-либо не противоречащих закону целей или приобретения каких-либо прав.

Кроме того, государство должно не только признавать, но и гарантировать полный набор прав и свобод, признаваемых мировым сообществом в качестве естественных прав человека, т. е. принадлежащих ему от природы, от рождения. К числу. таких прав относятся: право на жизнь, на человеческое достоинство, неприкосновенность личности, жилища, свобода передвижения, свобода совести и др. Государство также призвано защищать каждого от произвола властей и должностных лиц.

Взаимная ответственность личности и государства проявляется в том, что в своих взаимоотношениях личность и государство выступают равными партнерами и обладают взаимными правами и обязанностями. Государство вправе не только требовать от личности выполнения установленных законом обязанностей, но и само несет перед личностью определенные обязанности. Следовательно, личность может требовать от государства исполнения его обязанностей. В частности, личность вправе требовать от государства реальности закрепленных прав и свобод, защиты их от нарушений.

В правовом государстве должны существовать возможности, позволяющие личности требовать от государства исполнения его обязанностей. Такие возможности предоставляет судебный порядок обжалования действий и решений, а также актов государственных органов и должностных лиц, которыми нарушены права и свободы граждан. Согласно ст. 46 Конституции РФ, «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд».

Однако личность имеет не только права, но у нее есть и конкретные обязанности перед государством. Главные из них закреплены в Конституции РФ. Среди них обязанность соблюдать Конституцию и действующие законы, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.

В числе названных признаков правового государства стержневым является признак господства права. Без него невозможна нормальная жизнедеятельность общества. Правовое государство не тождественно демократическому, а представляет собой высшую ступень в развитии демократического государства, поскольку предполагает функционирование многих правовых институтов, например, наличие развитого гражданского общества, соответствие внутригосударственного законодательства обще-признанным принципам и нормам международного права высокую роль суда как независимого органа защиты права и охраны его от нарушений, создание прогрессивного законодательства.

Важным условием формирования правового государства является высокая правовая культура общества, утверждение в обществе главенства общечеловеческих ценностей, климата соблюдения и поддержки демократических традиции.


Заключение.

Современное понимание термина «государство», как мы могли убедится не является однозначно определяемым. Оно зависит как от того в каком контексте рассматривается (философский, научный, исторический и прочие аспекты)  то или иное государство, так и от самого рассматриваемого государства. Однако современная методология исследования данного явления предлагает нам ряд аспектов, таких как:

·    наличие публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

·    территориальная организация населения;

·    государственный суверенитет;

·    всеобъемлющий, общеобязательный характер актов, издаваемых государством;

·    налогообложение и взимание налогов.

которые позволяют сделать однозначный вывод о наличии в социальной среде тех или иных элементов государственной власти.


Список литературы.

1)  А.А. Морозова      « Основы государства и права».

2)                                 «Основы правовых знаний».

.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



© 2003-2013
Рефераты бесплатно, курсовые, рефераты биология, большая бибилиотека рефератов, дипломы, научные работы, рефераты право, рефераты, рефераты скачать, рефераты литература, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты медицина, рефераты на тему, сочинения, реферат бесплатно, рефераты авиация, рефераты психология, рефераты математика, рефераты кулинария, рефераты логистика, рефераты анатомия, рефераты маркетинг, рефераты релиния, рефераты социология, рефераты менеджемент.